Базовые пешечные структуры

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Общие наблюдения [ править ]

Слабые стороны пешечной структуры, такие как изолированные , сдвоенные или обратные пешки и , однажды созданные, обычно являются постоянными

Поэтому необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать их (но есть исключения – например, см. Болеславскую яму ниже)

При отсутствии этих структурных слабостей невозможно оценить пешечное построение как хорошее или плохое – многое зависит от положения фигур. Однако пешечное построение в значительной степени определяет общие стратегии игроков, даже если оно возникает из-за несвязанных дебютов. Пешечные образования, симметричные относительно вертикальной линии (например, цепочка e5 и цепочка d5) могут казаться похожими, но имеют тенденцию иметь совершенно разные характеристики из-за склонности королей к рокировке на .

Пешечные структуры часто переходят одна в другую, например, Исолани в Висячие пешки и наоборот. Такие перестановки необходимо тщательно продумывать и часто отмечать сдвиги в стратегии игры.

О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру

Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.

Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок

В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».

Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.

Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.

Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.

Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Виды пешек[]

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Виды пешек

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

а6 и b6 — «пешки-недотроги»

В зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:

Название пешкиВертикаль
Королевскаяe
Ферзеваяd
Слоноваяc, f
Коневаяb, g
Ладейнаяa, h
Центральнаяd, e
Крайняяa, h

В зависимости от взаимного расположения пешек существуют:

Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.

Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.

Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).

  • Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.

    • Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета.
    • Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек.

Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.

  • Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга.

    • Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.
    • «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку.

Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали.

На диаграмме:

Белые:

  • Пешка d3 — изолированная.
  • Пешки g2, g3, g4 — изолированные, строенные; пешка g4 — проходная.

Чёрные:

Пешки b6, c5, d5 — связанные; пешка b6 — проходная.

Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.

На диаграмме:

Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Пешечные ходы должны быть минимальными

Нам нужно сделать пару пешечных ходов для открытия, чтобы активировать наши другие фигуры, но это не значит, что мы должны отправиться в сумасшедшую пешечную миссию, чтобы создать пространство! Фигуры намного сильнее пешек, поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на том, чтобы они были на активных позициях. Нет смысла продвигать все пешки, пока наши фигуры остаются дома, не в силах присоединиться к борьбе.

Есть еще одна причина сдерживать движение пешек: пешки не могут двигаться назад. Конечно, это базовые знания, так что я имею в виду? Если вы переместите фигуру на клетку, на которой эта фигура окажется неэффективной, вы всегда сможете переместить её в следующем ходу. Вы не можете делать это с пешками, поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не сделать шаг, который необратимо ослабляет нашу позицию.

Пешки достаточно сильны на своих начальных позициях. Они стоят бок о бок и защищают все клетки перед собой. Если на пешку нападают, она может сделать ход на клетку вперёд и станет под защитой соседней пешки. Однако сделав слишком авантюрный ход, пешка может оказаться изолированной, окруженной и вскоре взятой.

Пешки также образуют оборонительную стену, особенно перед королём. Если вы, переместите слишком много пешек, вашему противнику будет легко проникнуть в тыл за пешки и начать атаковать.

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.

Библиотека – Макс Эйве “Курс шахматных лекций”

  Версия для печати

…….6. Пешечное расположение

    Этот признак, подобно предыдущему, является одним из главнейших в системе Стейница. Тут Стейниц отчасти возрождает воззрения Филидора, который придавал пешечной позиции первенствующее значение.    При обсуждении пешечной структуры необходимо учитывать два момента: слабость самих пешек и слабость соседних полей.    Рассмотрим по очереди три типа пешечной структуры: а) связанные пешки; б) изолированные и в) сдвоенные.
а) Связанные пешки    Самая сильная позиция связанных пешек — когда они стоят рядом, в начальном положении (например, на а2 и b2). В самом деле, в случае их наступления одна из них может поддержать другую; но еще важнее то, что они держат под ударом все находящиеся перед ними поля.    При несколько ином положении пешек, например, на а3 и b2, оба эти свойства их сильно ослабевают. Представим себе, например, что у черных при этом имеется пешка на а4. Белая пешка b2 в этом случае безусловно слаба, ибо у черных может быть на нее больше нападений, чем у белых — защит: черные, например, могут сдвоить или даже строить для этой цели свои тяжелые фигуры по линии «b», между тем как у белых нет этого защитительного ресурса. Кроме того, поле b3 — слабое, так как черные могут атаковать его большим числом фигур, чем то, которое белые могут противопоставить для его защиты. Мы называем пешку b2 отсталой.    Промежуточная форма, — когда пешка не сама по себе слаба, а является причиной слабости смежного с ней поля, — наблюдается в случае блокированной пешки. Возьмем, например, такое положение: белые пешки на е3 и d4, черная на е4. Здесь защита пешки е3 не представляет трудностей, так как у черных не больше нападений на нее, чем у белых (как это бывает в отношении отсталой пешки, именно — путем атаки по вертикали), а, напротив, меньше. Таким образом, пешка е3 не слаба, но зато слабое у белых поле d5, поскольку у них нет пешки с, чтобы прогнать с d5 черную фигуру. Без этого у белых не достаточно ресурсов, чтобы, атаковать поле d5, ибо они не располагают для этого вертикалью «d».
б) Изолированные пешки    Слабость изолированной пешки, так же как и отсталой, — двоякого рода: во-первых, изолированная пешка не может быть поддержана другой пешкой и потому требует постоянной защиты со стороны фигур; во-вторых, поле перед нею находится во власти противника, так как оно не может быть защищено по вертикали. Оба эти свойства иллюстрируются уже предыдущей диаграммой, где перед изолированной пешкой е6 слабо поле с5, причем главную роль сыграл именно этот второй момент.    Классическим примером изолированной пешки d является вариант Рубинштейна в ферзевом гамбите: 1. d4 d5 2. c4 е6 3. Nc3 с5 4. cd ed 5. Nf3 Nс6 6. g3 Nf6 7. Bg2 Be7 8. O-O O-O 9. dc Bxc5
    Раньше в этом положении обыкновенно играли 10. Bg5, развивая давление на пешку d5. Теперь предпочитают 10. Nа4 и затем Be3, стремясь как можно скорее занять пункт d4.
в) Сдвоенные пешки    Сдвоенные пешки бывают двух видов: изолированные или связанные, в зависимости от того, изолирована или связана одна из них.    Разумеется, что связанные сдвоенные пешки (например h7, g7 и g6) защищать легче, так как при такой структуре нет слабых полей. Единственная их невыгода в том, что с помощью их труднее осуществить прорыв и создать проходную пешку.    При изолированных двойных пешках слабы как они сами, так и находящиеся перед ними поля.На нижеследующей диаграмме приведены все возможные типы пешек.
    Пешка b2 — отсталая, d4 — блокированная, g2 и h2 — связанные, g6 и g7 — связанные сдвоенные, е6 и е4 — изолированные сдвоенные. Заметим, что пешечная группа h7, g7, g6 не обладает достаточным перевесом над группой g2, h2, чтобы осуществить прорыв.    Ясно, что пешечное расположение следует отнести к числу прочных признаков. Конечно, бывают случаи, когда какую-нибудь пешечную слабость удается устранить, так что она оказывается временной, но ведь то же самое может случиться решительно со всяким признаком. Обычно же пешечное расположение имеет прочный характер, и лишь особые обстоятельства, например, размен и тому подобные комбинации, могут вызвать в нем существенные изменения (т.е. улучшить или ухудшить его).

Прочтено 4015 раз

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Общие наблюдения [ править ]

Слабые стороны пешечной структуры, такие как изолированные , сдвоенные или обратные пешки и дыры , однажды созданные, обычно являются постоянными

Поэтому необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать их (но есть исключения – например, см. Болеславскую яму ниже)

При отсутствии этих структурных слабостей невозможно оценить пешечное построение как хорошее или плохое – многое зависит от положения фигур. Однако пешечное построение в значительной степени определяет общие стратегии игроков, даже если оно возникает из-за несвязанных дебютов. Пешечные образования, симметричные относительно вертикальной линии (например, цепочка e5 и цепочка d5) могут казаться похожими, но имеют тенденцию иметь совершенно разные характеристики из-за склонности королей к рокировке на королевском фланге .

Пешечные структуры часто переходят одна в другую, например, Исолани в Висячие пешки и наоборот. Такие перестановки необходимо тщательно продумывать и часто отмечать сдвиги в стратегии игры.

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Вскрытый шах

Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.

Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий