Описание шахмат
Шахматы – очень старая игра. Предположительно, шахматы возникли в Индии в четвертом или пятом веке, но неизвестно, кто их изобрел. Шахматы представляют собой интеллектуальное состязание между двумя игроками. Это очень логическая игра, где удача играет маленькую роль.
В игре в шахматы задействовано две стороны, черные и белые, за каждую из которых выступает один игрок. Шахматная доска состоит из 64 клеток, светлых и темных, чередующихся по цвету. Доска поделена на восемь столбцов и восемь рядов. Столбцы имеют буквенное обозначение (слева направо: a, b, c, d, e, f, g и h), ряды – числовое (сверху вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8). Таким образом, каждая клетка имеет обозначение, исходя из того, в каком столбце и каком ряду она находится. Сначала в записи клетки следует столбец, затем – ряд, например, клетка в левом нижнем углу имеет обозначение a1 (столбец a, ряд 1).
Доска всегда ставится таким образом, чтобы ближняя угловая клетка справа от игрока была светлой. Каждая клетка может быть либо пустой, либо ее может занимать какая-либо фигура. Изначальная позиция шахмат состоит из 16 белых фигур и 16 черных фигур, расположенных показанным ниже образом.
Правила расстановки
Изучение правил расстановки фигур в шахматах является первым шагом для новичков. Доска представляет собой квадрат, каждая сторона которого состоит из восьми клеток, называемых полями. Количество клеток на доске — 32 черных и 32 белых. Расстановка шахмат предполагает соблюдение нескольких правил:
- Доска ставится так, чтобы у каждого шахматиста последним правым было поле белого цвета.
- Фигуры соперников стоят симметрично.
- Перед началом боя все фигуры нужно расставить (два ряда).
Каждая клетка имеет определенные координаты, благодаря чему игроки могут записывать все ходы. Стороны доски помечены цифрами от 1 до 8 и буквами от А до H. Координаты поля обозначаются так: А7, G5, C4. По правилам расставлять фигуры нужно по следующим горизонталям: белые по первой и второй, черные по седьмой и восьмой.
Перед началом игры в шахматы нужно расставить фигуры, каждая единица имеет свое место на доске. Запомнить координаты юнитов несложно, достаточно несколько раз сделать расстановку. Для детей и новичков проще всего использовать следующую схему:
- по краям первой линии ставятся ладьи;
- возле них располагаются кони;
- затем с обеих сторон ставят слонов;
- на оставшихся местах в центре доски располагаются король и ферзь;
- следующая горизонталь — ряд пешек.
После того как все фигуры заняли свои места, можно начинать партию. Если запомнить расположение юнитов сразу не получается, следует распечатать или нарисовать себе схему.
Виды пешек[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Виды пешек
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
а6 и b6 — «пешки-недотроги»
В зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:
Название пешки | Вертикаль |
---|---|
Королевская | e |
Ферзевая | d |
Слоновая | c, f |
Коневая | b, g |
Ладейная | a, h |
Центральная | d, e |
Крайняя | a, h |
В зависимости от взаимного расположения пешек существуют:
Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.
Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.
Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).
- Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.
- Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета.
- Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек.
Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.
- Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга.
- Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.
- «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку.
Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали.
На диаграмме:
Белые:
- Пешка d3 — изолированная.
- Пешки g2, g3, g4 — изолированные, строенные; пешка g4 — проходная.
Чёрные:
Пешки b6, c5, d5 — связанные; пешка b6 — проходная.
Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.
На диаграмме:
Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.
Первый ход чёрными и партия против расизма
Правила Международной федерации шахмат однозначно требуют, чтобы игрок, владеющий белыми фигурами, совершал первый ход, после чего к игре смог бы приступить соперник, играющий чёрными. Однако так было не всегда.
Также по теме
«Баскетбол сейчас не нужен»: звёзды НБА не хотят доигрывать текущий сезон из-за протестов и коронавируса в США
Несколько игроков НБА высказались против возобновления сезона, прерванного из-за пандемии коронавируса. Такие звёзды, как Кайри Ирвинг…
До второй половины XIX века допускалось, что первый ход может совершать шахматист, играющий чёрными. В знаменитой «Бессмертной партии», разыгранной в 1851 году, Адольф Андерссен ходил первым, но использовал чёрные фигуры, в то время как его соперник Лионель Кизирицкий играл белыми. В дальнейшем для более удобного анализа этой легендарной игры их цвета «поменялись».
Шахматный теоретик Джордж Уолкер в 1841 году предлагал использовать правило, по которому цвет фигур выбирал игрок, который получил право ходить первым. Но в дальнейшем получила распространение традиция, по которой партию начинал игрок с белыми фигурами, ставшая со временем обязательным правилом.
Интересно, что чемпион мира Магнус Карлсен и нидерландский гроссмейстер Аниш Гири однажды решили нарушить его. Весной 2019 года, в Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации, они провели партию, в которой норвежец ходил первым чёрными фигурами.
The game is over (игра окончена)
Партия тянулась несколько лет. Виктор Корчной имеет среди прочих титул старейшего в мире играющего гроссмейстера, продолжает успешно выступать. В 80 лет он одержал победу в ветеранском турнире в честь 100-летия Ботвинника. Понятно, что при такой насыщенной жизни матч с “Мароци” стоял у него не на первом месте.
Ролланс, уже довольно пожилой человек, часто болел, а каждый контакт с загробным миром требует огромных физических сил. Дух Мароци не всегда отзывался, видимо у него в потустороннем мире тоже бывали проблемы. Поэтому ответный ход приходилось ждать недели, а иногда и месяцы.
Через 7 лет и 8 месяцев борьбы у “Мароци” оставались король и две пешки, у Корчного на одну пешку больше. 11 февраля 1993 года на 47-м ходу “Мароци” сдался.
Скептики утверждали, что в эксперименте участвовало еще одно лицо – неизвестный мастер, консультировавший Ролланса, но шахматисты эту версию не поддержали. Игроков уровня Корчного в мире не много, манера игры каждого хорошо известна. Скрыть в процессе игры свой авторский почерк и при этом играть в стиле другого – это за гранью возможного. Поэтому на вопрос настырных журналистов “так кто же играл против Корчного?” многие шахматисты отвечают без обиняков: “Мароци, это несомненно”.
Как проходил матч
Для игры с усопшим, естественно не было необходимости садиться за шахматную доску. Айзенбайс звонил Корчному, узнавал его ход, звонил в Германию Роллансу, тот погружался в транс, входил в контакт с духом Мароци и сообщал ему ход Корчного. Ответный ход Мароци шел по этой же цепочке только в обратную сторону. Медиум и Корчной на всем протяжении игры не встречались.
По воспоминаниям Корчного, он ко всей этой затее отнесся со скепсисом и сперва не очень напрягался. Его загробный противник действительно, начал очень слабо. Но уже на 27 ходу дух Мароци нашел несколько оригинальных решений и Корчной по его словам “стал сомневаться в своей безоговорочной победе”. Дух покойного венгра оказался серьезным противником.
За рубежом
Вы когда-нибудь задумывались, почему именно так выглядят современные шахматы? Их внешний вид сформировался давно, но под влиянием многих факторов. И как-то так получилось, что мы переняли внешний вид шахмат, но названия дали свои, хотя и не брезгуем пользоваться иностранными.
Начнем с малого – пешек. Что у нас, что за границей пешки так и называются пешками (pawns). Здесь – ничего необычного, но дальше – больше.
Конь. Как бы Вы думали иностранцы зовут коня? Думаете, как и мы – конем? А вот не угадали: у них это рыцарь (knight). Ну, как бы рыцарь на коне, Вы понимаете.
Офицер. Здесь вообще все интересно. Я всегда задавался вопросом, почему у офицера такой конусообразный вид. Ответ меня шокировал. Помните, я говорил, что мы переняли внешний вид, хотя дали свои названия? Так вот, за рубежом наш офицер (вдохнули поглубже!) – это епископ (bishop), священник. А теперь касательно внешнего вида: вспомните католических священников с их конусообразными головными уборами (хотел сказать шапочками). Вот и получился такой облик офицера.
Вы думаете на этом все? Неа. Слон. Так еще называют офицера. Честно, не знаю, почему слона назвали слоном, но подозреваю, что из-за древнего вида этой фигуры. Это у нас он стал офицером, а заграницей епископом. До этого же – слон. Вот так: три названия одной фигуры.
Ладья. Странность в том, что ладья – это древнерусское судно, хотя фигура имеет вид башни. Опять-таки, чужой внешний вид и наши названия. У арабов это была Птица Рух, созвучная с английским словом «rook» – утес или башня. Получите, распишитесь. Но это иностранцы ладью называют турой, что получило распространение и у нас. Тура с различных европейских языков переводится как крепостная башня. Но так как крепостные башни не могут передвигаться, то тура – осадная башня. Сами понимаете, это тяжелая и медленная конструкция. Может быть поэтому ее поставили на край шахматной доски для более сложного выведения на «поле боя»? Как считаете?
Ферзь. В переводе с персидского – полководец (ferz). У нас обычно ферзя так и называют, но я частенько слышу (да и сам приверженец его – так проще) другое название. Для меня в юношестве не было понятно, что такое ферзь: это потом я уже узнал истинное значение. А вот «королева» – понятно ребенку.
Король так и остался королем. С ним все. Хотя Вы удивитесь его названию в тогдашней Российской Империи. Об этом чуть ниже.
Наши названия
Всего лишь век назад у нас слона называли офицером, ладью называли турой (о чем я говорил) ферзя – королевой, а короля – генералом. Хотя мне невдомек, почему королева ниже по статусу генерала. Пешка и конь так и были пешкой и конем.
Лично мне удобно так: пешка, конь, офицер, ладья, королева, король. Согласитесь, просто и понятно, не то что эти ферзи, туры, слоны…
Как вообще здесь играть
Для совершения хода нужно взять фигуру в руку, посильнее нажать на квадрат, на котором она стояла, а затем ещё раз ей нажать на нужную вам клетку для совершения хода.
Есть аж четыре варианта игры на этой доске:
️ физический (просто обычная доска с фигурами)
️ онлайн (можно подключить к другим игрокам)
️ трансляция (можно следить за чужой игрой)
️ сражение с ИИ (играем против искусственного интеллекта)
А теперь подробнее. Если про первый вариант и так все понятно, то про другие расскажу детальнее.
Итак. Скачиваем приложение Square Off и жмём connect, предварительно включив устройство. Всё, мы сконнектились с доской.
1. Онлайн. Нажав Play online, вас перекидывает в меню выбора оппонента. Поиск происходит через крупнейший шахматный сайт chess.com. Так что аккаунт там иметь нужно: более 20 млн игроков, включая гроссмейстеров только и ждут, с кем бы побороться за титул лучшего. Либо можно пользоваться базой Square Off без аккаунта на «чессе».
Интерфейс онлайн-игры
Можно выбрать, с кем конкретно вы хотите играть, написав ник игрока. А можно воспользоваться великим рандомом, выбрав время на ходы (от 10 до 60 минут) и рейтинг противника.
Вы ходите фигурами самостоятельно. А вот за противника ходит ваша доска. Куда он поставит их на виртуальном поле, туда же и механизм. Со стороны выглядит так, будто играешь с каким-то призраком. Атмосферненько.
2. Против искусственного интеллекта. В этом режиме вы сражаетесь против ИИ, у него 20 уровней сложности под каждый тип игрока: от новичка до настоящего профи, который ждёт настоящее сопротивление.
Интерфейс настройки игры с ботом
В этом режиме, как и в онлайне, можно выбрать время на игру или на каждый ход, а также отметить, за кого вы хотите играть: за белых или чёрных.
3. Трансляции. Ходите просто последить за чьей-то партией? Легко. В меню есть кнопка Stream games, нажав на которую, перед вами откроется список активных в данный момент игр.
Интерфейс онлайн-трансляций
Отмечаете, за кем хотите следить, и приложение передаст соответствующий сигнал на смартфон или доску. Да, всегда можно смотреть за партиями через смартфон, но приятнее же вживую, не так ли?
Так вот. Вы выбираете действующую игру, а Square Off расставляет фигуры так же, как они стоят у оппонентов. И как только они сделали очередной шаг, вы это увидите прямо перед собой. Как по мне, этот вариант намного интереснее. Проще и удобнее видеть все поле вживую, чем его оцифрованную версию.
Биография шахматистки
Шахматистка родилась 24 декабря 1983 года в Одессе. В 1988 году семья Ирины переехала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Шахматные правила девочка изучила в пять лет. Позднее родители отдали Ирину в школу Эдварда Морроу. Наставник высоко оценил способности начинающей шахматистки и зачислил ее в свою группу.
В четырнадцать лет Круш выигрывает женское первенство Соединенных Штатов. Ирина стала самой юной шахматисткой, сумевшей одержать победу в розыгрыше взрослого чемпионата страны. Позднее уроженка Одессы проведет выставочный матч с Артуром Бисгайером. Опытный гроссмейстер не смог добиться преимущества — встреча завершилась со счетом 2:2 В 1999 году Ирина стала участницей молодежного чемпионата мира, выступив в мужском разряде.
Позднее Круш входила в команду шахматистов, которые готовили варианты ходов для зрителей в интернет-матче Гарри Каспарова против всего мира. В одной из партий девушка предложила новинку в розыгрыше сицилианской защиты. Этот ход обострил позицию на доске, заставив чемпиона мира приложить максимум усилий для успешного завершения виртуального противостояния со зрителями.
В 2000 году Ирина становится участницей женского нокаут-чемпионата, проводимого ФИДЕ. Спустя год Круш получает от Международной шахматной федерации два звания — гроссмейстера среди женщин и мужского международного мастера. В 2002 году шахматистка участвует в Кубке мира, где доходит до четвертьфинальной стадии. В составе нью-йоркского спортивного клуба Ирина несколько раз становилась обладательницей медалей командного первенства Соединенных Штатов.
В 2008 году Круш дошла до финала американского чемпионата. В решающем матче Ирина играла против Анны Затонских, также переехавшей в США из Украины. Матч девушек завершился победой Круш на тай-брейке. Эта победа стала для Ирины четвертой в рамках женских чемпионатов США. Позднее она еще три раза завоюет звание сильнейшей шахматистки Соединенных Штатов.
В 2013 году ФИДЕ присвоило Круш гроссмейстерское звание. Она стала 30-й женщиной — шахматным гроссмейстером среди мужчин. В 2010–2014 годах Ирина трижды добиралась до финалов мировых первенств по блицу и рапиду. В составе американской сборной шахматистка выступала на восьми олимпиадах, завоевав две серебряных и три бронзовых медали.
В настоящее время проживает в Нью-Йорке и продолжает участвовать в американских и международных соревнованиях. В период пандемии присоединилась к гроссмейстерам, игравшим в онлайн-турнирах.
Как «скачет» конь в шахматах
Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.
Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.
Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:
- Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
- Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
- Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.
Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.
Движение коня по доске
У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).
Подозрения и доказательства
Как и следовало ожидать, скептики подозревали, что Роберт Ролланс консультировался с шахматистами. Но доктор Неппе считал, что это маловероятно, так как игра была высококлассной, и её стиль соответствовал стилю Мароци. «Из-за ярко выраженных индивидуальных стилистических различий невозможно с помощью компьютера смоделировать игру, да и всего несколько из ныне живущих шахматистов играют на таком высоком уровне», — писал Неппе. Айзенбайс подчёркивал, что Ролланс и Кориной не получили за эксперимент ни гроша и у них не было мотивов для обмана. Во время матча Айзенбайс задавал много вопросов Мароци, чтобы подтвердить его личность. 31 июля 1986 года медиум получил 38 рукописных страниц с ответами на многие заданные вопросы. Айзенбайс решил проверить ответы и связался с членом Венгерского шахматного клуба Лакло Себистеном, скрывая истинные причины своего интереса. Историк и эксперт по шахматам Себистен согласился провести исторические изыскания для биографической книги о своём соотечественнике, которую якобы собирался писать швейцарец. Он проделал огромную работу. Кроме поисков в библиотеках и архивах, энтузиаст встретился с двоюродным братом шахматиста, а также с двумя детьми Гезы Мароци — сыном и дочерью, которым было уже за 80. Из 92 полученных ответов исследователь смог подтвердить документально и с помощью воспоминаний родственников 85. Оставшиеся семь, возможно, были правильными, но ни одной записи или воспоминания об этих событиях не сохранилось. Одним из самых интересных доказательств личности Мароци стал вопрос об игре 1930 года. Вольфганг Айзенбайс, обнаружив в газетных архивах хронику того матча, на спиритическом сеансе спросил Мароци об итальянце Роми. Венгерский гроссмейстер ответил, что он никогда не играл с человеком с такой фамилией, но выиграл у шахматиста с фамилией Ромих. Хотя шахматные хроники называли итальянца Роми, позже удалось найти официальный протокол матча 1930 года, в котором действительно итальянский игрок был указан как Ромих. Игра завершилась 11 февраля 1993 года. Геза Мароци, игравший «старомодным» стилем, сдался на 47-м ходу. Мистическая партия продолжалась 7 лет и 8 месяцев. Роберт Ролланс умер через три недели после завершения игры. В апреле 2006 года Вольфганг Айзенбайс в журнале Общества психических исследований (Великобритания) опубликовал результаты эксперимента, вызвав множество откликов в научном мире. Многие обвинили его в мошенничестве
Однако участие в эксперименте признанных авторитетов в области шахмат и психиатрии всё-таки заставило учёных ещё раз обратить внимание на необъяснимые наукой, но реальные случаи подтверждения жизни после смерти. Беспрецедентный шахматный поединок Виктора Корчного и Гезы Мароци — ещё один факт, доказывающий существование интеллекта и сознания после физической смерти тела
Метки: Тайны 20 века, смерть, медиум, дух, иномирье, шахматы, Корчной, Мароци
Жертвовать или нет?
Гроссмейстер Михаил Таль очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.
С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР Виктор Корчной всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.
Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.
Виды жертв в шахматах
Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.
Временная жертва
Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:
- мы отдаем слона за пешку, но в результате неотвратимо выигрываем через 1-2 хода ладью или ферзя;
- жертвой своей ладьи заманиваем вражеского короля на поле, где он через пару-тройку ходов получает мат.
Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.
Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.
Реальная жертва
Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.
Некорректная жертва
Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:
- банальный собственный просчет,
- лихой риск в надежде на ошибку соперника.
Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.