Шахматная доска
Естественно, каждый полководец должен изучить расположение и рельеф местности, где ему предстоит планировать и вести сражения. Шахматисту в этом отношении проще, ведь все свои бои он будет проводить на одной и той же «местности», на стандартной шахматной доске. Но уж эту «местность» опытные игроки изучают досконально, помнят буквально по именам собственное имя каждой клеточки, ее цвет, знают в каком месте доски скорее всего будет происходить самая жаркая борьба, как и какие фигуры туда лучше подвести…
Не пренебрегайте изучением шахматной доски!
Театр военных действий где вам предстоит вести шахматные баталии — квадрат, в свою очередь поделенный на черные и белые квадратики — поля. Всего 64 поля, 32 белых и 32 черных.
Черные и белые поля чередуются и, казалось бы, доска симметрична можно как угодно ее повернуть, ничего не изменится. Но это не так. Прежде чем начинать игру убедитесь, что ближнее к вам левое угловое поле черного цвета.
У каждого поля шахматной доски есть свое собственное имя — координаты. Для этого используют латинские буквы a, b, c, d, e, f, g, h и цифры от 1 до 8, написанные по краям доски вот таким образом:
Ряды из 8 полей, находящиеся напротив каждой из цифр, называются горизонталями, а столбцы из 8 полей, находящиеся напротив каждой из букв, называются вертикалями. Соответственно горизонтали и вертикали и обозначаются своей цифрой или буквой. Горизонталь 1, горизонталь 2… или вертикаль а, вертикаль b и т.д. Таким образом, каждое поле принадлежит одной вертикали и одной горизонтали, от этого каждое поле и получает свое имя — координаты. К примеру, поле находящееся одновременно на вертикали f и на горизонтали 4 имеет имя — поле f4. Поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии называются диагоналями.
Тактики сегодня
Именно в ХХ веке началось активнейшее развитие дебютов, создавались абсолютно новые начала. Во второй половине указанного столетия исследование тактик по сути сводилось к обдумыванию некоторых вариантов, которые возникали в уже знакомых началах. В конце века сказал: «… шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем…». Из-за того что в шахматах дебюты развивались несколько веков, а также появились мощные компьютеры и качественные программы, к сожалению, сама по себе тактика перестала быть самой творческой частью игры. Практически все существующие варианты прошли тщательный анализ. Сегодня, как уже говорилось, просчет доходит до 15-20 хода, а может, и ещё дальше.
Борьба за центр
Центр (обычно определяемый как 4 клетки d4, e4, d5 и e5) должен быть основанием в нашей стратегии дебюта шахмат.
Причиной этого является то, что почти каждая шахматная фигура является самой сильной, находясь на одной из этих четырёх клеток, чем на других. Например, конь контролирует d5, держит под контролем 8 клеток (e7, f6, f4, e3, c3, b4, b6 и c7), тогда как конь на a1 контролирует только 2 клетки. Чем больше клеток контролируют наши фигуры, тем более сильными и перспективными они будут в игре.
Хотя это может потребоваться много ходов, прежде чем наши фигуры достигнут одной из этих центральных клеток, битва за контроль над ними начинается с первого хода! Наш оппонент тоже будет пытаться претендовать на центр, и так же важно не держать фигуры “дома”, чтобы попасть туда самим. Итак, как же захватить центр? Мы можем воспользоваться ходом 1.Nf3, контролируя d4 и e5
Или мы можем использовать пешку, например, 1.e4, занимая одну из центральных клеток и атакуя пешку или фигуру оппонента (d5). В то время как 1.Nf3 – отличный ход, центральная пешка подталкивает 1.d4 и 1.e4, которые являются более популярными. Зачем? Потому что они достигают еще одной цели, хорошая стратегии дебюта шахмат и в то же время открытие линий
Итак, как же захватить центр? Мы можем воспользоваться ходом 1.Nf3, контролируя d4 и e5. Или мы можем использовать пешку, например, 1.e4, занимая одну из центральных клеток и атакуя пешку или фигуру оппонента (d5). В то время как 1.Nf3 – отличный ход, центральная пешка подталкивает 1.d4 и 1.e4, которые являются более популярными. Зачем? Потому что они достигают еще одной цели, хорошая стратегии дебюта шахмат и в то же время открытие линий.
Играйте в интернете с сильными соперниками
Начать практиковаться можно даже без шахматной доски, если вы еще не приобрели комплект, сыграть партию можно в интернете. Чтобы играть с реальными соперниками, конечно, необходимо понимать как ходят фигуры и знать правила.
Если онлайн-сервис позволяет выбирать соперника по сложности, начните с малого и по мере роста ваших навыков будете состязаться с более сильными. Если сразу поставите сложность на максимум, то вас будут обыгрывать и вы ничего не будете понимать, соответственно ничему не научитесь. Начинайте с малого – сперва простые ходы, затем несложные комбинации, контроль обороны и планирование наступления на 2-3-5 ходов наперед и т.д.
Научиться хорошо играть в шахматы можно только с сильным соперником, играя без напряжения вы не будете приобретать необходимых навыков, только сильный оппонент будет заставлять вас думать на пределе возможностей.
В интернете есть множество сервисов, вот некоторые из них:
- Chess.com.
- Шахматная планета.
- Шахматы онлайн.
Не нужно расстраиваться, если поначалу ничего не получается – это нормально, нужна практика. В идеале, практиковаться с настоящей шахматной доской со знакомым или родственником, который сможет терпеливо объяснить что да как
Если же первое касание с шахматами происходит онлайн, пробуйте играть с компьютером, выставляя минимальную сложность и без ограничения по времени, но не слишком увлекайтесь, в шахматах нет очков и часов опыта, важно, то что вы думаете
Тактические операции
С помощью тактической операции формируется этап партии, включающий в себя часто форсированную последовательность ходов с заданной целью. Причем на этом этапе ходы имеют логическую последовательность. Каждый из них в отдельности может казаться игрокам непонятным, но все вместе они создают понятное целое.
Тактическая операция состоит из трех этапов:
- Нахождение идеи.
- Расчет возможных вариантов.
- Оценка вероятных последствий.
Одной из разновидностей тактических операций в разыгрываемой шахматной партии является комбинация. По сути она представляет собой тактическую операцию с жертвами.
Все три составные части тактической операции одинаково важны
Например, в оценке вероятных последствий важно увидеть, не будут ли выгоды от разыгранной комбинации перечеркнуты другими факторами. Например, вы выиграли пешку, но в итоге ваш ферзь оказался в ловушке
Почти всегда возможность выполнить успешную тактическую операцию или комбинацию опирается на уже имеющиеся у игрока на доске позиционные преимущества.
Чтобы научиться тактическим навыкам, шахматисту необходимо находить и запоминать точные позиции фигур. Набор таких позиций следует постоянно пополнять
Также игроку важно запоминать все используемые типичные приемы, проигрывать в уме различные комбинации и тактические удары, чтобы развивать пространственное воображение
Безусловно, наибольшую пользу в отработке и стратегии, и тактики приносит практическая игра и анализ сыгранных партий. Навык можно окончательно закрепить только практикой.
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура | Русское сокращение | Английское сокращение |
Король | Кр | K (king) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Ладья | Л | R (rook) |
Конь | К | N (kNight) |
Слон | С | B (bishop) |
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
Особенности стратегии
Осознайте значимость каждой фигуры. Король, безусловно, особенно важный, и при его потере наступает проигрыш. Но и остальные фигуры имеют значимость. Например, не следует подвергать удару противника очень важную ладью, чтобы повергнуть коня соперника. Фигуры в шахматах еще называют «материалом», таким образом, чем больше будет лучшего материала, тем выше вероятность выигрыша.
Важно понимать ценность правильного достойного дебюта. Первые ходы в игре принимают участие в стратегии и расстановке фигур на всю партию
Основная цель первых шагов – развертывание, то есть отведение от первых полей максимального числа сильных фигур. Для успешного начала необходимо руководствоваться следующими правилами:
- пешки нужно переместить в центр для освобождения места для более сильных.
- имеет значение выбор цвета. Белые начинают двигаться первыми, поэтому играть нужно более инициативно, чтобы не уступать сопернику. А игроку с черными фигурами наоборот нужно хорошо организовать оборону в ожидании, когда белые станут доступными для удара.
- нельзя переставлять одну фигуру в течение двух ходов подряд, только если это не требуется для того, чтобы сохранить ее. Если вам удастся переставить как можно больше фигур, тогда еще больше шагов понадобится сопернику для противодействия.
- изучайте списки дебютов гроссмейстеров в турнирах.
Старайтесь продумывать 3-5 ходов наперед, чтобы все из них были частью стратегической атаки. Они должны быть максимально сложными и изощренными, чтобы вы могли стать хитрее человека, который играет другим цветом шахматных фигур.
Первый ход будет определяющим для всей последующей игры, что станет основой для первой атаки или контролирования отдельных участков доски. Чтобы научиться грамотно планировать, необходимо отработать одни из самых распространенных дебютов. К ним относятся:
- испанская партия – это классический вариант дебютов, где нужно выводить слонов для боя. Для этого следует переставить пешку вперед на два поля впереди короля, а потом лошадь на f3 (при игре белыми фигурами). Завершится дебют перестановкой слона до тех пор, пока перед ним не будет пешка игрока напротив.
- «Английское начало» – это не столь быстрый, но изощренный дебют. В данном случае необходимо переставить пешку c2 на поле выше, а потом точно так же переставить пешку g2 на два поля. Это вызовет ответную реакцию черных в виде атаки, но очень скоро стена пешек становится для них настоящей проблемой.
- Ферзевый гамбит позволит взять контроль над центральной частью доски. Для этого белым необходимо переместить пешку на d4, провоцируя черную пешку на d5. После этого белую пешку можно переместить на c4. Эта стратегия помогает перенести противостояние на центральную зону доски и открыть путь ферзю и слону.
Подведение итогов
Стадия дебюта – это то, что мы делаем для максимально быстрого и эффективного расположения наших фигур на активных. Мы стремимся к контролю центра игрового поля, к улучшению позиций фигур и защите короля, учитывая при этом действия противника.
В дебюте есть много, о чем нужно подумать: Последовательность ваших шагов; Препятствия планам вашего оппонента и осуществление своих, чтобы фигуры работали вместе гармонично.
Вышеупомянутые базовые правила дадут вам основу сильной стратегии дебюта шахмат и помогут вам достичь хорошей позиции миттельшпиля. Помните, что битва начинается с первого хода!