Фигуры и правила
В шахматах Капабланки используется игровая доска размером 10×8 полей (положение доски — широкими сторонами к игрокам). Фигуры аналогичны шахматным, но добавлены две комбинированные фигуры: канцлер и архиепископ и, соответственно, две дополнительные пешки.
- — Канцлер — комбинированная фигура, сочетающая в себе возможности коня и ладьи.
- — Архиепископ — комбинированная фигура, сочетающая функции коня и слона.
В начале игры фигуры расставляются аналогично классическим шахматам, канцлер ставится на вертикали h, архиепископ — на вертикали c. Все правила игры аналогичны классическим, за исключением того, что при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.
Ссылки [ править ]
- ^ a b Голлон (1969) , стр. 220ошибка sfnp: нет цели: CITEREFGollon1969 ( помощь )
- ^ a b c Шмиттбергер (1992) , стр. 204
- ^ Ласкер (1959) , стр. 39
- ^ Притчард (2007) , стр. 122
- ^ Притчард (2007) , стр. 120
- ^ Cazaux-Knowlton (2017) , стр. 256Ошибка sfnp: цель отсутствует: CITEREFCazaux-Knowlton2017 ( справка )
- ^ Пруэн, Томас (1804). Введение в историю и изучение шахмат . п. 42.
Каррера изобрел две новые фигуры, которые должны быть добавлены к восьми оригинальным шахматным фигурам. То, что он называет кампионе, находится между королевским рыцарем и замком: его ход совпадает с ходом замка и рыцаря. Другой, названный кентавром, между рыцарем королевы и замком, объединяет ход слона и коня. Каждая из этих фигур имеет свою пешку, и, конечно же, на доске должно быть еще по два квадрата с каждой стороны, что увеличит их количество до восьмидесяти. Это изобретение, похоже, умерло вместе с изобретателем.
- ^ Фостер, Бен (1889). Канцлерские шахматы, или Новая игра в шахматы . п. 5.
Каррера в 1617 году вставил две новые фигуры, Кампионе, с ходами ладьи и коня, которые должны были быть помещены между королевской ладьей и королевским конем и кентавром, объединив ходы слона и коня, помещенные между ферзевой ладьей и ладьей. ферзевый конь на доске 10х8 клеток.
- ^ Мюррей, HJR История шахмат . п. 827.
В своей последней книге он описывает новую разновидность шахмат собственного изобретения на доске 10×8, с четырьмя дополнительными фигурами с каждой стороны, а именно, две пешки,
центавро
(b1, b8) с движениями ладьи и коня. , и
Campione
(i1, i8) с ходами слона и коня.
Игра так и не вышла за пределы книжной стадии.
HJR Мюррей неправильно описал ходы Кентауро (фактически слон + конь) и Кампионе (ладья + конь). - ^ http://www.chessvariants.com/index/displaycomment.php?commentid=28113
Библиография
- Казо, Жан-Луи; Ноултон, Рик (2017). Мир шахмат: его развитие и вариации на протяжении веков и цивилизаций . Макфарланд. ISBN 978-0786494279.
- Голлон, Джон (1968). «Шахматы Капабланки». Шахматные вариации • Древние, региональные и современные . Charles E. Tuttle Company Inc . С. 219–22. LCCN 06811975 .
- Ласкер, Эдвард (1959). Приключение в шахматы . ISBN 0-486-20510-X.
- Причард, ДБ (2007). Бисли, Джон (ред.). Секретная энциклопедия шахматных вариантов . Джон Бизли. ISBN 978-0-9555168-0-1.
- Шмиттбергер, Р. Уэйн (1992). Новые правила классических игр . ISBN компании John Wiley & Sons Inc. 978-0471536215.
Настройка и правила [ править ]
Один дизайн для украшений архиепископа и канцлера
Капабланка предложил две дебютные расстановки для шахмат Капабланки. В его последней редакции архиепископ помещался между рыцарем королевы и слонами королевы ; канцлер между королевским рыцарем и королевским слоном . При рокировке король перемещается на три клетки вместо двух, как в стандартных шахматах. Пешка может повышаться до архиепископа или канцлера в дополнение к обычным вариантам повышения в стандартных шахматах
Важно отметить, что, в отличие от традиционных шахмат, каждый король, а не каждая ферзь, начинает игру с поля своего цвета (белый король на светлом поле; черный король на темном поле).
Капабланка также экспериментировал с размером доски 10 × 10 с другой начальной настройкой, где пешки могли продвинуться до трех клеток за свой первый ход. Эдвард Ласкер писал:
Ласкер был одним из немногих сторонников. Венгерский гроссмейстер Геза Мароци также сыграл несколько партий с Капабланкой (который одолел его). Британский чемпион Уильям Винтер считал, что сильных фигур слишком много, а второстепенные – менее актуальны.
Новые имена архиепископа (первоначально названного канцлером) и канцлера (первоначально названного маршалом, а затем маршалом) были введены самим Капабланкой. Эти имена до сих пор используются в большинстве современных вариантов шахмат Капабланки.
История создания
Несмотря на распространённую недоброжелателями Капабланки легенду о том, что он предложил изменение правил, будучи раздосадован проигрышем Алехину, в действительности Капабланка начал заниматься проектированием новых вариантов шахмат ещё в годы, когда он был действующим чемпионом. Основным мотивом для этой работы было опасение в скором наступлении ничейной смерти классических шахмат. В годы первенства Капабланки в мировых шахматах действительно шёл процесс быстрого развития шахматной теории и одновременно быстро росла доля ничейных партий в соревнованиях сильных шахматистов. Это давало повод для опасений, что вскоре теория достигнет такого уровня, когда любой, кто овладеет ею в достаточной мере, сможет свести партию вничью против любого противника.
Проект шахматной реформы
Во второй половине 1920-х годов Капабланка увлекся разработкой новых, улучшенных шахмат. Он считал, что из-за прогресса ведущих игроков шахматам в скором времени угрожает ничейная смерть, поэтому необходимо изменить правила, чтобы усложнить игру и дезавуировать значительную часть теоретических наработок прошлого. Было предложено несколько вариантов новых шахмат. Капабланка предлагал добавить в комплект две новые комбинированные фигуры – канцлера (объединяет ходы ладьи и коня) и архиепископа (объединяет ходы слона и коня), увеличить число пешек до 10 у каждой стороны и играть этими комплектами на увеличенной до 8х10 или даже 10х10 доске. Другой вариант предполагал лишь увеличение доски и числа обычных фигур: игра шла на доске размером 16х12, а игроки получали по два комплекта обычных фигур и пешек, ходящих по обычным правилам (лишь первый ход пешки мог быть сделан сразу на шестую горизонталь). По этим правилам даже был сыгран экспериментальный матч между Капабланкой и Мароци.
Впоследствии Капабланка охладел к идее реформации; предполагаемая ничейная смерть шахмат так и не наступила, кроме того, проведя некоторое количество экспериментальных игр в новые шахматы, он убедился, что расширение доски и увеличение числа фигур значительно удлиняет партию.
Претендент на звание чемпиона мира
Дебют Капабланки в Европе должен был состояться в 1910 году на сильном турнире в Гамбурге, но кубинец не смог приехать на него из-за болезни. Капабланка реабилитировался в следующем году на крупном международном турнире в Сан-Себастьяне (1911), где играли почти все сильнейшие шахматисты того времени кроме Ласкера: условием участия были призовые места в значительных турнирах последних лет. Против участия Капабланки возражали Нимцович и Бернштейн, поскольку тот не имел достаточных результатов, был известен только победой над Маршаллом, так что Капабланка был приглашен в виде исключения. В итоге Капабланка занял первое место, опередив на пол-очка Рубинштейна и Видмара, а его победа над Бернштейном в первом туре получила первый приз за красоту. Это позволило Капабланке вызвать Ласкера на матч за мировое первенство, местом проведения была предложена Гавана. Однако матч не состоялся: стороны по очереди выдвинули условия, которые оказались неприемлемыми для другой стороны, а когда Капабланка в переписке охарактеризовал одно из выдвинутых Ласкером условий как “очевидно несправедливое”, Ласкер через прессу потребовал извинений. Это стало началом конфликта, который продолжался до петербургского турнира.
В 1913 году Капабланка выступил в 4 турнирах: трижды занял 1-е место в Нью-Йорке и 2-е в Гаване. В сентябре того же года он поступил на дипломатическую службу в министерство иностранных дел Кубы в должности Чрезвычайного и полномочного посла правительства Кубы во всем мире, который позволял ему совмещать дипломатические поручения и поездки на турниры. Капабланка оставался на службе в МИДе до самой смерти. Получив назначение в кубинское консульство в Санкт-Петербурге, Капабланка по пути в Россию совершил турне по европейским столицам, проводя сеансы одновременной игры и выставочные партии. Среди соперников Капабланки были Рети, Тартаковер, Алехин, Бернштейн и другие сильные мастера, при этом в выставочных партиях Капабланка одержал 19 побед при четырех ничьих и одном поражении от Аурбаха. В ходе выступлений в России кубинец выиграл по 2 партии у Ф. Дуз-Хотимирского и А. Алехина и обменялся победами с Е. Зноско-Боровским, дал сеансы в Москве, Киеве, Риге, Либаве и других городах. Весной 1914 года он принял участие в очень сильном международном турнире в Петербурге. В предварительном турнире он занял первое место, уверенно (на полтора очка) опередив Ласкера и Тарраша. В финале, проходившем в два круга с участием пяти лучших шахматистов, Капабланка по разу проиграл Ласкеру и Таррашу и в итоге занял 2-е место, на пол-очка отстав от Ласкера (итоговый результат складывался из суммы очков в предварительном турнире и в финале). Третий призер Алехин отстал от Капабланки на три очка. Перед возвращением из Европы на Кубу Капабланка выиграл у Ласкера в Берлине блиц-матч из 10 партий: 6,5 на 3,5.
В годы Первой мировой войны Капабланка жил в Нью-Йорке, где уверенно выиграл три турнира. В 1915 году он сделал в четырнадцати партиях всего две ничьих с Маршаллом, который занял второе место с отставанием на очко. В 1916 году турнир проходил по схеме, аналогичной петербургскому турниру: с финалом для пяти лучших шахматистов. Капабланка убедительно выиграл турнир, опередив Яновского на три очка, хотя и проиграл партию О. Чайесу. Турнир в 1918 году Капабланка выиграл с перевесом в полтора очка над Б. Костичем. Этот турнир знаменателен партией Капабланка – Маршалл, которая стала одним из ярчайших примеров работы интуиции кубинского шахматиста. Маршалл применил острую домашнюю заготовку, над которой работал девять лет, но Капабланка за доской разобрался в позиции и переиграл сильного соперника. Вариант испанской партии, придуманный Маршаллом, сейчас известен как атака Маршалла и до сих пор сохраняет актуальность.
После нью-йоркского турнира Капабланка получил вызов на матч от Б. Костича. Костич до этого свел вничью четыре партии с Капабланкой, в том числе две на последнем турнире, хотя Капабланка все равно считался явным фаворитом. Матч состоялся в Гаване в марте – апреле 1919 года; победителем признавался тот, кто первым выиграет восемь партий Матч начался с пяти побед Капабланки подряд, после чего Костич признал себя побежденным и сдал матч. В том же году Капабланка одержал победу на турнире в Гастингсе, посвященном победе союзников в Первой мировой войне. В одиннадцати партиях он потерял пол-очка, сделав единственную ничью с занявшим второе место Костичем.
1900–1949
- 1904: Ласкер-Напье, Кембридж-Спрингс. Оба игрока проявляют большую смекалку. После сложной сети тактических приемов Ласкер превращается в победный эндшпиль.
- 1907: Ротлеви – Рубинштейн, Лодзь – Ротлеви против Рубинштейна : Рубинштейн побеждает в этой партии с одной из самых известных комбинаций, когда-либо сыгранных.
- 1909: Рубинштейн – Ласкер, Санкт-Петербург. Блестящая игра Рубинштейна завершается 18.Qc1 !! впоследствии вынуждая Ласкера перейти в ладейный эндшпиль без пешки, который Рубинштейн виртуозно выигрывает.
- 1912: Эдвард Ласкер-Томас, Лондон. Жертвой ферзя Ласкер обнажает короля черных и серией шахов перебрасывает его на другую сторону доски, прежде чем поставить мат с продвижением своего короля.
- 1912: Левицкий-Маршалл, Бреслау. Маршалл выигрывает эту партию, сделав то, что многие считают самым удивительным ходом из когда-либо сыгранных.
- 1914: Ласкер-Капабланка, Санкт-Петербург. Ласкер побеждает Капабланку в гладкой позиционной игре, в которой его выигрышная стратегия, казалось, вытекала из дебюта до самого конца. Капабланка, сам прославившийся как мастер простых позиций, был достаточно взволнован, чтобы проиграть и в следующем раунде, отдав победу в турнире Ласкеру.
- 1918: Капабланка-Маршалл, Нью-Йорк. В основной линии Рюи Лопеса , Маршалл сюрпризы Капабланку смелой жертвой пешки. Капабланка принимает вызов, полностью осознавая жестокую атаку, с которой ему предстоит столкнуться.
- 1920: Адамс-Торре, Новый Орлеан. Эта игра, вероятно составленная Карлосом Торре как дань уважения его учителю Э.З. Адамсу, представляет собой самую известную комбинацию матов в шахматной литературе, включающую шесть последовательных предложений королевы.
- 1922: Боголюбов – Алехин, Гастингс. Ирвинг Чернев назвал эту игру величайшей из когда-либо сыгранных шахмат, добавив: «Тонкая стратегия Алехина включает маневры, которые охватывают всю шахматную доску как поле битвы. Есть захватывающие сюжеты и контрзаговоры. Есть захватывающие комбинации и блестящие жертвы ферзей и ладей. два замечательных превращения пешек и третье в ближайшем будущем, прежде чем белые решат капитулировать ». ( Шахматный товарищ , Чернев, Faber & Faber Ltd, 1970).
- 1922: Боголюбов – Алехин, Пьештяны. Эта игра упоминается в знаменитой новелле «Королевская игра » Стефана Цвейга, которая вдохновила множество фильмов, театральных постановок и музыкальных представлений. Позиция после 38. d6 воспроизводится в партии между вымышленным чемпионом мира по шахматам и группой непревзойденных игроков-любителей, которые находятся на грани продвижения своей пешки c, когда неизвестный зритель отчаянно вмешивается и объясняет, как белые будут их обыграть. через 9-10 ходов после 38 … c1Q 39. Bxc1 Nxc1 40. d7. Вместо этого он предлагает 38 … Kh7, правильно предсказывая, что последует 39. h4, а после 39 … Rc4 он маневрирует еще 7-8 ходов, пока чемпион мира не согласится на ничью.
- 1923: Сэмиш – Нимцович, Копенгаген « Бессмертная игра в цугцванг ».
- 1924: Капабланка-Тартаковер, Нью-Йорк. Один из самых известных и поучительных эндшпилей, когда-либо сыгранных. Капабланка жертвует две пешки с шахом, чтобы поддержать проходную.
- 1924: Ричард Рети – Хосе Рауль Капабланка, Нью-Йорк. Игра, завершившая восьмилетний забег Капабланки без единого проигрыша в турнирной игре.
- 1925: Рети – Алехин, Баден-Баден. Алехин инициирует потрясающую комбинацию и предвидит финальную позицию, которая сложится более чем через 15 ходов.
- 1929: Глюксберг – Найдорф, Варшава. В этой игре, получившей название « Польский бессмертный », черные жертвуют все четыре второстепенные фигуры ради победы.
- 1934: Канал-Неизвестный, Будапешт. « Бессмертный перуанец » – перуанский мастер Эстебан Канал сносит своего соперника-любителя жертвой двух ладей и ферзя.
- 1935: Эйве – Алехин, 26-я партия, Зандворт. Эту решающую партию в матче 1935 года за первенство мира Тартаковер назвал «Жемчужиной Зандворта».
- 1938: Ботвинник – Капабланка, Роттердам. В этой игре от AVRO 1938 турнира, Ботвинник получает сильную инициативу против Капабланки и приносит победу дом с длинной комбинации.
- 1938: Парр-Уиткрофт, Лондон. Ирвинг Чернев и Фред Райнфельд описали эту игру как «одну из величайших комбинационных игр в истории!» ( Fireside Book Of Chess , Simon & Schuster, 1949, стр. 392–93)
- 1943 год: Молинари – Ру Кабрал, Монтевидео. В этой партии чемпионата Уругвая 1943 года по шахматам , получившей название « Уругвайский бессмертный », Луис Ру Кабрал дважды жертвует качество, а затем две второстепенные фигуры. После 33 ходов все три его оставшиеся фигуры в выигрыше – и его противник не может остановить мат.
1950–1959
- 1953: Геллер – Эйве, Цюрих. Атака Геллера, кажется, сметает Эйве с доски, но бывший чемпион мира держит все под контролем, откупорив удивительную жертву на 22-м ходу, чтобы начать контратаку, которая выигрывает партию всего за четыре хода.
- 1954: Ботвинник – Смыслов, 14-я игра, Москва. Смыслов жертвует ферзя за три мелкие фигуры и великолепно их координирует, чтобы заставить Ботвинника капитулировать.
- 1956: Д. Бирн-Фишер, Нью-Йорк, « Игра века ». Бирн совершает, казалось бы, незначительную ошибку на 11-м ходу, теряя темп, дважды перемещая одну и ту же фигуру. Фишер атакует с точной жертвенной игрой, кульминацией которой является жертва ферзя. Когда дым рассеялся, у Фишера есть выигрышное материальное преимущество – ладья и два слона для ферзя, и он координирует их, чтобы форсировать мат.
- 1957: Слива-Бронштейн, Гота. « Бессмертная проигрышная игра » между Богданом Сливой и Давидом Бронштейном . У черных проиграна, но они ставят несколько элегантных ловушек, пытаясь вырвать победу из пасти поражения.
- 1958: Полугаевский – Нежметдинов, Сочи. В одной из самых знаменитых партий всех времен Нежметдинов жертвует ферзем на 24-м ходу и выигрывает партию охотой на короля.
- 1959: Тал – Смыслов, Блед. Тал инициирует осложнения в начале этой игры и получает сильную атаку. Смыслов хорошо защищается, но в итоге на один ошибочный ход спотыкается, и Таль наносит победный тактический удар.
- 1959: Фишер – Петросян, Загреб. Единственная заметная игра, в которой четыре ферзя были на доске в течение семи ходов. По договоренности матч завершается ничьей.
Настройка и правила [ править ]
Один дизайн для украшений архиепископа и канцлера
Капабланка предложил две дебютные расстановки для шахмат Капабланки. Его последняя редакция поместила архиепископа между рыцарем королевы и слонами королевы ; канцлер между королевским рыцарем и королевским слоном . При рокировке король перемещается на три клетки вместо двух, как в стандартных шахматах. Пешка может повыситься до архиепископа или канцлера в дополнение к обычным вариантам повышения в стандартных шахматах
Важно отметить, что, в отличие от традиционных шахмат, каждый король, а не каждая ферзь, начинает игру с поля своего цвета (белый король на светлом поле; черный король на темном поле).
Капабланка также экспериментировал с размером доски 10 × 10 с другой начальной настройкой, где пешки могли продвинуться до трех клеток за свой первый ход. Эдвард Ласкер писал:
Ласкер был одним из немногих сторонников. Венгерский гроссмейстер Геза Мароци также сыграл несколько партий с Капабланкой (который одолел его). Британский чемпион Уильям Винтер считал, что сильных фигур слишком много, а второстепенные – менее актуальными.
Новые имена архиепископа (первоначально названного канцлером) и канцлера (первоначально названного маршалом, а затем маршалом) были введены самим Капабланкой. Эти имена до сих пор используются в большинстве современных вариантов шахмат Капабланки.
1970–1979
- 1970: Ларсен-Спасский, Белград. Спасский находит немедленное наказание за дебютные эксперименты Ларсена, пожертвовав коня и ладью для создания и выиграв партию всего за 17 ходов.
- 1971: Харпер-Зук, Бернаби. В знаменитой «игре в гробницу» черные используют две кегли, чтобы загнать фигуры противника в угол и к позиции, где единственный допустимый ход белых поможет черным поставить им мат.
- 1972: Фишер – Спасский, 6-я игра, Рейкьявик. получившего широкую огласку Матча на первенство мира. Фишер открывает дебютный сюрприз, открывая ход 1.c4 вместо своего любимого 1.e4. Спасский присоединился к публике, аплодируя победе Фишера и назвав ее лучшей партией чемпионата мира по шахматам 1972 года .
- 1972: Спасский – Фишер, 13-я партия, Рейкьявик. широко разрекламированного матча на первенство мира. В этой сложной обоюдоострой битве побеждает Фишер.
- 1973: Бронштейн – Любоевич, Petropolis Interzonal. Бронштейн, сыгравший матч на первенство мира до того, как его гроссмейстер смог ходить, переворачивает часы, жертвует ладьями и побеждает с помощью колдовства.
- 1974: Карпов – Спасский, 9-й матч, Ленинград. В неумолимом марше Карпова к чемпионату мира даже бывший чемпион мира не может справиться с его тонким, казалось бы, легким позиционным мастерством.
- 1978 год: Лю Вэньчжэ-Доннер, Буэнос-Айрес. «Бессмертный китайский»; На первой китайской олимпиаде малоизвестный Лю Вэньчжэ побеждает опытного голландского гроссмейстера за 20 ходов эффектной атакой королевского фланга.
1800-е годы
- 1834: Ла Бурдонне – Макдоннелл, 50-й матч, Лондон. Рубен Файн в «Великих шахматных играх мира» описывает их как первую великую бессмертную шахматную партию. Макдоннелл жертвует ферзя ради двух второстепенных фигур.
- 1834: Ла Бурдонне – Макдоннелл, 62-я Матч-матч, Лондон . Пожалуй, самая известная победа в матче (считающемся неофициальным чемпионатом мира ), Ла Бурдонне показывает, как бегущая пешечная масса может сокрушить все основные фигуры его соперника.
- 1843: Стонтон – Сент. Амант, 5-я игра, Париж. Пьер Шарль Фурнье де Сен-Аман уходит в отставку в этом неофициальном матче на первенство мира с Говардом Стонтоном , в котором Стонтон заметил: «Последняя часть игры проводится обеими сторонами с замечательным мастерством».
- 1844: Гофман – Петров, Варшава. Александр Петров побеждает жертвой ферзя и охотой на короля в игре, известной как «Бессмертный Петрова».
- 1851: Андерсен-Кизерицкий, Лондон. « Бессмертная игра » Кизерицкий пренебрегает своим развитием, а Адольф Андерсен жертвует ферзем и обе ладьи ради победы.
- 1852: Андерсен-Дюфрен, Берлин. « Вечнозеленая игра » Андерссена сочетается с тем, что Савилли Тартаковер назвал «комбинацией, не имеющей аналогов в литературе по игре».
- 1857: Полсен-Морфи, Нью-Йорк. Пол Морфи получает преимущество в развитии и превращает его в мощную атаку на королевском фланге с жертвой ферзя.
- 1858: Морфи – герцог Брауншвейгский и граф Изуард, Париж. « Оперная игра » Морфи демонстрирует силу быстрого развития и побеждает, жертвуя большим количеством материала, матируя на 17-м ходу свои последние две фигуры.
- 1862: Стейниц-Монгредиен, Лондон. Вильгельм Стейниц выиграл в этой игре главный приз турнира.
- 1872: Хамппе-Мейтнер, Вена. « Бессмертная ничья » между Карлом Хэмппе и Филиппом Мейтнером , предполагающая жертву ферзя.
- 1874: Кнорре – Чигорин, Санкт-Петербург. Преждевременная рокировка белых на королевский фланг в сочетании с неэффективной связкой позволяет Михаилу Чигорину нанести ответный удар яростной контратакой, завершившейся блестящей жертвой ферзя и последующим матом.
- 1883: Цукерторт – Блэкберн, Лондон
- 1889: Ласкер-Бауэр, Амстердам. Эта игра между Эмануэлем Ласкером и Иоганном Германом Бауэром была первым известным примером двойной жертвы слона.
- 1895: Пиллсбери-Тарраш, Гастингс. Атака Пиллсбери на королевском фланге прорывается в одном темпе против игры черных на ферзевом фланге, против Тарраша , тогда одного из сильнейших игроков мира.
- 1895: Стейниц – фон Барделебен, Гастингс. Эта партия известна своей матовой комбинацией из десяти ходов в финальной позиции, которую Стейниц продемонстрировал после партии. Особое обстоятельство завершения этой игры было предметом тщательного изучения.
- 1895: Пиллсбери-Гансберг, Гастингс. В финальном раунде этого престижного турнира Пиллсбери одерживает абсолютную победу, одержав победу в поучительном эндшпиле.
- 1896: Пиллсбери – Ласкер, Санкт-Петербург. Эмануэль Ласкер выиграл приз за блестящую игру, разоблачив короля Пиллсбери, пожертвовав обе ладьи на одном поле.
1990–1999
- 1991: Иванчук – Юсупов, Брюссель, 9-й матч. Юсупов жертвует домом в поисках нападения и прорывается после неточностей Иванчука. В 1996 году жюри в составе гроссмейстеров и читателей, голосуя в « Шахматном информаторе» , выбрало эту партию как лучшую партию за период 1966–96 годов.
- 1992: Таль-Лотье, Барселона. В своем последнем турнире перед своей смертью в возрасте 55 лет Фокусник из Риги представляет последний шедевр против гроссмейстера следующего поколения.
- 1995: Сифуэнтес-Звягинцев, Вейк-ан-Зее. Черные выигрывают серией жертв, которые вынуждают белого короля подняться на 6-ю горизонталь. Известен как «Жемчужина Вейк-ан-Зее».
- 1996: Deep Blue против Каспарова, 1996, игра 1 , первая игра, в которой шахматный компьютер победил действующего чемпиона мира, используя контроль времени .
- 1997: Deep Blue против Каспарова, 1997, игра 6 , последняя игра в матче-реванше 1997 года. Deep Blue победил, став первым компьютером, победившим чемпиона мира в матче.
- 1999: Каспаров против мира , в котором Гарри Каспаров , действующий чемпион мира, встретился с группой игроков в консультации, которые решали ходы голосованием. В эту группу вошли 50 000 человек из более чем 75 стран мира. Каспаров выиграл.
- 1999: Каспаров – Топалов, Вейк-ан-Зее. «Бессмертный Каспаров» – это жертва ладьи с жертвенной комбинацией продолжительностью более 15 ходов. Одна из самых комментируемых шахматных партий за всю историю, широко освещаемая в прессе.
Как расставить шахматы на доске
В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.
Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.
Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»
У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)
Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.
Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.
Завоевание титула чемпиона
Капабланка впервые бросил вызов Ласкеру еще в 1911 году после победы в Сан-Себастьяне. В январе 1920 года в Гааге при посредничестве правления Голландского шахматного союза наконец было подписано соглашение о проведении матча. В июне того же года Ласкер, не желавший играть матч, опубликовал заявление, в котором сообщал, что отказывается от звания чемпиона мира и передает его Капабланке. По словам Ласкера, Капабланка завоевал звание, “не формальным вызовом, но своим выдающимся мастерством”. Позднее Гавана выразила готовность предоставить $20000 на проведение матча, пресса также настаивала, что чемпион мира не должен уступать титул без игры. Матч состоялся в Гаване в 1921 году. Было оговорено, что матч играется из 24 партий, при этом Ласкер отказался взять назад отречение, так что на момент начала матча стороны признавали чемпионом мира Капабланку. Ранее Ласкер заявлял, что даже в случае победы в матче откажется от титула в пользу более молодых мастеров, которые сами между собой определят достойнейшего. Тем не менее, пресса и шахматный мир в большинстве не признали отречение, так что, как правило, считается, что Капабланка завоевал звание чемпиона мира именно после победы в матче.
В. Панов в книге “Капабланка” охарактеризовал этот матч так: “… Ласкер не находил щелей, каких ожидал, в шахматной броне кубинца и получал по дебюту в лучшем случае равную позицию. А когда Ласкер пытался с явным риском запутать Капабланку, тот не поддавался на заманчивые, но спорные продолжения и довольствовался сохранением незначительного превосходства, которое с точностью и неумолимостью робота ход за ходом наращивал до победы.”
Поражение Ласкера, кроме сугубо игровых причин, объясняют внешахматными факторами. Капабланка был на 20 лет моложе и имел несомненное преимущество из-за жаркого гаванского тропического климата. Кроме этого согласие Ласкера вообще играть матч часто объясняют тем, что ему были нужны деньги, так как он потерял сбережения в результате войны. Сам Ласкер в книге “Мой матч с Капабланкой” неоднократно писал о том, как тяжело он переносил гаванский климат.
Капабланка в тот период был в расцвете сил, а Ласкер проводил матч не на своем уровне. Кубинец выиграл 5-ю, 10-ю, 11-ю и 14-ю партии. После 14 партии, которую Ласкер проиграл грубым одноходовым зевком, при счете +4-0=10 в пользу претендента Ласкер прекратил борьбу.
В том же 1921 году, вскоре после матча, Капабланка женился на кубинке Глории Симони Бетанкур из Камагуэя. От брака с Глорией у него было двое детей (родились в 1923 и 1925 годах).
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. …d5, перекрывая белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5. ed Ка5 6. Сb5 c6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. …ed 4. Кd4. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону.
Чаще всего черные отвечают 4. …Кf6 или 4. …Сс5. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге.