Пол Морфи: недолгая вспышка гения шахмат

Характеристика творческой манеры

Василий Смыслов: «В наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда готов был атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль. Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск лучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов Полом Морфи. Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно внося комбинационные мотивы в простые на вид окончания».

Михаил Ботвинник: «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенного после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца».

Биография

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э. Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли[источник не указан 1495 дней]. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64 — Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

В 1855 Морфи поступил в Луизианский университет, закончил его за два года и получил диплом адвоката. В 1857 году Морфи получил первый приз на первом Всеамериканском шахматном конгрессе.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже. В этом же году в Европе состоялись матчи Морфи с известными британскими шахматистами Стаунтоном, Барнсом, Оуэном, а также выдающимся германским шахматистом Андерсеном, которые закончились победой Морфи за явным преимуществом.

В 1859 году Морфи вернулся в США, где был восторженно встречен. Он заявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).

Однако вскоре Морфи отказался от серьезной игры в шахматы. Также ему не удавалось найти работу адвоката, по своей специальности. Родители девушки, в которою он был влюблён, не дали согласия на брак с ним. У него стало прогрессировать психическое заболевания (предположительно шизофрения). Он всё больше замыкался в кругу близких.

К 1861 году относится эпизод с картиной немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты» (созданной в 1830-е годы), на которой изображен Дьявол, играющий в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в Ричмонде (штат Виргиния) в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде безнадёжно проигранной. И выполнил своё обещание, сведя партию вничью.

В полдень 10 июля 1884 года 47-летний Морфи был найден мёртвым в своей ванной дома в Новом Орлеане. По данным вскрытия, причиной фатального исхода стал инсульт, вызванный погружением в холодную воду после длительной прогулки по полуденной жаре. Особняк Морфи, проданный его семьёй в 1891 году, был впоследствии переоборудован в широко известный ресторан Brennan’s.

Особняк Морфи на Ройял-стрит в мае 2007 года

Литература

  • Нейштадт Я. И. Некоронованные чемпионы. — М.: ФиС, 1975.
  • Загорянский Е. А. Повесть о Морфи. — М.: ФиС, 1968.
  • Загорянский Е. А., Мароци Г. Пол Морфи / Предисл. В. В. Смыслова. — М., ФиС, 1980.
  • Мансуров Е. А. Пол Морфи — гений шахмат // 64 — Шахматное обозрение. — 1984. — № 13. — С. 12—14.
  • Мароци Г. Шахматные партии Пауля Морфи: Пер. с нем. — Л.: Прибой, 1929.
  • Шахматное творчество Пола Морфи * 333 Chess Games of Paul Morphy: Пособие для шахматистов / Сафиуллин Р. К., сост. — Казань: Магариф, 1996. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7761-0465-3.
  • Beim, V. Paul Morphy: A Modern Perspective, Russell Enterprises, Inc.2005.
  • Franco, Z. Morphy: move by move. Everyman chess, 2016.
  • Oxford encyclopedia of chess games. Volume 1. 1485—1866. — Oxford university press, 1981 — ISBN 0-19-217571-8

Биография шахматиста

Генри родился 14 июля 1830 года в английском городе Портси. Родители дали мальчику хорошее домашнее образование. В 19 лет юноша отправился в Лондон для обучения на бухгалтера. В столице Берд знакомится с сильными шахматистами и регулярно играет против них. Постоянная практика позволила молодому человеку за два года стать одним из сильнейших лондонских мастеров.

В 1951 году Генри принимает участие в первом для себя официальном турнире. Участниками соревнований стали ведущие европейские игроки. В 1/8 финала будущий бухгалтер уступил Бернхарду Горвицу. В 1856 году Берд окончил обучение в университете. Некоторое время Генри совмещал работу по специальности с участием в шахматных соревнованиях. В мемуарах мастер напишет, что в те годы он был готов играть с кем угодно и где угодно.

В 1858 году в Англию приезжает гениальный шахматист Пол Морфи. Американец желал сыграть с сильнейшим английским мастером Говардом Стаунтоном, но получил отказ. Морфи провел матчи с другими шахматистами и разгромил их без единого шанса. Генри смог набрать лишь одно очко за одиннадцать партий против Морфи.

Следующего противостояния с выдающимся игроком Берду пришлось ждать восемь лет. В 1866 году англичанин сразится с Вильгельмом Стейницем и проиграет матч со счетом 9,5:7,5. Шансы на итоговый успех Генри сохранял до предпоследней партии.

В 1860-е годы уроженец Портси входит в десятку ведущих шахматистов мира. В 1873 году Генри приглашают на матч-турнир в Вене. Соперниками Берда стали Стейниц, Блэкберн, Андерсен и Паульсен. Парижские соревнования 1878 года принесли Генри четвертое место.

В 1874 году английский мастер опубликовал новый вариант шахматных правил. Генри предлагал вести партии на доске размерами восемь на десять клеток. Каждый игрок получал по две дополнительных фигуры, названных Бердом стражем (гибрид ладьи и коня) и конюшим (гибрид слона и коня). Генри считал, что подобные меры снизят количество ничейных исходов в поединках сильных шахматистов.

В 1890 году Берд провел выставочный матч с Ласкером и проиграл со счетом 3,5:8,5. Позднее немецкий шахматист назвал это противостояние одним из самых запоминающихся в своей карьере. Английский мастер разменял седьмой десяток лет, но продолжал активно участвовать в турнирах. По ходу соревнований в Гастингсе (1895) он обыграл Стейница, который из-за этого не смог обойти в итоговой таблице Тарраша.Последние годы жизни Берд посвятил научной и публицистической работе. Генри выпустил книгу о развитии железнодорожного транспорта в Англии, готовил статьи для шахматных журналов, публиковал материалы об экономическом состоянии страны. Мастер написал несколько работ, посвященных истории шахмат и основам игры.Имя Берда носит вариант в шахматной теории, предполагающий первый ход белых f2–f4. В последнее десятилетие карьеры английский мастер начинал все поединки именно так — перемещением пешки, прикрывающей слона на королевском фланге.Генри Берд умер весной 1908 года в своем доме в лондонском пригороде.

Литература

  • Нейштадт Я. И. Некоронованные чемпионы. — М.: ФиС, 1975.
  • Загорянский Е. А. Повесть о Морфи. — М.: ФиС, 1968.
  • Загорянский Е. А., Мароци Г. Пол Морфи / Предисл. В. В. Смыслова. — М., ФиС, 1980.
  • Мансуров Е. А. Пол Морфи — гений шахмат // 64 — Шахматное обозрение. — 1984. — № 13. — С. 12—14.
  • Мароци Г. Шахматные партии Пауля Морфи: Пер. с нем. — Л.: Прибой, 1929.
  • Шахматное творчество Пола Морфи * 333 Chess Games of Paul Morphy: Пособие для шахматистов / Сафиуллин Р. К., сост. — Казань: Магариф, 1996. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7761-0465-3.
  • Beim, V. Paul Morphy: A Modern Perspective, Russell Enterprises, Inc.2005.
  • Franco, Z. Morphy: move by move. Everyman chess, 2016.
  • Oxford encyclopedia of chess games. Volume 1. 1485—1866. — Oxford university press, 1981 — ISBN 0-19-217571-8

Стиль игры[]

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи — Андерсен — сильнейших шахматистов того времени — свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи чётко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а чёрными — стремился перехватить инициативу

Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1—2 пешек

Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин).

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца» (М. Ботвинник).

дальнейшее чтение

  • Пол Морфи и эволюция теории шахмат Макона Шибута, Caissa Editions 1993 ISBN  0-939433-16-8 . Более 415 игр, включающих почти все известные игры Морфи. Главы о месте Морфи в развитии шахматной теории и перепечатанные статьи о Морфи Стейница, Алехина и других.
  • Шахматный гений Пола Морфи Макса Ланге (перевод с немецкого на английский Эрнстом Фолкбером), 1860. Перепечатано Moravian Chess под названием «Пол Морфи, набросок из шахматного мира». Отличный ресурс для европейского взгляда на Морфи, а также для его биографической информации. Рецензия на английское издание попала в Chess Player’s Chronicle , 1859 г.
  • Пол Морфи. Sammlung der von ihm gespielten Partien mit ausführlichen Erläuterungen , Géza Maróczy , Veit und Comp., Leipzig 1909. Перепечатано Olms-Verlag, Zürich 1979.
  • Гроссмейстеры по шахматам Гарольда Шенберга, Липпинкотт, 1973 г. ISBN  0-397-01004-4 .
  • Чемпионы мира по шахматам Эдвард Винтер , редактор, 1981. ISBN  0-08-024094-1 . Ведущие историки шахмат считают Морфи фактическим чемпионом мира, хотя он никогда не претендовал на этот титул.
  • Морфи Игры Шахматы от J Лоуэнталем , Лондон, 1893, Джордж Белл & Sons. Вероятно, перепечатка с 1860 года, включает короткие мемуары, одностраничное вступление Морфи с аналитическими заметками Лёвенталя, включая игры с повязкой на глазах и игры с гандикапом.
  • Игры Морфи в шахматы по Филипа У. Сержанта и Фред Reinfeld , Dover, 1989. ISBN  0-486-20386-7 . Содержит аннотации, собранные предыдущими комментаторами, а также дополнения, сделанные сержантом. Имеет все матчи, турниры и показательные игры Морфи, а также большинство его казуальных игр и игр с коэффициентами. Включена краткая биография.
  • Morphy Gleanings Филиппа В. Сержанта, Дэвида Маккея, 1932. Вносит вклад в игры, которых нет в более ранней работе Сержанта «Шахматные игры Морфи», и содержит более подробную биографическую информацию, а также документацию по делам Морфи – Полсена и Морфи – Колиш. Позже переиздано как “Неизвестный Морфи”, Дувр, 1973 г. ISBN  0-486-22952-1 .
  • Великие шахматные игры в мире , Рубен Файн, Дувр, 1983. ISBN  0-486-24512-8 .
  • Первая книга Морфи Фриско Дель Росарио, Траффорд, 2004. ISBN  1-4120-3906-1 . Иллюстрирует учение Сесила Парди и Рубена Файна с 65 аннотированными партиями, сыгранными американским чемпионом. Алгебраические обозначения.
  • Пол Морфи: современная перспектива Валери Бейм, Russell Enterprises, Inc., 2005. ISBN  1-888690-26-7 . Алгебраические обозначения.
  • Жизнь Поля Морфи во Вьё-Карре Нового Орлеана и за границей. Автор Регина Морфи-Войатье, 1926. Регина Морфи-Войатье, племянница Пола Морфи, самостоятельно издала эту брошюру в Нью-Йорке.
  • «Шахматисты » Фрэнсис Паркинсон Киз , Фаррар, Штраус и Кудахи; 1960. Произведение исторической фантастики, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • Пол Морфи: шпион Конфедерации , Стэн Воган, Three Towers Press, 2010. Историческое художественное произведение, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • “Пол Морфи Исторический персонаж”  . Хроника шахматиста . Третье издание: 40. 1860 г.
  • Пол Морфи: Гордость и скорбь шахмат Дэвида Лоусона, Дэвида Маккея, 1976. ISBN  978-0-679-13044-4 .
  • Гений Пола Морфи Криса Уорда, Cadogan Books, 1997. ISBN  978-1-85744-137-6 .

биографическая новеллизация жизни Морфи.

  • La odisea de Pablo Morphy en la Habana, 1862–1864 , Андрес Клементе Васкес, Propaganda Literaria, Гавана 1893.
  • Пол Морфи. Полная партия Рохелио Капарроса, Ediciones Eseuve, Мадрид, 1993. ISBN  84-87301-88-6 .

Характеристика творческой манеры

Василий Смыслов: «В наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда готов был атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль. Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск лучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов Полом Морфи. Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно внося комбинационные мотивы в простые на вид окончания».

Михаил Ботвинник: «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенного после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца».

Персона Дня – 22 ИЮНЯ 2021

ПОЛ МОРФИ

Пол Морфи родился и вырос в Новом Орлеане. В его семье многие играли в шахматы – и отец, и дядя, и дед. Пол научился играть в 10 лет, а уже через три года победил в легких партиях мастера И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. В 1857 году Морфи в блестящем стиле выиграл Первый американский шахматный конгресс в Нью-Йорке и на следующий год отправился покорять Европу, где жили сильнейшие шахматисты того времени, в том числе некоронованный чемпион мира англичанин Говард Стаунтон.
В 1858 Морфи вызвал Стаунтона на матч и отправился в Англию. Стаунтон формально вызов принял, однако в дальнейшем под разными предлогами уклонялся от состязания. Морфи удалось лишь (вместе с Т. Барнсом) сыграть две консультационные партии против Стаунтона и Дж. Оуэна и одержать победы в обеих. Также Морфи одержал убедительные победы над английскими мастерами: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0) и Лёвенталем (+9, −3, =2).
После этого Пол Морфи отправился в Париж, где выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1) и сыграл ряд легких партий с ведущими мастерами. Один из них, П. Ш. Сент-Аман утверждал, что Морфи мог давать любому из современников фору – пешку f7. В декабре 1858 года в Париже состоялся матч между Морфи и Адольфом Андерсеном (Германия). Морфи выиграл (+7, −2, =2) и был безоговорочно признан сильнейшим шахматистом мира.
После триумфального возвращения в США Морфи объявил, что готов дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, и отказался от серьёзных выступлений. В дальнейшем он отклонял вызовы на матчи, ограничиваясь лёгкими партиями и игрой на фору. С середины 1860-х годов и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.
В своем понимании шахмат Пол Морфи намного опередил своих современников. Как писал Александр Алехин, сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера».
«До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца» (М. Ботвинник).
Пол Чарльз Морфи скончался 10 июля 1884 года в Новом Орлеане.

Биография[]

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 — выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников — Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 — на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, —4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2).

Файл:Die Schachspieler – Les joueurs d’échecs – The Chess Players1.png

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами — П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи — Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже.

К 1861 году относится эпизод с картиной «Шахматисты» немецкого художника Морица Ретча (созданной в 1830-е годы). Картина изображает Дьявола, играющего в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона в Ричмонде, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде проигранной. Он с успехом выполнил своё обещание.

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись лёгкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд лёгких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.

Полученные результаты

Вот результаты Морфи в матчах и казуальных играх, в которых не было разногласий:

+ выигранные игры; – проигранные игры; = игры нарисованы

ДатаПротивникРезультатМесто нахожденияСчетПримечания
1849–1850 гг.Эжен РуссоПобедилЖители Нового Орлеанаc. 45/50c. + 45−5 = 0повседневная
1849-1864 гг.Джеймс МакКоннеллПобедилЖители Нового Орлеанаc. 8/8+ 8−0 = 0вероятно случайный
1850 г.Иоганн ЛевентальПобедилЖители Нового Орлеана2½ / 3+ 2−0 = 1повседневная
1855 г.Александр Бофорт МикПобедилМобильный, AL6/6+ 6−0 = 0повседневная
1855 г.А. Д. АйерсПобедилМобильный, AL2/2+ 2−0 = 0повседневная
1857 г.Александр Бофорт МикПобедилЖители Нового Орлеана4/4+ 4−0 = 0повседневная
1857 г.Джеймс ТомпсонПобедилНью-Йорк3/3+ 3−0 = 01-й Американский шахматный конгресс , elim.
1857 г.Александр Бофорт МикПобедилНью-Йорк3/3+ 3−0 = 01-й Американский шахматный конгресс, четвертьфинал
1857 г.Теодор ЛихтенхайнПобедилНью-Йорк3½ / 4+ 3−0 = 11-й Американский шахматный конгресс, s-финал
1857 г.Луи ПолсенПобедилНью-Йорк6/8+ 5−1 = 21-й Американский шахматный конгресс, финал
1857 г.Луи ПолсенПобедилНью-Йорк3½ / 4+ 3−0 = 1повседневная
1857 г.Теодор ЛихтенхайнПобедилНью-Йорк2/3+ 1−0 = 2повседневная
1857 г.Александр Бофорт МикПобедилНью-Йорк2/2+ 2−0 = 0повседневная
1857 г.Даниэль ФискеПобедилНью-Йорк3/3+ 3−0 = 0повседневная
1857 г.Наполеон МарачеПобедилНью-Йорк3/3+ 3−0 = 0повседневная
1857 г.Сэмюэл КалтропПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Льюис ЭлкинПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Уильям Джеймс Эпплтон ФуллерПобедилНью-Йорк2/2+ 2−0 = 0повседневная
1857 г.Хирам КенникоттПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Чарльз МидПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Хардман МонтгомериПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Дэвид ПарриПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Фредерик ПерренПобедилНью-Йорк2/3+ 1−0 = 2повседневная
1857 г.Бенджамин РафаэльПобедилНью-Йорк1/1+ 1−0 = 0повседневная
1857 г.Джеймс ТомпсонПобедилНью-Йорк5/5+ 5−0 = 0повседневная
1857 г.Джордж ХэммондПобедилНью-Йорк15/16+ 15−1 = 0повседневная
1857 г.Джон Уильям ШультенПобедилНью-Йорк23/24+ 23−1 = 0повседневная
1857 г.Чарльз Генри СтэнлиПобедилНью-Йорк13 декабря+ 12−1 = 0повседневная
1857 г. Даниэль Фиск , WJA Фуллер , Фредерик ПерринПотерянныйХобокен, штат Нью-Джерси0/1+ 0−1 = 0повседневная
1858 г.Томас БарнсПобедилЛондон19½ / 27+ 19−7 = 1повседневная
1858 г.Сэмюэл БоденПобедилЛондон7½ / 10+ 6−1 = 3повседневная
1858 г.Генри Эдвард БердПобедилЛондон10½ / 12+ 10−1 = 1повседневная
1858 г.Эдвард ЛёвеПобедилЛондон6/6+ 6−0 = 0повседневная
1858 г.Томас ХэмптонПобедилЛондон2/2+ 2−0 = 0повседневная
1858 г.Джордж Уэбб МедлиПобедилЛондон3/4+ 3−1 = 0повседневная
1858 г.Джон ОуэнПобедилЛондон4/5+ 4−1 = 0повседневная
1858 г.Иоганн ЛевентальПобедилЛондон14 октября+ 9−3 = 2соответствие
1858 г.Август МонгредиенПобедилЛондон2/2+ 2−0 = 0повседневная
1858 г.Джеймс КиппингПобедилБирмингем2/2+ 2−0 = 0повседневная
1858 г.Анри БаучерПобедилПариж2/2+ 2−0 = 0повседневная
1858 г.Поль ЖурноПобедилПариж12/12+ 12−0 = 0повседневная
1858 г.Х. ЛарошПобедилПариж6/7+ 5−0 = 2повседневная
1858 г.М. ШамуйеПобедилВерсаль1/1+ 1−0 = 0повседневная
1858 г.Пьер Шарль Фурнье де Сен-АманПобедилПариж1/1+ 1−0 = 0повседневная
1858 г. Жюль Арну де Ривьер , Поль ЖурноПотерянныйПариж0/1+ 0−1 = 0повседневная
1858 г.Жюль Арну де РивьерПобедилПариж6½ / 8+ 6−1 = 1повседневная
1858 г.Дэниел ХаррвицПобедилПариж5½ / 8+ 5−2 = 1соответствие
1858 г.Адольф АндерссенПобедилПариж11 августа+ 7−2 = 2соответствие
1858 г.Адольф АндерссенПобедилПариж5/6+ 5−1 = 0повседневная
1859 г.Август МонгредиенПобедилПариж7½ / 8+ 7−0 = 1соответствие
1859 г.Винценты БудзыньскиПобедилПариж7/7+ 7−0 = 0повседневная
1859 г.А. БуссерольПобедилПариж1/1+ 1−0 = 0повседневная
1859 г.Ф. ШруферПобедилПариж1/1+ 1−0 = 0повседневная
1859 г.Иоганн ЛевентальРисовалЛондон2/4+ 1−1 = 2соответствие
1859 г.Джордж ХэммондПобедилБостон1/1+ 1−0 = 0повседневная
1862 г.Феликс СикрПобедилГавана2/2+ 2−0 = 0повседневная
1863 г.Август МонгредиенПобедилПариж1/1+ 1−0 = 0повседневная
1863 г.Жюль Арну де РивьерПобедилПариж9/12+ 9−3 = 0соответствие

Наследие

Гарри Каспаров считал, что историческая заслуга Морфи заключается в осознании важности 1) быстрого пьес, 2) владения и 3) , за четверть века до того, как Вильгельм Стейниц сформулировал эти принципы. Каспаров утверждал, что Морфи можно считать и «прародителем современных шахмат», и «первой ласточкой – прототипом сильного гроссмейстера ХХ века».. Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил»

Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил». Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Рубен Файн не согласился с оценкой Фишера: «Прославители продолжали настаивать на том, что он был самым блестящим гением из когда-либо появлявшихся … Но если мы критически исследуем послужной список и игры Морфи, мы не сможем оправдать такую ​​феерию. вынужден говорить об этом как о мифе Морфи … Он настолько опередил своих соперников, что трудно найти действительно выдающиеся примеры его мастерства … Даже если миф был разрушен, Морфи остается одним из гигантов истории шахмат “.

Гарри Каспаров , Вишванатан Ананд и Макс Эйве утверждали, что Морфи намного опередил свое время. В этом отношении Эйве охарактеризовал Морфи как «шахматного гения в самом полном смысле этого слова».

Морфи часто упоминается в романе Уолтера Тевиса « Ферзевый гамбит» как любимый игрок главной героини, вундеркинда по имени Бет Хармон .

Характеристика творческой манеры

Василий Смыслов: «В наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда готов был атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль. Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск лучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов Полом Морфи. Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно внося комбинационные мотивы в простые на вид окончания».

Михаил Ботвинник: «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенного после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца».

Литература

  • Нейштадт Я. И. Некоронованные чемпионы. — М.: ФиС, 1975.
  • Загорянский Е. А. Повесть о Морфи. — М.: ФиС, 1968.
  • Загорянский Е. А., Мароци Г. Пол Морфи / Предисл. В. В. Смыслова. — М., ФиС, 1980.
  • Мансуров Е. А. Пол Морфи — гений шахмат // 64 — Шахматное обозрение. — 1984. — № 13. — С. 12—14.
  • Мароци Г. Шахматные партии Пауля Морфи: Пер. с нем. — Л.: Прибой, 1929.
  • Шахматное творчество Пола Морфи * 333 Chess Games of Paul Morphy: Пособие для шахматистов / Сафиуллин Р. К., сост. — Казань: Магариф, 1996. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7761-0465-3.
  • Beim, V. Paul Morphy: A Modern Perspective, Russell Enterprises, Inc.2005.
  • Franco, Z. Morphy: move by move. Everyman chess, 2016.
  • Oxford encyclopedia of chess games. Volume 1. 1485—1866. — Oxford university press, 1981 — ISBN 0-19-217571-8

Биография

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э. Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли[источник не указан 1495 дней]. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64 — Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

В 1855 Морфи поступил в Луизианский университет, закончил его за два года и получил диплом адвоката. В 1857 году Морфи получил первый приз на первом Всеамериканском шахматном конгрессе.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже. В этом же году в Европе состоялись матчи Морфи с известными британскими шахматистами Стаунтоном, Барнсом, Оуэном, а также выдающимся германским шахматистом Андерсеном, которые закончились победой Морфи за явным преимуществом.

В 1859 году Морфи вернулся в США, где был восторженно встречен. Он заявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).

Однако вскоре Морфи отказался от серьезной игры в шахматы. Также ему не удавалось найти работу адвоката, по своей специальности. Родители девушки, в которою он был влюблён, не дали согласия на брак с ним. У него стало прогрессировать психическое заболевания (предположительно шизофрения). Он всё больше замыкался в кругу близких.

К 1861 году относится эпизод с картиной немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты» (созданной в 1830-е годы), на которой изображен Дьявол, играющий в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в Ричмонде (штат Виргиния) в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде безнадёжно проигранной. И выполнил своё обещание, сведя партию вничью.

В полдень 10 июля 1884 года 47-летний Морфи был найден мёртвым в своей ванной дома в Новом Орлеане. По данным вскрытия, причиной фатального исхода стал инсульт, вызванный погружением в холодную воду после длительной прогулки по полуденной жаре. Особняк Морфи, проданный его семьёй в 1891 году, был впоследствии переоборудован в широко известный ресторан Brennan’s.

Особняк Морфи на Ройял-стрит в мае 2007 года

Стиль игры

В этом разделе для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения .

Морфи в основном помнят как ведущего представителя романтической школы шахмат, которая фокусировалась на дебютах 1.e4 и лихой тактической и атакующей игре, где противникам часто ставили мат менее чем за 30 ходов. Морфи предпочитал обычные шахматные дебюты дня, особенно королевский гамбит и фортепьяно Джуоко (при игре белыми) и голландскую защиту (при игре черными). Защита Морфи Руя Лопеса (1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6) названа в его честь и остается наиболее популярным вариантом этого дебюта, хотя он редко использовал Руя Лопеса при игре белыми фигурами. Когда требовалось, Морфи мог играть в шахматы; однако он не был в восторге от этого, и его , хотя и умелые, не проявляют ни малейшего воображения его . Он открыто критиковал сицилийскую защиту и дебюты 1.d4 за то, что они приводили к скучным партиям, и единственным известным случаем, когда он использовал сицилийскую защиту, была игра против Левенталя в 1858 году. Во время своего турне по Европе он включил условие, что все матчи должны иметь дебюты 1.e4 e5 как минимум в половине игр.

Морфи можно считать первым современным игроком. Некоторые из его партий не выглядят современными, потому что ему не нужны были медленные позиционные системы, которые используют современные гроссмейстеры или которые разработали Стонтон, Полсен, а затем Вильгельм Стейниц . Его противники еще не освоили открытую игру , поэтому он регулярно играл против них; он предпочитал открытые позиции, потому что они приносили быстрый успех. Он играл в открытые партии почти до совершенства, но мог справиться с любой позицией, полностью разбираясь в шахматах на годы впереди своего времени. Морфи был игроком, который интуитивно знал, что лучше, и в этом отношении его сравнивали с Хосе Капабланкой , который также был вундеркиндом. Морфи играл быстро; в эпоху, когда еще не использовался контроль времени , ему часто требовалось меньше часа, чтобы сделать все свои ходы, в то время как его противникам требовалось, возможно, восемь часов или больше. Лёвенталь и Андерсен позже отметили, что его очень трудно обыграть, так как он знал, как хорошо защищаться, и мог бы сыграть вничью или даже выиграть игры, несмотря на то, что попадал в плохие позиции. В то же время, когда ему давали многообещающую должность, он был смертельно опасен. Андерсен особенно прокомментировал это, сказав, что после одного неудачного хода против Морфи можно было бы уйти в отставку . «Я выигрываю свои партии за семьдесят ходов, а мистер Морфи побеждает за двадцать, но это естественно …», – сказал Андерсен, объясняя свои плохие результаты против Морфи.

Из 59 «серьезных» партий Морфи – сыгранных в матчах и турнире в Нью-Йорке 1857 года – он выиграл 42, сыграл вничью 9 и проиграл 8.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий