Правила в других вариантах шахмат
Не все варианты шахмат рассматривают пат как ничью. Многие региональные варианты, а также некоторые варианты западных шахмат приняли свои собственные правила обращения с застрявшим игроком. В чатуранге , которая широко считается общим предком всех вариантов шахмат, тупиковая ситуация была победой для зашедшего в тупик игрока ( : 229,267). Примерно в 7 веке эта игра была принята на Ближнем Востоке как шатрандж с правилами, очень похожими на ее предшественницу; однако правило пата было изменено на его полную противоположность: то есть это была победа для игрока, создавшего пат. Эта игра, в свою очередь, была представлена западному миру, где она в конечном итоге эволюционировала в современные (западные) шахматы , хотя правило тупика для западных шахмат не было стандартизировано как ничья до 19 века (см. ).
Современные азиатские варианты
Чатуранга также превратилась в несколько других игр в различных регионах Азии , каждая из которых имеет разные правила выхода из тупика:
- В макруке ( тайских шахматах) пат приводит к ничьей, как и в западных шахматах.
- В сёги ( японские шахматы) и большинстве его вариантов пат – это победа для игрока, поставившего пат. Это потому, что исторически цель сёги заключалась в том, чтобы захватить короля противника, а не поставить ему мат – таким образом, с точки зрения игроков пат ничем не отличался от мата, поскольку оба исхода приводили к взятию короля на следующем ходу. Официальные правила сёги (но не большинство его вариантов) с тех пор изменили цель игры и поставили мат, однако пат по-прежнему считается формой мата и, следовательно, победой игрока, находящегося в пате. Тем не менее, стоит отметить, что в сёги (да и вообще в любом варианте игры, где есть ) патовые ситуации крайне редки из-за того, что ни одна фигура никогда не выходит из игры полностью.
- Сянци ( китайские шахматы) и чанги ( корейские шахматы), несмотря на то, что они очень похожи друг на друга с точки зрения доски и фигур, приняли разные правила того, что происходит в случае патовой ситуации. В сянци , как и в сёги , это приводит к немедленному проигрышу зашедшего в тупик игрока, и нет явного различия между ним и матом. Джангги , с другой стороны, позволяет игроку, находящемуся в патовой ситуации, передать свой ход, т.е. игрок может (и фактически должен) оставить « » на месте и не делать ходов в случае патовой ситуации.
- В ситтуйине ( мьянманские / бирманские шахматы) патовые ситуации вообще избегаются, так как это считается незаконным ходом. Игрокам не разрешается покидать соперника без разрешенных ходов, не поставив короля под шах.
Варианты западных шахмат
Большинство вариантов западных шахмат не указывают в своих правилах, что происходит, когда игрок заходит в тупик, что означает, что правило такое же, как и в стандартных западных шахматах, то есть ничья. Есть несколько вариантов, однако, когда правило будет указан и отличается от правил стандартных шахматы:
- В проигрышных шахматах правило патовой ситуации меняется в зависимости от используемой версии ( : 107). Согласно «международным» правилам, пат – это просто победа для него. Тем не менее, бесплатный шахматный сервер в Интернете дает игроку победу с меньшим количеством фигур на доске (независимо от того, кто поставил пат); если у обоих игроков одинаковое количество фигур, это ничья. Существует также «совместное» правило FICS / международного сообщества, согласно которому патовая ситуация считается победой только в том случае, если оба источника согласны с тем, что это победа (т. Е. Она засчитывается как победа для зашедшего в тупик игрока, если у этого игрока также оказывается меньше фигур. осталось); во всех остальных случаях – ничья.
- В Глинского пат – это ни ничья, ни полная победа. Вместо этого в турнирных играх игрок, завершивший пат, получает 3 ⁄ 4 очка, а зашедший в патовой игрок – 1 ⁄ 4 очка. Неизвестно, считать ли патовой ничьей ничью или победу в товарищеской игре.
Что такое вечный шах?
Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:
Вечный шах — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.
Например:
Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.
Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.
Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.
На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, — произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.
Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.
Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру
Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту
То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах. По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. И там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.
Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.
А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.
К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.
Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.
Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама тоже делает шах- нападает на Короля.
И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…
Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.
Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))
Надеюсь- я не зря старался.
С уважением- Александр Витальевич Огородников.
Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.
Выход из шаха
По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:
- Пойти королем (в том числе со взятием другой фигуры или пешки, даже если именно она атакует короля) на любое соседнее поле, не находящееся под боем ни одной из фигур противника (включая короля и пешки) и не занятое фигурой или пешкой того же цвета, что и король; при этом уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён.
- Прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю (что исключает, в частности, прикрытие короля от атаки пешкой) или если поставлен двойной шах).
- Взять другой фигурой или пешкой фигуру противника, угрожающую королю (данный способ нельзя применить в ситуации двойного шаха или если берущая фигура или пешка находится в связке с королём).
Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.
Д[]
- Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
- Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
- Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
- Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
- Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
- Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
- Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
- Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Предлагаемое изменение правила
Периодически писатели утверждали, что безвыходная ситуация должна снова стать победой для стороны, вызвавшей тупик. Гроссмейстер Ларри Кауфман пишет: «На мой взгляд, называть тупик ничьей совершенно нелогично, поскольку он представляет собой высший цугцванг , в котором любой ход может привести к захвату вашего короля» ( ). Британский мастер Т.Х. Тайлор утверждал в статье 1940 года в British Chess Magazine, что нынешнее правило, рассматривающее тупик как ничью, «не имеет исторической основы и иррационально, и в первую очередь отвечает за значительный процент ничьих и, следовательно, должно быть отменено». ( : 242–44). Годы спустя Фред Рейнфельд писал: «Когда Тайлор написал свою атаку на правило тупика, он выпустил вокруг своей несчастной головы рой сварливых проклятий, которые все еще звучат». ( : 242) Ларри Эванс называет предложение сделать тупик победой для зашедшего в тупик игрока «грубым предложением, которое … радикально изменит многовековые традиции и сделает шахматы скучными» ( : 234) . Это изменение правила приведет к большему акценту на ; лишняя пешка была бы большим преимуществом, чем сегодня.
ошибка harvcol: цель отсутствует: CITEREFEvans2007 ( справка )
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
Примеры
Диаграмма 1
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных находится в патовой ситуации (см. Эндшпиль «Король и пешка против короля» ). Берн против Пилсбери, 1898 г.
Диаграмма 2
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных в патовой ситуации.
Диаграмма 3
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных в патовой ситуации.
Диаграмма 4
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных находится в патовой ситуации (см. « Ферзь против пешечного эндшпиля» ).
Диаграмма 5
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ход черных в патовой ситуации (см. Неправильный слон , Неправильная ладья ).
Когда черные ходят, черные оказываются в тупике на диаграммах с 1 по 5. Пат является важным фактором в эндшпиле – например, расстановка эндшпиля на диаграмме 1 довольно часто актуальна в игре (см. Эндшпиль короля и пешки против короля ) . Положение на диаграмме 1 произошло в игре 1898 года между Амосом Берном и Гарри Пиллсбери, а также в игре 1925 года между Савилли Тартаковером и Ричардом Рети . Такая же позиция, за исключением перехода в электронную , имела место в игре 2009 года между Гатой Камским и Владимиром Крамником .
Позиция на диаграмме 4 – это пример взятия пешки против ферзя . Подобные патовые ситуации часто могут спасти игрока от проигрыша явно безнадежной позиции (см. « Ферзь против пешечного эндшпиля» ).
Более сложные примеры
Пат также может возникнуть при большем количестве фигур на доске. Вне относительно простых эндшпильных позиций, таких как вышеприведенные, патовая ситуация возникает редко, обычно когда сторона с превосходящей позицией упускает возможность патовой ситуации ( : 17). Обычно это достигается за счет того, что нижняя сторона жертвует одной или несколькими фигурами для создания патовой ситуации. Фигуру, которую приносят в жертву, чтобы вызвать тупик, иногда называют отчаянным .
Позиция перед 47-м ходом белых |
Позиция после 50.Rxg7 + !, вечная ладья |
Эванс против Решевского
Одним из самых известных примеров отчаяния является игра Ларри Эванса – Сэмюэл Решевски , получившая название « Мошенничество века». На 49-м ходу Эванс пожертвовал ферзя, а на 50-м – ладью. Ладья белых была названа вечной ладьей . Захват его приводит к пату, но в остальном он остается на седьмой и проверяет черного короля до бесконечности (то есть вечный шах ). Игра неизбежно заканчивалась ничьей по соглашению , трехкратным повторением или возможным заявлением по правилу пятидесяти ходов ( : 80–81).
- 47. h4! Re2 + 48. Kh1 Qxg3 ??
После 48 … Qg6! 49.Rf8 Qe6! 50.Rh8 + Kg6, черные остаются на фигуру впереди после 51.Qxe6 Nxe6, либо форсируют после 51.gxf4 Re1 + и 52 … Qa2 +.
- 49. Qg8 +! Kxg8 50. Rxg7 +!
Позиция после 67.Re7 |
Возможный тупик |
Гельфанд против Крамника
Позиция справа произошла в матче претендентов ФИДЕ 1994 года Борис Гельфанд – Владимир Крамник , игра 6, в Санги-Нагаре , Индия. Крамник, лишенный двух пешек и защищающийся, был бы очень доволен ничьей. Гельфанд только что сыграл 67. Re4 – e7 (см. первую диаграмму), очень сильный ход, угрожающий 68.Qxf6, выигравшему третью пешку, или 68.Rc7, еще больше сдерживающий черных. Черные ответили 67 … Qc1 Если белые возьмут незащищенную ладью черных ходом 68.Qxd8, отчаянный ферзь черных вынудит черных сыграть вничью 68 … Qh1 + 69.Kg3 Qh2 + !, что приведет к пату 70.Kxh2 (вторая диаграмма). Если белые избегают патовой ситуации путем 68.Rxg7 + Kxg7 69.Qxd8, черные делают ничью путем вечного шаха 69 … Qh1 + 70.Kg3 Qg1 + 71.Kf4 Qc1 +! 72.Ke4 Qc6 +! 73.Kd3 (73.d5 Qc4 +; 73.Qd5 Qc2 +) Qxf3 +! 74.Kd2 Qg2 +! 75.Kc3 Qc6 + 76.Kb4 Qb5 + 77.Ka3 Qd3 +. Вместо этого Гельфанд сыграл 68. d5 , но все равно ничья.
Белые на ходу ставят ловушку ходом 1.Rd1! |
Позиция после 3 … Qxd1, пат |
Троицкий против Фогта
В пьесе « Троицкий – Фогт» (1896) знаменитый композитор- этюд Алексей Троицкий совершил элегантную аферу в реальной игре. После 1. Rd1! , Черные попали в ловушку с, казалось бы, разгромным ходом 1 … Bh3? , угрожая 2 … Qg2 #. Партия завершилась 2. Rxd8 + Kxd8 3. Qd1 +! Qxd1 Пат . Епископ, рыцарь, и е пешка белых все и не в состоянии двигаться.
Вечный шах[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После хода 1.Фc8+ белые сводят игру к ничьей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 1…Фc1+! нейтрализует преимущество белых.
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
- один из игроков объявляет шах королю противника;
- после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
- последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Хотя в настоящее время «вечный» шах, согласно правилам классических шахмат, не является сам по себе основанием для объявления ничьей (соответствующее положение было исключено из свода официальных правил), на практике ситуация «вечного шаха» почти всегда приводит к ничьей по договоренности, т.к. через некоторое время случится троекратное повторение позиции либо же будут сделаны 50 ходов без взятия фигур и продвижения пешек, что позволит любому игроку затребовать ничью независимо от желания оппонента. По этой причине «вечный» шах или его угроза позволяют игроку спасти даже уже практически проигранную партию.
В ситуации, показанной на первой диаграмме, чёрные обладают существенным материальным преимуществом и угрожают белому королю. Однако после 1.Фc8+ Kph7 2.Фf5+ Kpg8 (или 2…Крh8) 3.Фc8+ Kph7 4.Фf5+ g6 5.Ф:f7+ Kph8 белые добиваются ничьей с помощью «вечного» шаха (6.Фf8+ Kph7 7.Фf7+ …).
Во втором примере ход чёрных, и вместо немедленного взятия 1…Ф:d3? или 1…Ф:g2?, приводящего к невыгодному размену ферзей, следует шах 1…Фc1+! Развитие 2.Кра2 Фс2+ приводит либо к «вечному» шаху (3.Кра1 Фс1+ 4.Кра2 Фс2+ 5.Кра1 …), либо к потере белыми критического преимущества в две пешки: 3.Кра3 Ф:d3+ 4.Кра4 (Крb4, Крa2, Крb2 не лучше) Фс2+ 5.Крb5 Ф:g2.
Шаблон:Ничья (шахматы)
Ж[]
- Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
- Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
- Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
- Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.
Когда не стоит давать вечный шах?
Еще раз подчеркнем, — вечный шах давать не обязательно.
Соответственно, если мы хотим выиграть, следует рассмотреть альтернативные варианты.
Часто это не простой выбор, ибо «вечняк» (вечный шах на шахматном жаргоне) гарантирует ничью и пол очка в турнирную таблицу.
Важно сделать точную объективную оценку позиции и решить: даем вечный шах с ничьей или продолжаем бороться за победу. Пример:
Пример:
Ход черных.
Ситуация для черных выглядит опасной. Белые угрожают провести пешку в ферзи, после чего положение черных станет критическим.
И черные принимают решение дать вечный шах. 1…Лf2+2.Крg1 Лfg2+ Ничья
Однако является ли синица в руках наилучшим решением?
Отнюдь. 1…Сd4!!
Черные создают угрозу мата Лg1, которая оказывается неотразимой. Также выигрывает ход 1…Лd2
Например 2.Сb6 Лh1+ 3.Cg1 Cd4 с неизбежным матом.
Пример не придуманный, такая партия была сыграна на глазах автора. Каково было расстройство шахматиста, игравшего черными, когда ему показали способ выигрыша, — словами не передать.
Психологическая подоплека здесь понятна. Сработал, так сказать, остаточный образ. Еще несколько ходов назад позиция черных была почти безнадежна.
Однако противник, игравший белыми, увлекся и допустил контригру черных. Появился шанс спасти партию – дать вечный шах. И черные им воспользовались в ситуации, когда уже могли сами выиграть в пару ходов.
В данном примере черные этого не поняли и подарили пол-очка сопернику, объявив вечный шах. Ну хоть не проиграли, и то хлеб)
Признаком зрелости и мастерства шахматиста является умение вовремя понять и оценить изменения на доске и использовать их в свою пользу.