Правила быстрых шахмат
Основной свод правил быстрых шахмат соответствует общему регламенту ФИДЕ. Но есть особенности, связанные с регулированием по времени.
Оба соперника обязаны закончить ходы в интервале от 10 до 60 минут с начала встречи. Или другой вариант: игроки должны закончить ходы в определённое время, суммированное с дополнительным, умноженным на 60. В этом случае время тоже не должно выходить из промежутка от 10 до 60 минут.
Если игроки заметили неверно размещённые фигуры или неправильно выставили время, они могут обратиться к судье, но не позднее третьего хода с начала партии. Доска и/или часы приводятся в надлежащий вид, и поединок начинается с нуля.
Если кто-то из соперников заметил описанные выше нарушения после четвёртого хода или позднее, партия продолжается при текущей расстановке, изменения не вносятся.
Разрешено не записывать ходы.
Игрок имеет право обратиться к арбитру, когда его соперник взялся за фигуру, но передумал ходить ею. Если такое обращение есть, судья обяжет шахматиста исполнить правило «взялся — ходи». Противникам разрешается самостоятельно решить вопрос между собой. Не возбраняется оставить этот жест вовсе без внимания, тогда арбитр не должен требовать от игрока сделать ход взятой в руку фигурой.
Судья должен прореагировать на недопустимый ход, только если игрок заявил о нём. Нет обращения — нет нарушения
Если шахматист решил привлечь внимание арбитра, он должен сделать это до собственного ответного хода и переключения часов. Если судья утвердит апелляцию, он обяжет нарушителя сделать правильный ход той же фигурой согласно принципа «взялся — ходи».
Просроченное время фиксируется только после обращения играющего
Он должен остановить часы и сказать: «Время!» или «Флаг!». Без подачи апелляции игра может идти дальше.
«Пешка — не орешка»
Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:
- Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
- Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
- Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
- Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается) другой фигурой
Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.
Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.
Общие маты
Помощник по рангу
Из Берджесса, стр. 16
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые выигрывают ходом 1.Rd8 #.
Мат на заднем ряду – это мат, поставленный ладьей или ферзем на заднем ряду (то есть в ряду, в котором фигуры стоят в начале игры), в котором матовый король не может продвинуться вверх. доска, потому что король заблокирован дружественными фигурами (обычно пешками) на второй горизонтали. На диаграмме показан пример мата на втором месте. Он также известен как помощник по коридору .
Товарищ ученого
Помощник ученого – черным поставлен мат. | Анимация, демонстрирующая помощник ученого |
Мат ученого (также известный как мат с четырьмя ходами) – это мат, достигаемый ходами:
- 1. e4 e5 2. Qh5 Nc6 3. Bc4 Nf6 ?? 4. Фxf7 #
Ходы могут быть сыграны в другом порядке или с небольшими вариациями, но основная идея та же: ферзь и слон объединяются в простой матовой атаке на f7 (или f2, если черные выполняют мат). Есть и другие способы поставить мат в четыре хода.
Приятель дурака
Мат дурака – белым поставлен мат. | Анимация, демонстрирующая друг дурака |
Мат дурака , также известный как «Мат с двумя ходами», является самым быстрым матом из возможных. Яркий пример состоит из ходов:
- 1. f3 e5 2. g4 Qh4 #
приводя к показанному положению. (Схема может иметь небольшие вариации, например, белые могут сыграть f2 – f4 вместо f2 – f3 или сначала пойти пешкой g , а черные могут сыграть … e7 – e6 вместо … e7 – e5.)
Спертый мат
Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #. |
Конечная позиция |
Спертый мат является мат поставляется в рыцаре , в котором Mated король не в состоянии двигаться , потому что он окружен (или задушен ) своими собственными частями.
Мат обычно виден в углу доски, так как там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее часто встречающаяся форма задушенного товарища видна на диаграмме рядом. Рыцарь на f7 поставляет мат королю на h8 , который предотвращен от возможности избежать проверки со стороны ладьи на g8 и пешки на g7 и h7. Точно так же белые могут получить мат с белым королем на h1 и конем на f2. Аналогичные маты на a1 и a8 встречаются реже, потому что рокировка на более распространена, поскольку она безопасно помещает короля ближе к углу по сравнению с рокировкой на фланг.
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода
А именно:
Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные
Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.
На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.
Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:
А вот посмотрите на детский мат интерактивно:
К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.
А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:
Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.
Итак давайте к делу.
1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.
2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.
3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.
Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.
Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.
Второй вариант детского мата
В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.
1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))
Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.
2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.
Вот вам и мат в 2 хода.
Как защититься от детского мата?
На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.
Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.
Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.
И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.
И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.
А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.
Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.
Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:
ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.
Как выиграть в шахматы программа. Как Выигрывать в Шахматах
Что нужно сделать, чтобы выиграть?
Цель шахматной партии – поставить мат своему сопернику.
Мат получается, когда король атакован другой фигурой и у него нет возможности избежать нападения. На этом игра заканчивается. Однако для мата нужна подготовка.
Чтобы выиграть партию в шахматы, необходимо соблюдать следующие шесть правил:
1. Делайте Верные Ходы в Дебюте Цель Ваших первых ходов – установить контроль над доской
Наиболее важной частью доски является центр. Если Ваши фигуры и пешки контролируют центр, Вы сможете диктовать направление игры
В позиции ниже, две пешки белых прекрасно контролируют центр доски, в то время как у чёрных нет никакого влияния.
2. Не Отдавайте Фигуры Просто Так
Размен фигур – обычное дело в шахматах, однако Вам следует обмениваться только фигурами равной ценности. Многие игроки проигрывают потому, что они просто отдают свои фигуры и пешки даром. При этом Вам нужно брать все фигуры, которые соперник отдаёт Вам даром (только остерегайтесь ловушек).
3. Выводите Фигуры на Активные Позиции Прежде чем Вы сможете добраться до короля, Вам нужно поставить свои фигуры на позиции для атаки. Это означает, что при атаке Вам понадобятся активные фигуры, у которых много возможностей.
Пешки контролируют клетки. Кони любят стоять в центре. Слонам нравятся длинные диагонали. Ладьям нравится выкатываться в центр или занимать открытые линии. Ваш ферзь должен быть готов включиться в борьбу.
4. Координируйте Атаку на Короля Обычно нельзя поставить мат одной фигурой. Для этого необходима совместная работа нескольких фигур. Чаще всего Вам понадобится фигура, которая объявит шах королю, и как минимум одна фигура, которая будет защищать Вашу атакующую фигуру, чтобы король не смог её взять. Иногда нужно даже пожертвовать несколько фигур, чтобы сломить оборону соперника.
5. Следите за Безопасностью Своего Короля
Иногда игроки настолько сосредоточены на короле соперника, что просто забывают о своём короле. Помните, что Ваш соперник тоже играет и тоже будет атаковать Вашего короля. Обязательно следите за теми угрозами, которые создаёт Ваш соперник, делая очередной ход. Один из лучших способов защитить своего короля – это поместить его за рядом из нескольких пешек, которые будут его защищать. В приведённой ниже позиции король белых расположен уютно и безопасно, а на короля чёрных можно легко напасть.
6. Всегда Будьте Вежливы
Независимо от того, выигрываете Вы или проигрываете, всегда поздравляйте или благодарите соперника за игру. Победы, как и поражения, являются частью игры. Даже лучшие в мире игроки часто проигрывают.
Поэтому будьте добрыми и благодарными даже при неудачной игре, а после игры просто подумайте над тем, как можно было бы сыграть лучше в следующий раз.
Чтобы получить ещё больше советов и узнать о том, как выигрывать в шахматах, зарегистрируйтесь на Chess.com. Это просто и бесплатно!
Стоит ли использовать в своих партиях
Мат Легаля в шахматах – это достаточно красивый, но все-таки очень специфический способ победы. Он ставится только в том случае, если соперник допустил очень большое количество ошибок по ходу партии. Безусловно, встретить его можно нечасто.
Часто возникает вопрос, а можно ли поставить подобный мат черными? Да, это вполне реально, но нужно, чтобы игра очень сильно переменилась и пошла точно по вашему сценарию. Именно поэтому он встречается довольно редко.
Если вы играете с новичком, то пробовать так действовать стоит, но вот профессионал вряд ли допустит такие детские ошибки. Возможно, лучше запоминать сами комбинации и брать из них идеи, а не их реализацию. Если игрок будет действовать креативно и диктовать условия игры, то он точно станет сильным противником.
Один из важных принципов данной тактики заключается в том, что слон, который ставится на g4 может нападать на позицию f7. Если понимать, какую идею несет данный ход, то можно использовать ее в подходящий момент. Причем использовать ее можно как за сторону белых, так и черных.
Мы предлагаем вам посмотреть видео, где подробно описывается, как ставится данный вид мата. Какие нюансы он имеет. Вы сможете лично ознакомиться с данной системой и лучше изучить ее. Это станет хорошим подспорьем для следующих игр. ДА, в современных партиях мат Легаля стал встречаться намного реже, но его всё еще можно увидеть в играх непрофессиональных шахматистов
Важно понимать, какая фигура завершают партию и как разыграть комбинацию, чтобы сделать все максимально точно. Мы постарались максимально подробно описать все ходы, чтобы вы могли обучиться данной технике
Ваша партия в шахматы точно станет увлекательней!
Особенности выбора дебюта при игре на малых контролях
Задача – максимальные потери времени со стороны противника. Если соперник не силен в этом варианте (а он, скорее всего, не будет в нем силен, если вариант редкий, а вы подготовились заранее), это неизбежно приведет к большим затратам его времени.
Исходя из данной задачи лучше всего выбирать:
- нестандартные, “кривые” дебюты и дебютные варианты, например, Атаку Гроба 1. g4
- редкие гамбитные системы, например, 1. e4 c5 2. a3 e6 3. b4
- открытые варианты, с большим количеством возможных разветвлений, например, Сицилианскую защиту или Испанскую партию.
Другая задача дебюта – максимальная экономия собственного времени. В этом случае лучше выбирать закрытые системы без размена пешек, с очевидными с вашей стороны ходами.
Мат Легаля
Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.
Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.
Мат Легаля по ходам
- 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
- Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
- Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.
Противники сделали по четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле, ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!
Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым. Всего семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь — Кd5×.