Правила ходов пешками
Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.
Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.
Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.
У пешки есть еще одна немаловажная цель – ей нужно дойти до противоположного края доски. Сделать это крайне сложно, так как на пути у нее очень много шансов быть «съеденной». К тому же этой фигурой часто жертвуют для защиты более важных единиц. Однако если такую задачу удастся выполнить, с пешкой происходит чудесное превращение, она может стать любой другой фигурой, нужной игроку в данный момент. В большинстве случаев она благополучно преобразуется в могущественную королеву. Но это необязательно, игрок может сделать выбор в пользу коня, туры или слона, если для победы ему нужны эти фигуры.
Ход занятия:
I Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы…
на белых страницах.
2. Черные птицы…
сидят на снегу.
3. Белые аисты…
в черном гнезде.
4. Черные кошки…
на белой трубе.
5. Черный котенок…
сметаны поел.
II Повторение пройденного материала
Ребята, а сейчас давайте с вами ответим на вопросы о шахматах.
Что такое шахматная доска?
Сколько белых клеток, и сколько черных?
На каких полях ничего не растет?
Из каких досок не строят теремок?
В каких клетках не держат зверей?
Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Какая фигура похожа на лошадь? На башню?
Какая фигура выше ферзь или король?
Какая фигура ниже слон или пешка?
III Пальчиковая гимнастика.
А сейчас давайте поиграем!
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
IV Изучение новой темы
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.
А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)
Мы – опора
Королевского престола
Шагаем лишь вперед,
А не наоборот
По чину нам положен
Один короткий шаг
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.
Мы шахматные пешки,
В бою не знаем спешки,
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Наискосок, налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.
IV Физминутка.
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
VI Закрепление пройденного материала.
Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.
1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?
3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?
4. Ходит ли пешка по горизонтали?
5. Ходит ли пешка по вертикали?
6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?
7. Бьет ли пешка по диагонали?
8. Может ли белая пешка побить белого коня?
9. Превращается ли пешка в короля?
10. Как ходит пешка? (только вперед)
11. Как бьёт пешка? (наискосок)
VII Домашнее задание.
Нарисуйте пешку.
Превращение[]
- Основная статья: Превращение пешки
Позиция из учебника Ласкера
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Превращение в коня. Выигрывает только ход белых 1.edК+! благодаря «вилке» на c6 и f7.
Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:
- Возможность поставить шах, мат или создать «вилку» превращением пешки в коня (одновременно атаковать несколько фигур или поскольку ферзь не может ходить как конь).
- Необходимость избежать немедленного пата или, реже, возможность создать патовую ситуацию (пешку превращают в ладью или слона). Применяется преимущественно в шахматной композиции.
В какую фигуру можно превратить пешку?
Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.
Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.
На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.
Как правильно превращать?
В практической игре это происходит следующим образом:
Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.
Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например
Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.
Еще несколько важных правил:
- Передвигать пешку на поле превращения не обязательно. Допускается просто установка новой фигуры на поле превращения, а пешка снимается.
- Если игрок пешку все-же передвинул на поле превращения, но не заменил, такой ход может быть признан невозможным.
Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем
Берут его из взятых фигур или с другого столика.
Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя) под рукой нет, — следует пригласить судью.
- Нельзя ставить одну фигуру, а объявлять другую. Также, как и ставить перевернутую ладью, объявляя ее ферзем. Это может быть признано, как невозможный ход.
- Все это лучше проделывать одной рукой и без лишних слов. Махать руками и издавать звуки без необходимости не следует, это не в правилах хорошего шахматного тона.
Итак, порядок такой:
1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.
2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.
Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.
Какую фигуру выбрать?
По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.
Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.
Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:
а) Избежать пата
Смотрим на диаграмму:
Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.
Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.
б) Способности коня
Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.
Например:
Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.
Однако, превращение в коня решает все проблемы!
На доске мат и белые принимают поздравления.
В заключение:
Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.
Всегда держите под рукой ферзя.
Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.
Фигура пешки в шахматах
Пешка в шахматах является самой слабой фигурой, но из-за того, что их несколько, они неплохо работают в связке друг с другом, поэтому игрокам важно понимать, как лучше всего использовать их в игре. Начинающему играть в шахматы пешка может показаться очень незначительной фигурой
Однако пешки могут быть очень важными, как вы сможете убедиться ниже. Например, пешка может быть превращена в другую фигуру, по достижению ей противоположного конца доски (см. ниже).
В начале игры важно обращать внимание на две вещи при использовании пешек
Во-первых, желательно получить контроль над центральными клетками – многие шахматисты считают, что пешки, находящиеся на столбцах d и e, являются самыми важными, потому что они, как правило, контролируют центральные клетки доски, поэтому желательно продвигать эти пешки одними из первых.
Во-вторых, на начальных этапах игры нужно обращать внимание на безопасность короля. Многие игроки совершают короткую рокировку, поэтому желательно не двигать пешки в столбцах f, g и h – чем дальше вы отодвигаете пешки от короля, тем больше он подвергается опасности.
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
«Пешка — не орешка»
Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:
- Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
- Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
- Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
- Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается) другой фигурой
Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.
Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.
Виды пешек[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Виды пешек
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
а6 и b6 — «пешки-недотроги»
В зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:
Название пешки | Вертикаль |
---|---|
Королевская | e |
Ферзевая | d |
Слоновая | c, f |
Коневая | b, g |
Ладейная | a, h |
Центральная | d, e |
Крайняя | a, h |
В зависимости от взаимного расположения пешек существуют:
Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.
Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.
Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).
- Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.
- Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета.
- Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек.
Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.
- Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга.
- Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.
- «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку.
Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали.
На диаграмме:
Белые:
- Пешка d3 — изолированная.
- Пешки g2, g3, g4 — изолированные, строенные; пешка g4 — проходная.
Чёрные:
Пешки b6, c5, d5 — связанные; пешка b6 — проходная.
Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.
На диаграмме:
Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.