Максимилиан Уйтелки

Детство и юность

Максимилиан Шелл родился в Вене 8 декабря 1930 года и стал младшим из четырех детей в семье. Родители мальчика принадлежали к творческой интеллигенции и были выходцами из разных стран, поэтому у Максимилиана смешанная национальность. Отец Герман Фердинанд Шелл – уроженец Швейцарии, известен как писатель, поэт и драматург. Мать Маргарете Ноэ фон Нордберг была австрийской актрисой.

Актер Максимилиан Шелл

Впоследствии все дети семьи Шелл – Мария, Карл, Имми и Максимилиан – выбрали для себя актерскую стезю.

Отец Максимилиана не хотел, чтобы дети занимались актерским мастерством – боялся, что такая жизнь не принесет счастья. Но театральная работа матери во многом предопределила выбор Шелла. Он помнил, как Маргарете готовилась к спектаклям, а в 3 года и сам вышел на сцену венского театра.

Максимилиан Шелл в молодости

В 1938 году нацистская Германия аннексировала Австрию, и Шеллы, чтобы бежать от Гитлера, всей семьей перебрались в Швейцарию, в Цюрих.

В детстве о театральной карьере Максимилиан не задумывался – мальчиком он любил читать, учился игре на фортепиано и полагал, что станет либо художником, либо музыкантом, либо драматургом. Первую пьесу под впечатлением от работы отца Шелл написал в 9 лет.

Максимилиан Шелл с премией «Оскар»

Закончив школу, Максимилиан год проучился в Цюрихском университете, где играл в футбол и был членом университетской команды по гребле. Одновременно с этим он подрабатывал внештатным журналистом. После окончания войны переехал в Германию, где в Мюнхенском университете изучал философию и историю искусств.

Затем юноша вернулся в Цюрих, год отслужил в швейцарской армии, еще год вновь учился в Цюрихском университете и полгода – в Базельском. После этого учеба Максимилиану наскучила – он решил, что творческому человеку научная точность может только помешать. Одновременно с этим Шелл понял, что писательство – не его призвание, занялся актерским мастерством и начал играть в Базельском театре.

Персона Дня – 20 АПРЕЛЯ 2021

МАКСИМИЛИАН УЙТЕЛКИ

Максимилиан Самуэль Рудольф Уйтелки родился 20 апреля 1915 года в небольшом городке Игло в Венгрии: позже его родные переехали в Словакию. Максимилиан считался прямым потомком великого венгерского композитора Ференца Листа и вырос в семье, известной своими культурными традициями.
Окончил юридический факультет; до Второй мировой в крупных соревнованиях не выступал, преимущественно играя в словацких турнирах. Позже был частым гостем в Советском Союзе – Уйтелки после войны не стал делать карьеру юрисконсульта, а преподавал русский язык!
Вскоре выдвинулся в число ведущих шахматистов ЧССР, ему удалось взять бронзу чемпионата Европы вместе с командой Чехословакии. Неоднократно становился призером словацких чемпионатов, позже возглавлял шахматную федерацию Словакии и внес неоценимый вклад в развитие шахмат в своей стране. Благодаря связам Уйтелки молодой словацкий шахматист Любомир Фтачник и другие перспективные юноши получали суровый опыт международных турниров, в том числе на территории Советского Союза.
Пиком карьеры Уйтелки стал зональный европейский турнир 1960 года, в котором он занял девятое место и завоевал звание международного мастера. Но наибольшую известность Максимилиану принесла его знаменитая защита – система, при которой черные в том или ином порядке фианкеттируют своих слонов, ставят пешки на поля a6, b6, d6, e6, g6, h6, а коней на d7 и e7. На Западе эта творческая расстановка носит название «системы гиппопотама».
Словацкий мастер нанес здесь сенсационное поражение Рашиду Нежметдинову, позже применил новшество против Бориса Спасского. Борис Васильевич в долгу не остался и сыграл так против самого Тиграна Петросяна в матче на первенство мира! Как сказал сам Петросян: «Мне кажется, что такая дебютная вольность в матче на первенство мира дает для прогресса шахмат не меньше, чем разыгрывание самого актуального варианта по классическим образцам!»
«Кстати, на этом же сочинском турнире была сыграна та самая партия Спасский – Уйтелки, которая, как многие считают, и подвигла Бориса Васильевича применить «гиппопотама» против Петросяна через пару лет в матче на первенство мира. Автор же этих строк склоняется к версии, что не последнюю роль в этом сыграли партии Уйтелки в целом – например, убедительная победа над Ратмиром Холмовым в шестом туре. Про партию с Рашидом Нежметдиновым и говорить нечего. Вот таким нехитрым образом Максимилиан, возможно, оставил свой незаметный след в борьбе за шахматную корону!
Одной партии с Нежметдиновым вполне достаточно, чтобы согласиться со следующей фразой шахматиста Авни: “Попросту говоря, Уйтелки провоцировал своих оппонентов до крайности и ждал их нервного срыва. Временами его разбивали наголову, но в иных случаях его затея приносила плоды”.
Порой расстановки Макса напоминали собой небольшой детский снежный замок, который вроде и не мешает жизни солидных людей, но – ррраз! – и уже шквал снежных снарядов летит во все стороны. Потому что нельзя терять бдительность» (М. Попов).
В наши дни некоторые знаменитые игроки частенько балуются системой Уйтелки в турнирах с укороченным контролем времени.
Автокатастрофа 1970 года нанесла Максимилиану тяжелые травмы – он не мог играть в шахматы, ушел с поста президента словацкой федерации. Лишь незадолго до смерти Уйтелки в 1978 год сыграл в Кубке Татрана, и выступил достойно, выиграв печатную партию у Джурича.
Известный мастер ушел из жизни 12 декабря 1979 года.

Самое интересное

Актрисы, победившие алкогольную зависимость (15.05.2019)

Актрисы с большими носами (22.03.2018)

Его следующий роман с оперной певицей Ивой Миханович завершился вторым браком в жизни актера, продлившимся до конца его жизни.

Максимилиан Шелл и Ива Миханович

Официальной женой Максимилиана Шелла Ива пробыла всего год – до самой смерти актера.

Максимилиан Шелл и Наталья Андрейченко

Знакомство голливудского актера и режиссера с Натальей Андрейченко произошло в Суздале на съемочной площадке американского фильма «Петр Великий», в котором он играл главную роль, а она была приглашена на роль Евдокии Лопухиной.

Их роман развивался стремительно – Максимилиан Шелл в тот период был не одинок, у него был роман с сотрудницей кинокомпании MFG Film, продолжавшийся почти двадцать лет, о чем он почти сразу рассказал Наталье.

На фото: Шелл и Андрейченко

Чтобы Андрейченко, не желавшая разбивать эти отношения, согласилась быть с ним, Максимилиан привез ей письмо от той женщины, в котором она писала, что любви между ней и Шеллом давно нет, а общаются они главным образом по работе.

Шелл признался Наталье, что впервые за последние семнадцать лет он испытал настоящую любовь. Тогда Андрейченко тоже была несвободна – она была замужем за композитором Максимом Дунаевским, у нее подрастал сын, но роман с австрийским актером поставил крест на этом браке, который и без того трещал по швам – до Андрейченко все чаще доходили слухи о постоянных изменах мужа.

Новая любовь лишь подтолкнула ее к разводу с Дунаевским, а решительные действия Максимилиана Шелла позволили поверить в светлое будущее.

Поскольку советские спецслужбы всячески старались помешать их роману, Шелл сделал Наталье официальное предложение. Несмотря на требование властей немедленно переехать к мужу, Андрейченко удалось сохранить советское гражданство и получить многократную визу в Австрию, Германию и Швейцарию – в страны, где жил Максимилиан.

Семья Максимилиана Шелла тепло приняла не только Наталью, но и ее сына от первого брака, которого Шелл сразу усыновил. Когда Дмитрию исполнилось шесть лет, у него появилась сестра Настя, дочь Натальи и Максимилиана Шелла.

Биография шахматиста

Максимилиан родился в апреле 1915 года. Детство будущего шахматиста прошло в Венгрии, но в 1920 году семья переехала в Чехословакию. Родственники поощряли интерес мальчика к шахматам: свою первую доску и набор фигур Макс получил на восьмой день рождения. Уйтелки с отличием окончил школу и поступил в университет Братиславы.

Первые годы шахматной карьеры Максимилиан не выступал на международных турнирах. Молодой человек предпочитал приезжать на чехословацкие соревнования. В 1938 году Уйтелки выпустился из университета, получив диплом юриста. После Второй мировой войны Макс часто приезжал в Советский Союз. Шахматист прекрасно владел русским языком и преподавал его студентам своего alma mater.

В 1948 году Уйтелки выиграл первенство Словакии, после чего принял решение стать профессиональным шахматистом. Вскоре Максимилиан становится одним из сильнейших шахматистов ЧССР. В составе сборной Чехословакии Уйтелки завоевывает бронзовые медали командного первенства Европы. В начале 1950-х годов Максимилиан часто давал сеансы одновременной игры в словацких городах и вел работу по популяризации шахмат в республике. Во второй половине десятилетия шахматист приезжал на международные турниры в Чехословакии, Польше, Югославии и Венгрии.

В 1960 Макс успешно выступил на зональных соревнованиях и в следующем году получил от ФИДЕ звание международного мастера. Широкую известность Уйтелки обрел после публичной демонстрации своей защиты. Разработанное Максимилианом неправильное начало было названо системой гиппопотама из-за неагрессивной расстановки черных фигур. Используемая Уйтелки защита предполагала размещение слонов на флангах и создание сдвоенного центра из коней на месте королевской и ферзевой пешек.

Свою тактическую находку Уйтелки применил в поединке против Бориса Спасского. Позднее советский шахматист использует аналогичное построение фигур в шестнадцатой партии матча за звание чемпиона мира против Тиграна Петросяна. В настоящее время система гиппопотама изредка применяется шахматистами во время турниров по блицу.

Во второй половине 1960-х годов Уйтелки станет руководителем шахматной федерации Словацкой социалистической республики. Работа Макса по популяризации шахмат принесла свои плоды — в стране появилось значительное количество талантливых игроков. Шахматист выступал организатором турниров для детей и юношей. Изредка в шахматной прессе Чехословакии появлялись заметки Уйтелки, посвященные анализу отдельных партий международных турниров.

Дальнейшей карьере Максимилиана помешало дорожно-транспортное происшествие. В 1970 году Уйтелки получил серьезные травмы после столкновения своего автомобиля с междугородним автобусом. Макс покинул свою должность в шахматной федерации Словакии и прекратил турнирные выступления. Реабилитация после аварии продолжалась несколько лет. В 1978 году Уйтелки впервые после ДТП принял участие в официальных соревнованиях.

В декабре 1979 года Максимилиан скончался от последствий полученных в автокатастрофе травм.

Личная жизнь

В молодости Максимилиан увлекался фортепиано и, повзрослев, сохранил любовь к музыке. Знаменитый дирижер Леонард Бернштейн утверждал, что Шелл был превосходным пианистом. Мужчина давал концерты с венскими и берлинскими оркестрами, участвовал в постановках опер.

Максимилиан Шелл и Сорайя Исфандияри-Бахтиари

Личная жизнь артиста складывалась не так гармонично, как карьера. В 1960-е годы пресса увлеченно обсуждала роман Максимилиана с Сорайей Эсфандиари Бахтиари, до этого бывшей замужем за последним иранским шахом. После расставания Шелла с экс-королевой ходили слухи о связи мужчины с темнокожей супермоделью Донйел Луной.

Максимилиан Шелл и Наталья Андрейченко

В 1985 году на съемках сериала «Петр Великий» Шелл познакомился с советской актрисой Натальей Андрейченко, на которой женился в 1986-м. В этом браке родилась дочь Настасья, также Максимилиан усыновил Дмитрия, ребенка Натальи от первого брака. В Сети присутствует много фото Шелла с обоими детьми. Также у актера есть крестная дочь – известная голливудская актриса Анджелина Джоли.

Максимилиан Шелл и Элизабет Михич

В 2002 году пара разъехалась, чтобы в 2005-м официально развестись; Настасья после развода предпочла остаться с отцом. Инициатором развода был Максимилиан, встретивший Элизабет Михич, галеристку из Вены на 47 лет младше его.

Максимилиан Шелл и Ива Миханович

После окончания этого романа, в 2008 году, Шелл сошелся с оперной певицей Ивой Миханович, которая стала его последней любовью. 20 августа 2013 года пара официально зарегистрировала отношения.

После смерти Максимилиана Шелла родственники долго не могли поделить наследство: на него претендовали как дочь актера, так и его жены и племянники.

Как изменилось лицо Натальи Андрейченко после пластики

В молодости актриса была чертовски обаятельна, а идеальный овал лица, высокие скулы, большие глаза вызывали зависть женщин и восхищение мужчин. По мнению экспертов, сделать пластику Наталью Андрейченко побудило желание соответствовать голливудским стандартам, т.к. она обрела реальный шанс сделать карьеру на Западе, став женой Максимилиана Шелла.

Молодая Наталья Андрейченко до и после похудения

К сожалению, мечты Натальи не сбылись, а лицо оказалось серьезно «испорчено» пластикой и утратило привычную мимику. Подробностей выполненных манипуляций актриса не раскрывает, но эксперты подозревают, что ей была сделана контурная пластика губ и носогубных складок полимерным гелем.

Наталья Андрейченко в молодости и сейчас

Подобные препараты не способны к биодеградации (саморазрушению и выводу из организма), зато могут мигрировать, то есть самопроизвольно покидать зону введения (вспомним, что от подобного препарата пострадала Оксана Пушкина). Сейчас косметологи их не применяют, а для контурной пластики используют филлеры на основе гиалуроновой кислоты.

На фото Наталья Андрейченко до и после пластики

Гель, введенный Наталье Андрейченко в губы, невозможно полностью удалить, поэтому ее рот выглядит несимметричным, а красная кайма – бугристой. Очевидно, ситуация усугубилась после того, как звезда сделала круговую подтяжку лица, в результате которой губы «разъехались» в стороны и теперь имеют, мягко говоря, странный вид.

На фото Наталья Андрейченко без макияжа

Специалисты отмечают, что в последнее время у актрисы поубавилось морщин в наружных уголках глаз, а взгляд стал более открытым, и объясняют эти изменения блефаропластикой. Сама знаменитость комментариев на эту тему не дает и философски относится к произошедшим с лицом изменениям.

Так выглядит актриса Наталья Андрейченко сейчас

Персона Дня – 20 АПРЕЛЯ 2021

МАКСИМИЛИАН УЙТЕЛКИ

Максимилиан Самуэль Рудольф Уйтелки родился 20 апреля 1915 года в небольшом городке Игло в Венгрии: позже его родные переехали в Словакию. Максимилиан считался прямым потомком великого венгерского композитора Ференца Листа и вырос в семье, известной своими культурными традициями.
Окончил юридический факультет; до Второй мировой в крупных соревнованиях не выступал, преимущественно играя в словацких турнирах. Позже был частым гостем в Советском Союзе – Уйтелки после войны не стал делать карьеру юрисконсульта, а преподавал русский язык!
Вскоре выдвинулся в число ведущих шахматистов ЧССР, ему удалось взять бронзу чемпионата Европы вместе с командой Чехословакии. Неоднократно становился призером словацких чемпионатов, позже возглавлял шахматную федерацию Словакии и внес неоценимый вклад в развитие шахмат в своей стране. Благодаря связам Уйтелки молодой словацкий шахматист Любомир Фтачник и другие перспективные юноши получали суровый опыт международных турниров, в том числе на территории Советского Союза.
Пиком карьеры Уйтелки стал зональный европейский турнир 1960 года, в котором он занял девятое место и завоевал звание международного мастера. Но наибольшую известность Максимилиану принесла его знаменитая защита – система, при которой черные в том или ином порядке фианкеттируют своих слонов, ставят пешки на поля a6, b6, d6, e6, g6, h6, а коней на d7 и e7. На Западе эта творческая расстановка носит название «системы гиппопотама».
Словацкий мастер нанес здесь сенсационное поражение Рашиду Нежметдинову, позже применил новшество против Бориса Спасского. Борис Васильевич в долгу не остался и сыграл так против самого Тиграна Петросяна в матче на первенство мира! Как сказал сам Петросян: «Мне кажется, что такая дебютная вольность в матче на первенство мира дает для прогресса шахмат не меньше, чем разыгрывание самого актуального варианта по классическим образцам!»
«Кстати, на этом же сочинском турнире была сыграна та самая партия Спасский – Уйтелки, которая, как многие считают, и подвигла Бориса Васильевича применить «гиппопотама» против Петросяна через пару лет в матче на первенство мира. Автор же этих строк склоняется к версии, что не последнюю роль в этом сыграли партии Уйтелки в целом – например, убедительная победа над Ратмиром Холмовым в шестом туре. Про партию с Рашидом Нежметдиновым и говорить нечего. Вот таким нехитрым образом Максимилиан, возможно, оставил свой незаметный след в борьбе за шахматную корону!
Одной партии с Нежметдиновым вполне достаточно, чтобы согласиться со следующей фразой шахматиста Авни: “Попросту говоря, Уйтелки провоцировал своих оппонентов до крайности и ждал их нервного срыва. Временами его разбивали наголову, но в иных случаях его затея приносила плоды”.
Порой расстановки Макса напоминали собой небольшой детский снежный замок, который вроде и не мешает жизни солидных людей, но – ррраз! – и уже шквал снежных снарядов летит во все стороны. Потому что нельзя терять бдительность» (М. Попов).
В наши дни некоторые знаменитые игроки частенько балуются системой Уйтелки в турнирах с укороченным контролем времени.
Автокатастрофа 1970 года нанесла Максимилиану тяжелые травмы – он не мог играть в шахматы, ушел с поста президента словацкой федерации. Лишь незадолго до смерти Уйтелки в 1978 год сыграл в Кубке Татрана, и выступил достойно, выиграв печатную партию у Джурича.
Известный мастер ушел из жизни 12 декабря 1979 года.

Вклад в теорию дебютов

Известен как теоретик. Его именем названа защита, при которой чёрные в том или ином порядке фианкеттируют своих слонов, ставят пешки на поля a6, b6, d6, e6, g6, h6, а коней на d7 и e7.

Вот как, например, начиналась партия Спасский — Уйтелки, Сочи, 1964: 1. e4 g6 2. d4 Сg7 3. Кc3 a6 4. Кf3 d6 5. Сc4 e6 6. Сg5 Кe7 7. a4 h6 8. Сe3 b6 9. O-O Кd7. Через два года Спасский сам применил подобную расстановку в 12-й партии матча на первенство мира против Т. В. Петросяна. Петросян по этому поводу написал следующее: «Мне кажется, что такая дебютная вольность в матче на первенство мира дает для прогресса шахмат не меньше, чем разыгрывание самого актуального варианта по классическим образцам».

Иногда (в частности, в англоязычных источниках) этот дебют называют «Защита гиппопотама» (ввиду неагрессивной, «ленивой» расстановки чёрных фигур).

Спортивные результаты

ГодГородСоревнование+=РезультатМесто
1948Чемпионат Словакии1
БратиславаЧемпионат Чехословакии
Шпиндлерув-МлинМатч Чехословакия — Югославия (запасной, против С. Пуца)10 из 1
1949 Тренчанске-ТеплицеМемориал Р. Рети36108 из 1914
ПрагаМатч Чехословакия — Нидерланды (против К. ван ден Берга)21 из 2
ПрагаМатч Чехословакия — Австрия (запасной, против А. Бени)1½ из 1
1950ПрагаМатч Чехословакия — Болгария (против Э. Карастойчева и П. Попова)313 из 4
1953ПрагаЧемпионат Чехословакии4388 из 157—8
1954ПрагаЧемпионат Чехословакии74610 из 173—5
БудапештМатч-турнир трех команд (Венгрия, Чехословакия, Польша)
Амстердам XI Олимпиада (сборная Чехословакии, 2-й запасной)2112½ из 4
1955 Старый СмоковецЧемпионат Словакии
ПрагаЧемпионат Чехословакии7649 из 178—10
РоттердамМатч Нидерланды — Чехословакия (против К. ван ден Берга)111 из 2
ПрагаМатч Чехословакия — Австрия (против Х. Бузека)111½ из 2
ПрагаМатч-турнир трех команд (Венгрия, Чехословакия, Польша)244 из 6
1956 ПодебрадыЧемпионат Чехословакии4698½ из 1913—14
Прага — Марианске-ЛазнеМеждународный турнир3887 из 1916—18
ВаршаваМатч Польша — Чехословакия (против А. Дзенишевского и Я. Гадалиньского)21 из 2
1957ПрагаМатч Чехословакия — Италия (против Дж. Феррантеса)111½ из 2
ДрезденМатч ГДР — Чехословакия (против З. Мюльберга)111 из 2
Вена Командный чемпионат Европы (сборная Чехословакии, запасной)121 из 3Команда — 3-я
1958ПрагаМатч Чехословакия — ГДР (запасной, против З. Мюльберга)11 из 1
1959БратиславаЧемпионат Чехословакии71911½ из 172—4
Марианске-Лазне Международный турнир5199½ из 153—4
Балатонфюред Мемориал Л. Асталоша3197½ из 133—5
1960 ОстраваЧемпионат Чехословакии91712½ из 171—2
Будапешт Зональный турнир23107 из 159—11
Лейпциг XIV Олимпиада (сборная Чехословакии, 2-й запасной)5226 из 9
1961 КошицеЧемпионат Чехословакии45109 из 1911—14
Ростов-на-Дону Мемориал М. И. Чигорина563 из 1111—12
Оберхаузен Командный чемпионат Европы (сборная Чехословакии, ?-я доска)3234½ из 8
1963ПрагаЧемпионат Чехословакии41056½ из 1918
Поляница-Здруй Мемориал А. К. Рубинштейна7449 из 153—4
1964 БрноЧемпионат Чехословакии1795½ из 1717
Сочи Мемориал М. И. Чигорина6637½ из 1510—11
1965Поляница-Здруй Мемориал А. К. Рубинштейна5178½ из 134
Копенгаген Международный турнир4925 из 1513—14
1965 / 1966 Реджо-ЭмилияМеждународный турнир6148 из 112
1966Поляница-Здруй Мемориал А. К. Рубинштейна2575½ из 1413—14
Гавана XVII Олимпиада (сборная Чехословакии, 2-й запасной)22 из 2
1967 БевервейкМеждународный турнир (турнир В)5378½ из 155—7
БратиславаЧемпионат Чехословакии4567 из 159—11
Монте-КарлоМеждународный турнир (турнир В)
Сочи Мемориал М. И. Чигорина11043 из 1516
1968БевервейкМеждународный турнир (турнир В)6279½ из 154
БелградМеждународный турнир3103 из 1313
1969БевервейкМеждународный турнир (турнир В)5557½ из 158—10
АмстердамМеждународный турнир IBM (турнир В)3624 из 1111
Старый СмоковецМеждународный турнир1643 из 1111—12
1973Старый СмоковецМеждународный турнир1743 из 1212—13
1974Тренчанске-ТеплицеМеждународный турнир2465 из 129—11
Римавска-СоботаМеждународный турнир2675½ из 1515
1978 ЗамардиМеждународный турнир5336½ из 113—4
Штрбске-ПлесоМеждународный турнир (Татранский кубок)2644 из 1212

Фильмы

Кинодебютом актера стала антивоенная картина «Дети, мать и генерал», где Шелл исполнил роль немецкого офицера времен Второй мировой войны, дезертировавшего с поля боя. Этот фильм надолго определил профиль актерской игры Максимилиана, снявшегося потом еще во многих картинах военной тематики, включая «Молодых львов». В этой ленте Шелл впервые появился на голливудском экране.

Максимилиан Шелл в фильме «Молодые львы»

В 1960 году мужчина вернулся в Германию, где сыграл Гамлета в телеспектакле по одноименной пьесе Шекспира. Его исполнение роли принца Датского считается одним из лучших, наравне с работой Лоуренса Оливье.

В 1961-м Максимилиана пригласили на роль адвоката в юридической драме «Нюрнбергский процесс» о суде над нацистскими преступниками, ставшую ключевой в его биографии. Критики были восхищены тем, как актер изобразил человека, пытающегося обвинить в холокосте кого угодно, кроме своих подзащитных. За эту роль он получил как «Оскар», так и «Золотой глобус». По словам биографа актера, во время подготовки Шелл перечитал огромное количество доступных документов Нюрнбергского процесса.

Максимилиан Шелл в фильме «Дневник Анны Франк»

В дальнейшем в фильмографию Максимилиана вошли такие фильмы о войне, как «Маленькая Одесса», «Железный крест» и «Дневник Анны Франк», в котором Шелл сыграл уже не немца, а еврея – Отто, отца девочки. Потом к еврейским ролям артист обращался неоднократно: в 1989 году в фильме «Розовый сад» исполнил роль Аарона, бывшего узника Освенцима, в 1997-м сыграл отца еврейской семьи в драме «Оставленный багаж».

Самой сложной ролью на тему фашизма и холокоста стал Артур Голдман из «Человека в стеклянной будке». Максимилиану пришлось перевоплотиться в еврея, который настолько оскорблен покорностью своего народа перед лицом жестокости, что после войны из-за безумного поведения в нем подозревают не жертву холокоста, а скрывающегося нацистского преступника.

Максимилиан Шелл в фильме «Человек в стеклянной будке»

Чтобы не стать актером одного амплуа и не «застрять» в военной теме, Шелл играл различных героев, проявляя все грани мастерства. На его счету роли Владимира Ленина, Петра Великого, египетского фараона и многих других персонажей, не похожих друг на друга. В 1981 году Максимилиан появился в очередной адаптации «Призрака оперы» Гастона Леру, где сыграл самого Призрака. Трактовка сюжета далека от классической, но персонаж Шелла оказался максимально приближен к книжному прототипу.

В качестве режиссера Максимилиан тоже был успешен: фильм «Пешеход» в 1974 году получил «Золотой Глобус» и был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Максимилиан Шелл в фильме «Пётр Великий»

Как документалист Шелл работал над созданием картины «Марлен», документального фильма о Марлен Дитрих. Кино оказалось проблемным, хотя и заслужило номинацию на «Оскар»: Дитрих сначала дала согласие на съемки, но затем передумала и запретила использовать в фильме уже отснятый материал.

Самой личной, интимной, работой Максимилиана стала картина «Моя сестра Мария» о Марии Шелл, родной сестре актера. За эту ленту брат и сестра получили немецкую телевизионную премию «Бэмби».

Последняя роль Максимилиана Шелла в фильме «Грабители»

Шелл продолжал сниматься до конца жизни как в европейском, так и голливудском кино. Последний фильм с участием актера – криминальная драма «Грабители», вышла на экраны уже после смерти Максимилиана, в 2015 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий