2. В шахматной композиции
В шахматной композиции различают следующие способы связывания:
- Самосвязывание – связка создаётся ходом той стороны, чья фигура или пешка оказывается связанной.
- Косвенное – с линии связки уходит фигура или пешка того же цвета, что и связывающая.
- Прямое – дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру или пешку другого цвета.
Скрытая замаскированная связка – позиция, в которой на линии связки расположены не менее двух фигур, и связка образуется вследствие ухода с этой линии одной или нескольких фигур любого цвета.
Полусвязка – позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры или пешки того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур пешек создаёт связку оставшейся фигуры пешки – частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.
Примеры[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции чёрные не могут ходить конём с6, так как он на одной диагонали между чёрным королём и белым слоном b5. Это абсолютная связка. Белым же невыгодно ходить конём f3, потому что это ведёт к потере ферзя белых, но это неполная связка.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В следующей позиции белые поставили ловушку после ходов: 1.е2-е4 с7-с6 2.d2-d4 d7-d5 3.Kb1-c3 d5:e4 4.Kc3:e4 Kb8-d7 5.Фd1-e2!? (образовалась замаскированная связка) 5…Kg8-f6?? 6.Ke4-d6#! Взятие 6…e7:d6 невозможно, так как этот ход откроет вертикаль ферзю на е2. Пешка на е7 оказалась связанной.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На доске — мат связанным белым ферзём. Связывающий его чёрный ферзь d7 не может защититься от шаха, так как он сам связан слоном на g4, а чёрный король не может никуда уйти (Кf7 защищает поле d8).
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В этой позиции белый ферзь не может дать мат 1.Фс6#, как в предыдущем примере, так как он связан чёрным ферзём. Однако его связка относительная, и он может идти на d4 или d6 или дать мат 1.Ф:d7#
Леонид Куббель
2-й приз Sahovski glasnik, 1934
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На доске уже есть замаскированная связка чёрного ферзя по линии a7 — f7. Первым ходом белые создают ещё одну, теперь по линии a2 — f7:1.Фа2!Угроза 2.K:d6# — косвенное связывание чёрной ладьи d5.1…Фс7 2.e:d8K#1…Фd7 2.e8Ф# — косвенные связывания чёрного ферзя, использующие перекрытие им чёрных слонов.
Дополнительные варианты:
1…Сс7 2.Фf2#
1…Ke6 2.Ch5#
В шахматной композиции[]
В шахматной композиции различают следующие способы связывания:
- Прямое, когда дальнобойная фигура идёт на линию связки, связывая фигуру (или пешку) другого цвета.
- Косвенное, когда с линии связки уходит фигура (или пешка) того же цвета, что и связывающая.
- Самосвязывание, когда связка создаётся ходом той стороны, чья фигура (или пешка) оказывается связанной.
Скрытая (замаскированная) связка — позиция, в которой связка образуется вследствие ухода с линии связки одной или нескольких фигур любого цвета.
Полусвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся две фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любой из этих двух фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки) — частный случай самосвязывания. Полусвязка является также частным случаем замаскированной связки.
Третьсвязка — позиция, в которой между королём и дальнобойной фигурой другого цвета находятся три фигуры (или пешки) того же цвета, что и король. Уход любых двух из этих трёх фигур (пешек) создаёт связку оставшейся фигуры (пешки).
Типы связок[]
- Полная — связка, в которой король является прикрываемой фигурой. Различают два вида полной связки:
- абсолютная — связка, в которой связанная фигура полностью теряет способность двигаться.
- относительная — связка, в которой заслоняющая фигура имеет возможность двигаться по линии связки.
- Неполная — связка, в которой связанная фигура может двигаться куда-либо.
Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника (взаимная связка). Если на линии связки расположены три (или более) неприятельских фигуры, связка называется сложной. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.
Как развить комбинационное зрение?
Теперь вернемся к теме комбинационного зрения. Это способность видеть возможности для проведения комбинации.
Это очень важно, замечать возможности. По большому счету этим и отличается сильный игрок от более слабого
Иногда говорят так: у него комбинационный талант. Подразумевая, что это некий божий дар, данный от природы.
И все же не стоит преувеличивать значение природных данных. Мы знаем, что 90% успеха это труд и только 10% — талант.
В любом случае, комбинационное зрение нужно развивать. Это навык, который оттачивается с помощью тренировок и практической игры. И никак иначе.
Никаких волшебных таблеток не существует. Можно выделить 3 направления:
Изучение типичных тактических приемов. Что такое двойной удар, вилка, связка и так далее. Это тактические приемы, — они всегда присутствуют в комбинациях.
Решение тактических упражнений. Еще раз подчеркнем
Не так важно, как классифицировать комбинацию. По настоящему важно – уметь ее заметить во время игры – это раз
И осуществить своевременно и точно – это два. Тренировка формирует навык, а комбинационное зрение – это именно навык.
Практическая игра. Ну и конечно же, — игровая практика. Во время игры комбинационные навыки развиваются сами по себе. Это очевидный факт.
ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)
Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.
- Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
- Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.
ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K Ход белых- они выигрывают
Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь — https://chessiki.ru/chessboard
———————————————————————————————————-
r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1 Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры
_________________________________________
- 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.____________________________________________
8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1 1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1 Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3 Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4 1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1 1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R 1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________ 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3 Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________
5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1 Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья
__________________________________
В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.
_____________________________________________
1. Типы связок
- относительная – связка фигуры, способной двигаться по линии связки.
- Полная – связка, в которой король является прикрываемой фигурой, из-за чего связанная фигура не может уйти с линии связки. Различают два вида полной связки
- абсолютная – связка фигуры, не способной двигаться вдоль линии связки, при этом заслоняющая фигура полностью теряет способность двигаться.
Неполная – связка, в которой король не является прикрываемой фигурой, и связанная фигура может уйти с линии связки.
Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Вследствие этого свойства связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника взаимная связка. Если на линии связки расположены три или более неприятельских фигуры, связка называется сложной.
3. Примеры
В этой позиции чёрные не могут ходить конём с6, так как он на одной диагонали между чёрным королём и белым слоном b5. Это абсолютная связка. Белым же невыгодно ходить конём f3, потому что это ведёт к потере ферзя белых, но это неполная связка.
В следующей позиции белые поставили ловушку после ходов: 1.е2-е4 с7-с6 2.d2-d4 d7-d5 3.Kb1-c3 d5:e4 4.Kc3:e4 Kb8-d7 5.Фd1-e2!? образовалась замаскированная связка 5…Kg8-f6? 6.Ke4-d6#! Взятие 6…e7:d6 невозможно, так как этот ход откроет ферзю вертикаль е2-e8 и чёрный король окажется под ударом. Пешка на е7 оказалась связанной.
На доске – мат связанным белым ферзём. Связывающий его чёрный ферзь d7 не может защититься от шаха, так как он сам связан слоном на g4, а чёрный король не может никуда уйти Кf7 защищает поле d8.
В этой позиции белый ферзь не может дать мат 1.Фс6#, как в предыдущем примере, так как он связан чёрным ферзём. Однако его связка относительная, и он может идти на d4 или d6 или дать мат 1.Ф:d7#
На доске уже есть замаскированная связка чёрного ферзя по линии a7 – f7. Первым ходом белые создают ещё одну, теперь по линии a2 – f7: 1.Фа2! угроза 2.K:d6# – косвенное связывание чёрной ладьи d5. 1…Фс7 2.e:d8K# 1…Фd7 2.e8Ф# – косвенные связывания чёрного ферзя, использующие перекрытие им чёрных слонов. Дополнительные варианты: 1…Сс7 2.Фf2# 1…Ke6 2.Ch5#
Как расставить шахматы на доске
В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.
Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.
Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»
У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)
Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.