Шахматный король
В биографиях гениев часто можно прочитать историю сплошных побед. Особенно если способности проявились с детства. Однако история Бобби Фишера была историей не только побед, но и преодолений.
Он проигрывал. Но проигрывал, будучи мальчиком, в 7, 8, 10 лет. А все потому, что соперников его возраста просто не находилось: младший школьник Бобби играл с людьми в несколько раз старше его. Иногда матчи заканчивались его слезами, но упорный Фишер продолжал учиться.
Как вспоминали близкие, он играл даже в ванной: более того — возможность взять с собой доску с фигурами была единственной «приманкой», чтобы Бобби наконец помылся. Естественно, Фишер перечитал все книги по теории шахмат, какие нашел в доступных библиотеках Нью-Йорка, постоянно анализировал партии, а кроме того, научился играть в «слепые шахматы». В этом случае противники разыгрывают обычную партию, но не на доске, а устно, воображая расстановку фигур и удерживая комбинацию в голове. Фишер весьма преуспел в этом непростом упражнении.
Бобби Фишер, 1957 год. (pinterest.ru)
Когда он мог заплатить взнос за участие, то ездил на турниры, причем с 12 лет путешествовал один. Постепенно Фишер «доиграл» до официального рейтинга, выиграл юниорский чемпионат США в 13 лет, взрослый — в 14. В 1958 году он посетил СССР, где просил устроить матч с чемпионом мира Михаилом Ботвинником. Принимающая сторона, не ожидавшая такой наглости от подростка, встречу не организовала, и Фишер сыграл только серию блицев с известными советскими шахматистами.
В тот же год он играл в межзональном турнире — одном из этапов розыгрыша звания чемпиона мира — и вошел в число претендентов на титул. После этого Фишер стал международным гроссмейстером. Ему было всего 15 лет.
Переживая время от времени поражения, причем и очень обидные, Фишер продолжал играть и добился очень высоких результатов. 8 раз подряд он становился чемпионом США, и это достижение пока что никто повторить не смог. Чемпионат 1963−1964 годов Фишер выиграл с абсолютным результатом. Он возглавлял команду шахматистов США на Всемирных олимпиадах 1960, 1962, 1966, 1970 годов, сыграл на них 65 партий против ведущих шахматистов мира, выиграл 40 из них. Проиграл он только 7 раз.
Современники признавали, что Фишер обладал уникальным талантом — он одинаково ровно и почти одинаково блестяще разыгрывал все части шахматной партии. А кроме того, умел делать неординарные ходы, отличался выдающимися аналитическими способностями и, если был в хорошей форме, не затягивал время, не загонял себя в цейтнот. При таких способностях он должен был, казалось бы, только выигрывать. Но в его жизни были периоды, когда он играл очень неровно.
Сейчас мы сказали бы, что Фишер был человеком неустойчивым, нервным и «чудаковатым». Он славился своими необычными требованиями. Фишер мог, например, попросить убрать все телевизионные камеры из зала, где шел турнир, настаивать на особой настройке освещения над столом, ставил десятки (а иногда и более сотни) предварительных условий перед игрой. Став чемпионом, он настаивал на изменении регламента соревнований в соответствии со своими желаниями. Другое дело, что эти требования бесконечно выматывали и его соперников, которых Бобби потом обыгрывал.
Став чуть старше, Роберт Фишер стал настаивать на солидных призовых выплатах: другого источника дохода, кроме шахмат, в его жизни не было. Не обошлось без чудачеств и тут: говорили, что у него была такса не только на выступления, но даже на общение с журналистами и просто на вскрытие писем от них (что для нас нормально, а для 50−60-х годов было нонсенсом). Он говорил, что хотел бы, чтобы гонорары шахматистов были сравнимы с гонорарами боксеров. И всегда требовал свое.
Фишер и Спасский, 1972 год. (chessmateok.com)
Особенно ярко характер Фишера проявился в 1972 году, когда он играл матч за звание чемпиона мира с Борисом Спасским в Рейкъявике. Начнем с того, что матч был перенесен из Югославии в Исландию именно из-за требований американца. Затем Фишер не явился на жеребьевку, а потом и на вторую партию. Но в итоге победил. Правда, в 1975 году, когда он должен был защитить свое звание, он опять выдвинул оргкомитету требования из 64 пунктов. Один из них гласил: чемпионом становится тот претендент, который выигрывает 10 партий без учета ничьих. При таком регламенте матч мог затянуться на несколько недель, а то и месяцев. В итоге ФИДЕ пошло и на это, отказав Фишеру только в одном пункте из предъявленных. Фишер играть отказался, и следующим чемпионом без финала стал Анатолий Карпов.
И после этого Фишер исчез. Он перестал участвовать в турнирах, почти не появлялся на публике, не всегда было известно даже, где он жил. Интерес к нему просыпался, когда Фишер выступал с очередным ярким заявлением.
Шахматная доска
Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…
Не пренебрегайте изучением шахматной доски!
Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.
Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.
У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:
Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и т.д. Таким образом, каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями.
Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Как научиться играть в шахматы: советы для начинающих
Практически сразу новичок столкнется с вопросом – насколько полезно играть с компьютером. Стоит ли играть против систем: на самом деле вопрос лишь в том, насколько помогает компьютер или смартфон, и в какой момент лучше найти настоящего противника? Благодаря мобильным приложениям можно научиться играть в шахматы бесплатно и достаточно быстро.
Нет никаких сомнений в том, что в такой игре есть смысл играть с надежно рациональным противником, а это именно с компьютером. В то же время это поможет развить механическую сторону игры, а соревнование с вычислительной машиной не очень поможет с точки зрения развития стиля и вычитки возможных ходов оппонента.
Чтобы научиться играть в шахматы можно использовать компьютер, чтобы запоминать правила, основные аспекты игры и вырабатывать собственный стиль. Затем, когда освоите базовые знания, можете легко выйти в интернет и найти того, кто обменяется «несколькими пешками» в игре.
Обучение игре в шахматы
Обучение игре в шахматы улучшит успеваемость во многих сферах жизни. Исследования показали, что дети, которые играют в шахматы, часто улучшают свои оценки в школе. Если улучшите способность оценивать позицию и вычислять лучшие ходы в шахматной партии – это поможет решать проблемы на работе и выходить из сложных ситуаций.
Методы, используемые для обучения игре в шахматы и применения этой информации, ценны во всех сферах нашей жизни. По мере того, как станете лучше играть в шахматы – концентрация и терпение будут расти.
Научиться играть в шахматы
Зачем школе из плохого района шахматы
В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.
Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.
«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.
Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.
Кадр: фильм «Шахматист»
В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.
Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.
«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.
Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.
В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.
«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».
Кадр: фильм «Шахматистка»
Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.
Как научиться играть в шахматы с нуля?
В шахматном сообществе существует множество терминологии, уникальной для игроков.
Однако есть идеи, которые имеют актуальное значение. Три этапа всех шахматных игр это начало, середина игры и финал. Они тщательно изучаются, и книги часто пишутся только по одному из этих трех аспектов игры.
Большинству новичков рекомендуется тратить время на освоение устоявшихся шахматных дебютов, и это хорошая идея для тех, у кого от природы есть предрасположенность к обучению.
Средняя игра — самая сложная фаза, для которой нужно перечислить определенные правила игры. Лучше всего подходить к делу по-разному, но это часть игры, которая больше всего похожа на настоящую битву. Со временем сможете освоить тактику и стратегии, которые эффективны в различных комбинациях в зависимости от конкретного противника, условий на доске и других факторов, которые не можете предвидеть, пока не начнется игра.
Тактика – это конкретные действия, которые предпринимаете, а стратегии — это общие подходы. Например, можете решить, что стратегия — отбросить противника, поэтому тактикой могут быть случайные ходы с конем.
Научиться играть в шахматы с нуля
Как научиться хорошо играть в шахматы? В финале весь опыт со временем действительно окупится, потому что это настоящее испытание на терпение и глубокое понимание роли и возможностей каждой из частей игры.
Эм. Ласкер о себе, шахматах и обществе
“Мой матч с Капабланкой”
“Наука и школа” Ленинград, 1925 (стр. 12,18)
“Я питаю глубокий интерес к старинной игре, идея которой поразительно близка как жизни, так и философии; однако, мой интерес к шахматам отнюдь не поглощает меня целиком. Бывали годы, когда я, работая над математическими и философскими вопросами, не сыграл ни одной партии; и я надеюсь, что моя “Философия несовершенства”, даже моя теория модулей и идеалов надолго переживет мою шахматную славу”
“До сего времени шахматный мир слишком легко относился к своим обязанностям. Так как никто не нес никакой личной ответственности за их выполнение, то среди шахматистов установилось мнение, что таких обязанностей вообще не существует. Когда какой-нибудь юный талантливый игрок возносится до небес, не удивительно, что он отдается игре и видит в том свое призвание. Это очень нравится шахматному миру. Выступление, хотя бы Морфи, Пильсбери или Харузека, вносит новые краски и настроения в шахматную жизнь, а молодой человек находит удовлетворение в лести и похвалах. Но позже, когда он становится зависимым от шахмат, некуда уже обращаться, и быстро наступают нищета и разочарование. И это лежит на совести шахматного мира.
Конечно, мне возразят, что шахматы не могут быть признаны профессией. Но миллионам шахматистов,, разыгрывающих опубликованные партии маэстро, учась на них и получая духовное наслаждение, не следовало бы держаться такой точки зрения. Опираясь на подобные аргументы, музыкальный мир мог бы лишить куска хлеба профессиональных талантливых музыкантов, что, конечно, было бы явной несправедливостью. Только те, кто всецело посвящают себя определенному делу, могут дать что-нибудь великое в этой области. Нельзя требовать от творчески одаренных шахматистов, чтобы они имели побочную профессию, ибо в таком случае они только разбросали бы свои силы и время и не развили бы своих способностей до мастерства ни в той, ни в другой области”
Играйте в интернете с сильными соперниками
Начать практиковаться можно даже без шахматной доски, если вы еще не приобрели комплект, сыграть партию можно в интернете. Чтобы играть с реальными соперниками, конечно, необходимо понимать как ходят фигуры и знать правила.
Если онлайн-сервис позволяет выбирать соперника по сложности, начните с малого и по мере роста ваших навыков будете состязаться с более сильными. Если сразу поставите сложность на максимум, то вас будут обыгрывать и вы ничего не будете понимать, соответственно ничему не научитесь. Начинайте с малого – сперва простые ходы, затем несложные комбинации, контроль обороны и планирование наступления на 2-3-5 ходов наперед и т.д.
Научиться хорошо играть в шахматы можно только с сильным соперником, играя без напряжения вы не будете приобретать необходимых навыков, только сильный оппонент будет заставлять вас думать на пределе возможностей.
В интернете есть множество сервисов, вот некоторые из них:
- Chess.com.
- Шахматная планета.
- Шахматы онлайн.
Не нужно расстраиваться, если поначалу ничего не получается – это нормально, нужна практика. В идеале, практиковаться с настоящей шахматной доской со знакомым или родственником, который сможет терпеливо объяснить что да как
Если же первое касание с шахматами происходит онлайн, пробуйте играть с компьютером, выставляя минимальную сложность и без ограничения по времени, но не слишком увлекайтесь, в шахматах нет очков и часов опыта, важно, то что вы думаете
О семье и шахматах
Моей маме почти 80 лет, она продолжает активно заниматься шахматами. Как председатель ветеранской комиссии Федерации шахмат России организует турниры среди ветеранов и оказывает поддержку шахматистам, очень этим увлечена. Жена особо шахматами не увлекается, но с пониманием относится к моим интересам, следит за тем, что происходит в FIDE. Дети могут играть, старший в школе участвовал в турнирах, но для них это развлечение, они больше увлекаются подвижными видами спорта – футболом, баскетболом, теннисом. Вместе ходим именно на футбольные матчи. На шахматные турниры их иногда тоже удается привести, но для них это скорее нагрузка.