Джигал – 6
Был тихий вечер. Никаких
споров не предвиделось.
– Дедушка, вот ты – страшный джигал, – стал
приставать Гамбитик.
– Сам ты джигал! – совсем не обиделся дедушка.
– Вот, уже начинаешь джигалить. Я же говорю, что
ты – страшный джигал.
– От джигала слышу! – дедушка знал, как надо
отвечать.
– И бабушка джигалка, и мама с папой тоже! –
упорствовал малыш.
– Вот я им передам твои слова.
– Это джигальство!
– Ах так! – дедушка стал скручивать газетку
трубочкой наподобие дубинки.
Гамбитик
с опаской посмотрел, не завернул ли чего в газетку старый шахматист и сдался:
– Ладно, я тоже джигал.
– Номер один! – уточнил дедушка и помахал своим аргументом перед носом Гамбитика. Возражений
больше не последовало. Последовал вопрос:
– Меня вот что интересует. Все мы шахматисты джигалы,
а джигалят ли гроссмейстеры и чемпионы мира?
Дедушка стал что-то
припоминать и очень даже оживился.
– Однажды …..-й чемпион мира (вставь сюда порядковый номер) Михаил Таль играл партейку в
важном соревновании с чемпионкой мира среди женщин Нонной Гаприндашвили.
Чтобы занять первое место Талю нужна была победа и он выигрывал
.
Михаил Таль
А у Нонны
в этот день был, кажется, день рожденья и Таль не хотел ее огорчать. Что
делать, как быть?
У Нонны оставалось мало времени на часах, а думать
было над чем.
Таль начал джигалить. Сделает ход, а свои часы
“забывает” переключить – пусть Нонна думает
за счет талевского времени.
Чемпионка потерпела немного,
да и сказала Талю:
– Еще раз так сделаешь – сдамся сразу!
Нонна Гаприндашвили
Таль перестал джигалить.
–
….-й чемпион мира Михаил
Ботвинник тоже играл однажды партейку с
гроссмейстером и тот забыл переключить свои часы. Ботвинник тут же позвал
противника и показал на часы.
– Спасибо! – поблагодарил гроссмейстер.
– А в другой раз тот же
Ботвинник играл уже за сборную команду своей страны с американским вундеркиндом
Сэмуэлем Решевским.
Уже шестилетним мальчишкой
Сэм громил всех подряд в своем городе.
Да не один на один, а в сеансах одновременной игры!
Так вот, Сэм забыл переключить свои часы и пошел прогуляться по сцене. Сидит
Ботвинник, думает-думает, часы Решевского
тикают-тикают.
– И чего здесь думать? – злится Сэм.
Ботвинник думает, сэмовские часы тикают.
Сэмуэль
Решевский
– Да делай ты, наконец-то, ход!
Часы тикают. Уже, наверное,
целый час оттикали.
– Что-то здесь не так, – заподозрил Сэм и уселся за доску.
– Да нет, все так! – И тут он глянул на часы и все понял.
Как дал он по переключалке кулаком, часы от неожиданности и испуга даже
подпрыгнули!
– Джигал! – подумал, наверное, про себя Сэмуэль Решевский.
– Я играл не за себя, а за команду! – объяснил
потом Ботвинник. – А это значит, что джигальство не
считается.
Дедушка
заулыбался и продолжил рассказ:
– А этот случай произошел на соревновании, где отбирался сильнейший игрок
для битвы с самим чемпионом мира.
Гроссмейстер Матулович взялся за фигуру, потом
передумал и пошел другой.
– Не может этого быть! – возмутился Гамбитик. –
Это джигальство! Есть
правило: «Тронул – ходи!»
– Вот и противник так же возмутился.
– Но я сказал “ЖАДУБ”, то есть
“Поправляю”, – отбивается Матулович.
Это французское слово всегда говорится, когда необходимо поправить фигуры.
– Ты не говорил “Жадуб”, – сердится
противник на джигала.
Тут сбежались все игроки и судьи.
Матулович объяснял:
– Я сказал “Жадуб”, но от волнения это слово застряло у меня в горле и не
вылетело наружу. Но я ведь сказал!
Удивленный Гамбитик принялся рассуждать:
– Когда джигалишь, а потом проигрываешь, тебе
говорят: “Вот видишь ДЖИГАЛ
СОЗНАЛСЯ! ДЖИГАЛ ДОКАЗАЛ!”
– Так вот, на следующий день Матулович подавился
рыбной косточкой. Доктор достал ее, а шахматисты смеются: “Это у него не косточка, а “Жадуб”
в горле застряло”.
– Вот видите, а вы не верили, что слово застряло! – обрадовался Матулович такой шутке.
Старый и малый шахматисты посидели в задумчивости и дедушка продолжил:
Анатолий Карпов
–
А уж когда играли между собой в Багио матч на звание
чемпиона мира Анатолий Карпов и Виктор Корчной –
враги лютые, то под щахматным столиком даже сделали
перегородку на случай, если игроки попытаются пнуть
друг друга ногой.
Гамбитик
с опаской посмотрел на дедушкину газетную дубинку и на всякий случай
отодвинулся.
На том разговор и закончился.
Виктор Корчной
Происхождение шахмат
Прообразом шахмат, возникших не позднее 600 года нашей эры, стала индийская игра чатуранга. С тех пор шахматы постепенно распространились по всей Азии и Европе и к началу XVI века превратились в игру, известную нам сейчас. Одним из первых известных мастеров шахмат был испанский священник по имени Руи Лопес. Он не был первооткрывателем испанской партии, но анализировал этот дебют в своей книге, опубликованной в 1561 году. В те времена искусство шахмат находилось в зачаточном состоянии. Лопес считал важным для победы сесть так, чтобы солнце светило противнику в глаза!
Древняя доска и фигуры для чатуранги
Элитная игра
Игра становится престижной, в ней привлекает необходимость логического мышления и умение предвидеть шаги, как свои, так и противника. Постепенно любителями шахмат становятся европейские монархи. Игра становится популярной и элитарной.
У королевы Англии Маргарет Анжуйской были зеленые и красные шахматы, сделанные из яшмы и хрусталя. Короли Англии Генрих I, Генрих II и Ричард I были покровителями шахмат. Король Альфонсо X из Кастилии и царь Иван IV получили подобный статус.
Шарль Барг «Игра в шахматы на террасе»
Особую популярность шахматы имели у викингов, более того, там они не запрещались, а считались “высшим умение и мастерством”. Именно со Скандинавией связан самый известный комплект шахматных фигур — “Фигуры Льюиса”.
Это шахматы XII века, сделанные викингами и найденные в 1831 году в Шотландии. Кстати, из-за них также был конфликт Англии и Шотландии. В итоге 11 фигур оставили шотландскому музею, а 82 фигуры передали в Британский музей в Лондоне.
Отбор шахматных фигур в Национальном музее Шотландии / National Museums Scotland
Основная идея классического мата Легаля
Против Легаля выступил игрок невысокого уровня, что и позволило реализовать данную систему. Последовательность следующая: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 d7-d6 4. Кb1-c3 Сc8-g4
И здесь начинается самое интересное. Следующие ходы подробно разбираются в картинках.
5. Кf3-e5.
Данный метод не самый эффективный, так как черные могут отыграть Кс6-е5, что позволит им сохранить одну свою фигуру. Но неопытный игрок вряд ли откажется от идеи побить ферзя. Но такой подарок сопернику на самом деле будет всего лишь еще одним шагом к быстрому шаху и мату. Идеальным вариантом будет, когда черные сходят g4-d1.
В этом случае далее следует действовать следующим образом: 6. с4-f7+ е8-e7 7. с3-d5Х.
Это классическая версия мата, которая применялась создателем в нескольких партиях. Есть и еще одна версия, которая также заканчивается в 7 ходов: 1. e4 e5 2. Nf3 d6 3. Bc4 h6 4. Nc3 Bg4 5. N-e5 B-d1 6. B-f7+ Kрe7 7. Nd5#. Таким образом, игрок завершает партию с успехом для себя, только в случае, если соперник допускает грубые ошибки.
Завершающая фигура в комбинации – это ход конем на d5, который и позволяет добиться красивой и неожиданной победы. Присмотревшись к методике, можно понять, что она трещит по швам, если игрок не допустит хотя бы одну ошибку, а тем более не съест белого ферзя. Именно поэтому, комбинация требовала изменений и доработок.
Карпов, Каспаров, компьютеры и Карлсен
Анатолий Карпов стал 12-м чемпионом мира в 1975 году. Он играл в солидном позиционном стиле, обладая высочайшей техникой и профилактическим мышлением. Вишванатан Ананд говорил, что «Карпов интересуется не столько своим собственным планом, сколько тем, чтобы сорвать план своего противниика». Карпов был чемпионом мира десять лет и активно выступал в турнирах до конца 90-х годов, позже сосредоточившись на общественной и политической деятельности.
Анатолий Карпов, 12-й чемпион мира. Фотография: Роб Крос/Dutch National Archive, CC
Карпов доминировал в шахматах 1970-х и 1980-х, пока его не сменил на троне другой легендарный шахматист, Гарри Каспаров. Исторические противники сыграли 144 партии в пяти матчах на первенство мира с 1984 по 1990 годы: 104 партии завершились вничью, 21 выиграл Каспаров и 19 выиграл Карпов. За исключением первого матча, отмененного без выявления победителя, и несмотря на почти равные результаты, Каспаров неизменно оказывался сильнее.
Каспаров сохранял титул чемпиона мира на протяжении 15 лет, в период бурного роста и развития шахмат, и уступил свой титул только Владимиру Крамнику в 2000 году. Каспаров оставался шахматистом с самым высоким в мире рейтингом до 2005 года. Также он стал первым шахматистом, чей рейтинг превысил отметку 2800 баллов Эло.
Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира. Фотография Оуэна Уильямса/The Kasparov Agency, CC
Каспаров был первым шахматистом, систематически использовавшим компьютеры для подготовки. Он не раз побеждал сильнейшие шахматные программы в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Наконец, в 1997 году он уступил в матче суперкомпьютеру Deep Blue. Завершив спортивную карьеру, Каспаров написал несколько книг о шахматах (включая многотомник «Мои великие предшественники»), а также много занимался политикой. Приводим интервью Каспарова нашему сайту, сделанное в 2017 году:
Действующий чемпион мира Магнус Карлсен на турнире на острове Мэн (2017). Фотография Марии Емельяновой/Chess.com
Люди также становятся сильнее, используя компьютеры для исследований, анализов и изучения дебютной теории. Сегодня профессиональная подготовка к шахматным соревнованиям невозможна без помощи компьютеров.
Действующий чемпион мира Магнус Карлсен победил Вишванатана Ананда в 2013 году. Он до сих пор остается сильнейшим в мире шахматистом, только в 2019 году занявшим несколько первых мест на турнирах сильнейших. В 2014 году он достиг рекордного для людей рейтинга в классику — 2876 баллов Эло. Многие считают Карлсена сильнейшим шахматистом всех времен.
Шахматные фигуры
Пешка ♙ – ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.
Конь ♘ – ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.
Слон ♗ – ходит на любую клетку по диагонали.
Ладья ♖ – ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.
Ферзь ♕ – ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
Король ♔ – ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:
- пешка – 8 шт.;
- ладья – 2 шт.;
- конь – 2 шт.;
- слон – 2 шт.;
- ферзь – 1 шт.;
- король – 1 шт.
История появления шахмат
Появилась эта необычная игра примерно 2000 лет назад в Индии. Однако, называлась она иначе – Чатуранга. С тех пор ее правила менялись, и в настоящее время современная игра представляется немного иначе. Слово «шахматы» происходит из персидского языка от двух слов «шах» — «король» и «мат» — «мертв».
Есть предположение, что игра в шахматы была прототипом войны, только без настоящих жертв. Это привлекало многих правителей. Они понимали, что можно обойтись без настоящих тяжелых битв и потерь собственного войска. Обыграв противника в игре, они признавались победителями.
Это интересно: Шахматы — история возникновения и развития
Мифы Древней Индии
Точная дата появления шахмат неизвестна, но скорее всего, возникли они в VI веке нашей эры в Индии. Игра называлась «чатуранга» и она имитировала сражение на поле боя: поле было разделено на 64 клетки, и каждый из участников ходил по очереди. В той игре было 2 главных отличия от современных шахмат: состязались на одной доске сразу 4 игрока и фигуру, которой ходили, определял не человек, а брошенные кости.
Существует 2 легенды, объясняющие происхождение индийской чатуранги:
- Игру придумал придворный Сасса, чтобы показать своему королю, что от правителя мало что зависит. Королю игра понравилась (не понял намека) и чтобы наградить изобретателя, он предложил ему выбрать любой подарок. Тот сказал: хочу столько зерна, чтобы на каждой следующей клетке оно удваивалось. С математикой у короля тоже было плохо и он не сразу понял, что даже на всей планете нет такого количества зерна. Дальнейшая судьба Сассы неизвестна.
- Игру придумал сын правителя, чтобы показать матери, как погиб его брат. Доска с фигурами отлично имитировала сражение и быстро понравилась правителю и его преемникам.
Неваши Лал «Придворные дамы, играющие в шахматы»
Шахматные соревнования
В большинстве случаев турниры проводятся по круговой или олимпийской схеме, однако нередко проводятся соревнования по специфическим схемам. К примеру, может использоваться шевенингенская схема, когда игроки одной команды играют параллельно с игроками другой. При швейцарской системе после каждого тура соревнований игроки, набравшие максимальное количество очков, играют между собой на выбывание.
Первое международное соревнование произошло в 1851 году, а в 1886 году Вильгельм Стейниц стал первым чемпионом мира по шахматам. Сегодня проводятся различные чемпионаты: Кубок мира, чемпионат Европы, а также олимпиады. В них могут принимать участие игроки независимо от возрастной категории и пола, звание чемпионов мира разыгрывается среди юниоров и сеньоров. Проводятся как живые турниры, так и компьютерные, когда игроки сражаются на компьютерной шахматной доске.
На сегодняшний день в шахматы играют в нескольких разновидностях:
- заочные шахматы по переписке;
- живая игра с соперником;
- компьютерная игра;
- фишеровские шахматы;
- игра вслепую, когда игроки не смотрят на игровую доску;
- прочие разновидности шахмат.
Стоит ли использовать в своих партиях
Мат Легаля в шахматах – это достаточно красивый, но все-таки очень специфический способ победы. Он ставится только в том случае, если соперник допустил очень большое количество ошибок по ходу партии. Безусловно, встретить его можно нечасто.
Часто возникает вопрос, а можно ли поставить подобный мат черными? Да, это вполне реально, но нужно, чтобы игра очень сильно переменилась и пошла точно по вашему сценарию. Именно поэтому он встречается довольно редко.
Если вы играете с новичком, то пробовать так действовать стоит, но вот профессионал вряд ли допустит такие детские ошибки. Возможно, лучше запоминать сами комбинации и брать из них идеи, а не их реализацию. Если игрок будет действовать креативно и диктовать условия игры, то он точно станет сильным противником.
Один из важных принципов данной тактики заключается в том, что слон, который ставится на g4 может нападать на позицию f7. Если понимать, какую идею несет данный ход, то можно использовать ее в подходящий момент. Причем использовать ее можно как за сторону белых, так и черных.
Мы предлагаем вам посмотреть видео, где подробно описывается, как ставится данный вид мата. Какие нюансы он имеет. Вы сможете лично ознакомиться с данной системой и лучше изучить ее. Это станет хорошим подспорьем для следующих игр. ДА, в современных партиях мат Легаля стал встречаться намного реже, но его всё еще можно увидеть в играх непрофессиональных шахматистов
Важно понимать, какая фигура завершают партию и как разыграть комбинацию, чтобы сделать все максимально точно. Мы постарались максимально подробно описать все ходы, чтобы вы могли обучиться данной технике
Ваша партия в шахматы точно станет увлекательней!
П
Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.
Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала
(в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».
План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль.
План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы
(борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов,
необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.
Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).
Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать
позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной
позиции предопределяет позиционное преимущество.
«Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.
Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске.
Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью.
При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом
делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров
и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке
к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.
Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду
из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять
невыгодную позицию).
Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временм и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование
пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.
Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.
Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.
Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. …d5, перекрывая белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5. ed Ка5 6. Сb5 c6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. …ed 4. Кd4. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону.
Чаще всего черные отвечают 4. …Кf6 или 4. …Сс5. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге.
Старые правила игры
Старые правила игры напоминали современные и лишь немного отличались друг от друга в разных областях Индии. Игроки делали ходы по очереди. Тот, кто выигрывал фигуру противника, получал дополнительный ход. Контроля за временем игры не было.
По этой причине, а также в силу наличия четырёх игроков, партии длились долго, несколько часов. «Войска» каждого из соперников отличались по цвету фигур: «воины» были жёлтые, зелёные, черные и красные.
В этот древний вариант шахмат играли на доске размером восемь на восемь клеток. Порядок расстановки напоминал современные шахматы. Каждое войско имело в своём составе слона, колесницу (прообраз известной ныне ладьи), короля и четыре пешки. Четыре войска размещались по четырём углам шахматной доски.
Несколько отличался состав войска при игре «пара на пару». Это были два слона, два коня, две колесницы и восемь пеших воинов (аналогов современных пешек).
Древние игры на досках
Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:
- 5 на 5;
- 7 на 7;
- 9 на 9.
Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.
Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.
Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.
Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.