Смысл концовки фильма
У Ави и Зака получилось успешно провернуть аферу. Братья даже руки не запачкали, но при этом они доводят Дороти до сумасшествия, а позже и до суицида. Также им удалось заполучить прекрасного исполнителя, полностью изменив его мировоззрение. Это одна из теорий разгадки смысла фильма.
Если рассматривать финал с другой стороны, то выводы будут иными. В финальных сценах зритель видит встречу двух персонажей, которые вели серьезную борьбу со своим эго. Кто вышел из этой борьбы настоящим победителем? Конечно, Грин. На встречу с Дороти приходит свободная личность с чистыми помыслами. Мака же проиграл свою борьбу. Сэм всецело заполнил его сознание.
Несмотря на то, что Дороти получает от Джейка деньги, борьба проиграна. Им одолели страхи, бороться с которыми невозможно. К концу фильма он понимает загадку Голда, но время упущено…
«Револьвер» – удивительное творение Гая Ричи. Это не пустой фильм, он заставляет задуматься о многом. В чем смысл картины? «Пусть зритель найдет собственный ответ», — именно в этом и заключается таинство кинематографа.
Сюжет фильма
В 2005 году состоялся премьерный показ киноленты «Револьвер», созданной известным режиссером Гаем Ричи.
Главный персонаж фильма – профессиональный игрок Джейк Грин. Отсидев в тюремной одиночке долгих 7 лет, мужчина пытается вернуться к привычной жизни.
С первых дней свободы он попадает в безумный жизненный круговорот, где его ожидают разборки с криминальным авторитетом Дороти Мака, проявившим участие в аресте Грина.
Не оставляют мужчину в покое братья Зак и Ави. У них планы на Джейка. Зная, что у мужчины обнаружено смертельное заболевание, парни берутся ему помочь. Но взамен Грин должен «поделиться» накопленным капиталом и выполнять их задания.
Проиграв Грину огромную сумму, Мака не собирается оставлять позиции. Амбиции мафиози выходят на первое место, ему нужны деньги и власть, тем более, что появилась возможность вести совместные дела с мистическим Сэмом Голдом.
И это еще не все герои фильма. Со временем к ним присоединится банда, состоящая из азиатов. Под предводительством Джона Лорда они занимаются наркотиками. Кроме них «на арену» выходит наемный убийца по прозвищу «Утилизатор» и брат Джейка Билли в сопровождении своей дочери.
Эта разношерстная массовка является действующими героями яркой и динамичной картины Гая Ричи. Определить точный жанр картины сложно. Сначала она кажется стильным боевиком по типу тех, которые обычно создает режиссер, но все не так просто…
Описывая однажды историю создания картины, Ричи утверждал, что на написание сценария к фильму «Револьвер» ушло три года. При этом на сценарий «Большого Куша» он потратил всего лишь три месяца. Во втором случае с жанром и смыслом картины все более-менее понятно, а вот с «Револьвером» намного сложнее. Этот фильм – «головная боль» кинокритиков, которые никак не могут определиться со смыслом киноленты.
И это понятно, стоит только посмотреть «Револьвер», как тут же становится понятным, что ничего не понятно. В работе масса слоев и ходов. Кажется, что зритель попадает в запутанный лабиринт, в котором есть шахматы и каббала, кровь и изумительные Бетховен и Вивальди. В фильме все так намешано, что, наверное, сам режиссер не до конца понимает, что он снял.
В чем смысл фильма «Револьвер»?
Думаю сидя в
одиночной камере и изучая теорию шахмат и физику, Джейк Грин разработал свою
самую гениальную аферу, в которой сам стал не совсем добровольным участником. Ибо
на лицо раздвоение личности из-за одиночного заключения плюс одержимость
какой-то сущностью. Так не бывает? Бывает, просто мы мало об этом знаем.
В итоге своих манипуляций он довел Маку не просто до разорения. Даже имея на руках козырь тот банально убил себя сам, понимая что загнан в ловушку и что смерть девочки никак не спасет его от своей собственной гибели. Он даже не подозревал, что Джейк принес ему наркотики, настолько тонкой и хитрой была ловушка. Жаль, что в этой игре пешками оказались собственный брат и племянница Джейка. Кстати, по всему выходит, что Сэм Голд и есть сам Грин.
На самом деле фильм действительно великолепный. И если хорошо постараться в нем можно найти много интересных моментов. Чего только стоят монологи героя и его внутренние разговоры. Ничего не скрыто, смысл жизни многих – прямым текстом. Даже искать ничего не надо. Плюс к этому гениальная игра актеров и прекрасная во всех отношениях работа создателей фильма. А в заключение очень интересный видео-обзор, который также может дать много поводов для размышлений.
Сцена в лифте
Сцена в лифте – ключевая психологическая сцена фильма. Здесь Джейк Грин «раздваивается»: его «внутренний голос» вырывается наружу в виде второго Грина. Можно считать, что это главная битва всего сюжета – битва героя с самим собой.
Естественно, что она должна была произойти именно в лифте. За семь лет в тюрьме у Грина развилась клаустрофобия – он боится закрытых пространств. На протяжении всего фильма каждый раз, когда ему приходится ехать в лифте, он с трудом преодолевает себя и чувствует настоящую панику.
Здесь, в лифте по пути к Мака, он застревает и остается наедине с самим собой: с паническим страхом, жадностью, гордыней. Это долгая, гнетущая, очень резкая, жуткая сцена с резкой сменой кадров, пугающим измененным голосом.
Кадр из фильма
Сцена сделана очень психологично: чувство ужаса передается тонко и точно. В спорах со своим «вторым я», то есть внутренним голосом, то есть с самим Сэмом Голдом, он твердит: «Я – не ты». Это, конечно, бесит внутренний голос. В конце сцены, когда лифт заработал, Грин побеждает и освобождается от пут Сэма Голда. Выходит из игры.
Двери открываются, Мака встречает его дулом пистолета и вопросом: «В какую игру ты играешь?», а Грин не отвечает ничего: уже ни в какую. «Бойся меня», — в ужасе твердит Мака, держа палец на курке, — а Грин уже ничего не боится.
Символы и смыслы
Зак и Ави много раз повторяют Джейку фразу-подсказку: «Ты – твой главный противник». Борьба Джейка Грина разворачивается одновременно и с мафией, и с самим собой. Внутренняя борьба – главная. Внешняя демонстрирует внутреннюю.
Мака, Лорд Джон и Джейк Грин воюют друг с другом на общем поле боя: казино, деньги, нелегальный товар, в общем, обычные мафиозные разборки. Цель каждого из них – получить как можно больше денег и не обрушить на себя гнев загадочного Сэма Голда.
А вот Сэм Голд – самая интересная и важная фигура мафиозной системы. Это мистический босс, которого все страшно боятся. Сэма Голда никто никогда не видел, но у него есть своя секретарь – Лили Уокер. Она всегда появляется в непроницаемых черных очках, что дает намек на то, что она слепая (а значит, тоже никогда не видела Сэма Голда). Она является к Маке с сообщением, что Голд им недоволен, Мака в ужасе, потому что легенда гласит: «Если Голд кем-то недоволен, тот приговорен к смерти».
Если переходить к символике, Сэм Голд (Gold – золото) – это голос в нашей голове, который диктует нам правила, установки, привычки, верования и убеждения, которые нам прививали в течение жизни.
Они, привитые, закрепощают нас в определенную систему ценностей, установок и привычек, которые далеко не всегда идут нам на пользу. Они ограничивают нашу свободу и провоцируют кучу сложностей, бессмысленных запретов и ограничений. Это когда мы не уходим с нелюбимой работы, опять позволяем себе тортик в полночь, оформляем десятый кредит или осуждаем соседку в слишком короткой юбке.
Кадр из фильма
Все это «внутренний Голд» играет против нас. И мы можем применить к нему ту самую «универсальную формулу». Тогда мы одержим над ним победу и выйдем из игры, как вышел Джейк.
Зак и Ави приходят будто бы из ниоткуда, когда у Грина начинаются проблемы с Макой. Они знают о Грине абсолютно все и заставляют Грина слепо им довериться. «Не задавай вопросов, следуй всем нашим указаниям, отвечай на наши вопросы честно, иначе мы не сможем тебе помочь».
Они начинают работу по истреблению внутреннего голоса Грина. Зак и Ави – соратники героя. Они добиваются того, чтобы он вышел из игры.
В фильме есть несколько зацепок, по которым можно предположить, что Зака и Ави не существует (как в «Бойцовском клубе»). В разгар перестрелки они мирно лежат в джакузи под открытым небом, и драка их никак не задевает. Они совершенно мистическим образом предугадывают то, что случится с Джейком Грином в следующую секунду.
Они же – авторы тюремной «универсальной формулы», которую использует Джейк. И они постоянно повторяют Джейку: «Мы – это ты». Это не точное, но распространенное мнение: можно думать, что Зак и Ави мистические персонажи, а можно думать, что они – плод воображения Грина.
Отбирая все деньги Грина, Зак и Ави усмиряют его жадность. Вынуждая его проявлять милосердие и отдавать деньги бедным, они преодолевают его жестокость. В конце концов они подводят к тому, чтобы он попросил прощения перед Макой – это истребляет его гордыню. Смысл их действий в том, чтобы Грин перешел на новый уровень мышления – на ступеньку выше игры-войны за деньги.
Разводки
Основная идея, которая сопровождает весь сюжет, – идея «разводки из разводок». Главные герои создают схему выигрыша в любой игре и любом виде мошенничества. Она основана на том, чтобы заставить соперника подумать, что он выигрывает, ослабив его бдительность: «В каждой партии есть тот, кто ведет игру, и тот, кого разводят.
Чем больше жертве кажется, что она ведет, тем меньше она все в действительности контролирует. Так жертва затягивает на своей шее петлю, а я как ведущий игру ей помогаю».
Главные противники Грина – Мака и Лорд Джон. Они воюют на поле боя казино, отвоевывают друг у друга товар и забирают друг у друга деньги. Это внешняя оболочка сюжета. Именно благодаря «универсальной схеме» Джейк Грин выигрывает у них кучу денег. Но смысл основного сюжета станет понятным, только если углубиться в подтексты и психологические детали, которые очень настойчиво, но очень витиевато дает зрителю Ричи.
Кадр из фильма
Кто такие Зак и Ави?
Кем являются
эти парни и почему они помогают Джейку? Вначале я решила, что они те самые
соседи из тюрьмы. Сбежали, обокрали, а потом нашли нашего героя, чтобы помочь. Типа
совесть замучила. Позже я решила, что у Джейка банальное раздвоение личности. Так
оно и оказалось, но это еще не все.
Грин встретился со своим злым двойником, когда застрял в лифте. В этот же момент смог взять все под контроль. Но это еще не все. В какой-то момент мне показалось, что мистер Грин одержим. И это некая темная сущность или скорее злой гений, который нашептывал ему план гениальной аферы.
Кадр из фильма «Револьвер»
Но, как я
уже говорила, он смог взять под контроль собственные эмоции и сущность банально
от него отцепилась. Но тут же нашла новую жертву. В это самое мгновение Мака
был вне себя от страха, а значит, его защита была максимально слабой. Сущность
моментально прицепилась и стала управлять уже им. Но несколько иначе.
Не потому ли уже на следующее утро какой-то голос начал нашептывать Маке, что ему стоит признать свою невероятную щедрость, которой он не совершал? А вот утилизатора мне искренне жаль. Да, наемный убийца или точнее чистильщик не заслуживает жалости, но у таких людей иногда бывают непоколебимые ценности.
Кадр из фильма «Револьвер»
Сюжет
Гай Ричи – мастер криминальной комедии, абсурдных сюжетов и яркой динамичной картинки. В своих интервью он говорит, что пришел в кинематограф для того, чтобы делать зрелищные фильмы, а не сообщать высшие смыслы. Но «Револьвер» оказался большим исключением: здесь сюжет создан как раз для того, чтобы передать философскую идею.
В этом фильме много психологии, много философии и сцен, в которых вообще ничего не понятно. При этом сохраняется особый почерк режиссера: фильм яркий, быстрый, абсурдный, одновременно смешной и жестокий.
Город помешан на азартных играх. Многими казино заправляет босс Мака. Однажды он не поладил со своим конкурентом Джейком Грином: вышло так, что Грина посадили в тюрьму, в одиночную камеру на семь лет.
В камерах по бокам от него жили двое мошенников-шахматистов, которые впоследствии станут его соратниками: они создали «универсальную формулу» выигрыша в любой игре и любом виде мошенничества. Действие фильма начинается тогда, когда Грин уже отсидел свои семь лет, вышел на свободу, выиграл кучу денег с помощью «универсальной формулы», и вот Мака решает его за это убить. Так закручивается сюжет.