Рокировка в шахматах
В дебюте очень важно сделать рокировку. Рокировка в шахматах – особенный ход , во время которого перемещается 2 фигуры сразу (король и ладья)
Сделав рокировку, мы решаем сразу две важные задачи: перемещаем короля в более безопасное место, и выводим ладью ближе к центру.
Рассмотрим более подробно этот ход.
Король перемещается на 2 клетки в сторону ладьи, а ладья переносится через короля, и ставится на следующее за ним поле. Рокировка возможна в двух направлениях: в короткую сторону (королевский фланг) и в длинную (ферзевый фланг). Очень важный момент: делая рокировку – передвигайте сначала короля, затем ладью.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Белые и черные могут рокировать в обе стороны, как в короткую, так и в длинную. В шахматной нотации рокировка в короткую сторону обозначается 0-0, а в длинную – 0-0-0.
1. 0-0 0-0-0
Белые сделали рокировку в короткую сторону, а черные в длинную.
В каких случаях рокировка в шахматах не возможна? Она не возможна, если:
– король или ладья во время партии уже делали ходы;
– король находится под шахом (запрещено уходить от шаха рокировкой);
– поле, которое должен пересечь или занять король, атаковано фигурой соперника;
– между королем и ладьей находится какая-либо фигура.
Рассмотрим следующую диаграмму:
Белые и черные не делали ходов королем и ладьями. Попробуем разобраться, возможна ли рокировка в длинную и короткую стороны:
– в короткую сторону белые рокировать не могут, так как король должен пересечь поле f1, которое атаковано ферзем соперника;
– в длинную сторону белые могут рокировать;
– в короткую сторону черные не могут рокировать, так как король после рокировки станет на поле g8, атакованное белым ферзем;
– в длинную сторону черные могут рокировать.
Стоит сказать, что если белые сделают рокировку в длинную сторону, то черные уже не смогут рокироваться, так как белая ладья будет держать под контролем поле d8, которое должен пересечь черный король для рокировки. То же самое произойдет, если первыми рокировку сделают черные – белые не смогут рокироваться в длинную сторону.
Подпишитесь на наш канал на YouTube
Политика конфиденциальности
Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом
Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.
Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.
Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна
Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.
Рассылки и информационные сообщения
Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.
Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).
При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.
Изменения в политике конфиденциальности
Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице
- Урок
- Отзывов (0)
Рокировка — это специальный ход, который один раз за игру может выполнить король совместно со своей ладьёй.
Рокировка бывает двух типов: короткая и длинная. Короткая рокировка выполняется с ладьёй на королевском фланге, то есть с той ладьёй, которая ближе к королю. Длинная рокировка — с ладьёй на ферзевом фланге.
Как сделать рокировку: — король идёт на две клетки к ладье; — ладья перепрыгивает короля и становится сразу после него. Рокировку необходимо выполнять одной рукой, сначала перемещается король и только потом ладья.
Рокировку запрещено делать: — если король уже ходил; — с той ладьёй, которая уже сделала хотя бы один ход; — если королю в настоящий момент сделан шах; — если поле через которое будет перемещаться король находится под ударом вражеской фигуры; — если между ладьёй и королём стоит какая-нибудь фигура.
Как правило, чем быстрее вы сделаете рокировку, тем безопаснее будет вашему королю. Чаще всего, выполняется короткая рокировка.
Задание: Итак, перейдите к шахматной доске в начале страницы. — Сделайте короткую рокировку. — Начните партию сначала и сделайте длинную рокировку. Для удобства, все доступные ходы ваших фигур будут подсвечиваться.
Помощь: Хотите узнать больше? Появились вопросы? Нужна помощь нашего тренера? Нажмите на кнопку «Купить»
Понятие “рокировка” в шахматах подразумевает совершение маневра, в результате которого осуществляется одновременный ход королем и ладьей. Только в этом случае они передвигаются вместе. Стоит отметить: чтобы совершить такой ход, необходимо соблюсти некоторые условия.
Хотя правила рокировки в шахматах и простые, но их обязательно нужно знать, чтобы успешно применять этот маневр. Вот все правила и условия шахматной рокировки:
2. К летки, расположенные между этими двумя фигурами, надо освободить от ферзя и слона. Фигуры соперника тоже учитываются .
3. Перед тем как сделать рокировку убедитесь, что ваша главная фигура не попадет под шах.
4. Маневр можно совершить как с правой, так и с левой ладьей.
Варианты
Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:
- В Случайных шахматах Фишера рокировка максимально приближена к классической: при соблюдении тех же обязательных условий она возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций. Конечная позиция рокируемых ладьи и короля, независимо от выбранной начальной расстановки, в точности соответствует конечной позиции соответствующей рокировки для классических шахмат. Поскольку в случайных шахматах изначально король стоит между ладьями, хоть одна фигура сходит. Рокировка невозможна, если хотя бы одно поле на маршруте короля битое.
- В шахматах Капабланки для досок 10×10 и 10×8 при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.
- В некоторых позднейших вариантах шахмат, например, в гексагональных шахматах Глинского и в Grand Chess, от рокировки снова отказались. Отказ связан с тем, что используемые в этих играх правила ходов и расстановки фигур позволяют и без рокировки легко провести вывод ладьи на активную позицию и убрать короля с центра, где он более подвержен атаке.
- В гексагональных шахматах Шафрана рокировка не только возможна, но имеет больше вариантов: допускается как длинная, так и короткая рокировка на любом фланге.
- Рокировка отсутствует также в национальных азиатских видах шахмат сянци (китайские), чанги (корейские) и сёги (японские) — эти игры выросли из ранних вариантов шахмат, где рокировки не было.
Правила рокировки в шахматах
Когда король осуществляет рокировку, он передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья передвигается на противоположную от короля клетку. При рокировке по правилам сначала нужно передвинуть короля, иначе ваш противник может заявить, что вы просто передвинули ладью, а не совершили рокировку (правило «взялся – ходи», см. правила шахмат). На диаграмме внизу ни один король еще не совершил рокировку.
На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации.
На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.
Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:
Рокировка невозможна, если либо король, либо ладья уже совершали ход.
На диаграмме внизу король не может сделать длинную рокировку, потому что ладья для этой рокировки уже совершала ход.
Все клетки между королем и ладьей должны быть свободны.
На следующей диаграмме король не может осуществить длинную рокировку на данном ходу, потому что между королем и ладьей находится конь.
Если королю поставлен шах, он не может сделать рокировку, чтобы уйти из-под шаха.
На диаграмме внизу ладья черных поставила шах королю белых. На текущем ходу белые не могут осуществить рокировку, но если для того, чтобы уйти из-под шаха, белые не задействуют короля, позднее белые все же могут сделать рокировку.
Король не может сделать рокировку, если после рокировки он окажется под шахом.
На следующей диаграмме слон черных атакует помеченную клетку, на которой окажется король белых, если белые совершат рокировку в длинную сторону. Поэтому при такой рокировке король белых окажется под шахом. Однако белые могут совершить короткую рокировку, либо они могут все же совершить длинную рокировку, но позднее, когда данная клетка не будет находиться под атакой.
Король не может сделать рокировку, если для этого ему придется пересечь находящуюся под атакой вражеской фигуры клетку.
На диаграмме внизу ферзь черных атакует подсвеченную клетку, которую нужно будет пересечь королю, чтобы осуществить рокировку в длинную сторону. Поэтому в данный момент король не может осуществить этот вид рокировки.
Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.
Правила рокировки
Условия рокировки
Маленькая рокировка белыми временно запрещена.
Рокировка требует нескольких условий:
- все поля, отделяющие короля от ладьи, должны быть пустыми. Следовательно, нельзя брать фигуру соперника рокировкой;
- ни король, ни башня не должны были покинуть свое первоначальное положение. Следовательно, король и ладья должны находиться в первом ряду игрока, и каждая сторона может рокироваться только один раз за игру; с другой стороны, король, возможно, уже потерпел неудачу, если уклонился от них, не двигаясь.
- ни одно из полей (начальное, проходное или завершающее), через которое проходит король во время рокировки, не должно контролироваться фигурой соперника. Следовательно, рокировка невозможна, если король находится под шахом . В ситуации справа белые не могут рокироваться, поскольку черный слон на a6 (см. Алгебраические обозначения ) угрожает квадрату f1 (обозначенному красным крестом), через которое король должен пройти, чтобы сыграть рокировку. С другой стороны, башня, как и прилегающая к ней клетка в случае большой рокировки, может оказаться под угрозой.
Исполнение
Как и все удары, рокировка должна выполняться одной рукой. Чтобы избежать каких-либо споров, рокировка выполняется сначала перемещением короля, а только затем башни. Если игрок выполняет рокировку, сначала перемещая башню, его противник может считать, что последний перемещает башню, и имеет право применить правило «фигура коснулась, фигура сыграна» и заставить его двигаться только последнюю, запрещая ему затем рокировку дальше. эта сторона.
Если игрок добровольно касается своего короля, а затем своей башни, но не имеет права на рокировку на эту сторону, он должен сделать ход короля (он может, если у него есть право на рокировку на другую сторону). Если в его распоряжении нет разрешенного хода короля, он может выполнить любой другой разрешенный ход.
История
Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат (сянци, чанги, сёги) не имеют такого хода.
Предшественником рокировки был «прыжок короля», появившийся, вероятно, в XIII веке. Якобус Цессолес упоминает, что первым ходом король мог «прыгнуть» на две клетки или даже на поле b1 или b2 (на три клетки). Согласно Лусене, в Испании правила шахмат, существовавшие до изменений конца XV века, дозволяли королю «прыжок» на две клетки, но если король получал шах, он терял такую возможность. Во всех вариациях правил король не мог сделать «прыжок» из-под шаха или через битое поле.
Генри Дэвидсон связывает появление рокировки в современном виде с революцией в правилах конца XV века, сделавшей слона и ферзя дальнобойными фигурами. Рокировка, таким образом, позволяла одновременно убрать короля из центра в более безопасное место и без потерь времени ввести в игру ладью.
К 1560 году, пишет Г. Мэррей, в Испании у короля был ещё только «прыжок», во Франции — и прыжок, и рокировка, в разных областях Италии применялись либо французские, либо испанские правила, а где-то ход короля включал и перемещение на одно поле пешки перед королём. В течение XVII века рокировка медленно и неравномерно закреплялась в европейских странах. Дольше всего нестандартные правила продержались в Италии. В 1683 году Франческо Пьяченца (итал.)русск. критиковал региональные отклонения, такие как разрешение рокировать уже ходившему королю или рокировку через битое поле; до конца XIX века в Италии были популярны моденские правила, дававшие игроку возможность выбрать, на какие поля поставить короля и ладью после рокировки.
Основная стратегия
Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
№ 1 Защищайте своего короля
Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше
Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!
№ 2 Не отдавайте фигуры просто так
Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:
- Пешка – базовая единица
- Конь стоит 3 пешки
- Слон стоит 3 пешки
- Ладья стоит 5 пешек
- Ферзь стоит 9 пешек
- Король бесценен
В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.
№ 3 Контролируйте центр
Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.
№4 Используйте все свои фигуры
В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.
Раздел 2
Атака на короля при односторонних рокировках.
М.ТАЙМАНОВ – Г.КАЙДАНОВ
Белград, 1988 г. Дебют Нимцовича.
1.Nf3 d5 2.b3 Nf6 3.Bb2 e6 4.c4 c5 5.e3 Nc6 6.cxd5 exd5 7.Bb5 Bd6 8.Ne5 0-0 9.Nxc6 bxc6 10.Be2
Непоследовательно, белые должны были взять пешку 10.Bxc6 (ведь они потратили 2 темпа для ее атаки), хотя после 10…Bg4 11.Qc2 Rc8 черные имели некоторую инициативу.
10…Re8 11.0-0 Rb8 12.d3
12…Rb4!
Красивый и поучительный маневр. Черные используют свободную четвертую горизонталь для перевода ферзевой ладьи на королевский фланг.
13.Nd2 Rh4 14.g3
14.Nf3 Rh6
14…Ng4!
Подключая другие фигуры к атаке. Теперь плохо 15.hg Qxh4 16.Nf3 Qh3 с угрозой 17…Bxh2+; 15.Nf3 Rh6.
15.Bxg4 Bxg4 16.f3
У черных под боем ладья и слон. Что делать?
16…Rxh2!
Характерная жертва ладьи, принятие ее дает возможность подключить к атаке ферзя. 17.Kxh2? Qh4+ (пешка g3 связана) 18.Kg2 Qxg3+ 19.Kh1 Qh2#.
17.fxg4 Rxe3
Еще одна фигура подключается к атаке белого короля. Плохо 18.Kxh2 Qh4+ и т.д.
18.Bf6!
Белые изобретательно защищаются! После 18…gf перекрывается выход ферзю и возможно 19.Kh2, но …
18…Rh3!!
Блестящий ресурс, на 19.Bxd8 решает 19…Rexg3+ 20.Kf2 Rh2+ 21.Kе1 Rе3+ 22.Qе2 Rеxе2+ 23.Kd1 Rxd2+ и черные выигрывают.
19.Rf3 Rxg3+ 20.Kh1 gxf6 21.Rxg3 Bxg3 22.Nf3 Qd7
Белые сдались.
Блестящая, стремительная атака черных впечатляет – недаром Международная ассоциация гроссмейстеров признала эту партию лучшей на турнире в Белграде. Особо хочется отметить оригинальный маршрут черной ладьи – главной героини данной партии.
Атака на короля при разносторонних рокировках.
М.ПЕТУРССОН – А.ВОЙТКЕВИЧ
Вена, 1990 г. Староиндийская защита.
1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7 4.e4 d6
Основная позиция староиндийской защиты.
5.Be2 0-0 6.Bg5 c5 7.d5 h6 8.Bf4 Re8 9.Qd2 Kh7 10.0-0-0
Позиции с разносторонними рокировками, как правило, предвещают острую борьбу. Обе стороны, не считаясь с материальными потерями, стремятся организовать атаку на вражеского короля.
10…b5!
Сильно и целеустремленно. Черные хотят вскрыть линии “a” и “b”, и перебросить свои фигуры на ферзевый фланг.
11.f3
На 11.Nxb5 следует 11…Nxe4, хорошо для черных и 11.cb a6
11…Qa5 12.cxb5
Опасно 12.Nxb5 Qxa2 13.Nc7 Na6! 14.Nxa8 Nb4 с сильной атакой
12…a6 13.b6
Препятствуя вскрытию линии “а”. После 13.ba Bxa6 14.Bxa6 Nxa6 черные прекрасно развивали свои фигуры для атаки путем Rfb8, Nb4 и т.д.
13…Nbd7 14.b7
Стремясь забаррикадировать линию “b”.
14…Bxb7 15.g4 Reb8 16.h4 Bc8 17.Qc2
Становится ясно, что черные опередили соперника в атаке. Им удалось вскрыть линию “b” и активизировать тяжелые фигуры. Белые пока лишь намечают подобную акцию на королевском фланге.
17…Rxb2!!
Характерный удар для подобных положений. Черные разрушают пешечное прикрытие короля соперника.
18.Kxb2
Хуже 18.Qxb2 Nxe4! 19.fe Bxc3 20.Qb3 Rd8 и черные выигрывают.
18…Rb8+ 19.Kc1!
19.Ka1 Nxe4! 20.fe Bxc3+
19…Qa3+ 20.Kd2 Rb2 21.Rb1
21…Nxe4+!
Обмен ферзя на две ладьи после 21…Rxc2+ 22.Kxc2 не обещает выигрыша, а подключение к атаке слона g7 решает судьбу партии.
22.Nxe4
Плохо 22.fe Qxc3+, используя связку Rb2-Qc2-Kd2.
22.Nxe4 Rxc2+ 23.Kxc2 f5!
Стремясь к полю с3.
24.gxf5 gxf5 25.Bd3
На отход коня – 25.Nd2 следует двойной удар – 25…Qa4+ и 26…Qxf4.
25…c4
Освобождая поле c5 для коня d7. При атаке на короля пешки не в счет!
26.Ng5+ hxg5 27.Bxf5+ Kg8 28.Bd2 Qxa2+ 29.Kc1 Nc5
Грозит 30…Nb3+ с неизбежным матом.
Белые сдались, так и не создав серьезных угроз. Фактор времени имеет первостепенное значение при разносторонних рокировках.
- <
- > >