Правила рокировки в шахматах
Правило №1
Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили. |
Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей
Правило №3
У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.
Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах. |
Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно
Правило №4
Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле. |
Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.
Правило №5
Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника. |
Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.
Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.
crash вт, 05/26/2015 – 10:37
Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.
Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?
1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.Крh6 – h7
2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).Сd3 – g6Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.
3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.Cd3 : a6Самый надёжный способ избавиться от шаха!Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.
Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.
Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.
Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.
У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.
Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.
Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.
Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.
В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.Мат – это шах, от которого нет защиты.Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.
Как записать, что случился шах или мат?ШАХ при записи обозначается знаком + .Кс3 – е4+. Конь с3 пошёл на е4 – ШАХ!МАТ при записи обозначается знаком Х .Фа4 : е8Х. Ферзь а4 бьёт е8 – МАТ!
Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.
Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.
Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.
Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.Patta – игра вничью.
Этимология
Термин « мат» , согласно этимологическому словарю Барнхарта , представляет собой изменение персидской фразы «шах мат» ( شاه مات ), что означает «король беспомощен». Персидское «māt» относится к царю, но на санскрите «māta», также произносится как «māt», применительно к его царству, «пройденное, измеренное и измеренное» его противником; «мата» – это причастие прошедшего времени от глагольного корня «ма». Другие утверждают , что это означает «король умер», а шахматы достигли Европы через арабский мир , и арабский Мата ( مات ) означает «умер» или «мертв». Могхадам проследил этимологию слова мат . Оно происходит от персидского глагола mandan ( ماندن ), означающего «оставаться», родственного латинскому слову maneō и греческому menō ( μένω , что означает «я остаюсь»). Оно означает «оставшийся» в смысле «брошенный», а формальный перевод – «удивленный» в военном смысле «устроенный из засады». «Шах» ( شاه ) – персидское слово, обозначающее монарха. Игроки объявляли «Шах», когда король был под шахом. «Māt» ( مات ) – персидское прилагательное, означающее « потерянный», «беспомощный» или «побежденный». Итак, король оказывается в мате, когда он попадает в засаду, потерян, беспомощен, побежден или брошен на произвол судьбы.
В современном персидском языке слово « мат» означает человека, который застыл, с открытым ртом смотрит, смущен и не отвечает. Слова «ошеломленный» или «ошеломленный» имеют тесную взаимосвязь. Таким образом, возможной альтернативой было бы интерпретировать помощника как «неспособный ответить». Если король является матом (шах-мат), то это означает, что король не может ответить, что соответствует тому, что король игрока не может ответить на последний ход своего противника. Эта интерпретация намного ближе к первоначальной цели игры, заключающейся не в том, чтобы убить короля, а в том, чтобы оставить его без какого-либо жизнеспособного ответа, кроме капитуляции, что лучше соответствует .
Говоря современным языком, термин мат – это метафора неопровержимой и стратегической победы.
Вступление
Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 # |
Конечная позиция |
Для того чтобы в игре случился такой задушенный мат, обычно необходимо пожертвовать чтобы заставить фигуры задушить короля – игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы сделать задушенный мат возможным. Один метод особенно распространен и включает в себя: чек с рыцарем принуждая короля в углу доски, затем переместив рыцаря прочь поставить двойную проверку от королевы и рыцаря, а затем пожертвовать ферзя , чтобы заставить ладью рядом с король, затем вязка с рыцарем.
Пример можно найти в партии Ян Тимман – Найджел Шорт на турнире в Тилбурге в 1990 году . Из позиции на диаграмме игра продолжилась 27. Nf7 + Kg8 28. Nh6 ++ Kh8 29. Qg8 + Rxg8 30. Nf7 #
(Обратите внимание, что белые форсируют мат, даже если их ладья и пешка на e7 будут удалены с доски, а у черных конь на f6. В этом случае 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 ++ Kh8 (28 ..
Kf8 29 .Qf7 #) 29.Qg8 +! Nxg8 (или 29 … Rxg8) 30.Nf7 все еще маты.) Этот прием настолько распространен, что имеет собственное название: Мат Филидора или Наследие Филидора (в честь Франсуа-Андре Даникана Филидора ). Это что-то вроде неправильного употребления, поскольку это ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах 1497 года, Repetición de Amores e Arte de Axedrez , который предшествует Филидору на несколько сотен лет.
Ход занятия:
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.
Расставляем шахматные фигуры и называем их.
Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:
Белый отряд, черный отряд
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде в одном
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде ты погляди –
Оба угла занимают ладьи,
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны
Кто же посередине? Ферзь с королём –
Самые главные в войске своём
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет –
Белый на белом поле стоит!
Черному – черный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя!
Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.
Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.
Физкультминутка:
Видимо ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:
Передвигается не косо и не прямо,
Лишь буквой Г шагает он упрямо.
Что это? (Конь).
Правильно, это конь.
А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.
– Где её место на шахматной доске?
А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.
Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.
Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.
Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.
3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.
Но сначала физминутка.
Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».
4. Задание.
Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).
5.Проверка усвоения новых знаний:
Викторина.
– Как ходит конь? (Г)
– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)
– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)
– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)
– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)
– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)
6. Домашнее задание.
Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.
Итог занятия:
Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!
Редкие маты
В некоторых редких позициях можно принудительно поставить мат королем и конем против короля и пешки.
Товарищ стэммы
Товарищ стэммы
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые побеждают любой стороной.
На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых побеждает:
- 1. Nb4 + Ka1
- 2. Крc1 a2
- 3. Nc2 #
Белые также выигрывают, если черные ходят первыми:
- 1 … Ka1
- 2. Nc1 a2
- 3. Nb3 #
Ногейрас против Гонгоры, 2001 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход белых побеждает.
Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас – Майкел Гонгора , чемпионат Кубы 2001 года (см. Диаграмму), который продолжался:
- 81. Kc2 Ka1
- 82. Nc5 Ka2
Если 82 … a2, то 83.Nb3 #.
- 83. Кd3
Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.
- 83 … Ka1
- 84. Nc1 1–0
Черные сдались здесь; игра продолжалась бы 84 … a2 85.Nb3 #.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход белых побеждает.
Подобной позиции с конем на d2 более 500 лет, она обозначена как «Partito n. 23» Лукой Пачоли в его MS De ludo scachorum (латинское «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.
- 1. Nf3 Ka1
- 2. Nd4 Ka2
- 3. Ne2 Ka1
- 4. Nc1 a2
- 5. Nb3 #
Необычные товарищи
Есть также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат не может быть принудительно поставлен, если на доске нет другого материала (см. схемы для некоторых примеров). Тем не менее, он не позволяет этим комбинациям считаться ничьей из-за «недостаточного матового материала» или «невозможности мата» по правилам шахмат ФИДЕ . В Федерации шахмат США правила различны. В типичной позиции, когда противостоит малой, игрок может потребовать ничью, если у него осталось ограниченное количество времени.
Пандольфини
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
Пандольфини
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
Пандольфини
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
Пандольфини
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат, но нельзя принудительно
Два и три рыцаря
- Два рыцаря
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Матовые позиции можно строить, но их нельзя форсировать.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Мат не может быть принудительным. Вот, … Ka8 ?? позволяет мат (Nbc7 #), но … Kc8! избегает этого.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые не могут форсировать мат из-за пат.
Невозможно форсировать мат королем и двумя конями, хотя матовые позиции возможны (см. Первую диаграмму). На второй диаграмме, если черные сыграют 1 … Ka8 Белые могут поставить мат путем 2. Nbc7 # , но черные могут сыграть 1 … Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – он просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему может быть поставлен мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть доступный другой ход.
На третьей диаграмме один конь защищает c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1. Ndc3 + Ka1 белым нужно перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2. Nd4 , черные в патовой ситуации .
При некоторых обстоятельствах два коня и король могут заставить поставить мат королю и пешке (или, реже, большему количеству пешек). Выигрышный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать пешку (пешки) противника одним из коней, вывести вражеского короля в безвыходное положение, а затем поставить другого коня на мат. (См. Эндшпиль с двумя конями .)
- Три рыцаря
Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). Эти ситуации обычно встречаются только в шахматных задачах , поскольку по крайней мере один из коней должен быть превращен фигурой , и редко есть причина превращать пешку в фигуру, отличную от ферзя (см. Недостаточное продвижение ).
использованная литература
Библиография
- Берджесс, Грэм (2009), Шахматная книга Мамонта (3-е изд.), Running Press, ISBN 978-0-7624-3726-9
- Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 в мягкой обложке)
- Эммс, Джон (2004), Начало: Незначительные финалы пьес , Everyman Chess , ISBN 1-85744-359-4
- Хорошо, Рубен (1941), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-679-14002-6
- Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
- Голомбек, Гарри (1976), Шахматы: История , Putnam, ISBN 0-399-11575-7
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
- Хауэлл, Джеймс (1997), Essential Chess Endings: Руководство для турнирных игроков , Batsford , ISBN 0-7134-8189-7
- Просто, Тим; Бург, Дэниел Б. (2003), Официальные правила шахмат шахматной федерации США (5-е изд.), Маккей, ISBN 0-8129-3559-4
- Курцдорфер, Питер (2003), , Адамс Медиа, ISBN 978-1-58062-586-9
- Леви, Дэвид ; Новорожденный, Монти (1991), Как компьютеры играют в шахматы , Computer Science Press, ISBN 0-7167-8121-2
- Маккин, Эрин (2005), Новый Оксфордский американский словарь (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517077-1
- Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные окончания , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
- Мюррей, HJR (2012) , История шахмат , Skyhorse, ISBN 978-1-62087-062-4
- Пандольфини, Брюс (1988), Курс эндшпиля Пандольфини , Fireside, Саймон и Шустер, ISBN 978-0-671-65688-1
- Пандольфини, Брюс (2009), Семинар по эндшпилю: принципы для практичного игрока , Russell Enterprises, ISBN 978-1-888690-53-8
- Ройкрофт, Джон (1972), Шахматы в пробирке , Лондон: Фабер и Фабер, ISBN 0-571-09573-9
- Сейраван, Яссер (2003), Winning Chess Endings , Everyman Chess, ISBN 1-85744-348-9
- Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 978-1-890085-10-0
- Снейп, Ян (2003), « Шахматные концовки стали простыми: как с уверенностью подойти к эндшпилю» , Gambit Publications, ISBN 1-901983-97-8
- Спилман, Джон ; Тисдалл, Джон ; Уэйд, Боб (1993), Batsford Chess Endings , BT Batsford, ISBN 0-7134-4420-7
- Sunnucks, Энн (1970), Энциклопедия шахмат , St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1
Напарник ласточкин хвост (товарищ Козио)
После 1.Qh6 + черные вынуждены играть 1 … Kg3. |
Затем белые ставят мат 2.Qh2 #. |
Мат « ласточкин хвост» – распространенный метод мата, также известный как мат Козио , названный в честь исследования Карло Козио , опубликованного в 1766 году. Он включает в себя ловушку черного короля по показанной схеме. Не имеет значения, как поддерживается ферзь, и не имеет значения, какие две другие фигуры у черных длинные, если ни один из них не является незакрепленным конем. См. Также .
История
В ранних санскритских шахматах ( около 500–700) короля можно было и на этом игра заканчивалась. В персы (с. 700-800) выдвинул идею предупредив , что король был под атакой (объявляя чек в современной терминологии). Это было сделано, чтобы избежать раннего и случайного окончания игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя поставить под шах или оставить под шахом. В результате король не мог быть схвачен, и мат был единственным решающим способом закончить игру.
Примерно до 1600 года в игре также можно было выиграть, взяв все фигуры противника, оставив только голого короля . Этот стиль игры теперь называется аннигиляцией или робадо . В средневековье игроки стали считать более благородным выигрывать матом, поэтому на какое-то время аннигиляция превратилась в половинчатую победу, пока от нее не отказались.