Основная стратегия
Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
№ 1 Защищайте своего короля
Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше
Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!
№ 2 Не отдавайте фигуры просто так
Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:
- Пешка – базовая единица
- Конь стоит 3 пешки
- Слон стоит 3 пешки
- Ладья стоит 5 пешек
- Ферзь стоит 9 пешек
- Король бесценен
В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.
№ 3 Контролируйте центр
Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.
№4 Используйте все свои фигуры
В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.
Когда не стоит давать вечный шах?
Еще раз подчеркнем, — вечный шах давать не обязательно.
Соответственно, если мы хотим выиграть, следует рассмотреть альтернативные варианты.
Часто это не простой выбор, ибо «вечняк» (вечный шах на шахматном жаргоне) гарантирует ничью и пол очка в турнирную таблицу.
Важно сделать точную объективную оценку позиции и решить: даем вечный шах с ничьей или продолжаем бороться за победу. Пример:
Пример:
Ход черных.
Ситуация для черных выглядит опасной. Белые угрожают провести пешку в ферзи, после чего положение черных станет критическим.
И черные принимают решение дать вечный шах. 1…Лf2+2.Крg1 Лfg2+ Ничья
Однако является ли синица в руках наилучшим решением?
Отнюдь. 1…Сd4!!
Черные создают угрозу мата Лg1, которая оказывается неотразимой. Также выигрывает ход 1…Лd2
Например 2.Сb6 Лh1+ 3.Cg1 Cd4 с неизбежным матом.
Пример не придуманный, такая партия была сыграна на глазах автора. Каково было расстройство шахматиста, игравшего черными, когда ему показали способ выигрыша, — словами не передать.
Психологическая подоплека здесь понятна. Сработал, так сказать, остаточный образ. Еще несколько ходов назад позиция черных была почти безнадежна.
Однако противник, игравший белыми, увлекся и допустил контригру черных. Появился шанс спасти партию – дать вечный шах. И черные им воспользовались в ситуации, когда уже могли сами выиграть в пару ходов.
В данном примере черные этого не поняли и подарили пол-очка сопернику, объявив вечный шах. Ну хоть не проиграли, и то хлеб)
Признаком зрелости и мастерства шахматиста является умение вовремя понять и оценить изменения на доске и использовать их в свою пользу.
Рокировка[]
Основная статья: Рокировка
Рокировка представляет собой одновременный ход короля и ладьи с перемещением короля на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).
Рокировка допустима при соблюдении следующих условий:
- король и данная ладья находятся на первой горизонтали и ещё не сделали ни одного хода;
- между королём и данной ладьёй нет фигур;
- король не находится под шахом, не проходит через атакуемые поля и не попадает на атакуемое поле (под шах).
Мат[]
Основная статья: Мат
Мат — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника, и при этом игрок не может своим ходом защититься от шаха.
При объявлении мата партия заканчивается поражением игрока, который не может защитить своего короля, независимо от того, какие еще фигуры остаются на доске и сколько времени на часах у стороны, объявившей мат. В спортивной практике до мата обычно доходит редко, и игрок, понимая, что мат при правильной игре противника неизбежен, обычно сдаёт партию. По единым правилам передвижения фигуры король не может сближаться с другим королем. Король не может объявить другому королю мат.
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах. По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. И там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.
Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.
А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.
К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.
Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.
Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама тоже делает шах- нападает на Короля.
И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…
Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.
Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))
Надеюсь- я не зря старался.
С уважением- Александр Витальевич Огородников.
Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.
Выход из шаха
По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:
- Пойти королем (в том числе со взятием другой фигуры или пешки, даже если именно она атакует короля) на любое соседнее поле, не находящееся под боем ни одной из фигур противника (включая короля и пешки) и не занятое фигурой или пешкой того же цвета, что и король; при этом уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён.
- Прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю (что исключает, в частности, прикрытие короля от атаки пешкой) или если поставлен двойной шах).
- Взять другой фигурой или пешкой фигуру противника, угрожающую королю (данный способ нельзя применить в ситуации двойного шаха или если берущая фигура или пешка находится в связке с королём).
Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.
Рокировка в шахматной игре
Король среди прочих возможностей перемещения имеет право совершить так называемую рокировку. Рокировка дает возможность переместить его с центрального положения на доске, которое чаще всего является очень уязвимым, в угол доски. Таким образом, уменьшается количество векторов, откуда можно ожидать угрозы и игрок может сосредоточить свои силы на атаке, а не защите от противника. Различают так называемую длинную рокировку (король меняется местами с ладьей, находящейся на левом фланге) и «короткую» рокировку (обмен местами происходит между королем и ладьей с правого фланга).
Следует отметить, что возможность рокировки доступна только в том случае, если:
- поле между королем и ладьей не занято другими фигурами;
- ни король, ни ладья еще не совершили ни одного шага по игровому полю;
- король не находится под боем ни на текущий момент, ни на новом месте дислокации.
Как правильно выполнить рокировку.
Королевские ходы
Перемещаться монарху по полю разрешено в любом направлении. Доходить он способен до любой клетки, если прежде не будет убит соперником. Один его ход равняется одной клетке.
Стоя в одном из угловых полей, королевская особа может атаковать на остальных 3 полях. Находясь на крайнем поле доски, она может двигаться по 5 полям. При расположении на остальных полях, монарх может двигаться по доступным ему 8 полям.
Если воин вражеской армии занимает клетку, подходящую для перемещения государя, он может рубить эту фигуру, будь это ферзь противника, и занять её место. Однако ему запрещено вставать на клетку, где, в связи с атаками соперника, есть риск попасть под шаха.
Недоступно монарху и передвижение по клеткам, занятым своим войском. А также он не может стоять рядом с вражеским королём. При завершении партии, когда прямых угроз со стороны воинов противника, оставшихся на поле, не имеется, его сила становится примерно равной силе, свойственной лёгким персонажам — слону или коню.
Ходы с рокировкой
Рокировкой называется ход, совершаемый одновременно королём и ладьёй, подразумевающий передвижение королевской особы на место выбранной ладьи, с параллельным её перемещением на поле, по которому монарх уже прошёл.
- Рокировка, обозначающаяся «О-О», подразумевает короткую рокировку на королевском фланге.
- Рокировка, обозначающаяся «О-О-О», означает длинную рокировку на ферзевом фланге.
Проведение рокировки невозможно, если:
- Королём и ладьёй уже совершались ходы.
- Королевская особа оказалась под шахом.
- В результате рокировки венценосец неминуемо попадёт под шах.
- Клетка между королём и ладьёй занята своей или чужой фигурой.
- Король, но не ладья, двигается по полю, атакованному фигурой противника.
Место короля на поле
Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.
Объявление шаха
Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.
Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.
Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.
Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:
- Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
- Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
- Битьём фигуры, объявляющей шах.
Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.
Объявление мата
Мат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.
Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.
Провозглашение ничьей
Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:
В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.
- Когда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
- Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
- При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
- В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.
Примеры вечного шаха
Наиболее часто встречающаяся ситуация: вечный шах объявляет ферзь.
Вернемся к нашему примеру. В данной позиции черным нет смысла продолжать борьбу – есть шансы только проиграть, но не выиграть. Поэтому ничья вечным шахом.
С точки зрения ситуационной – очень часто вечный шах становится палочкой-выручалочкой. Способом спасения и достижения ничьей в трудной позиции.
Например:
Черным дорог добрый совет. Они без пешки, к тому же у белых сильная проходная. Да и ферзь пока под боем.
Что делать? Убирать ферзя? Нет!!
1….Kc4:е3!! Только так!
2.Лс1:с2 А что делать? Бить коня пешкой конечно нельзя – черный ферзь побьет ладью и черные даже выигрывают.
2…Ла4-а1+ 3.Крg1-h2 Ke3-f1+
Механизм вечного шаха запущен.
4.Крg1(h1) Kg3+
Ничья.
Роль в игровом процессе
В дебюте и миттельшпиле король редко играет активную роль в развитии наступательной или оборонительной позиции. Вместо этого игрок обычно пытается сделать рокировку и укрыться на краю доски за своими пешками . Однако в эндшпиле король играет активную роль в качестве атакующей фигуры, а также помогает в продвижении оставшихся пешек.
Не имеет смысла присваивать значение королю по сравнению с другими фигурами, поскольку он не может быть захвачен или обменен и должен быть защищен любой ценой. В этом смысле его ценность можно считать бесконечной. При оценке способности короля как атакующей фигуры в эндшпиле он часто считается немного сильнее слона или коня – Эмануэль Ласкер дал ему ценность коня плюс пешка (т. Е. Четыре балла по шахматной шкале). относительная стоимость штуки ) ( : 73). Он лучше защищает соседние пешки, чем конь, и лучше атакует их, чем слон ( : 13).
Шах[]
Основная статья: Шах
Шах — ситуация, когда после хода противника король атакован фигурой противника (оказался «на линии огня» противника). Вскрытый шах — ситуация, когда после хода одной фигурой противника король оказался атакован другой фигурой. Двойной шах — ситуация, когда король атакован сразу двумя фигурами противника (часто обычный и вскрытый шах одновременно).
В случае, если королю объявлен шах, необходимо следующим ходом вывести его из-под шаха. Защититься от шаха можно одним из трёх способов — сделать ход королём на поле, не атакуемое фигурами противника, загородить короля своей фигурой, побить атакующую короля фигуру. Защититься от двойного шаха можно только сделав ход королём.
Что такое вечный шах?
Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:
Вечный шах — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.
Например:
Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.
Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.
Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.
На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, — произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.
Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.
Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру
Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту
То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.
Как ходят шахматные фигуры?
Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:
Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали – то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение – стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.
Перекрёстный шах[]
Михаил Ботвинник — Николай МиневАмстердам, 1954
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход чёрных. Чёрные точки — место, где чёрный ферзь может дать шах. Белые — где белый ферзь даёт перекрёстный шах в ответ.
Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.
В позиции из партии Михаил Ботвинник — Николай Минев (Амстердам, 1954) после хода 91. Kpc5!!, чёрные сдались, так как нет возможности защитится от угрозы g8Ф. Любой шах черных приводит к выгодному для белых размену ферзей. На 91…Qc7+, 91…Qg1+, 91…Qf2+ и 91…Qc2+ белые отвечают перекрёстными шахами 92.Qc6+, 92.Qd4+, 92.Qd4+ и 92.Qc4+ соответственно.
Вечный шах[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После хода 1.Фc8+ белые сводят игру к ничьей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 1…Фc1+! нейтрализует преимущество белых.
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
- один из игроков объявляет шах королю противника;
- после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
- последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Хотя в настоящее время «вечный» шах, согласно правилам классических шахмат, не является сам по себе основанием для объявления ничьей (соответствующее положение было исключено из свода официальных правил), на практике ситуация «вечного шаха» почти всегда приводит к ничьей по договоренности, т.к. через некоторое время случится троекратное повторение позиции либо же будут сделаны 50 ходов без взятия фигур и продвижения пешек, что позволит любому игроку затребовать ничью независимо от желания оппонента. По этой причине «вечный» шах или его угроза позволяют игроку спасти даже уже практически проигранную партию.
В ситуации, показанной на первой диаграмме, чёрные обладают существенным материальным преимуществом и угрожают белому королю. Однако после 1.Фc8+ Kph7 2.Фf5+ Kpg8 (или 2…Крh8) 3.Фc8+ Kph7 4.Фf5+ g6 5.Ф:f7+ Kph8 белые добиваются ничьей с помощью «вечного» шаха (6.Фf8+ Kph7 7.Фf7+ …).
Во втором примере ход чёрных, и вместо немедленного взятия 1…Ф:d3? или 1…Ф:g2?, приводящего к невыгодному размену ферзей, следует шах 1…Фc1+! Развитие 2.Кра2 Фс2+ приводит либо к «вечному» шаху (3.Кра1 Фс1+ 4.Кра2 Фс2+ 5.Кра1 …), либо к потере белыми критического преимущества в две пешки: 3.Кра3 Ф:d3+ 4.Кра4 (Крb4, Крa2, Крb2 не лучше) Фс2+ 5.Крb5 Ф:g2.
Шаблон:Ничья (шахматы)
Король в шахматной партии[]
В начале партии белый король занимает поле е1, чёрный — е8 (т.е. короли должны стоять на полях, противоположных своему цвету). В дебюте королями обычно не ходят. Исключение — рокировка, осуществляемая для лучшей защиты самого короля и развертывания других фигур. В миттельшпиле король нередко бывает объектом атак, результатом которых может стать победа одной из сторон. В эндшпиле короли обычно принимают активное участие в игре, помогая продвижению своих пешек в ферзи или препятствуя продвижению чужих пешек.
Из-за особой роли короля в игре его редко сравнивают по силе с другими фигурами.
Размещение и движение
Белые начинают с королем на е1, на первой справа от ферзя . Черные начинают с королем на е8, прямо напротив белого короля. Короли всегда начинают игру с квадрата противоположного цвета.
Король может двигаться на одно поле в любом направлении (по горизонтали, вертикали или диагонали), если только это поле уже не занято дружественной фигурой, иначе этот ход поставит короля под шах. В результате противостоящие короли никогда не могут занимать соседние поля (см. Оппозицию ), чтобы дать шах, так как это также поставит под шах движущегося короля. Однако король может дать обнаруженный шах , разблокировав слона , ладью или ферзя. Король также участвует в особом приеме рокировки .
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Первоначальное размещение королей
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Возможные передвижения беспрепятственного короля
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Движению короля могут препятствовать другие фигуры. Черный король не может перемещаться на поля под атакой белого слона, коня, ферзя или пешки; Белый король не может перейти на поля под атакой черного ферзя.
Рокировка
Король может сделать особый ход в сочетании с ладьей , называемый рокировкой . При рокировке король перемещается на два поля к одной из своих ладей, и эта ладья ставится на поле, через которое король пересек. Рокировка допустима только при:
- ни король, ни рокировочная ладья ранее не ходили
- квадраты между ними не заняты
- король не под шахом
- ни одно из полей, на которые король не перейдет или на которое не будет нападать врага
Рокировка с ладьей вертикали h называется рокировкой на королевский фланг или короткой рокировкой (в алгебраической системе обозначена 0-0 ), а рокировка с ладьей вертикальной линии называется рокировкой на ферзевый фланг или длинной рокировкой (обозначается 0-0-0).
Как ходит король в шахматах
Король считается главной, хотя и не самой сильной фигурой. Но именно он имеет самую большую ценность, поскольку попадание его под бой или невозможность совершить следующий ход ведет к поражению в игре и завершению поединка. Он может передвигаться только на одну клетку вперед, назад либо по диагонали. И это не единственное ограничение: эта фигура не может перейти на клетку, находящуюся под боем соперника.
При этом он сам может бить кого угодно, за исключением вражеского короля. В отношениях этих двух «персон» существуют дополнительные правила. Короли враждующих сторон не только не могут «побить» друг друга, но и не могут даже подойти друг к другу на расстояние меньше, чем одна клетка. Целью всей шахматной партии является лишение главной вражеской «персоны» возможности передвижения, символически ее необходимо «взять в плен».
Если король попадает под удар фигуры противника, это называется «шах». В таком случае необходимо вывести его из-под удара, иначе партия будет считаться проигранной. Вывести «царственную особу» из этого положения можно, прикрывая ее другой фигурой, перемещая на другую клетку (если существует такая возможность), или же побив фигуру соперника, которая является источником угрозы.
Иногда главная фигура попадает в так называемую патовую ситуация. Это вариант, когда король не находится под боем, но ему необходимо совершить ход и любой его шаг на следующую клетку ставит его под удар соперника. Патовая ситуация равносильна проигрышу. В случае когда король попадает под бой врага и не может выйти из-под боя никаким способом, ему ставится «мат» и партия считается проигранной.
Как ходит король.