Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
«Пешка — не орешка»
Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:
- Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
- Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
- Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
- Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается) другой фигурой
Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.
Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.
В каких случаях фиксируется ничья?
Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.
Соглашение игроков
На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.
Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:
- сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
- остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
- рукопожатие без предварительного предложения ничьей.
По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.
В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.
Недостаток материала
Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.
Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.
Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?
Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.
На доске стоит пат
Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.
При ходе черных на доске стоит пат
Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.
Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.
Комбинация- Промежуточный ход
Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.
- Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
- Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.
По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.
Пример-
И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.
Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.
Ещё пример промежуточного хода. Ход белых. Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.
Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.
Обе решаются с помощью
промежуточного хода.
Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.
Выход из шаха[]
По правилам шахмат, игрок, чей король оказался под шахом, своим следующим ходом обязан вывести короля из-под шаха (по завершении хода король не должен остаться или опять оказаться под шахом), что может быть сделано одним из трёх способов:
- Пойти королём (в том числе со взятием другой фигуры или пешки, даже если именно она атакует короля) на любое соседнее поле, не находящееся под боем ни одной из фигур противника (включая короля и пешки) и не занятое фигурой или пешкой того же цвета, что и король; при этом уход из-под шаха с помощью рокировки запрещён.
- Прикрыть короля, поставив на пути угрожающей ему фигуры свою (данный способ нельзя применить, если король атакован конём, если дающая шах фигура стоит вплотную к королю (что исключает, в частности, прикрытие короля от атаки пешкой) или если поставлен двойной шах).
- Взять другой фигурой или пешкой фигуру противника, угрожающую королю (данный способ нельзя применить в ситуации двойного шаха или если берущая фигура или пешка находится в связке с королём).
Если ни одним из указанных способов уйти из-под шаха невозможно, позиция называется мат; игрок, оказавшийся в ней, считается проигравшим.
Комбинация СВЯЗКА
Когда одна наша нападающая фигура и две фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА. Подробнее описано здесь. Читайте.
Ещё о комбинации- СВЯЗКА
СВЯЗКА
Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.
Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.
Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.
Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)
если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.
Использовать связку можно тремя способами:
1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)
2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры
3
занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры
Типичный пример связки в дебюте.
Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.
Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.
_______________________________________________________
4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6
Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.
Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.
То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.
Впрочем это общее правило шахмат.
________________________________________________
К примеру- белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.
r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4
________________________________________________
А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!
Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.
Найти и использовав в какой-либо комбинации.
Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.
Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает. Вот посмотрите- кусок реальной парти
r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR
Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.
ФЕ1-ФЕ1.
ЛЕ1 Х . Мат
И всё. и не надо ничего выдумывать.
Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.
А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.
_______________________________________
К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.
k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8
Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.
_
__________________________________________
7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1
Избавиться от связки можно.
Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.
Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3
_______________________
Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.
Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8
______________________________________________________
1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2
ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.
Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6
эта история лихо закручивается .
________________________________________
Вот ещё пример связки. Ход чёрных.
1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R
(относительная связка)
Дальше…
Примеры для решения
Перекрёстный шах[]
Михаил Ботвинник — Николай МиневАмстердам, 1954
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход чёрных. Чёрные точки — место, где чёрный ферзь может дать шах. Белые — где белый ферзь даёт перекрёстный шах в ответ.
Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.
В позиции из партии Михаил Ботвинник — Николай Минев (Амстердам, 1954) после хода 91. Kpc5!!, чёрные сдались, так как нет возможности защитится от угрозы g8Ф. Любой шах черных приводит к выгодному для белых размену ферзей. На 91…Qc7+, 91…Qg1+, 91…Qf2+ и 91…Qc2+ белые отвечают перекрёстными шахами 92.Qc6+, 92.Qd4+, 92.Qd4+ и 92.Qc4+ соответственно.
Когда не стоит давать вечный шах?
Еще раз подчеркнем, — вечный шах давать не обязательно.
Соответственно, если мы хотим выиграть, следует рассмотреть альтернативные варианты.
Часто это не простой выбор, ибо «вечняк» (вечный шах на шахматном жаргоне) гарантирует ничью и пол очка в турнирную таблицу.
Важно сделать точную объективную оценку позиции и решить: даем вечный шах с ничьей или продолжаем бороться за победу. Пример:
Пример:
Ход черных.
Ситуация для черных выглядит опасной. Белые угрожают провести пешку в ферзи, после чего положение черных станет критическим.
И черные принимают решение дать вечный шах. 1…Лf2+2.Крg1 Лfg2+ Ничья
Однако является ли синица в руках наилучшим решением?
Отнюдь. 1…Сd4!!
Черные создают угрозу мата Лg1, которая оказывается неотразимой. Также выигрывает ход 1…Лd2
Например 2.Сb6 Лh1+ 3.Cg1 Cd4 с неизбежным матом.
Пример не придуманный, такая партия была сыграна на глазах автора. Каково было расстройство шахматиста, игравшего черными, когда ему показали способ выигрыша, — словами не передать.
Психологическая подоплека здесь понятна. Сработал, так сказать, остаточный образ. Еще несколько ходов назад позиция черных была почти безнадежна.
Однако противник, игравший белыми, увлекся и допустил контригру черных. Появился шанс спасти партию – дать вечный шах. И черные им воспользовались в ситуации, когда уже могли сами выиграть в пару ходов.
В данном примере черные этого не поняли и подарили пол-очка сопернику, объявив вечный шах. Ну хоть не проиграли, и то хлеб)
Признаком зрелости и мастерства шахматиста является умение вовремя понять и оценить изменения на доске и использовать их в свою пользу.
Вечный шах[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
После хода 1.Фc8+ белые сводят игру к ничьей.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 1…Фc1+! нейтрализует преимущество белых.
«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:
- один из игроков объявляет шах королю противника;
- после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
- последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.
Хотя в настоящее время «вечный» шах, согласно правилам классических шахмат, не является сам по себе основанием для объявления ничьей (соответствующее положение было исключено из свода официальных правил), на практике ситуация «вечного шаха» почти всегда приводит к ничьей по договоренности, т.к. через некоторое время случится троекратное повторение позиции либо же будут сделаны 50 ходов без взятия фигур и продвижения пешек, что позволит любому игроку затребовать ничью независимо от желания оппонента. По этой причине «вечный» шах или его угроза позволяют игроку спасти даже уже практически проигранную партию.
В ситуации, показанной на первой диаграмме, чёрные обладают существенным материальным преимуществом и угрожают белому королю. Однако после 1.Фc8+ Kph7 2.Фf5+ Kpg8 (или 2…Крh8) 3.Фc8+ Kph7 4.Фf5+ g6 5.Ф:f7+ Kph8 белые добиваются ничьей с помощью «вечного» шаха (6.Фf8+ Kph7 7.Фf7+ …).
Во втором примере ход чёрных, и вместо немедленного взятия 1…Ф:d3? или 1…Ф:g2?, приводящего к невыгодному размену ферзей, следует шах 1…Фc1+! Развитие 2.Кра2 Фс2+ приводит либо к «вечному» шаху (3.Кра1 Фс1+ 4.Кра2 Фс2+ 5.Кра1 …), либо к потере белыми критического преимущества в две пешки: 3.Кра3 Ф:d3+ 4.Кра4 (Крb4, Крa2, Крb2 не лучше) Фс2+ 5.Крb5 Ф:g2.
Шаблон:Ничья (шахматы)
Что такое вечный шах?
Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:
Вечный шах — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.
Например:
Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.
Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.
Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.
На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, — произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.
Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.
Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру
Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту
То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.
Как сделать ничью в шахматах
Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать
Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.
Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.
Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:
Основная стратегия
Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:
№ 1 Защищайте своего короля
Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше
Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!
№ 2 Не отдавайте фигуры просто так
Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:
- Пешка – базовая единица
- Конь стоит 3 пешки
- Слон стоит 3 пешки
- Ладья стоит 5 пешек
- Ферзь стоит 9 пешек
- Король бесценен
В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.
№ 3 Контролируйте центр
Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.
№4 Используйте все свои фигуры
В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.
Двойной шах[]
- См. также: Двойной шах
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Ход 13.Кс7++ объявляет двойной шах чёрному королю и позволяет произвести выгодный размен.
Двойной шах — частный случай вскрытого шаха, при котором шах объявляется одновременно двумя фигурами или фигурой и пешкой. Опасен тем, что от такого шаха нельзя ни закрыться, ни побить атакующую короля фигуру другой фигурой. Можно только уйти королём (или, гораздо реже, им же взять только что ходившую фигуру). В двойном шахе не может участвовать король, он не может быть объявлен двумя конями или слонами. Двойной шах обозначается двумя плюсами (++).
Позиция, показанная на диаграмме, взята из партии Вайцкин — Палатник, 1998. 1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.d4 cd 4.K:d4 Kf6 5.Kc3 a6 6.Лg1 Kc6 7.g4 h6 8.h4 K:d4 9.Ф:d4 С:g4 10.Л:g4!? К:g4 11.Фа4+ b5? (следовало согласиться на 11…Фd7 12.Cb5 ab 13.Ф:a8+ Фd8) 12.К:b5! e6 и жертва ладьи уже не кажется неоправданной. После двойного шаха 13.Кс7++Kpe7 14.K:a8 Ф:a8 белые восстанавливают паритет во взятых фигурах, а король чёрных теряет возможность рокироваться.
Двойной шах ходом пешки возможен:
- Если она берёт фигуру или пешку противника с шахом, при этом открывая вертикальную линию со вторым шахом от ладьи или ферзя.
- При взятии пешки противника на проходе. В этом случае возможен не только шах одновременно берущей пешкой и фигурой, но и “двойной вскрытый шах” двумя фигурами (в последнем случае взятие на проходе открывает сразу две линии — вертикальную и диагональную).
- После превращения пешки в фигуру (в любую, но обязательно с шахом), и при этом открывая линию для шаха от другой своей фигуры (ферзя, ладьи, слона). В этом случае возможен двойной шах сразу двумя ладьями — пешка забирает фигуру, стоящую на последней горизонтали, и превращается в ладью (с шахом), открывая своим ходом второй шах от другой ладьи.