Китайские шахматы – Сянци
Доска с одноцветными полями 8*8, посередине разделена горизонтальной полосой – великой (небесной) рекой. Фигуры располагаются на пересечениях линий, т.е. есть 9*10 пересечений. В начальной расстановке фигуры располагаются на первой и последней горизонталях, пешки – на четвертой горизонтали у красных и симметрично – у синих через одно пустое пересечение. Пушки расположены на первой и восьмой вертикалях непосредственно за пешками. Территория, образованная пересечениями первой-третьей горизонталей (у красных, у синих – аналогично) и четвертой-шестой вертикалей, называется дворцом или крепостью. Во дворце прочерчены две диагонали.
Фигуры в Сянци:
- Король: красный – Шуай, синий – Цзян, высший генерал и полководец. Король не может покидать дворец, перемещается на одно поле по вертикали или горизонтали. Согласно правилу открытой вертикали, два короля не могут находиться на одной вертикали, не разделенные другими фигурами, т.е. короли могут атаковать и оттеснять друг друга.
- У генерала есть два телохранителя-советника – Ши, которые тоже всегда находятся во дворце. Ходят они на одно пересечение по диагоналям.
- Слева и справа от крепости дворца стоят слоны – Сян, они ходят по диагонали через одно свободное поле и не могут пересекать реку.
- Дальше располагаются кони – Ма, ход их состоит из двух этапов: один шаг по прямой линии, затем один шаг по диагонали, в результате это похоже на обычный ход коня, но с одним отличием: промежуточное поле должно быть свободно. Если это поле занято, то ход коня в этом направлении блокируется, этим способом можно защитить от шаха генерала. Конь может пересекать реку.
- На флангах располагаются ладьи, повозки-колесницы – Че, двигаются они аналогично классическим шахматам и так же могут пересекать реку.
- Пешек-воинов у красных (Бин) и синих (Цзу) – по пять. До реки пешки движутся только вперед, а после реки – усиливаются и могут перемещаться вбок, но не назад. Превращения пешек в сянци нет.
- Дополнительная фигура – пушка (Пао), изначально располагается позади пешек. Ходит пушка так же, как и колесница, но бить вражескую фигуру может только перепрыгивая через любую фигуру, стоящую на линии удара.
Нотация в игре часто используется западная: вертикали обозначаются от a до i, горизонтали – от 1 до 9, точка отсчета – в левом или правом нижнем углу. Однако Международной федерацией принята классическая китайская нотация. Любой ход записывается четырьмя иероглифами: обозначение фигуры, начальная вертикаль или положение относительно такой же фигуры на одной вертикали, направление движения (“+”– вперед , “=” или “.” – по горизонтали, “-” – назад), конечная вертикаль или количество полей, на которое переместилась фигура. Горизонтали не нумеруются и отсчитываются от начальной.Пример: C3+2 – пушка с третьей вертикали на два поля перешла вперед, или: R+=3 – ладья, стоящая впереди (обе ладьи находятся на одной вертикали), перешла на третью вертикаль.
Правила сянци:
- Победа достигается постановкой мата или пата.
- Красные ходят первыми.
- Вечный шах, повторенный четыре раза, гарантирует поражение шахующему.
- Вечная угроза любой другой фигуре также запрещена. В случае четвертого повторения позиции засчитывается ничья.
- Короли соперников не могут одновременно располагаться на одной открытой вертикали.
- Ничья присуждается в случае невозможности создания мата или пата ни одной стороной.
О происхождении сянци нет единого мнения, аналоги шахматных игр существовали в Китае свыше 3500 лет назад, но и влияние Чатуранги сложно отрицать. Вероятнее всего, сянци возникли на основе нескольких игр, сохранив древние традиции. Эта игра очень популярна в Азии, а в последнее время набирает обороты и на Западе. По количеству играющих – это самая популярная разновидность шахмат.
Ссылки и варианты
- Фотография набора магнитных китайских шахмат.
Взгляните сюда, чтобы посмотреть, как выглядят китайские шахматы. - Фото набора китайских шахмат с трехмерными фигурами, (вместо обычных плоских кружков)
Включает фото Пушки и Слона. Выполнено Жан-Люком Мюраро. - Домашняя страничка китайских шахмат.
- Китайские шахматы – FAQ.
- Страничка Roger Hare
- Страничка в Yahoo.
- Roleigh
Martin – страница о китайских и корейских шахматах. (Link.) - Друзья китайских шахмат в Финляндии.
- Mindsports Olympiad. Турнир из нескольких игр, включая Китайские шахматы
- Stephen Leary – страничка китайских шахмат
- Club Xiangqi Игра в Китайские шахматы On-line
- Black Hole Chess. Китайские шахматы в футуристическом дизайне.
- The Elephant
Chess Club. Продает европеизированную версию Китайских шахмат.
Варианты китайских шахмат
- Банчи (Banchi). Ссылка на страничку, где вы можете сыграть
в Банчи (вариант китайских шахмат) против Java-апплета. - Игра трех друзей.
Вариант Китайских шахмат для трех игроков - Игра в три королевства.
Другой вариант игры для трех игроков. - Кто первым переправится через реку?.
Вариант китайских шахмат. - 5 тигров. Вариант с неравными армиями
- Информация о китайских шахматах с игральными картами.
- Другая игра, использующая инвентарь для игры в китайские шахматы.
- Вариант китайских шахмат для 7 игроков.
- Lucky Xiangqi.
- Итонг (Yitong).
Корейские шахматы – Чанги
Некоторые исследователи полагают, что чанги – это промежуточная ступенька от китайских шахмат к японским, тем не менее, ближе они все же к сянци.
Отличия от сянци:
- на доске нет реки, вместо нее прочерчены горизонтали;
- другая система обозначений: арабские цифры – по горизонталям, иероглифы – по вертикалям, отсчет ведется от левого верхнего угла;
- 16 вариантов начальной расстановки (можно менять местами слона и коня, но на каждом фланге обязательно должны быть обе фигуры);
- король в начальной позиции находится в центре дворца, может ходить и как телохранитель;
- изменено правило оппозиции: при возникновении таковой объявляется ничья, но король может либо уйти от оппозиции, либо закрыться другой фигурой, в этом случае ничья возможна лишь при троекратном повторении;
- ладья (чха – колесница) во дворце может дополнительно ходить по всем прочерченным линиям по прямой траектории;
- пушке (пхо) лафет необходим для любого хода, она не может бить вражескую пушку;
- пешки (пен – красные, чоль – синие) всегда ходят как усиленные в сянци, во дворце у пешки появляются дополнительные ходы по прочерченным линиям (в т.ч. и вперед по диагоналям на один шаг);
- слоны в чанги могут переходить на половину доски соперника, ход отличается существенно: шаг по вертикали или горизонтали и два шага по диагонали, через фигуры слон перепрыгнуть не может, другую фигуру слон бьет, только если та находится на конечном поле его хода.
Чанги очень популярны в Корее, но малоизвестны за ее пределами. Эта игра считается легким развлечением, серьезно к ней не относятся.
Основные понятия стратегии и тактики
Практически все тактические мотивы в шахматах также присутствуют в синци. Так что жертвы , кабалы , плевки , вилки и дедуктивные шахматы возможны. Также есть матовые повороты, системы открытия, специальные эндшпили и т. Д.
Часть игры | описание | ценить |
---|---|---|
солдат | 1 блок | |
Солдат после переправы через реку | 2 единицы | |
Телохранитель | 2 единицы | |
Министр / Слон | 2 единицы | |
лошадь | 4 шт. | |
пушка | 4,5 единицы | |
смею | 9 шт. |
Это обычные приблизительные сравнительные значения, поэтому вы можете приблизительно оценить влияние обмена или позиции. Стоимость фишки очень сильно зависит от игровой ситуации. В частности, лошади становятся сильнее в финале, потому что меньшее количество фигур на доске означает, что их больше нельзя блокировать так часто. С другой стороны, ценность пушки снижается, потому что нет возможных прыжковых камней.
Общий
Сянци тесно связан с корейскими шахматами Чанги . Напротив, монгольский Шатар больше похож на западные шахматы, хотя и находится в списке нематериального культурного наследия Китайской Народной Республики .
Поскольку широко распространенная, но несколько спорная теория состоит в том, что все шахматные игры имеют общего предка – индийского происхождения Чатуранга – и, следовательно, связаны друг с другом, шахматы и сянци во многих отношениях схожи. Согласно другой теории, Чатуранга произошла от более старой версии сянци. Распространение и использование слонов, а также установка в начале битвы говорят против этого.
Простая «доска»
Игра ведется на пересечении доски с десятью горизонтальными рядами и девятью вертикальными линиями (90 возможных позиций). Как и в Go , фигурки размещаются в точках пересечения линий, а не внутри полей. Соответственно нет белого и черного полей.
Другие правила
Красный игрок ходит первым.
Игру выигрывает тот, кто заматует или запатует своего оппонента, обратите внимание, что пат – это
поражение игрока, который не может сделать очередной ход.
Цель игры – заматовать или запатовать оппонента.
Цель может быть достигнута следующими способами:
- Поставить противнику шах, так чтобы он не мог уйти от него.
- Запатовать оппонента с тем чтобы тот не мог сделать разрешенного хода (когда вы патуете противника,
вы выигрываете, в отличие от обычных шахмат, когда это считается ничьей)
Вечный шах, и вынужденная ничья путем повторения ходов запрещена.
Общие правила на этот счет носят технический и запутанный характер, вот несколько наиболее общих правил:
- Вы не можете шаховать противника бесконечно выполняя ходы одной и той же фигурой
на одни и те же поля (вечный шах и ничья в простых шахматах).
Вы не можете шаховать оппонента более трех раз подряд одной и той же фигурой, если противник не ходил никакими
другими фигурами. - Подобно предыдущему правилу, вы не можете бесконечно
“гонять”
фигуру противника то с одного поля на другое, если ваш оппонент
не может ходить по другому, не теряя при этом свою фигуру. Если вы ходите ладьей
ходите ладьей на е5 нападая на пушку на е6 и единственный вариант для избежать потери – это пойти пушкой
на f6, то вы не можете продолжать гнать ее c e6 на f6 ходом с е5 на f5 непрерывно. Идея этого правила и предыдущего
также – попытка избежать ничьей. Некоторые из подобных ситуаций могут быть сложными, но обычно игрок, который
первым начал вечное движение, должен первым и прервать его.
Если ни одна из сторон не может взять короля противников, игра считается ничейной.
Русские шахматы – Таврели
Игру в “золотые тавлеи”, о которой можно прочесть в былинах, называют прародительницей русских шахмат. Действительно, существуют источники, подтверждающие, что на Руси играли в шахматы. На раскопках в районе Старой Рязани были обнаружены два плоских кружка из кости, изображавших воинов – именно их энтузиасты и считают таврелями. Ни одного полного комплекта не было обнаружено. Более того, некоторые исследователи полагают, что “золотые таврели” ближе к го, чем к шахматам. В конце 90-х резко возрос интерес к истории Древней Руси, стали появляться новые мифы и легенды, далекие от реальных событий. Русские шахматы – один из них. Надо сказать, миф оказался на удивление удачным, и новая игра быстро нашла своих поклонников.
Игра ведется на обычной доске, фигуры похожи на обычные, но имеют другие названия: король – волхв, ферзь – князь, ладья – ратоборец, слон – лучник, конь – всадник, пешка – ратник. Есть дополнительная фигура – хелги – самая сильная фигура, обладающая свойствами ферзя и коня (князя и всадника). В хелги превращается королевская пешка, дошедшая до последней горизонтали. В остальном, фигуры ходят также, как и в классических шахматах.
Отличия русских шахмат:
- таврели остаются на доске в течение всей игры;
- вместо уничтожения фигура берется в плен путем установки сверху фигуры соперника (как в столбовых шашках);
- таврель может перемещаться не только на свободное поле, но и на занятое: в этом случае создается башня, причем ходившая таврель помещается сверху. Башни могут и дальше ставиться на другие башни и таврели кроме короля;
- башня соблюдает правила хода, соответствующие верхней таврели;
- в любой ход башня может разделиться на две части;
- принадлежность башни определяется верхней таврелью;
- пешки могут превращаться лишь в те фигуры, перед которыми они стояли в начале игры;
- при превращении пешки таврель переворачивается (с обратной стороны есть рисунок нужной фигуры);
- при захвате превращенной пешки, она вновь становится обычной пешкой, а при повторном достижении последней горизонтали (самостоятельно, или наверху башни) – может снова превратиться в соответствующую таврель;
Интересное следствие из правил: если пешка сформирует башню со слоном, передвинется на одно поле, и затем башня разделится, то чернопольный слон превратится в белопольного! Игра комбинационная, очень динамичная, процент ничьих крайне низок. Дебютная теория мало разработана, а эндшпиля в обычном понимании попросту не существует. Русские шахматы – хороший вариант нестандартных шахмат для решения проблемы “ничейной смерти”.
Обучающий курс по игре сянци на ютуб
Самый лучший (и, наверное, единственный цельный) курс по китайским шахматам в рунете — это «Курс сянци для начинающих» известного белорусского мастера.
В курсе (на момент выхода статьи это 14 двадцатиминутных видео, но я надеюсь, что выйдут новые) рассматриваются правила игры, особенности каждой фигуры и основы стратегии на разных стадиях игры. Автор объясняет всё очень понятным языком (из минусов можно назвать неправильное ударение, которое автор делает на некоторых словах, что отвлекает), материал тщательно структурирован. Фигуры в демонстрациях используются китайские, иероглифические, что, несомненно, является большим плюсом.
Сянци в Германии
Все камни (с названиями в пиньинь), которые нужно распечатать, вырезать и поиграть
Командное первенство проводится с 1992 года, а индивидуальное – с 1994 года. Клубы или регулярные встречи игроков можно найти в Берлине, Гамбурге, Нюрнберге, Леонберге, Мюнхене и Штайнвизене (по состоянию на май 2020 г.).
Шахматный гроссмейстер Роберт Хюбнер до сих пор считается одним из сильнейших немецких сянциистов, но никогда не принимал участия в игре немецких шахматистов
Хюбнер принял участие в чемпионате мира 1993 года в Пекине и привлек внимание китайских СМИ своим 36-м местом из 76 участников. Рекордсменом Германии стал Михаэль Нэглер из Лингена
Он выигрывал индивидуальный титул шесть раз (1996, 1997, 1998, 2000, 2001 и 2007). Сообщество сянци в Германии приняло систему подсчета очков INGO, которая использовалась в Немецкой шахматной федерации до 1990 года .
Правила
Доска
Игроки в Сянци в Пекине
В сянци играют на прямоугольной доске, расчерченной линиями по вертикали и горизонтали. Размер доски — 9×10 линий, причём, как и в го, фигуры ставятся в пересечения линий, а не на клетки. Между двумя центральными горизонталями находится река (кит. 河, хэ), которая влияет на движение воинов и слонов (см. ниже)
Квадраты 3×3, отмеченные двумя диагональными линиями, называются дворцы или крепости. Их не могут покидать генералы и советники.
Начальное расположение фигур изображено на диаграмме.
Фигуры
Оба игрока получают одинаковый набор фигур шашечной формы, которые традиционно представляют собой деревянные фишки с китайскими символами. Изображение идентичных фигур для разных сторон может отличаться. Традиционно одна сторона имеет красные фигуры (реже белые), а другая чёрные (которые также могут изображаться синим или зелёным цветом). В разных регионах существуют разные конвенции о том, кто делает первый ход, но в большинстве современных турниров первыми ходят красные.
Король (Генерал)
Ходы короля и советников
Обозначается кит. 將, упр. 将, пиньинь jiàng, «цзян», то есть «генерал» за чёрных и кит. 帥, упр. 帅, пиньинь shuài, «шуай», то есть «маршал» за красных.
Эта фигура аналогична шахматному королю или королю сёги, то есть её потеря означает проигрыш партии.
Король может ходить только в пределах своего дворца (3×3) на один пункт по горизонтали или вертикали, но не по диагонали. Короли не могут «смотреть» друг на друга (стоять на одной вертикали так, что между ними нет фигур); ходы, создающие такую ситуацию, запрещены.
Советник
Обозначается кит. 士, пиньинь shì, «ши» — «чиновник, воин, учёный» за чёрных и кит. 仕, пиньинь shì, также «ши» — «учёный, чиновник» за красных.
Может перемещаться в пределах крепости (дворца) только по диагонали, то есть он ограничен пятью точками крепости.
Слон
Обозначается кит. 象, пиньинь xiàng, «сян» — «слон» за чёрных и кит. 相, пиньинь xiàng, «сян» — «министр» за красных.
Ходит по диагонали на две точки. Не может перепрыгивать фигуры. Не может пересекать реку.
Пушка
Обозначение кит. 砲, пиньинь pào, «пао» — «катапульта» (ключ «камень») чёрных и кит. 炮, пиньинь pào «пао» — «пушка» (ключ «огонь») красных.
Ходит, как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только если между ней и атакуемой фигурой есть ровно одна фигура, называемая экраном (или «лафетом»).
Ладья
Обозначается кит. 車, упр. 车, пиньинь jū, «цзюй» за чёрных и кит. 俥 (車), упр. 车 (伡), пиньинь jū, «цзюй» за красных.
Ходит, как шахматная ладья: на любое число свободных пунктов по вертикали или горизонтали.
Конь
Красный конь может взять чёрного коня, а чёрный красного нет, потому что ему мешает другая фигура
По зелёным стрелкам перемещаться можно, а по красным нельзя, так как при этом одна из фигур мешает движению
Обозначения: кит. 馬, упр. 马, пиньинь mǎ, «ма» у чёрных и кит. 傌 (馬), упр. 马, пиньинь mà, «ма» у красных.
Ходит на одну точку по вертикали или горизонтали, и далее (в том же ходе) на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь сянци не «перепрыгивает» через фигуры, а перемещается в плоскости доски: сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если в промежуточной точке хода коня есть любая фигура, она этот ход блокирует (см. диаграммы).
Пешка
Обозначается кит. 卒 , пиньинь zú, «цзу» за чёрных и кит. 兵, пиньинь bīng, «бин» за красных.
Ходит на одну точку вперёд. На территории противника (за рекой) обладает дополнительной способностью ходить вбок, также на одну точку. Достигнув последней линии, ходит только вбок.
Завершение партии
Шах — это нападение на короля любой фигурой. Игрок, королю которого дали шах, обязан в ответ защититься от шаха. Любые другие ходы ему запрещены. Если же защиты от шаха нет, это мат и проигрыш.
Для защиты от шаха можно, как и в классических шахматах, либо уйти королём в пункт, не находящийся под атакой, либо побить атакующую фигуру, либо блокировать её атаку. В последнем варианте есть две возможности, отсутствующие в шахматах:
- Парирование шаха конём. Поскольку конь не перепрыгивает через занятые пункты, пешка или фигура, поставленная на соседнее с конём поле, на его пути к генералу, защищает от шаха.
- От шаха пушкой можно защититься, удалив её лафет или введя между пушкой и генералом ещё одну фигуру (так как через две фигуры пушка не атакует).
Проигрышем также является пат — отсутствие у игрока легальных ходов.
Происхождение Сянцы
Существует две теории происхождения этой игры:
В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги — древнеиндийской шахматной игры.
Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.
Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад. В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек. Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась. Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.
В период правления Династии Чжоу (1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).
Чжоу (Zhuo) – это игральная кость, она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi). Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек). Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.
Правила игры ЛюБо
Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника. В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.
Александр Демин. Сянци. Тренажер по тактике.
Брошюра Демина — это задачник по сянци. Он пригодится тем, кто уже прочитал книгу Кислюка. Хотя задачник и страдает всеми теми же недостатками, что и указанная книга (шахматизированные пиктограммы и нотация), однако, на мой взгляд, она более тщательно проработана. Неточностей в задачах почти нет, а сами задачи удачно отсортированы по степени сложности. Ответы написаны на обороте каждой страницы, что удобно. Кроме ответа, там же указаны и тактические приемы, использованные в решении задачи. В общем, эту книгу я рекомендовал бы даже людям с доступом к англоязычной литературе по предмету, потому что задачи в ней действительно хорошие и полезные для развития стратегического мышления. Если бы ещё фигуры на диаграммах были обозначены китайскими иероглифами, книга была бы совсем хороша.
Сравнение с другими вариантами шахмат
象棋Базовая таблица сянци | 將 棋, 장기 Базовая настройка Janggi | базовая установка международных шахмат |
---|---|---|
шахматы
Есть важные отличия, которые делают Xiangqi самостоятельной игрой:
- Есть фигуры с идентичными, похожими и совершенно новыми ходами по сравнению с известными шахматами.
- Игра намного более «открыта» и «оживает» намного быстрее (более короткая фаза открытия), так как игровое поле значительно больше при том же количестве фигур (что означает, что фигуры меньше мешают друг другу) и офицеры не стойте за почти непробиваемой фалангой фермеров, можете спрятаться. Есть также много различных типов “двойных атак”, которые могут быть сделаны лошадьми и пушками.
- Поскольку нет ни ферзей, ни слонов, диагонали сильно теряют свое значение. Кроме того, ваши собственные фигуры могут очень хорошо прикрывать друг друга благодаря умелому расположению, что затрудняет атаку противника.
- Игровое поле зеркально-симметричное. Генерал и генерал стоят точно посередине, так что нет разницы между королевским и королевским крылом. Принято всегда делать первый ход на правом фланге.
- Наличие явно оборонительных фигур приводит к совершенно разным тактикам и стратегиям, а также значениям фигур.
- Пат не приводит к ничьей, но на победу в игре партии , которые до сих пор в состоянии двигаться.
- Двум генералам (королям) не разрешается противостоять друг другу без фигуры (своей или чужой), стоящей между ними ( сглаз ).
- Цель состоит в том, чтобы поставить мат или мат противостоящему генералу (королю).
Лев Кислюк. Учебник игры в китайские шахматы. Учитесь играть в сянци.
Это единственный написанный русским автором учебник по китайской игре. В книге (вернее, брошюре, так как книга небольшая) коротко изложена история появления сянци, правила и самые азы стратегии. Также есть десяток-другой задач для практики. Первая часть книги (касающаяся введения в предмет) написана с любовью, читается на одном дыхании, однако, к основной части есть замечания. В некоторых задачах встречаются неточности, замечено порядка 3-4 примеров неправильного расположения фигур. Описание стратегий страдает скомканностью, задач для практики катастрофически мало, но главным недостатком я назвал бы выбор «международных» обозначений фигур для диаграмм в книге
Во-первых, это никак не способствует изучению классических фигур (в виде иероглифов) — а это важно, так как нигде в мире в эти шахматы всерьез не играют «вестернизированными» фигурами. Во-вторых, даже этот «вестернизированный» вариант не является стандартным
Например, для пушки выбрано изображение мишени, хотя в западной литературе и в статье по сянци в википедии обычно используется пиктограмма пушки. То же касается и многих других фигур. Нотация в книге также собственного сочинения — она отличается как от китайской (что, наверное, разумно), так и от принятой в западной литературе по сянци. Пользоваться ей намного менее удобно, потому что на доске нет обозначений рядов, и нотация вида «пешка пятого ряда идёт вертикально» удобнее на практике, чем некое условное «e4-e5».
История
Каменные сянци в беседке для игры в сянци
Западные исследователи[кто?] обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которого является чатуранга, появившаяся в Индии не позднее V—VI веков. Считается, что чатуранга — общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, чатуранга породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, чатуранга видоизменилась в соответствии с китайскими традициями и превратилась в сянци, которые, в свою очередь, стали основой для шахматоподобной игры сёги, распространённой поныне в Японии. В Корее сянци были модифицированы и превратились в игру чанги — она играется на практически аналогичной доске, тем же набором фигур, но имеет несколько отличающиеся правила.
Некоторые китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения сянци от чатуранги. Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком сянци, появилась в древнем Китае не менее 2000 лет назад и первоначально называлась любо. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Позже от костей отказались, получив игру гэу или сайчжан. Считается[кем?], что правила этой игры установил сам император Хань У-ди.
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил сянци, близких к современным. Вполне определённо доказано[где?], что в VIII веке в Китае сянци существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур чатуранги — генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки). Ходы фигур также очень похожи (с учётом разницы в постановке фигур на доску — в шахматах фигуры ставятся на поля, в сянци — на пересечения линий). Сложно представить[кому?], что такое сходство возникло случайно, более вероятным представляется[кому?], что чатуранга, если и не была «родителем» сянци, то, во всяком случае, испытала сильное влияние той древнекитайскую игры, от которой сянци произошли. Название игры, по одной из версий[какой?], происходит от выражения «фигурки из слоновой кости» — именно из неё делали игровые фигуры, причём, в отличие от современных, достаточно простых, с иероглифическими надписями, в древности нередко применялись фигуры художественной работы, изображающие соответствующих персонажей — коней, слонов, колесницы, генеральскую палатку.
Документы, особенно наиболее древние[какие?], далеко не всегда можно трактовать однозначно, так что вопрос о происхождении сянци вряд ли можно считать решённым окончательно.
В Европе с игрой сянци впервые познакомила обывателей гравюра Джона Инграма по рисунку Франсуа Буше «Игра в китайские шахматы», дважды изданная в Париже между 1741 и 1763 годами (фигуры на ней не являются фигурами сянци, с которыми автор, видимо, был незнаком).
Сильнейшим игроком в сянци в XX веке был Ху Жунхуа, становившийся чемпионом Китая по сянци 14 раз. Один из сильнейших игроков в сянци в XXI веке — 5-кратный чемпион Китая Люй Цинь.
С 1970-х годов в СССР издаются книги и выпускаются наборы китайских шахмат с названием Чо Хонг Ки.