Уроки для начинающих шахматистов
Шахматы – игра очень интересная, но довольно сложная. Она требует внимания, умственных способностей, терпения, рационального мышления и контроля. Если начинать обучение у малышей дошкольного возраста, то стоит понимать, что некоторые понятия для них недоступны, поэтому уровень нужно опустить.
Уроки шахматной игры должны проходить спокойно и с удовольствием для обоих игроков. Ребенок должен получать новую информацию постепенно, небольшими количествами и без каких-либо криков.
Шаг первый:
- Ознакомить малыша с доской. Можно использовать методы ассоциации, например, она может быть местом сражения, где кубики – это место каждого воина. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. Нужно быть готовым к вопросам: почему она двух цветов? Почему на ней столько клеточек? Что за знаки нарисованы по краям?
- После ознакомления с доской нужно перейти к фигуркам, по методу ассоциации вывести фигурки на место боя в качестве воинов. Стоит объяснить, что два цвета фигур обозначают соперников.
- Несколько первых упражнений. Для начала выставить все фигуры на доску, расставить их на месте. Объяснить малышу, кто такие пешки и проговорить названия всех фигур. Еще одно упражнение – расставить фигурки от самых младших (пешек) до короля.
Шаг второй:
- На этом этапе должны изучаться азы шахматной игры. Для начала ребенок должен знать названия всех фигур и правильно их расставлять с помощью взрослого.
- Затем нужно перейти к правилам игры. Все рассказать детально, но так, чтобы малыш понял. Необходимо начинать с простых фраз и каждый раз проверять доступно ли это ученику или нет. Особенно стоит обратить внимания на понятия «шах» и «мат». В таком случае также можно воспользоваться методом ассоциации и использовать игровые понятия, например, «захват» и «поражение».
- Все ситуации нужно показывать на примерах с помощью фигур. Но не стоит рассчитывать, что ребенок сразу запомнить все названия и их ходы. Для этого требуется минимум три тренировки.
Заключительный шаг:
Когда ребенок знает все названия и ходы, можно начинать игру сначала. Необходимо, чтобы малыш самостоятельно расставил на доску свои фигуры
Подсказывать нужно только в том случае, когда ребенок просит или ошибается.
Перед игрой ребенок должен проговорить правила
Особенно обратить внимание на ту часть, чего нельзя делать, и что считается неправильным при игре в шахматы.
Очень важно на первых играх поддаваться, дать ребенку выиграть. Лучше, чтобы его ход был первым
Это придаст ему уверенности и заинтересованности
Если же будет постоянное поражение, то он просто разочаруется и бросит играть.
Если же ребенок проиграл, можно договориться за матч реванш или тут же его сыграть. Оба партнеры должны хотеть играть и оставаться довольными при любом раскладе.
Играя с ребенком в шахматы, родители или учителя должны понимать, что главной целью является не воспитание будущего олимпийского чемпиона, а прививание любви к этой игре. Ученику должно быть понятна суть и цель игры
Поэтому максимально нужно обратить внимание на момент заинтересованности. Возможно, ребенок захочет научиться, когда увидит это по телевизору или понаблюдает, как играют взрослые
О насилии в таком случае не может быть и речи. В противном случае можно привить ребенку ненависть к этой игре. А если его заставить, то он может играть, знать все правила и ходы, но никакого результата это точно не принесет. Для учения детей необходимо терпение, самоконтроль и заинтересованность.
Правила игры в шахматы
Шахматы уникальны своей сложностью и некоторыми интересными правилами. Как и в других играх, изучение правил является хорошей отправной точкой в особенности, если научиться играть в шахматы необходимо детям.
Существуют интересные концепции, такие как превращение Пешки в более ценную фигуру, получение ничьей, если Король застрял без окончательного хода (пат), или позволяя одной фигуре перепрыгивать через другую. Это важные знания, которые нужно освоить, если хотите научиться играть в шахматы самостоятельно.
Сначала это может показаться сложным или странным, но вскоре особенности станут привычными. Как и при изучении чего-то нового, практика делает вещи знакомыми, и обучение игре в шахматы не исключение.
Научиться играть в шахматы возможно, если знать основные правила игры:
1. Доска должна стоять так, чтобы белая клеточка находилась снизу в левом углу.
2. Фигуры должны располагаться одинаково с обеих сторон.
3. Необходимо соблюдать правильность хода оппонентов.
4. Если пешка доходит до края доски оппонента – она может стать любой из других фигур.
5. Пешки, которые делают ход на два поля от своей первой позиции, могут взять фигуру противника по горизонтальной или вертикальной стороне.
6. Игра может окончиться: ничьей, сдачей, проигрышу по времени, матом.
7. Первый ход остается за «белыми».
Основные правила игры в шахматы
Сколько стоят занятия
Шахматами можно заниматься в школьных секциях, в бюджетных спортивных учреждениях или нанять персонального инструктора. Ориентируйтесь на вашу цель и финансовые возможности. В бюджетных учреждениях занятия скорее всего будут бесплатными. Персональный тренер в Москве обойдется в среднем в 2 000 рублей за час занятий. Если вы выберете занятия с персональным инструктором, то весь инвентарь придется покупать самостоятельно. Вам понадобятся:
- Шахматная доска. В зависимости от материала, размера может стоить как 500 — 1500 рублей, так и 40 000 — 50 000 рублей.
- Шахматные фигуры. Стоят от 400 до 10 000 рублей.
- Шахматные часы: 1 500 — 5 000 рублей.
Инвентарь можно купить на долгое время. А вот расходы на соревнования: проезд, проживание и в некоторых случаях сборы за участие в чемпионатах (могут варьироваться от 300 до 8 000 рублей), будут постоянными.
Что лучше для ребенка: шахматы дома или в клубе
Родители стремятся дать ребенку только лучшее. Многие не могут решить, что будет лучше для чада, занятия дома или в шахматной секции. Шахматные клубы требуют от родителей определенных затрат, уроки стоят недорого, но все-таки траты есть. Эти учреждения принимают детей старше 4 лет, редко с 3-летнего возраста.
Неудобство таких секций проявляется в перерывах обучения. На лето учреждения закрываются, соответственно три месяца ребенок не занимается полноценно. В клубах из ребенка делают чемпиона. Если у родителей нет такой задачи, и они хотят лишь гармонично-развитую личность, можно заниматься в шахматных кружках при школах или детских садах. Там не обещают побед на соревнованиях, но все шахматные азы дадут.
Родители, которые владеют знаниями о шахматной игре, могут самостоятельно учить малыша дома. Ребенок в домашней обстановке будет чувствовать себя уверенней и меньше сковываться. Но есть и недостатки в домашнем обучении шахматам:
- С родителями ребенок слишком раскован, может баловаться и не воспринимать занятия всерьез.
- Возможны срывы со стороны родителей, ведь обучать маленького шахматиста сложно.
- Отвлекающие факторы (покушать, кто-то пришел, зазвонил телефон и т. д).
Учить ребенка и дать ему полный «багаж» знаний о шахматах можно в любых условиях. Достаточно желания малыша и терпения учителя. Написаны тысячи книг и статей о шахматах, описаны различные методики. Остается только сделать выбор. Учебники ушли на второй план с развитием интернета, но остаются те, кто верен именно бумажным учителям.
Для любителей компьютеров создана масса приложений по обучению шахматной игре. Но маленькому ребенку находиться перед монитором можно не дольше нескольких минут, поэтому такое обучение нельзя назвать полноценным. Лучше отдать предпочтение учебниками. Некоторые книги написаны для обучения только 2-летних деток, там описаны различные приемы и методики (учебник И. Сухина).
Видео: шахматы для детей. Мультфильм для самых маленьких.
Поэтапное обучение
По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.
Важные принципы организации занятий:
- Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
- Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
- Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.
Первое занятие – игра пешками
Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.
Объясните ребенку, как ходят пешки:
- могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
- при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
- если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
- белая ходит первой.
Второе занятие – пешки и слоны
После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в игру слонов. Цель игры остается прежней.
В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:
- какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
- когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
- как использовать пешки, чтобы защитить слона;
- как заблокировать слона соперника своими пешками.
Третье занятие – пешки, слоны и ладьи
К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.
В процессе игры ребенок должен начать понимать:
важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.
Четвертое занятие – добавьте коня
Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.
Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.
Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки
Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.
На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.
Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками
Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.
На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.
Седьмое занятие – полная игра
Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».
Что такое шах, мат и пат
Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.
Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.
А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.
Чем полезны шахматы для ребенка
- Многоходовые партии учат мыслить и думать самостоятельно, тщательно своевременно принимать решения, продумывать каждый шаг заранее и отвечать за него;
- Развивает логику и интеллект, память и воображение, усидчивость и внимательность, целеустремленность и выдержку, умение за короткий срок концентрироваться и сосредотачиваться;
- Воспитывает умение адекватно воспринимать проигрыш и неудачи, учит работать над ошибками и делать выводы;
- Расширяет кругозор, границы системного и стратегического мышления, фантазии и творческого потенциала;
- Дает уверенность в себе и формирует характер, учит общению и развивает знания в психологии противника, воспитывает волевые качества;
- Выполняет важнейшие функции в дошкольном развитии ребенка. Повышает работоспособность и дисциплинированность, выносливость и стойкость.
Польза игры в шахматы
Польза шахмат для детей известна с давних времен, об этом пишут книги и снимают фильмы. Владение навыками этой игры – признак умственной развитости и образованности. Дети, которые умеют играть в шахматы, лучше воспринимают точные науки. Эта игра доступна семьям с любым достатком, все зависит только от желания ребенка. Если тяги к шахматам он не проявляет, насильно прививать любовь не стоит. Всему свое время.
Ребенок занимается шахматами и развивает ряд полезных качеств: усидчивость, способность прорабатывать шаги наперед, абстрактное мышление, соблюдение правил. Он становится дисциплинированным и больше тянется к учебе.
Третье занятие
Повторите коротко всё, что вы проходили на предыдущих занятиях
Не важно, если ребёнок будет путаться – постепенно он всё запомнит.. Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры – по горизонтали и по вертикали
Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.
Объясните ребёнку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры – по горизонтали и по вертикали. Теперь дайте возможность ребёнку объявлять шахи королю. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребёнок попробует это сделать самостоятельно.
Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок «покушает» их. Если ребёнок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь.
Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Не поленитесь снова и снова объяснять ребёнку, как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение. Вообще старайтесь как можно чаще играть с вашим малышом (если игра ему нравится), вместе анализируйте ошибки после игры, и однажды ребёнок станет вашим достойным учеником и партнёром в шахматных партиях.
Книга «Приключения в шахматной стране»
Это не учебник, цель книги — привить детям интерес к древней игре. Главный герой книги — мальчик Юра, который путешествует по Шахматной стране, знакомится с миром шахмат, последовательно узнает, как ходят фигуры, изучает правила игры.
Книга состоит из 14 небольших глав, после каждой главы введена рубрика «Загадки из тетрадки» (наша любимая!). Задания совсем несложные, для детей 5-7 лет, выполняются почти все легко и с большим интересом. Здесь надо признаться, что нашего старшего малыша не заставишь заниматься задачками по математике, а вот задачки «по шахматам» — совсем другое дело, сам просится!
«Кодекс чести» шахматиста
Один из самых важных воспитательных моментов в шахматах – умение достойно проигрывать и выигрывать. Многие родители задают вопрос: «Мой ребенок так расстраивается после поражений, может, мы больше не будем ходить на шахматы?». Что можно ответить,- стрессоустойчивость лучше выработать в юном возрасте, чем старше человек, тем сложнее
Умение постоять за себя за шахматной доской, не прибегая к помощи посторонних, прививает важное жизненное качество, которое наверняка пригодится
Ну и традиционное пожимание руки соперника до и после партии, достойное поведение во время партии, — всего и не перечислишь, мы учим этому с самого начала.
Правила воспитания чемпионов
Опытный тренер видит способности после первого занятия. Для особых достижений спортсмена должны совпасть несколько условий (некоторые, к сожалению, часто не зависят ни от тренера, ни от ученика), а это покажет только время. Олимпийский чемпион по бегу из США как-то сказал: «Хотите стать чемпионом – нет ничего проще, сначала выберете себе правильных родителей!». Причем, это не шутка. Известный шахматный тренер на мой вопрос, почему он сделал ставку на одного ученика, а не на другого, ответил: «Я выбираю не учеников, я выбираю родителей».
Дело тут не в платежеспособности (хотя большой спорт в нашей стране все более недоступен для среднестатистического обывателя), а в правильном настрое, в стремлении помочь своему чаду, а не пытаться реализовать в нем свои «недостижения». Ну а готовиться особо не к чему – шахматисты народ спокойный, выберите хорошего тренера и доверьтесь ему.
Напоследок, как старший тренер, хочу пригласить всех в наш шахматный клуб «Гамбит», который работает не только в Киеве, но и в других городах. Участвуйте в наших шахматных лагерях. Играйте в шахматы онлайн на сайте 123chess.me. А лучше создайте с друзьями собственную школьную шахматную команду и принимайте участие во всеукраинском командном шахматном онлайн-турнире, который мы регулярно организовываем. И даю вам честное-благородное слово – вы ни на секунду не пожалеете, что ваш ребенок занимается шахматами!
Пошаговое обучение разными фигурами
Начать следует со знакомства с каждым солдатом-фигуркой. Объяснить малышу их названия и роль в игре. Родитель показывает ребенку, в каком порядке должны быть установлены фигуры. Память в этом возрасте феноменальная, малыш запоминает все с первого раза.
Игры для понимания ходов и функций каждой из фигур:
Игра пешками. Победит тот, кто быстрей доберется до последнего ряда на поле противника с наименьшими потерями фигур. Можно напомнить ребенку, что белые ходят первыми и, что пешка может пойти на две клетки вперед при первом ходе. На протяжении 2-3 занятий рекомендуется повторить этот вид игры для закрепления знаний.
Ввести в игру слонов. Напомнить, что эти фигуры ходят по диагонали. Пешки в данном случае защищают слонов. Ребенок поймет, как ограничены слоны в своем движении только по диагонали.
Добавить ладьи. Объяснить ребенку, что эта фигура может ходить по вертикали и по горизонтали, но не может перескакивать через стоящие фигуры
Малыш должен понять, что важно сохранить ладьи до конца игры.
Отправить в бой коней. Эта фигурка ходит буквой «Г», запомнить это легко, но использовать в игре не так просто
Чтобы ребенок освоил эту фигуру лучше, ему нужно указать на клетку, до которой ему нужно добраться таким образом. Малыш научится мыслить наперед и проецировать различные ситуации.
Добавить короля и ферзя. Ребенок познакомится с понятием шаха и мата. Шах – нападение на короля, мат – король не может скрыться от шаха.
Вывести на доску все шахматные фигуры. Повторить все, что знает ребенок и постепенно знакомить его с дополнительными «фишками» (превращение пешки, взятие пешки на проходе и т. д.).
Перед тем, как научить ребенка играть в шахматы, родителям необходимо набраться терпения. Это не простая игра, требующая много сил и высокой концентрации. Если родитель во время обучения будет нервничать, кричать на ребенка и ругать его, желание учиться быстро пропадает, и на смену ему может прийти ненависть к этому занятию. Следует избегать негативных эмоций по отношению к ребенку, особенно, если вы пытаетесь привить ему новое увлечение.
На начальном этапе нужно рассказать ребенку, как двигается та или иная фигурка, как она «съедает» фигурку соперника и т. д. Чтобы не запутать ребенка большим объемом информации, выдавать ее лучше порциями.
Как обучать игре в шахматы в игровой форме
Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме
Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше
Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:
- проверять ходы или знание фигур;
- дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
- карточки с вариантами ходов, порядком фигур,
Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.
Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:
- король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
- ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
- ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
- слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
- конь – верный помощник и друг;
- пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.
Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.
Что понадобится для начала?
Если вы – активный шахматный игрок, тогда Ваше терпение и умение объяснять.
Если вы когда-то передвигали фигуры по клеткам, то вдобавок к терпению и педагогике придётся вспомнить былое, прикупив либо скачав учебник дабы не попутать, кого куда поставить и кто куда может идти.
Более получаса напрягать детский мозг шахматным уроком не рекомендуется. Более того, увидели, что игра наскучила – сразу откладывайте доску до «лучших времён».
Все практики советуют стартовать с азов – расставления фигур, начиная при этом с малозначимых пешек. Да и первая партия иногда играется только пешками. Все остальные «участники военных действий с погонами» подключаются позже, желательно по одному в один последующий урок.
Ну что ж, попробуем?