Анри Ринк

Персона Дня – 10 ЯНВАРЯ 2021

АНРИ РИНК

Анри Ринк родился 10 января 1870 года в Лионе в семье пивоваров, – фамилия Ринк (марка «Пивной Ринк») была в городе своеобразным пивным брендом. Перспектива варить хмель Анри не прельщала, и он уехал учиться на инженера-химика в Высшую техническую школу Мюнхена. Затем он работал в Лионском университете в качестве ассистента доктора Барбье.
В Лионе Ринк быстро стал сильнейшим шахматистом города, собирался принять участие в организации французского конгресса, однако в 1897 году молодой ученый открыл процесс переработки растительных масел, который тут же был внедрен в Марселе, а затем на нескольких оливковых заводах в Испании, что принесло Анри большие доходы. В 1900-м Ринк открыл завод в Бадалоне и поселился там со своей семьей. Шахматистов на новом месте не было, турниров тоже. Анри с успехом играл по переписке, публиковал в La Strategie аналитические работы по теории дебютов, но вскоре в свободное время стал сочинять этюды.
В 1909 году Ринк выпустил свой первый авторский сборник «150 этюдов» на французском языке с предисловием маэстро Иоганна Бергера. Книга была переиздана в 1913-м, 1919-м (число этюдов выросло до 300) и в 1927-м; в последнее издание вошло уже 700 этюдов.
В ранний период своего творчества (1901-1919) Ринк воплощал на доске отдельные красивые комбинации. С 1920 года он начал систематически исследовать этюдные возможности в эндшпиле при малом количестве сил. Анри не имел себе равных в соревнованиях этюдистов начала XX века – бывало, что конкуренты выпускали 1-2 качественных этюда, а он – десять!
В конце 30-х годов в Испании началась гражданская война. Анри Ринк со своей семьей вынужден был уехать во французский Марсель, где у него находились неосновные производственные активы. В Испанию композитор вернулся уже после Второй мировой войны. В 1947 году Ринк выпустил два сборника своих этюдов, составленных преимущественно в военное время. Первый был на испанском, содержал 111 этюдов, назывался «Сюрпризы теории» и был посвящён борьбе ладьи с легкими фигурами. Второй сборник этюдов был на французском, назывался «Ферзь против ладьи и коня».
За всю жизнь Анри Ринк составил 1700 этюдов, 58 из которых брали специальные и первые призы на престижных конкурсах. За шесть дней до смерти Ринк издал новый сборник своих творений, который включал в себя 1414 этюдов.
Умер Ринк в Бадалоне 17 февраля 1952 года. По завещанию ему в гроб положили авторский экземпляр его последнего сборника.

Портретные работы

Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.

Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.

Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.

В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.

Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П. Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах. На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.

Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.

Интересные факты

  1. Анри Руссо был членом масонского ордена.
  2. Руссо не только был одним из первых примитивистов, но еще и положил начало жанру «портрета-пейзажа».
  3. Художник часто писал автобиографии, рассказывая о себе в третьем лице: «Как отличительный признак он носит бороду лопатой и является участником Салона Независимых в течение ряда лет, веря, что абсолютная свобода творчества вознаградит смельчака…» — из «Автобиографии» Анри Руссо.
  4. В 1907 г., решив помочь другу, Руссо подделал чек. Ему удалось избежать тюремного заключения, но как — неизвестно до сих пор. По одной из версий, судью сразила невероятная наивность художника, по другой — член французского масонского ордена и высокопоставленный чиновник договорился о его освобождении.
  5. Хотя Руссо был известен среди современников, занятия живописью практически не приносили ему доход. Слава и признание пришли к Руссо лишь после смерти.

Последние годы жизни

Уже в 1920-е годы  Матисс приобрел всемирную известность: выставки проводили в Европе и США, его начинали узнавать. Примерно в то же время у Анри заболела жена и требовалась помощница, которая могла бы ухаживать за ней. На пороге их дома появилась Лидия Делекторская — русская эмигрантка, чья семья погибла во время гражданской войны.

Мадам Матисс нисколько не переживала, что молодая особа работала в их доме. С Лидией у них сложились прекрасные отношения: девушка была аккуратна, скромна, внимательно относилась к женщине. К тому же, светловолосая Лидия не была во вкусе Матисса — ему нравились невысокие брюнетки южной внешности. Долгое  время он ее даже не замечал. Но однажды Лидия сидела рядом с кроватью Амели, сложив руки на спинке стула и облокотив голову, внимательно слушая ее. Матисс задержал на ней свой взор и попросил не двигаться. Он сделал пару зарисовок, после чего стал чаще писать ее портреты.

Лидия Делекторская Портрет Лидии Делекторской

Жена была недовольна таким поворотом, хотя явной измены или проявления отношений между Матиссом и Делекторской не было. Но боялась Амели другого: раньше она была единственной его музой, источником вдохновения, его поддержкой. Теперь Матисс светился лишь рядом с Лидией. В скором времени брак между Амели и Анри распался, после чего Матисс провел с Делекторской более 20 лет. Она стала его секретарем и помощницей. Она ухаживала за ним во время болезни, смешивала краски, раскрашивала бумагу. Между ними никогда не было физической связи, их любовь была платонической и очень благотворной. «Каждый раз, когда я скучаю я сажусь за портрет госпожи Лидии — и тоски как не бывало» — говорил Матисс.

Фовизм

К 1905 году Матисс еще более существенно упрощает форму, и его главным выразительным средством изображения становится цвет. Художник во многих работах отказывается от свето-теневой градации. С 1906 года в его сюжетах появляется много портретов. Анри Матисс часто рисует свою супругу Амели Парейр и внебрачную дочь Маргариту, живущую в его семье.

1905 год стал поворотным в творчестве живописца. Лето он проводил в небольшой деревушке Кольюре на средиземноморском побережье вместе с художниками Морисом Вламинком и Андре Дереном. Товарищи выработали новый стиль, который уже отчетливо просматривался в последних работах Матисса: плоские формы с резкими, порой контрастно очерченными контурами, интенсивные чистые цвета, лишенные тональной и часто свето-теневой последовательности. Вокруг Матисса, Дерена и Вламинка сформировалась небольшая группа художников-единомышленников.

Так образовалось движение, получившее название «фовизм», произошедшее от французского слова fauve, то есть «дикий». Этот термин навсегда закрепился за стилем из-за одной из критических рецензий после первой выставки фовистов, состоявшейся на Осеннем салоне 1905 года. Экспозиция произвела скандальный фурор, общественность находилась в замешательстве, а критика негодовала. Однако «Женщину в зеленой шляпе», одну из двух, выставленных Матиссом картин, приобрел Лео Стайн, американский коллекционер. Анри получил за работу 500 франков, крупную сумму по тем временам, что вместе со скандальным успехом выставки сделало его популярным.

На следующей экспозиции фовистов произведение «Радость жизни» Анри Матисса вызвала крайне раздраженную реакцию не только в кругах рецензентов, но и пост-импрессионистов. Однако Стайн также купил эту работу, ставшую знаковой среди произведений фовистского этапа творчества Матисса.

С 1907 года группа единомышленников-фовистов распалась, актуальность движения продержалась еще не более трех лет. Но это не повлияло на совершенствование техники Матисса, и он неизменно продолжал следовать выработанному им стилю.

Как Матисс стал пуантилистом

В 1904 году прошла первая выставка Анри Матисса, однако в художественном сообществе она осталась незамеченной. Но не для Анри — там он познакомился с пуантилистом Полем Синьяком. Вскоре они вместе уехали  в Сент-Тропе за свежими идеями и новыми впечатлениями. Стиль пуантилизма, для которого характерны яркие точечные мазки, вдохновил Матисса. Из поездки он вернулся со своим первым шедевром «Роскошь, покой и наслаждение»

Однако примкнуть к направлению пуантилистов Матиссу было не суждено: довольно скоро он отказался от этой техники в пользу энергичных мазков и смелых цветов.

Уже тогда Анри осознал: цвет совсем не обязательно использовать, чтобы выразить действительность наиболее реалистично.. Он способен выразить отношение, состояние, образ и чувства, которые испытывает сам художник. Матисс говорил: «если бы я хотел получить точное изображение, я позвал бы фотографа». В его палитре появились бирюзовый, красный, оранжевый — все те цвета, которые художники не рисковали использовать и прятали за тщательной растушевкой. Краски на его полотнах наконец начали обретать голос.

Роскошь, покой и наслаждение, 1904 Попугайные Тюльпаны, 1905

Важным моментом в становлении Матисса как независимого художника стала его встреча с женой. Анри и Амели познакомились на свадьбе у друга. Уже тогда молодые люди поняли, что влюбились друг в друга. Трогательные письма, долгожданные встречи, букеты фиалок. Амели первая поверила в талант Матисса и убедила его в том, что он должен продолжить заниматься искусством, искать свой стиль. Матисс перед свадьбой признался Амели, что хотя он и любит ее, живопись он всегда будет любить больше. Она приняла эту правду, став его главной музой жизни. Амели родила ему двоих сыновей и воспитала его внебрачную дочь, которая была у Матисса от его модели Каролины Жобло.

Анри Матисс. Анри и Амели Матисс, 1913

В трудные периоды, когда заработка едва хватало на обеспечение семьи, жена открыла свой салон шляпок, на заработок с которого они долгое время существовали. Терпеливая, сочувствующая и бесконечно верящая в своего мужа — такой была Амели.

Пикассо в жизни Матисса

Примерно в апреле 1906 года встретились эти два в будущем очень знаменитых живописца и стали пожизненными друзьями, а также соперниками. Матисс и Пикассо были завсегдатаями салона Гертруды Стайн и регулярно участвовали в собраниях, которые проводились в субботние вечера по адресу: rue de Fleurus, 27. Пабло Пикассо, будучи на 11 лет младше Матисса, в тот период приступил к своим экспериментам деформации и деструкции формы. До этого он пробовал интерпретировать цвет, однако далеко не так смело, как Матисс.

Их творчество часто сравнивают искусствоведы, считается, что одно из главных различий между работами художников заключается не только в том, что один по-новаторски интерпретировал цвет, а другой – форму. Матисс рисовал с натуры, в то время как Пикассо был более склонен работать исходя из своего воображения

Наиболее характерными темами изображений обоих мастеров были женщины и натюрморты, но Матисс предпочитал размещать натуру в полностью обставленных или декорированных интерьерах, изображениям которых на полотнах уделял большое внимание

С 1907 года позы и фигуры обнаженных моделей в картинах Анри Матисса нередко напоминают образы «Авиньонских девиц» – первой картины Пабло Пикассо, созданной в стиле кубизма. Также считается, что кубизм отразился в 1912 году на композициях нескольких произведений Матисса. В свою очередь, влияние Андре заметно в скульптуре Пикассо, его изображении женской обнаженной натуры 1930-х годов.

Персона Дня – 10 ЯНВАРЯ 2021

АНРИ РИНК

Анри Ринк родился 10 января 1870 года в Лионе в семье пивоваров, – фамилия Ринк (марка «Пивной Ринк») была в городе своеобразным пивным брендом. Перспектива варить хмель Анри не прельщала, и он уехал учиться на инженера-химика в Высшую техническую школу Мюнхена. Затем он работал в Лионском университете в качестве ассистента доктора Барбье.
В Лионе Ринк быстро стал сильнейшим шахматистом города, собирался принять участие в организации французского конгресса, однако в 1897 году молодой ученый открыл процесс переработки растительных масел, который тут же был внедрен в Марселе, а затем на нескольких оливковых заводах в Испании, что принесло Анри большие доходы. В 1900-м Ринк открыл завод в Бадалоне и поселился там со своей семьей. Шахматистов на новом месте не было, турниров тоже. Анри с успехом играл по переписке, публиковал в La Strategie аналитические работы по теории дебютов, но вскоре в свободное время стал сочинять этюды.
В 1909 году Ринк выпустил свой первый авторский сборник «150 этюдов» на французском языке с предисловием маэстро Иоганна Бергера. Книга была переиздана в 1913-м, 1919-м (число этюдов выросло до 300) и в 1927-м; в последнее издание вошло уже 700 этюдов.
В ранний период своего творчества (1901-1919) Ринк воплощал на доске отдельные красивые комбинации. С 1920 года он начал систематически исследовать этюдные возможности в эндшпиле при малом количестве сил. Анри не имел себе равных в соревнованиях этюдистов начала XX века – бывало, что конкуренты выпускали 1-2 качественных этюда, а он – десять!
В конце 30-х годов в Испании началась гражданская война. Анри Ринк со своей семьей вынужден был уехать во французский Марсель, где у него находились неосновные производственные активы. В Испанию композитор вернулся уже после Второй мировой войны. В 1947 году Ринк выпустил два сборника своих этюдов, составленных преимущественно в военное время. Первый был на испанском, содержал 111 этюдов, назывался «Сюрпризы теории» и был посвящён борьбе ладьи с легкими фигурами. Второй сборник этюдов был на французском, назывался «Ферзь против ладьи и коня».
За всю жизнь Анри Ринк составил 1700 этюдов, 58 из которых брали специальные и первые призы на престижных конкурсах. За шесть дней до смерти Ринк издал новый сборник своих творений, который включал в себя 1414 этюдов.
Умер Ринк в Бадалоне 17 февраля 1952 года. По завещанию ему в гроб положили авторский экземпляр его последнего сборника.

Что пугало критиков?

Матисс был уверен, что каждый художник вправе устанавливать собственные критерии красоты и законы искусства. Но художественное общество того времени опасалось таких заявлений, будучи уверенным, что все новое разрушает существующие ценности. Из-за чрезмерной «декоративности» многие французские критики пренебрежительно называли картины Матисса «обоями».

Матисса обвиняли в инфантилизме и отсутствии мастерства из-за упрощенной формы и перспективы. С другой стороны, благодаря скандальности своих работ он и смог заявить о себе, выделить свое имя среди тысячи других. Но ему не нужно было всеобщее признание, хотя в конце жизни он его и получил. Уход в сторону упрощения был осознанным шагом.

Сливы, зеленый фон, 1948 Две девушки в желтом и красном интерьере, 1947

Эксперты утверждают, что академически воспитанному художнику труднее всего отмахнуться от того, что он изучал прежде, и вернуться к «детскому» восприятию действительности. Критик Александр Бенуа говорил: «Можно, пожалуй, «научиться совершенству», подражая совершенным, но нельзя «научиться тому, чтобы разучиться». Многое можно накопить и собрать в своей памяти, но гораздо труднее забыть. Наконец, еще труднее, забыв все… уже от се­бя, собственным опытом найти»

Когда произведения Матисса привезли в Россию и представили на салоне Издебского 1910 года, их восприняли негативно. Илья Репин считал, что это «живопись, поддержанная духом наживы», а коллекционирование подобного — очередное чудачество московского купечества наравне с покупкой ученой свиньи в цирке. Начали говорить, что столь дикие картины сбивают с толку молодое поколение художников и извращают.

В период, когда в России все громче говорили о справедливости и свободе, праздничные и изысканные работы Матисса казались слишком буржуазными, далекими от народа. Но были и те, кто несмотря на неприятие самих картин, не умоляли гения Матисса и более того — восхищались его честностью.

«Но сейчас же явля­ется и на­­дежда: а вдруг именно эта сырость, эта простота, которую хочет насильно приобрести Матисс и которая сама собой уже имеется у нас, — вдруг именно эти наши национальные черты и спасут нас, создадут у нас то желан­ное детское настроение, из которого должна возникнуть новая эра искусства. Матисс дает огромный урок че­стно­сти». — говорил Бенуа. Он же при этом считал «Танец и «Музыку» «ужасными неудачами».

Биография Анри Руруа

Родился блогер в 1996 года в российской столице. Все детство и юношество паренек прожил в Москве. О ранних годах жизни Руруа ничего неизвестно. Сам он тоже не дает никаких комментариев о своем подростковом возрасте. Рассказывает только, что получил образование в московской средней школе. 

Анри Руруа на отдыхе (фото взято со страницы ВКонтакте парня)

На этом он хотел закончить обучение. Однако его родители оказались против. Они настояли на поступлении сына в университет. Руруа учился в одном из самых престижных заведений не только Москвы, но и страны, и мира в целом. 

Пары в МГУ он старался не прогуливать, чтобы не огорчать родителей. Но на последних курсах это было делать сложно. Когда в сетях начали обретать популярность вайны, парень вместе с друзьями решил попытать свою удачу. 

Первые ролики были не такие качественные, как сейчас, но тематика была та же. Молодой человек монтировал их в обычных приложениях на телефоне. Несмотря на это, славу не пришлось долго ждать. 

Поклонники Анри до сих пор рассуждают на тему моментального успеха парня. Одни говорят, что большое влияние на быстрый рост количества подписчиков оказала внешность паренька. Другие заявляют, что харизма и открытость. 

  • отношения;
  • дружба;
  • любовь;
  • юмор;
  • восприятие мира;
  • уважение к старшим;
  • помощь окружающим;
  • социальная тематика. 

На одном блогинге молодой человек решил не останавливаться. В 2019 году он решил развиваться как бизнесмен. На заработанные в Инстаграм деньги парень открыл небольшое заведение в Куркино. 

Он купил у Андрея Гайдуляна франшизу на пиццерию. Запуск был успешным. На открытие пришло очень много поклонников молодого человека. Сам парень с восхищением рассказывает о своем бизнесе. Ему нравится управлять заведением, координировать работу сотрудников и отдыхать в любимом кафе. 

Родители Анри Руруа

Анри Руруа со своим другом на курорте (фото взято со страницы ВКонтакте парня)

Большую роль в таких выводах играет и образование Руруа. Обучение в одном из самых престижных университетов страны стоит немалых денег. Конечно, сам молодой человек зарабатывает немало, но на такую обеспеченную жизнь одного его заработка не хватило бы. 

Биография и спортивная карьера

Тьерри Даниель Анри родился в пригороде Парижа, городке Лез-Юлис 17 августа 1977 года. Папа Тьерри родом из Гваделупы, мама с Мартиники – вот такая горячая смесь крови мальчугана. С детства мальчишка увлекся футболом, и папа всячески поддерживал его увлечения. Именно папа на первых порах занимался устройством сына в футбольные клубы, тщательно следил за его режимом тренировок. Но не все так было гладко, и мальчишка чуть было не забросил футбол – сказались и врожденный дефект стопы, и развод родителей, когда Тьерри было всего 8 лет, и постоянные издевательства брата, высмеивающего увлечение младшего брата.

Но именно папа Антуан настаивал на продолжении футбольных тренировок. Его даже не испугало увольнение с работы из-за опозданий по причине того, что Антуан лично возил сына на каждую тренировку.

Тьерри Анри играл в различных местных футбольных клубах, пока не оказался в футбольном клубе в Клерфонтене, где его и заметили представители «Монако». 17-летнего юношу пригласили в дубль команды.

Главный тренер «Монако» Арсен Венгер стал ключевой фигурой в становлении Тьерри как футболиста. Венгер сразу перевел начинающего футболиста в нападение. Ранее Тьерри Анри играл в полузащите. Вместе с командой Тьерри Анри стал обладателей Кубка Франции, титула Чемпиона страны, а также вышел в ½ в Лиге Чемпионов.

В 1997 году Анри подписал контракт с «Реалом». Но сделка вскоре была аннулирована, так как пронырливый футболист умолчал, что его контракт с «Монако» еще не окончился.

Один сезон после инцидента Анри отыграл за «Ювентус», но там дела пошли из ряда вон плохо. Его вновь перевели в полузащиту, и игра для Тьерри не заладилась вовсе. «Неудачника» быстро сплавили в «Арсенал». В это же время в «Арсенал» перешел и бывший тренер Тьерри Анри Арсен Венгер.  И вот в «Арсенале» Тьерри Анри в буквальном смысле расцвел. Благодаря бывшему тренеру Анри быстро занял место в основном составе. За «Арсенал» Тьерри Анри забил более 200 голов, став лучшим форвардом в истории клуба.

В 2003/2004 сезоне «Арсенал», не потерпев ни единого поражения, был признан лучшим клубом английском премьер-лиги. В этом клуб во многом был обязан именно Тьерри Анри. В знак благодарности возле домашнего стадиона «Арсенала» был установлен памятник звездному форварду.

В 2007 году Тьерри Анри перешел в испанскую «Барселону». Как признался Анри «уход из «Арсенала» дался мне нелегко. Пожалуй, это самый сложный этап в моей карьере, уход стал серьезной утратой». К такому шагу футболист пришел не просто так – сперва из команды ушел Дэвид Дэйн, потом в команде начались «непонятки» и растрата основной направленности клуба. Были и те, кто подумал, что Анри уже вырос из «Арсенала» и отправился в «Барсу» за новыми победами.

В «Барселоне» для Анри все сложилось как нельзя лучше. За 3 сезона в клубе Тьерри Анри дважды взял титул Чемпиона страны, стал победителем Лиги чемпионов УЕФА, а также взял испанские Кубок и Суперкубок.

В 2006 году Тьерри Анри в составе сборной Франции стал серебряным призером, а также стал Чемпионом Европы. Но вот «Золотой мяч» ему так и не вручили, награда была отдана Зидану.

На отборочном этапе к Чемпионату мира-2010 благодаря ударной игре Тьерри Анри сборная Франции вышла в финал турнира.

Свою футбольную карьеру Тьерри Анри завершил в Америке. С 2010 по 2014 года он выступал за «Нью Йорк Ред Буллз». За годы, проведенные в Америке, король футбола дважды возвращался в «туманный Альбион» — в 2012 году была аренда в «Арсенале, а в 2015 году Тьерри Анри – тренер молодежного состава «Арсенала».

Еще до завершения футбольной карьеры Тьерри Анри предложили стать экспертом спортивного телеканала Sky Sports.

Помимо телевизионной карьеры Тьерри Анри стал осваивать еще и тренерское амплуа. Бывший тренер Венгер предложил ему присоединиться к тренерскому составу «Арсенала». В 2015 году он себя как раз и попробовал в молодежном составе команды. Но вскоре Венгер поставил Тьерри Анри перед выбором – спорт или телевидение. И Тьерри выбрал телевидение.

А вот тренер сборной Бельгии перед Анри такой выбор ставить не стал. И Анри вскоре стал ассистентом главного тренера. Сборная Бельгии стала бронзовым призером на прошедшем Чемпионате мира – 2018.

Летом 2018 года стало известно о прекращении телевизионной карьеры Тьерри Анри. По его заявлению – он решил полностью сосредоточиться на тренерской карьере.

Шедевры художника-целителя

Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.

Самые известные картины Матисса:

  • «Женщина в шляпе» (1905);
  • «Радость жизни» (1906);
  • «Танец» (1910);
  • «Красные рыбки» (1912);
  • «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
  • «Парижский танец» (1931-1933);
  • «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
  • «Голубая обнажённая» (1952);
  • Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.

Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.

Откровенность яркого «Танца»

Биография художника Анри Жюльена Фелиса Руссо

Рыбки Анри Матисса

Джунгли Руссо

Изображения джунглей Руссо часто называют ботаническим Эдемом. Его цветы, напоминающие лотосы, и невероятное лиственное разнообразие выглядят удивительно живо и в то же время абстрактно. Анри привлекал метод работы по фотографиям, ему нравились пластически четкие объемы, неестественность поз и выражений лиц. Все это, по его мнению, привносило в будничные сцены мотивы вечности. В его картинах часто будто бы совмещены взгляды с разных точек. Художник изображает растения большими, величественными и одновременно плоскими

Не важно, кто обитает в джунглях: сбивает ли лев антилопу или горилла набрасывается на индейца — в работах Руссо мы всегда видим джунгли спокойными

У Руссо было собственное необычное видение природы, но он черпал вдохновение не только из своего воображения. Например, чтобы точнее рисовать животных, художник проводил много времени в зоопарках и коллекциях естествознания в Париже. Одним из вдохновителей Руссо был Эжен Делакруа, известный изображениями львов и тигров.

Американский индеец борется с гориллой, 1910 Водопад, 1910

Зарождение движения

Те несколько страшных дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Встретиться с императором так и не удалось, но это его уже не волновало. Дюнан вернулся в Женеву и написал книгу «Воспоминания о битве при Сольферино». В ней он натуралистично описал ты ужасы, которые стоят за военными победами правителей, а также высказал идею о создании добровольных обществ для помощи раненым.

Книгу прочитали, и она поменяла мировоззрение многих людей. Дюнану начали писать с разных концов Европы, и его идеи стали наполняться жизнью. В 1863 году в Женеве собралась международная конференция, в рамках которой и был основан МККК. Его эмблемой стал швейцарский флаг с измененными цветами – красный фон заменили белым, а белый крест стал красным. Религиозного смысла в кресте изначально не было, но турки в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов отказались пользоваться таким символом, так как он напоминал им о крестоносцах. В результате появился красный полумесяц.

В 2005 году представители Израиля продавили появление эмблемы, которая устроила бы и их. Сначала они хотели видеть на белом флаге красную звезду Давида, но это предложение отвергли. В результате появился религиозно нейтральный красный кристалл. Официальный статус есть также у знака с красным львом и солнцем – это национальный символ монархического Ирана. Впрочем, для самих раненых символика вряд ли так важна. Главное, чтобы им могли оказать необходимую помощь.

Красный крест как символ получил массовое распространение в СССР. Им в СНГ до сих пор активно обозначают все, что связано с медициной. Здесь есть определенное противоречие, так как знак относится только к военному времени. Однако он настолько прижился, что об этом практически не вспоминают.

В 1864 году была подписана Первая Женевская конвенция, положения которой значительно облегчили участь раненых на войне. В будущем правительства разных стран подпишут еще около десятка Женевских конвенций – они до сих пор считаются одними из самых стойких соглашений международного права. Все это результаты упорной деятельности одного человека – Анри Дюнана.

Смерть

В начале 1901 года де Тулуз-Лотрек продолжал заниматься живописью и рисовал портреты окружавших его людей. Тогда же, находясь под присмотром родственника Поля Вио, он подписал ранее созданные картины и, насколько это было возможным, навел порядок в собственной мастерской.

Испытывая физические боли, художник едва мог водить по холсту кистью, а к лету состояние настолько ухудшилось, что он с трудом передвигался по комнате и большую часть времени оставался в постели.

После инсульта, случившегося в конце августа 1901 года, Анри оказался парализованным в нижней части тела, и мать забрала его на юг Франции, где он в полном сознании скончался 9 сентября, не дожив 2 месяца до 37 лет.

Родственники старались не афишировать истинную причину смерти художника, но в газетном некрологе, размещенном в изданиях под траурным фото, журналисты раскрыли тайну, сообщив, что де Тулуз-Лотрек пал жертвой сифилиса и алкоголизма.

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз». На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства. На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А. Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

«Столетие независимости» (Le Centenaire de l’indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

«Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Первые работы

Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.

Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.

Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна. Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм. Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).

Неоимпрессионизм

С 1899 года можно заметить, как Матисс значительно упрощает форму изображения, обозначая ее сильными широкими мазками или контрастными контурами, все чаще используя локальные, лишенные оттеночных вариаций цвета. Это особенно заметно в пейзажах «Аркуэль», «Нотр Дам», «Мост Сен-Мишель» и серии автопортретов 1900 года, натюрмортах. С 1903 года в произведениях Анри Матисса появляется много изображений обнаженных и ярко костюмированных моделей, которых Анри предпочитает изображать в полный рост, но пробует себя также и в портретном жанре.

Летом 1904 года для работы в естественных условиях Анри уехал в Сен-Тропе вместе с Полем Синьяком, который с 1889 года работал точечными мазками в технике пуантилизма (дивизионизма). Отказ от смешения красок на палитре, когда визуальный эффект объема и тонального перехода достигался только путем нанесения основных цветов мелкими раздельными мазками, вдохновил Матисса.

Он пробует себя в подобной технике и в 1904–1905 годах создает ряд работ, среди которых лучшей считается «Роскошь, покой и наслаждение». Его живопись этого периода яркая, но разбавленные белилами цвета менее интенсивные и создают ощущение прозрачности. Увлеченность Анри пуантилизмом совершенно проходит через пару лет, он находит свой собственный стиль, которому следует до конца жизни. Однако в период 1897–1905 годов художник создал свои самые яркие, колоритные и жизнерадостные произведения.

Заключение

Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.

Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».

Заключение

Анри Руссо умер 2 сентября 1910 г. в результате развития гангрены. Даже после смерти художника его работы продолжали вдохновлять других творцов, в том числе Пабло Пикассо, Фернана Леже, Макса Эрнста и многих сюрреалистов.

Картины Руссо рассредоточены по коллекциям музеев по всему миру. Две знаменитые работы — «Спящая цыганка» и «Сон» —  находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другие —  принадлежат Национальной галерее живописи в штате Вашингтон, Филадельфийскому Музею искусства, Эрмитажу в Санкт-Петербурге и многим другим.

Спящая цыганка, 1897, Анри Руссо Сон, 1910, Анри Руссо

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий