Об украинском искусстве и коронавирусе
— Расскажите подробнее о проекте «Украинская коллекция в Помпиду», которую вы планируете вместе с фондом Зенко. Помпиду сам предложил сделать этот проект? И будет ли это дар или просто выставка?
— Крупные институции вроде Третьяковской галереи и центра Помпиду не любят, когда информация о них исходит не от них. Надо ждать, пока они, пройдя все свои бюрократические препоны, выпустят релиз. Когда закрылся проект «Русская коллекция в Помпиду», Бернар Блистен (директор департамента культурного развития центра Помпиду в Париже. — Прим. ред.) сказал, что для них очень важен этот проект, ведь это продолжение русского авангарда, который есть в их коллекции.
Я обратил его внимание на то, что вообще-то есть еще и Украина и в каком-то смысле украинское искусство тоже есть продолжение того же авангарда, очень многие авангардные художники оттуда. Более того, художники, которые попали в русскую коллекцию Помпиду — Борис Михайлов, Юрий Лейдерман, Сергей Ануфриев, — все они украинцы
Было принято решение о том, что Помпиду заинтересован иметь украинскую коллекцию. Это все, что я могу рассказать, а какая форма у этого всего будет — для этого нужно подождать.
— На мировом арт-рынке сейчас популярны украинские художники?
О возвращении в Россию, проблемах с русским искусством и «Прекрасной Москве будущего»
— Почему вы вернулись со столькими проектами именно сейчас и сразу начали с выставки о группе «Война», Pussy Riot и Павленском?
— Да, действительно, в 2014 году это была одна из причин моего отъезда. То, что сначала меня из-за цензурного скандала уволили из музея, который я создал, а потом два частных проекта, которые я вел… В общем, моим партнерам по этим проектам объяснили в администрации президента, что иметь дело с Гельманом нельзя, у вас будут проблемы. И, так как я знал этих людей, я понял, что если уж они испугались, то все остальные тем более испугаются.
После отъезда у меня было два периода: первые три года я жил и работал в Черногории, развивал проект European Art Community. Затем у меня закончился контракт, и последний год я работал в Европе, где параллельно сделал форум русской культуры «СловоНово». Там я увидел, что многие мои коллеги, которые живут и работают в Европе, что-то делают и в Москве.
Об искусственном интеллекте и музее как хорошем месте для скреп
— Когда я зашла на ваш сайт, мне начал писать искусственный интеллект Marat.Guelman 3.0 (чат-бот в виде Гельмана, который говорит, что «он здесь за него», и обещает поговорить с вами на разные темы. — Прим. ред.). Я не могла найти ваши контакты, у нас с ним завязался разговор, и я даже попыталась взять интервью у него, но не получилось. Когда появилась идея создания цифровой версии Марата Гельмана?
— Когда-то давно одно издательство предложило написать мою биографию. Сказали: мы вам пришлем человека, он будет за вами записывать, и получится такая книжка о вашей интересной жизни. И я подумал: ну, все пишут автобиографии, и Гельман будет писать, это неинтересно. Тогда я придумал бота, которому сгружается вся информация обо мне, истории из моей жизни, все мои интервью нарезаются и ему скармливаются. То есть чат-бот как интерактивная книжка.
А дальше возникла идея: все равно журналисты все перевирают, так почему не взять профанацию в свои руки? Чат-бот, конечно, не Марат Гельман, но тот образ, который медиа формировали, — это тоже не Марат Гельман. То есть речь идет о формировании цифрового следа, даже о бессмертии.
Биография шахматиста
Александр Гельман относится к числу наиболее узнаваемых шахматных блогеров в русскоязычном Ютубе. Известность шахматист получил за счет своего «радостного» отношения к игре и уникальной манеры комментирования собственных онлайн-блиц-партий в интернете, отличающейся чрезвычайной эмоциональностью. Во многом стиль комментирования Гельмана может быть сравним со стилем футбольного комментатора. Канал блогера считают очень качественным по наполнению. Его даже сравнивали в этом плане с образцами деятельности мастера Джона Бартоломью, одного из ведущих англоязычных блогеров.
Прекращение деятельности
Александр Гельман вел свой канал на Youtube достаточно успешно на протяжении нескольких лет, развивал также в это время сообщество ВКонтакте под названием «Шахматный клуб Радостные шахматы». Позднее как гром среди ясного неба появляется видеоролик блогера с явно негативной оценкой результатов своей работы в интернете. По его мнению, отдача была явно неравноценной количеству вложенных сил. Александр Гельман сетовал на то, что шахматы так и не стали настолько популярными среди пользователей интернета, как компьютерные игры.
Результатом
стало то, что новые видео перестали выходить. Эту ситуацию скрасили несколько блиц-партий,
опубликованных в 2016 году. Однако дальше этого дело не пошло, размещение
нового материала прекратилось практически на целый год.
Что на личном фронте?
Александр
четко разделил свою личную жизнь и деятельность онлайн и, по всей видимости,
продолжает придерживаться этой же позиции.
Пользуется ли он подсказками компьютера?
Такие предположения в достаточно резкой форме не раз выдвигались от неизвестных пользователей в сети. Однако на поверку все эти обвинения оказывались бездоказательными. Был сделан вывод, что подобные заявления не имеют под собой реальной основы и являются ничем иным как троллингом.
Александр снова на коне
Осенью 2018
года Александр Гельман возобновляет деятельность в сети. Это стало
возможным благодаря увещеваниям поклонников блогера. Теперь он ведет каждую
неделю игровой стрим. Выступать в прямом эфире достаточно нелегко, особенно, без
должного опыта и подготовки. Начинание бело реализовано для продвижения канала,
а также для того, чтобы получать преференции от зрителей. В то же время предполагалось,
что стримы будут способствовать общению с подписчиками. Однако до конца
воплотить эту идею в жизнь не удается по техническим причинам.
Блогер удовлетворил в прямом эфире любопытство зрителей, ответив на несколько заданных ими вопросов. Так стало известно, что шахматист женат и что он знакомится со всеми комментариями зрителей к его видеороликам на Ютубе. Мастер рассказал о том, что оставил классические шахматы и теперь занят тем, что играет исключительно в сети и проводит тренировки по Skype.
Кризис 2019 года
Лето 2019
года ознаменовалось беспрецедентным событием. Знаменитый блогер закрыл от
просмотров практически все свои видеоролики. Что говорит по этому поводу сам
Александр Гельман? Он прокомментировал произошедшее следующим образом:
полугодичное ведение стримов и другая деятельность в сети не дали нужного
результата. Поэтому мастер решился на эксперимент. Многие поклонники Гельмана, пребывая
в совершеннейшем недоумении и растерянности в связи с данным событием,
расценили поступок маэстро как неуважение к зрителям. Действительно, за все
время существования Youtube ни один блогер не пытался раскрутить свой канал, закрывая
при этом полностью весь контент. Через некоторое время доступ к видеозаписям
был восстановлен.