Секреты игры в шахматы без прикрас

О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру

Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.

Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок

В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».

Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.

Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.

Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.

Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз – поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие – создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

Интересные шахматные факты

История шахмат богата интереснейшими событиями, необычными фактами, удивительными теоретическими открытиями и творческими достижениями.

Крутые шахматные принты

Одно из самых интересных событий произошло с венгерским мастером Яношем Флешем. Будучи тяжело больным, он решился провести сеанс одновременной игры на 52 досках вслепую. И это ему удалось.

Тринадцать с половиной часов продолжался этот исторический марафон. Мир, затаив дыхание, следил за игрой малоизвестного маэстро. По истечении четырех часов падает в обморок… нет, не Янош, а комментатор партий. Напротив, сеансер чувствует себя уверенно и спокойно. 

А через несколько дней при очередном медицинском обследовании выяснилось, что болезнь отступила. Кажется невероятным, но все было именно так.

Уместным будет вспомнить и саму игру вслепую, производящую неизгладимое впечатление на окружающих. Кажется невероятным, что человеческий мозг может удерживать в памяти десятки шахматных партий и при этом тщательным образом анализировать множество возникающих вариантов. 

Однако это так. Утверждают, что еще в 1266 году никому не известный маэстро выиграл таким образом одновременно две партии. Дальше — больше:

  • XIV‒XV века. Али аш-Шатранджи играет 4 партии, не глядя на доску.
  • XVIII век. Сенсация, зафиксированная во французской «Энциклопедии» Д. Дидро и д,Аламбера. Франсуа-Андре Даникан Филидор, известнейший французский шахматист и композитор, дает сеанс вслепую на трех досках.
  • В дальнейшем гениальный американец Пол Морфи увеличивает количество соперников до десяти. 
  • Иоганн Цукерторт и Джозеф Блекберн — 16 досок.
  • 1902 год. Москва. Гарри Нельсон Пильсбери играет вслепую на 22 досках.
  • 16 июля 1934 года А. Алехин в Чикаго дает сеанс одновременной игры, не глядя на доску, с 32 соперниками. 
  • На сегодня официальный рекорд игры вслепую принадлежит гроссмейстеру Тимуру Гарееву, игравшему на 48 досках. 

Не меньший интерес представляет наибольшее количество участников сеанса одновременной игры. Так вот, 24 декабря 2010 года их количество составило 20,5 тысячи человек. А рекордсменом среди сеансеров является десятикратный чемпион Ирана Эхсан Ген Магами, сразившийся с 604 соперниками и одержавший при этом 580 побед.

Другой уникальный феномен — это сестры Полгар, добившиеся выдающихся успехов и завоевавшие все мыслимые титулы и награды в мире шахмат. Но самое интересное обстоятельство заключается не в этом. А в том, что их отец — известный венгерский педагог Ласло Полгар — сумел впечатлить свою будущую супругу Клару Альтбергер рассказами о том, какими талантливыми станут их дети. Что впоследствии и произошло. 

А ведь суть его метода заключается не во врожденном таланте, а в упорном и настойчивом воспитании, совмещенном с обучением.Ученые подсчитали, что самая длинная шахматная партия может длиться 5949 ходов. Мало того, число возможных партий на шахматной доске значительно превышает количество атомов в обозримой Вселенной.

И наконец, самый интересный из всех интересных фактов. Сколько нужно времени, чтобы научиться играть в шахматы и обыгрывать всех, всех, всех? Всего-то 4 часа!!!

Именно столько времени понадобилось программе Alpha Zero, чтобы самостоятельно обучиться и победить лучшего из искусственных шахматных интеллектов. Самое удивительное, что в нее были заложены только правила игры. До всего остального — к чему весь шахматный мир шел полторы тысячи лет и пока не дошел — она додумалась сама!

Личностные качества

Гарри Каспаров отмечал: шахматы – модель жизни. В процессе занятий и игры в шахматы развиваются качества, важные для повседневной жизни, формирующие личность ребенка.

Самодостаточность

В процессе игры шахматист в диалоге только с самим собой. Все, что он делает, рождается в нем самом. Идеи, решения, эмоции. Обратиться за помощью не к кому и не к чему. «Погуглить» или спросить совета у старших не получиться.

Все возможности и угрозы ребенок анализирует самостоятельно.

Выигрыш или просто хорошая партия укрепляют уверенность ребенка в себе, в том, что он может самостоятельно существовать и добиваться успехов.

Ответственность

Ответственность идет рука об руку с самостоятельностью. Результат партии зависит только от тебя, от твоих знаний, принятых решений, эмоционального состояния. Умения предугадать действия соперника.

То есть ответственность полная. И никакие «отмазки» не сработают.

Взаимодействие с партнером

Во время игры мы пытаемся понять партнера. О чем он думает, предугадать его действия, его эмоциональное состояние и многое другое.

Вначале это просто наблюдение за партнером. Это происходит неосознанно, автоматом. Проявляется наблюдение по-разному. Кто-то сверлит взглядом, как это делал Анатолий Карпов или Александра Горячкина.

Кто-то украдкой бросает взгляд время от времени. Способность понимать – первый шаг к управлению. Понимание соперника – ключ к влиянию на него.

И это тоже важное в жизни умение

Морально-волевые качества

Это термин из области спорта. Области, где всегда присутствует противоборство.

В шахматах это противоборство знаний, умственных способностей, воли и многих других качеств.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира, считал так:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Мы знаем из истории шахмат, что иногда противоборство принимало жесткий, бескомпромиссный характер, «на грани фола». Матчи Ласкер-Капабланка, Капабланка-Алехин, Карпов-Корчной и некоторые другие проходили в далеко не дружественной обстановке.

Неоправданная агрессивность, зависть, желание добиться победы любой ценой встречаются в спортивной жизни. И шахматы не исключение.

Научиться выдерживать давление, прессинг, сохраняя самообладание, —  важно и для шахмат, и для повседневной реальности. В заключение

В заключение

Важно направить развитие ребенка в шахматах в нужное русло

Разъяснить ему, что играть честно, уважать партнера, — гораздо правильнее во всех отношениях. И даже выгоднее.

Это прерогатива наставника. Подобрать некий «моральный кодекс», как в восточных единоборствах.

Рекомендации по розыгрышу дебюта

1. Главное – вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.

2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.

3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения – это уже до конца партии.

4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.

Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?

В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.

1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его –  контролирует игру.

Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.

2. Первое, что должен понять начинающий шахматист –  это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.

Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.

Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент –  очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.

3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.

Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.

Научиться играть в шахматы самостоятельно

Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:

  • защищайте Короля;
  • ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
  • контролируйте центр доски;
  • задействуйте «в бою» все фигуры;
  • часто играйте.

Особенные правила шахмат

Как быстро научиться играть в шахматы? Попробуйте познакомиться с основными хитростями игры.

Из Пешки в другие фигуры

Пешка имеет особенность – когда она доходит до края доски со стороны противника, ее можно сделать другой фигурой по желанию.

Проходное взятие

Когда пешка делает ход на две клетки от своего стартового места, она имеет возможность взять любую фигурку соперника, находящуюся по соседним вертикалям и горизонталям. Во время взятия пешка может стать не на ту клетку, где была фигура, а миновать ее.

Проходное взятие в шахматах

Рокировка

Это интересное правило, в котором можно сделать два очень важных пункта: защитить Короля и выпустить Ладью из угла на поле для игры. Эта манипуляция совершается передвижением Короля на две клетки к Ладье, а она занимает поле, где был Король. Манипуляция разрешена при следующих условиях: когда Король и Ладья не совершали ходов, а между ними нет посторонних фигур и Король не «зажат» шахом на игральной зоне.  

Рокировка в шахматах

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях – формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы – спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Смятение

Вспомним упомянутый выше пример эндшпиля с ладьей и конем против ладьи.

Существуют шахматисты, которых пугают подобные позиции: «А вдруг я не смогу добиться ничьей? Что скажут друзья, тренеры, близкие? Меня засмеют!». Юным игрокам приходится очень сложно — спокойствие улетучивается, появляется неверие в собственные силы.

Совет профессионала: не паникуйте, сталкиваясь с неизученным ранее эндшпилем. Незнакомая позиция не означает, что вы не сможете сыграть вничью или победить.

Совет профессионала: в процессе совершения ходов думайте только о партии. Забудьте о посторонних вещах: мнении тренера, друзей или близких.

Иногда события развиваются по противоположному сценарию. Вы уверены с силе своей позиции и рассчитываете на положительный исход партии. Но вместо этого получаете заслуженный ноль в турнирной таблице.

Совет профессионала: не позволяйте оппоненту расслабиться, обладая хорошей позицией в эндшпиле. Создавайте сидящему напротив вас шахматисту проблемы, вынуждайте его ошибаться в защите.

Важным аспектом шахмат остается не только спортивное соперничество, но и психологическое противостояние игроков.

При нехватке времени у соперника вы должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить сложную позицию на доске. Но не увлекайтесь психологическими маневрами или искусственным затягиванием времени — помните о концентрации. Её потеря может привести к глупой ошибке, которая будет стоить вам победы.

Как видите, основной причиной потери концентрации становится эмоциональная нестабильность игроков. Каждому следует разработать собственный план, который позволит преодолеть эту сложность. При анализе своих ошибок старайтесь сохранять объективность.

Мой последний совет: чтобы вы ни делали за шахматной доской или в жизни, представляйте конечный результат. Это поможет двигаться к нему без лишних мыслей. Вы сможете очистить разум и не отвлекаться на внешние факторы. Доводите любое действие до логического завершения, не останавливайтесь на половине пути.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий