Индийская игра чатуранга — первые шахматы

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде “История шахмат” (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат – 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке – первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  • доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  • фигурки внешне схожи с шахматными;
  • всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  • король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Древние игры на досках

Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:

  • 5 на 5;
  • 7 на 7;
  • 9 на 9.

Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.

Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.

Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.

Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.

Проникновение шахмат на восток

В Китае в нынешнее время есть своя система шахмат, которая значительно отличается от международной. Такую игру там называют – сянци. Вместо фигурок там используют деревянные диски, но играть в них без знания иероглифов нереально. Даже после перевода картинок, знатоки отмечают несоответствие правилам, ведь теряется та магия игры, которая привлекает к себе всех любителей интеллектуальных задач.

Дошла игра и до Кореи, о чем есть документальное подтверждение, датированное XVI веком. Правила игры похожи на современные, но есть сходство с китайскими сянци, но исторических записей мало. Доска 9 на 10 клеток, а в центре находится дворец, но расчерчены только вертикали. Фигурки не объемные, а плоские с иероглифами. Чанга имеет свою особенность, которая отличает ее от других вариантов шахматных игр – 16 способов разложения фигур в начале матча.

Основные изменения:

  • ходить теперь можно на более короткое расстояние;
  • отсутствие рокировки;
  • фигуры расположены в пунктах;
  • отдельные фигуры наделены ограниченным спектром движения;
  • отсутствия взятия фигуры на проходе;
  • конь и слон не прыгают через поля, занятые фигурами;
  • добавлена фигура – пушка.

Сейчас чанга по мнению экспертов является переходным этапом от китайской сянци к японским шахматам сёги. До сих остается не ясно, как могли фигурки стать объемными, а доски обзавестись клетками. Эту тайну пока не разгадал никто.

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  • доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  • фигурки внешне схожи с шахматными;
  • всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  • король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

Элитная игра

Игра становится престижной, в ней привлекает необходимость логического мышления и умение предвидеть шаги, как свои, так и противника. Постепенно любителями шахмат становятся европейские монархи. Игра становится популярной и элитарной.

У королевы Англии Маргарет Анжуйской были зеленые и красные шахматы, сделанные из яшмы и хрусталя. Короли Англии Генрих I, Генрих II и Ричард I были покровителями шахмат. Король Альфонсо X из Кастилии и царь Иван IV получили подобный статус.

Шарль Барг «Игра в шахматы на террасе»

Особую популярность шахматы имели у викингов, более того, там они не запрещались, а считались “высшим умение и мастерством”. Именно со Скандинавией связан самый известный комплект шахматных фигур — “Фигуры Льюиса”.

Это шахматы XII века, сделанные викингами и найденные в 1831 году в Шотландии. Кстати, из-за них также был конфликт Англии и Шотландии. В итоге 11 фигур оставили шотландскому музею, а 82 фигуры передали в Британский музей в Лондоне.

Отбор шахматных фигур в Национальном музее Шотландии / National Museums Scotland

История[]

Первые достоверные сведения об этой игре относятся к VII веку. В санскритской литературе первое упоминание о чатуранге встречается в романе Баны «Харшачарита», описывающем правление короля Харши (590—647): «При этом царе только пчёлы ссорились, собирая нектар … и только аштапады учили позициям чатуранги». Чатурангу упоминают также кашмирские поэты IX века — Ратнакара и Рудрата.

В комментарии к «Чандас-сутре» Пингалы — трактату о стихосложении — математик X века Халаюдха просит читателя «нарисовать таблицу из 64 клеток, как в игре чатуранге». Наконец, фраза из санскритского труда X века «Нитивакьямурта» гласит, что «в чатуранге не бывает короля без ферзя» («советника»)

Важность последней цитаты состоит в том, что её автору, очевидно, не была знакома разновидность чатуранги, предназначенная для четырёх игроков (в которой ферзей нет). Это может означать, что чатуранга для четверых была изобретена намного позже игры для двоих.

В «Чатранг-Намаг», наиболее раннем письменном источнике (VII век) по истории шахматной игры на среднеперсидском языке (пехлеви), излагается сказание о завозе чатуранги из Индии в Иран (VI век). По мнению историка шахмат Г. Мэррея (1936), текст сказания позволяет назвать примерную дату изобретения игры — ок. 570 г.

Аль-Адли, сильнейший арабский шахматист первой половины IX века, писал, что к арабам шахматы пришли от персов, а те позаимствовали их у индийцев. «Общепризнанно, – утверждал аль-Адли, – что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга „Калила и Димна“, девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы». Аль-Адли также приводит отличия индийских шахмат от шатранджа: слон в чатуранге располагается на угловом поле и может ходить через клетку по вертикали и горизонтали; пат считается выигрышем для запатованной стороны; а оголение короля приносит победу даже в том случае, если соперник может ответным ходом уничтожить последнюю чужую фигуру (в арабском шатрандже такая ситуация признавалась ничьей).

По сведениям аль-Адли и аль-Бируни, в Индии существовала и другая разновидность игры, в которой слоны располагались на флангах, а боевые колесницы — возле короля.

Судя по всему, чатуранга была изобретена именно в Индии, где была игрой, в основном, интеллектуалов высших каст. Никаких сведений о проведении официальных соревнований в те времена не сохранилось. Не осталось и записей сыгранных партий. Чатуранга существовала в Индии до начала XX века и, по свидетельству бенгальского автора Рагхунанды (XV—XVI вв.), стала со временем называться «чатурраджа» — «игра четырёх королей».

В VI или, возможно, в VII веке чатуранга попала в Китай, а также в Персию (Иран). В Китае вариант игры для двух игроков был существенно трансформирован, превратившись в итоге в китайские сянци. В странах арабского востока чатуранга в течение нескольких веков видоизменялась, сохраняя, впрочем, основные черты. В конечном итоге появилась игра-потомок — шатрандж, который впоследствии превратился в шахматы.

Тайский и камбоджийский вариант

Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

  • доска 9 на 9 клеток;
  • расположение фигур на полях;
  • превращение фигур по достижении горизонтали;
  • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
  • фигуры одноцветные;
  • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

Краткая история

Игра “Чатарунга” зародилась в Индии, и первым упоминанием о ней считается отрывок из романа “Харчашарита”, который был создан поэтом Баной в середине 7 века. Из Индии шахматы перекочевали к персам. Описание же к игре “Чатарунга” было обнаружено в “Труде об Индии” арабского историка Бируни, которых писал о четырех комплектах фигур и игральной кости, которая определяла какой фигурой игрок должен сделать ход. В 19 века другая теория приобрела популярность. Эта теория принадлежит Хайрему Коксу, который говорил о том, что именно “Чатарунга” положила начало для “Шахмат”, так как из-за неудобства при поиске игроков их количество сократилось, а игральная кость была убрана из-за религиозного запрета на кости.

Как играли в шахматы в Древнем Китае.

   Первоначально правила игры в ки­тайские протошахматы в значительной степени совпадали с техникой гадания. Они носили эзотерический характер, так как знание их являлось достоянием узкого круга посвященных жрецов. Но некоторые сведения об этих правилах все же удалось почерпнуть из старинных рукописей, написанных жрецами или их учениками. В одной из наиболее ранних форм протошахмат использовались дощечки-фигуры, олицетворяющие звезды и планеты (по­зднее они были заменены изображением людей) по 12 фигурок — в соответствии с количеством знаков зодиака — у каждого из двух партнеров; фигурки бросали как игральные кости на доски noочереди, в три приема («хода»). Именно тем, что они символизировали «волю неба», они были похожи на аштападу. Брошенные дощечки-фигуры останавливались у гадательных черт, каждая из кото­рых имела свое определенное значение, зафиксированное в гадательных книгах, и по нему определялась буду-

Использование ложки на календарно-гадательно-протошахматной доске.

щая счастливая или неудачная судьба того, о ком гадали.
   В дальнейшем «ходы» состояли в поочередном встряхивании доски легким ударом снизу. В результате этого возникали новые «позиции» — конфи­гурации светлых и темных дощечек у изображений гадательных черт — 8 триграмм, сплошных (положитель­ных) и прерванных (отрицательных), которые при удвоении образовывали 64 гексаграммы. Позднее, после броса­ния дощечек-фигур на доску, они начинали передвигаться уже по опре­деленным для каждой из них правилам. Такие протошахматы приобре­тали свойства, приближающие их к дальневосточным шахматам совре­менного типа.
   Первое упоминание о протошахматах, связанных с бросанием дощечек-фигур на календарно-гадательную до­ску, относится к началу II века до н. э. В рукописи «И ЮАНЬ» («Сад удивительных вещей»), написанной в этот период, говорится следующее: «Гадание с использованием 12 фигур, изображавших людей, (ЦИ ПУ) берет начало с Чжан Ляна (197 год до н. э.), советника императора Лю Бана (247—195 годы до н.э.), основателя династии Хань, который обучился технике гадания у мудреца Хуан Шикуна (в провинции Шэнси)».

Известная чатуранга

Это самый близкий вариант, который похож на современные шахматы. В нее начали играть все в той же северной части Индии, но где-то в VI веке. До наших дней точные правила игры не дошли, хотя ученые представили миру несколько своих вариантов. Основная схожесть:

  • доска в форме квадрата и размера 8 на 8 клеток;
  • фигурки внешне схожи с шахматными;
  • всего 32 фигуры (одна половина основных, вторая – пешки);
  • король и конь ходят одинаково.

Разница между этими играми в количестве игроков: в чатуранге их должно было 4, причем у каждого было по 4 фигуры (король, слон, ладья и конь). Играть нужно 2 на 2. Ходить начинал человек, бросивший игральные кости. А вот ферзя у чатуранги не было вовсе.

Хочется считать эту игру прототипом шахмат, но и здесь есть ряд несоответствий. Само название «чатуранга» обозначает одновременно как минимум 2 совершенно разные игры. Согласно санскриту, это четырехсторонняя игра, а в ведических текстах слово описывало 4 разных рода войска. Но существовала игра чатуранга для двоих. Какая версия древнее не знает никто.

Проблема в том, что несколько веков назад много исследователей неправильно истолковали значение этого слова или попросту не захотели докупаться до самой сути. Такая путаница произошла из-за невозможности подтвердить достоверность некоторых источников, а также нельзя точно определить дату их написания. После выхода их работ, англичане и французы начали ссылаться на эти невыясненные до конца факты.

Так появилась гипотеза американского антрополога Стюарта Кулина об эволюции шахматных игр. Он считал, что исторически игра развивалась по такому принципу:

  • гонки для двоих (игра по кругу или лабиринту);
  • гонки для 4 игроков;
  • шахматы для 4 игроков;
  • шахматы для двоих.

Только в 1913 году эта версия была полностью разрушена англичанином Гарольдом Мюрреем в его работе «История шахмат». Он доказал, что в «Бхавишья Пуране», которую предыдущие оппоненты считали самой древней и истинной, упомянуты шахматы, но он не такой древний. Кроме этого источника, нет ни одного, который бы подтвердил или упомянул шахматную игру.

Поэтому первой достоверной работой, в которой упомянуты и чатуранга, и шатранджа можно считать трактат 1030 года «Индия или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых». Ее автор Аль-Бируни, хорезмский ученый. Он лично посетил северную Индию и заметил, что в шахматы там играет 4 человека одновременно, для чего у них есть 2 комплекта фигур. Оттуда стало известно название ферзя – шах. Понятие мата не существовало, ведь главной задачей игрока было полное уничтожение фигур своего противника.

Индийцы не пеклись о своем будущем поколении, поэтому долгое время не записывали правил игры, что теперь значительно усложняет работу исследователей. Но все же можно с уверенностью сказать, что в 1130 году есть первое упоминание о классической шахматной игре в энциклопедии «Манамолласа». Эту запись сделал король Сомешвара III, правивший в то время в Индии (центр и юг страны). Шахматы уже двухсторонние, фигуры расставляются по привычным для современного человека правилам, да и ходят они практически также. Единственное, нет точного месторасположения на доске ферзя и короля.

Первые чемпионы мира и позиционная игра

Вильгельм Стейниц никогда не встречался за доской с Морфи, завершившим карьеру прежде, чем первый чемпион мира получил известность. Теория Стейница, отрицавшего чрезмерно агрессивную игру, лежит в основе современных шахмат. Он любил принимать гамбиты, закрывать позицию и постепенно усиливать свое положение, реализуя материальное преимущество. В свои лучшие годы Стейниц не знал себе равных в позиционной игре, в 1886 году став первым официальным чемпионом мира.

Вильгельм Стейниц, первый официальный чемпион мира. Фотография из Википедии.

Стейниц оставался чемпионом мира до 1894 года, когда он был побежден Эмануилом Ласкером (10-5). Матч-реванш, состоявшийся еще через три года, завершился еще убедительнее, со счетом 10-2. Ласкер оставался чемпионом мира 27 лет, больше, чем кто-либо другой в истории шахмат.

Позиционные шахматы Стейница и Ласкера завоевывали все большую популярность. До 1920-х годов господствовало мнение, что начале партии противники обязаны бороться за контроль центра пешками. Самыми распространенными дебютами того времени были испанская партия, ферзевый гамбит, французская защита и дебют четырех коней. В этих дебютах игра обычно развивается спокойно, и противники заняты накоплением небольших позиционных плюсов: захватом пространства, ключевых полей, диагоналей и вертикалей.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира по шахматам. Фотография из Германского федерального архива, CC

Хосе-Рауль Капабланка победил Ласкера в 1921 году, став третьим чемпионом мира. Стиль Капабланки до сих пор считается воплощением максимально лаконичного ясного позиционного мастерства. Он стремился избегать тактически сложных позиций, стремясь получить небольшое преимущество, которое доводил до победы в эндшпиле. Он отличался непревзойденным мастерством разыгрывания окончаний. Сильнейшие шахматные компьютерные программы современности находят очень мало погрешностей в его технике эндшпиля. Капабланка являлся чемпионом мира на протяжении всего шести лет, но и сегодня он считается одним из сильнейших шахматистов всех времен.

Хосе-Рауль Капабланка, третий чемпион мира. Фотография из Википедии.

В 1920-х годах возникло новое течение шахматной мысли, гипермодернизм. Главное открытие гипермодернистов заключалось в том, что можно контролировать центр фигурами, не занимая его пешками. Эта идея отразилась в партиях и дебютных находках шахматистов нового поколения: Арона Нимцовича, Ефима Боголюбова, Рихарда Рети и Эрнста Грюнфельда. В это время создавались новые начала и схемы развития: дебют Рети, защиты Нимцовича, Грюнфельда и Бенони.

Наверное, самым ярким образцом гипермодернизма является защита Алехина, названная по имени ее изобретателя, четвертого чемпиона мира Александра Алехина). Идея этой защиты заключается в том, чтобы спровоцировать белых на движение вперед центральных пешек, а потом атаковать неустойчивый пешечный центр. Сегодня Алехина помнят не как гипермодерниста, а как первого шахматиста динамичного стиля — он мог играть как тактически и агрессивно, так и спокойно и позиционно. Алехин был чемпионом мира с 1927 по 1935 год, когда он уступил в матче Максу Эйве. Алехин победил Эйве в матч-реванше в 1937 году и оставался чемпионом до своей смерти в 1946 году. Он является единственным чемпионом мира, ушедшим из жизни непобежденным.

Александр Алехин, четвертый чемпион мира. Фотография: George Bain/Библиотека Конгресса, Википедия.

Это интересно: Шацкии озера и отдых на них.

Церковь против игры

Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.

Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.

Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий