Командные турниры в Кызылорде, Павлодаре и Алматы – какой уровень у школьников?
На этих мероприятиях мы не оценивали его и даже не планировали это делать. Задача, прежде всего, была мотивационная, чтобы наши второклашки поняли, что это вообще такое – шахматный турнир, зарядились его соревновательной атмосферой. Ведь игровая практика у них ещё очень маленькая, соответственно, это был их первый опыт в жизни. Тем более они, в принципе, ещё не должны уметь играть в шахматы, поскольку до этого занятия у них шли в основном теоретические: детям рассказывали историю шахмат, как ходят фигуры, объясняли тактические приёмы и стратегию. Всему своё время.
Для ребят эти соревнования проходили без максимального соблюдения правил, потому что мы прекрасно понимаем – это всего лишь второклассники, они могут ещё ошибаться. Но всё равно для них мы подготовили грамоты и очень красивые медали, а команда-победительница ещё и кубок получила.
Учебные тетради школьников / Фото Informburo.kz
Главное, что сами детки остались довольны. Они уже давно загорелись шахматами и хотят теперь в них достигать результатов. Яркое тому доказательство – прошедшие турниры. Желающих там поучаствовать оказалось настолько много, что каждому классу пришлось проводить внутренний отбор, ведь не заявишь всех 30 или 40 учеников – места не хватит. Но в итоге за медали всё равно сражались 165 детей. Эта цифра нас не может не радовать. Всё идёт хорошо.
Что думает школа?
Журналист Informburo.kz посетил алматинскую гимназию №175 “Жаңа Ғасыр” и узнал, как там относятся к тому, что шахматы могут сделать обязательным предметом в школе.
“Эту замечательную идею мы, конечно же, восприняли на ура, поскольку для будущего Казахстана это очень важно, всё-таки речь идёт о формировании интеллектуальной мощи государства, умном поколении детей, – заявила заместитель директора по науке и профильному обучению Асель Алтаева. – Сами наши второклассники, как начали заниматься шахматами, сильно изменились: стали более эрудированными, активными
Им очень нравится этот предмет”.
Каусар Есимбай / Фото Informburo.kz
Вот что сказала ученица второго класса Каусар Есимбай:
“Я очень сильно полюбила шахматы, это интересная игра, на уроках мы постоянно узнаём что-то новое от учителя, читаем книги с картинками и, конечно, соревнуемся. Я теперь хочу и дальше заниматься шахматами, чтобы когда-нибудь выиграть чемпионат мира”.
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.
Кадр: фильм «Шахматист»
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Кадр: фильм «Шахматистка»
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.
Пилотные проекты
Напомним, в ближайшие два года Министерство образования и науки планирует ввести уроки шахмат в обязательную программу в начальных классах — об этом глава ведомства Ольга Васильева сообщила 10 октября в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации.
Министр считает, что для преподавания курса игры по шахматам гроссмейстеры не потребуются, достаточно будет учителей начальных классов. Программы построены таким образом, чтобы учитель любого возраста мог самостоятельно, опираясь на методические пособия, научить ребёнка играть в шахматы, пояснила министр.
При этом Ольга Васильева провела прямую параллель между игрой в шахматы и повышением уровня образования: 40 регионов страны уже участвуют в пилотном проекте по внедрению шахмат в школу, и 40 регионов показывают качественно новые результаты в оценках учеников. Особенно министр выделила Ростовскую область, где есть «потрясающая программа по шахматам, идущая шесть лет, и результаты там очень хорошие».
Что думает школа?
Журналист Informburo.kz посетил алматинскую гимназию №175 «Жаңа Ғасыр» и узнал, как там относятся к тому, что шахматы могут сделать обязательным предметом в школе.
«Эту замечательную идею мы, конечно же, восприняли на ура, поскольку для будущего Казахстана это очень важно, всё-таки речь идёт о формировании интеллектуальной мощи государства, умном поколении детей, – заявила заместитель директора по науке и профильному обучению Асель Алтаева. – Сами наши второклассники, как начали заниматься шахматами, сильно изменились: стали более эрудированными, активными
Им очень нравится этот предмет».
Вот что сказала ученица второго класса Каусар Есимбай:
«Я очень сильно полюбила шахматы, это интересная игра, на уроках мы постоянно узнаём что-то новое от учителя, читаем книги с картинками и, конечно, соревнуемся. Я теперь хочу и дальше заниматься шахматами, чтобы когда-нибудь выиграть чемпионат мира».
Тимур Байкетаев, Informburo.kz (фото автора)
«Дети рады и ищут спарринга»
Участница проекта Виктория Медовкина преподаёт шахматы уже 11-й год и даже имеет настоящее профильное образование: окончила кафедру шахмат Российского государственного социального университета. Она преподаёт шахматы в замену третьему часу физкультуры.
«И дети, и учителя хорошо восприняли идею обучаться шахматам, они развивают логику и память, в целом весь интеллектуальный комплекс. Проект, безусловно, нужно расширять на среднюю школу. От ребят прекрасные отзывы, они хорошо работают на уроках, играют в турнирах, дома с родителями играют и просят им найти достойных спарринг-партнёров», — пояснила Медовкина.
Медовкина Виктория
Командные турниры в Кызылорде, Павлодаре и Алматы – какой уровень у школьников?
На этих мероприятиях мы не оценивали его и даже не планировали это делать. Задача, прежде всего, была мотивационная, чтобы наши второклашки поняли, что это вообще такое – шахматный турнир, зарядились его соревновательной атмосферой. Ведь игровая практика у них ещё очень маленькая, соответственно, это был их первый опыт в жизни. Тем более они, в принципе, ещё не должны уметь играть в шахматы, поскольку до этого занятия у них шли в основном теоретические: детям рассказывали историю шахмат, как ходят фигуры, объясняли тактические приёмы и стратегию. Всему своё время.
Для ребят эти соревнования проходили без максимального соблюдения правил, потому что мы прекрасно понимаем – это всего лишь второклассники, они могут ещё ошибаться. Но всё равно для них мы подготовили грамоты и очень красивые медали, а команда-победительница ещё и кубок получила.
Главное, что сами детки остались довольны. Они уже давно загорелись шахматами и хотят теперь в них достигать результатов. Яркое тому доказательство – прошедшие турниры. Желающих там поучаствовать оказалось настолько много, что каждому классу пришлось проводить внутренний отбор, ведь не заявишь всех 30 или 40 учеников – места не хватит. Но в итоге за медали всё равно сражались 165 детей. Эта цифра нас не может не радовать. Всё идёт хорошо.
Общероссийский проект “Шахматы в школе” – проект по формированию интеллектуально-нравственной культуры школьников при помощи шахмат
Проект направлен на формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также помогает повысить интеллект.
Реализация проекта «Шахматы в школе» включают в себя три компонента: подготовка преподавателей, внедрение программ шахматного образования и оснащение школ необходимым инвентарем – что подразумевает под собой отложенный положительный социальный эффект. Программа проекта предполагает создание в школах шахматных классов, оснащение классов всем необходимым инвентарем (комплекты шахмат с досками и часами, демонстрационные доски, учебники, рабочие тетради для 1- 4 годов обучения, методическое пособие и учебная программа. Программа мероприятий направлена на: создание прогрессивной методики преподавания шахмат в школе, обеспечение методическими пособиями, обеспечение инвентарем, проведение курсов повышения квалификации для педагогов (на основании гос. лицензии), организацию и проведение турниров среди школьников и их родителей. Реализация проекта также включает: ведение информационного портала о развитии проекта «Шахматы в школе» (на базе собственного одноименного web-сайта), пиар сопровождение проекта в федеральных, региональных и шахматных СМИ, а также ведение страницы проекта в социальной сети “ВКонтакте”.
Цель: формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования шахмат
Задачи:
1. – Внедрение образовательной программы “Шахматы в школе” в регионах реализации проекта
2. – Повышение уровня и квалификации преподавательского состава, проводящего занятия по шахматам с обучающимися образовательных учреждений
3. – Создание и оборудование шахматных классов в школах
4. – Информационное сопровождение проекта и повышение интереса среди детей и молодежи к занятиям шахматами
5. – Реализация программы шахматного всеобщего начального образования в школах регионов реализации проекта
Обоснование значимости: шахматы – одна из самых эффективных спортивных образовательных дисциплин, уникальный образовательный инструмент. Многие страны используют шахматы в школьной программе (Азербайджан, Армения, Венгрия, Испания, Мексика, Польша, Турция и др.).Педагоги и родители отмечают значительное положительное влияние шахмат на успеваемость школьников по всем предметам. Доказано, что изучение шахмат в любимой детьми игровой форме способствует формированию гармоничной личности и развивает: пространственное мышление, навыки стратегического планирования, выдержку, бойцовские качества, математические способности. Реализация проекта “Шахматы в школе” предполагает продолжительный социальный эффект. Благополучателями от реализации проекта, по примерным оценкам, являются 3200 человек. Проект имеет перспективу отложенного положительного социального эффекта, благоприятным образом влияет на развитие учеников младших классов, а учитывая дороговизну и порой недоступность дополнительного детского образования – обеспечивает всеобщую доступность к образованию и позиционирует возможность развития и роста интеллекта ребенка как безбарьерное социальное благо.
Приказ МОН и МП КК о реализации проекта “Шахматы в школе” в 2019-2020 учебном году”
В рамках открытия Центра состоялся шахматный турнир на кубок директора МБОУ гимназии, в котором приняли участие команды 5 образовательных организаций района: МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 13, МБОУ НОО № 40 и МБОУ гимназии. В упорной борьбе победила команда МБОУ СОШ № 1, 2-е место – команда МБОУ гимназии, 3-е место – МБОУ СОШ № 2. Ребята остальных школ получили утешительные призы.
Шахматы вместо третьего часа физкультуры
Чтобы Министерство образования и науки РК всё-таки сделало шахматы обязательным предметом в школьной программе, мы должны собрать экспертные заключения от учителей, методистов и профессоров, а также опросить родителей учащихся. Только после такой разносторонней и многоуровневой апробации мы бы хотели весной 2019 года презентовать наш итоговый учебно-методический комплект Министерству образования и науки Республики Казахстан.
Если проект утвердят, а мы на это очень сильно надеемся, то мы бы хотели, чтобы шахматы в школьной программе появились с 2021 года вместо третьего часа физкультуры, ведь это тоже спорт, пусть и интеллектуальный. Пока же нам не хватает часов в наших пилотных школах, реализация идёт за счёт факультативных занятий, которые выделены на начальные классы.
Шахматный турнир второклассников в Алматы / Фото Informburo.kz
В случае окончательного одобрения проекта, Казахстану необходимо иметь в своём активе подготовленных тренеров, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы в высших учебных заведениях страны появилась специальность “тренер по шахматам”. Однако первые результаты уже есть: в Кызылординском государственном университете имени Коркыт Ата нам пошли навстречу и теперь этот ВУЗ будет давать республике дипломированных тренеров.
Учебные программы на 2019 год
Ольга Васильевна пообещала что при обсуждении нововведений, они прислушаются к самим учителям. Основной причиной негодования на сегодняшний день является недостаточная подготовка учеников на протяжении учебного года к Единому Государственному Экзамену.
Сегодня перевестись из одной школы в другую доставляет очень много хлопот. В разных учебных заведениях, занимающихся по одной программе, могут значительно отличаться как сами учебники, так и сам уровень образования. Единое образовательное пространство должно решить эти проблемы, но до конца его образования и полного внедрения пройдёт немало времени, так что придётся запастись терпением.
Культурные нормативы
В дополнение ко всему вышесказанному, эти мероприятия можно будет посещать виртуально, что является большим плюсом. Уже в 2020 году ученики 8 регионов отправятся на сдачу культурных нормативов.
Новую межведомственную программу запустят с 1 сентября и она будут направлена на привлечения внимания молодого поколения к культуре их народа. Недавно вице-премьер РФ Татьяна Голикова обсудила это на заседании правительственной комиссии. Новая программа предоставит молодым людям дополнительные возможности по ознакомлению с художественными шедеврами, произведениями литературы, музыки и театральными постановками.
Идея создания подобной программы принадлежит министру культуры Владимиру Мединскому. Это программу запустят для тестирования в восьми регионах России. К участию в программе не будут никого принуждать. Каждый сможет сам выбрать — участвовать ему или нет. Также участие повысит знания учеников в сфере культуры. Кроме межведомственной программы на заседании обсудили вопросы по привлечению подростков, состоящих на учёте, к культурной и спортивной деятельности.
Предмет за трое суток
Марат Балгабаев, коммерческий директор шахматной федерации города Москвы, рассказал RT, что проект начинался еще в 2015 году всего с 15 школ. Курс обучения педагогов в рамках проекта составляет 72 часа — этого вполне достаточно для того, чтобы получить навыки для обучения шахматам детей в начальной школе, уверен Балгабаев.
По его словам, школы отправляют обучаться новой дисциплине самые разные кадры — например, учителей физкультуры.
В каких объемах вводить новый предмет, часами каких предметов можно пожертвовать для обучения шахматам — это в каждой школе решают индивидуально. Как правило, пока на шахматы жертвуют часом физкультуры, если школа с математическим уклоном — часами по математике или информатике.
Марат Балгабаев
По итогам уже действующих курсов будет выпущено 500 педагогов, которые будут, в свою очередь, обучать новой «дисциплине» детей в начальных классах.
«Занятия в рамках проекта идут третий год, и исследования показывают положительную динамику: у детей лучше развивается память, повышается успеваемость по точным наукам и чтению. И это не случайно, поскольку у нашего курса есть метапредметная связь с той же математикой — задачи на ценность фигур, например», — отметил Балгабаев.
18 казахстанских школ дали добро
В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как важная часть системы образования. Исследования, проведённые в странах, в которых шахматы внедрены в качестве обязательного предмета в школьную программу, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.
Не думаю, что Казахстан как-то отстаёт в этом вопросе от остального мира, потому что страна в целом держит руку на пульсе, и, видя, сколько у нас сейчас чемпионов мира, шахматам здесь действительно уделяется серьёзное внимание. Соответственно, совместный проект научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и Казахстанской федерации шахмат при поддержке Министерства образования и науки РК реализуется своевременно для внедрения его в школы
Тем более открытых его противников мы ни с какой стороны не наблюдаем и, вообще, настроены оптимистично.Согласно концепции нашего проекта, шахматы необходимо внедрять в качестве обязательного предмета в Казахстане только на уровне начальной школы – со второго по четвёртый класс. Именно в этом возрасте формируется личность учащегося, создаются устойчивые алгоритмы обучения, закладываются основы для дальнейшего успешного обучения в школе. В это время происходят радикальные изменения ребёнка: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Идея проекта не столько в том, чтобы воспитать будущих чемпионов мира, сколько в том, что шахматы как предмет развивают личность младшего школьника, его психологию и все необходимые интеллектуальные качества. С помощью этого предмета мы надеемся, что школьники станут успешными не только в школе, но и в жизни: с лёгкостью будут решать различные проблемы, научатся рисковать.
Для реализации проекта нами была разработана программа обучения шахматам во вторых, третьих и четвёртых классах общеобразовательных школ, и на основе этой программы был создан учебно-методический комплект для 2, 3 и 4 классов на казахском и русском языках, который включает в себя учебное пособие и рабочие тетради для учащихся, а также методическое пособие для учителя.
Затем по согласованию с управлениями образования трёх городов были отобраны 18 пилотных школ, в которых мы с 1 сентября 2017 года уже запустили наш проект и сейчас проводим апробацию учебно-методического комплекта. В этих школах (Алматы – 4, Кызылорда – 4, Павлодар и Павлодарская область – 10) наш фонд оборудовал кабинеты шахмат, разработал программу дополнительного обучения, чтобы подготовить уже самих учителей. 25 педагогов получили специальные сертификаты, которые теперь дают им право преподавать шахматы в своих школах. В течение учебного года 2017/2018 уроки по шахматам прошли в 40 вторых классах, из них в 21 классе занятия проводились на государственном языке. Это примерно 1500 учеников.
Также в этих школах проводится и психодиагностика когнитивного развития учащихся. Её цель – оценка влияния шахмат на психологию юных школьников. Для этой цели во всех пилотных школах дополнительно обучены психологи, которые в начале и в конце каждого учебного года проводят замеры учащихся пилотных классов.
С 1 сентября 2018 года к проекту, как мы планируем, подключатся еще примерно 30 школ. В этот раз уже в Южно-Казахстанской области.
18 казахстанских школ дали добро
В современном мире шахматы трактуются не только как вид спорта, но и как важная часть системы образования. Исследования, проведённые в странах, в которых шахматы внедрены в качестве обязательного предмета в школьную программу, показывают, что учащиеся демонстрируют высокие результаты в самостоятельности, креативном мышлении, рефлексах и сравнительном анализе.
Не думаю, что Казахстан как-то отстаёт в этом вопросе от остального мира, потому что страна в целом держит руку на пульсе, и, видя, сколько у нас сейчас чемпионов мира, шахматам здесь действительно уделяется серьёзное внимание. Соответственно, совместный проект научно-образовательного фонда имени Шахмардана Есенова и Казахстанской федерации шахмат при поддержке Министерства образования и науки РК реализуется своевременно для внедрения его в школы
Тем более открытых его противников мы ни с какой стороны не наблюдаем и, вообще, настроены оптимистично.
Салтанат Ногайболанова и школьники / Фото Informburo.kz
Согласно концепции нашего проекта, шахматы необходимо внедрять в качестве обязательного предмета в Казахстане только на уровне начальной школы – со второго по четвёртый класс. Именно в этом возрасте формируется личность учащегося, создаются устойчивые алгоритмы обучения, закладываются основы для дальнейшего успешного обучения в школе. В это время происходят радикальные изменения ребёнка: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Идея проекта не столько в том, чтобы воспитать будущих чемпионов мира, сколько в том, что шахматы как предмет развивают личность младшего школьника, его психологию и все необходимые интеллектуальные качества. С помощью этого предмета мы надеемся, что школьники станут успешными не только в школе, но и в жизни: с лёгкостью будут решать различные проблемы, научатся рисковать.
Для реализации проекта нами была разработана программа обучения шахматам во вторых, третьих и четвёртых классах общеобразовательных школ, и на основе этой программы был создан учебно-методический комплект для 2, 3 и 4 классов на казахском и русском языках, который включает в себя учебное пособие и рабочие тетради для учащихся, а также методическое пособие для учителя.
Затем по согласованию с управлениями образования трёх городов были отобраны 18 пилотных школ, в которых мы с 1 сентября 2017 года уже запустили наш проект и сейчас проводим апробацию учебно-методического комплекта. В этих школах (Алматы – 4, Кызылорда – 4, Павлодар и Павлодарская область – 10) наш фонд оборудовал кабинеты шахмат, разработал программу дополнительного обучения, чтобы подготовить уже самих учителей. 25 педагогов получили специальные сертификаты, которые теперь дают им право преподавать шахматы в своих школах. В течение учебного года 2017/2018 уроки по шахматам прошли в 40 вторых классах, из них в 21 классе занятия проводились на государственном языке. Это примерно 1500 учеников.
Также в этих школах проводится и психодиагностика когнитивного развития учащихся. Её цель – оценка влияния шахмат на психологию юных школьников. Для этой цели во всех пилотных школах дополнительно обучены психологи, которые в начале и в конце каждого учебного года проводят замеры учащихся пилотных классов.
С 1 сентября 2018 года к проекту, как мы планируем, подключатся еще примерно 30 школ. В этот раз уже в Южно-Казахстанской области.
Шахматы, как обязательный предмет
Шахматы могут оказаться очень полезным новшеством для детей в школьной программе. Они развивают такие навыки как, мышление, продумывание своих шагов, тактику и многое другое. Все они несомненно пригодятся им в будущем. А те, кто крепко заинтересуется шахматами, смогут продолжить своё обучение в различных кружках.
Ранее, уже вводились шахматы в образовательную программу в Москве и ХМАО. Результаты не заставили себя долго ждать и наличие шахмат в расписании принесло свои плоды.
Стоит отметить, что это нововведение не сильно ударит по капиталу государства. Специальные учебники уже готовы к печати, а многие учителя уже проходят подготовку по готовым программам. Начало обучения шахматам хотят начать уже с первого класса. Полный объём учебного курса за первый класс составит 33 часа. В последующих классах объём увеличится ещё на один час.
По словам Василия Филипенко, главы Шахматной федерации ХМАО, после добавления шахмат в программу обучения общая успеваемость учеников по другим дисциплинам возросла, что является хорошим знаком для продолжения программы.
«Наша главная задача заключается в ознакомлении детей с шахматами. И если дети почувствуют к этой игре определенный интерес, им открыт путь в разного рода секции и кружки для получения более глубоких знаний», — сказал всё тот же Василий Филипенко.
Эндшпиль. Мнение родителей
Елена Разумова:
– Я категорически против! Мой ребенок учится в гимназии. Объем домашних заданий и уровень сложности программ по всем предметам просто зашкаливают! Если будут введены еще и шахматы, и всякие прочие дополнительные предметы, детям в школе станет совсем тяжко. Говорят о том, что такие предметы предлагается вести факультативно. Но есть опасность, что детей в добровольно-принудительном порядке отправят на подобные факультативы всем классом. Кроме того, в каждой школе ввести факультатив по шахматам нереально. Где взять преподавателей? Выйдет, как с основами безопасности жизнедеятельности и основами религиозных культур и светской этики: их везде ведут неспециалисты. Причем даже в городах! А уж в сельских-то школах, где учитель русского языка из-за нехватки кадров берется за преподавание физкультуры и информатики, кто будет вести факультатив по шахматам?
Анжела Румель:
– Я против всеобщего обучения шахматам. Введение урока шахмат или приведет к перегрузке, или заставит забрать час от другого предмета. Какого именно? За счет чего детям будет предложена эта игра? Опять же, если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение означает промежуточную и итоговую аттестацию. А за что дети будут в шахматах получать оценки? За знание фигур и того, как те ходят? Это можно выучить за пару-тройку уроков. Между прочим, успешность в шахматах – как и в любой игре – определяется выигрышем. То есть пятерки будут получать только те, кто выиграл?! Да и вообще, кто будет учить детей шахматам? Неужели просто учитель начальной школы? Я, конечно, ничего не имею против шахмат как игры и признаю их развивающую роль, но считаю, что они должны быть только как дополнительные и исключительно добровольные занятия. Хочешь – играй, не хочешь – не играй.
Константин Кириллов:
– У ребенка в начальной школе три часа физкультуры по расписанию. Из них только два настоящие, проходят в спортзале (зимой катаются на лыжах на улице, естественно). Школа старая, спортзал один, учительница физкультуры тоже одна – на всех не хватает. Поэтому третий час вместо физкультуры все занимаются у себя в классе со своими учителями: задачки там решают, по внеклассному чтению что-то разбирают. Так что если вместо этого будут играть в шахматы – я только за! Опять же, шахматы – это полезно для развития. Не все родители могут научить, если сами не умеют… Вот школа и выручит!
Светлана Щетинина:
– Я бы хотела, чтобы у моего ребенка в школе начали преподавать шахматы. Но делать их обязательным уроком, думаю, не стоит – гораздо лучше сделать факультатив. Ведь далеко не всем детям это интересно, а уж если шахматы сделать обязаловкой, то интерес может легко пропасть и у тех, кто, в общем-то, хочет научиться в них играть. Да и способности все-таки у всех различные: у кого-то все будет получаться, а кто-то с шахматами совсем-совсем не сможет поладить. И опять же вопрос насчет оценок: по какому принципу их будут выставлять? В общем, складывается впечатление, что в министерстве не до конца продумали эти вопросы…
Мария Григорьева:
– Как-то слышала в одной передаче, что многие известные политики, музыканты, ученые и т. д. увлекались шахматами. И вообще, везде много пишут о пользе этой игры. Поэтому, если в школе будет урок шахмат, хотя бы факультативно, я только за. Шахматы учат думать и анализировать, выстраивать логическую цепочку, причинно-следственные связи находить – это и для дальнейшей жизни будет полезно.
Екатерина Полякова:
– Если в школах будут уроки шахмат, я только за. Лучше уж пускай дети будут загружены по максимуму и всегда при деле, чем бегают по заброшенным стройкам, безобразничают или шатаются себе безнадзорные по улицам в поисках приключений. Пусть хоть мозги у них будут заняты делом. Да и вообще, шахматы здорово развивают мышление: игра-то интеллектуальная!