Что означает слово шахматы?

Р[]

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.

Что такое Шахматы, их суть

Итак, что такое шахматы? Конечно, шахматы несут определенные знания для человека. Считается, что они были переданы во время рассвета Египетской цивилизации через Гермеса Трисмегиста.

Однако существуют сведения, что шахматы существовали еще во время Лемурийской цивилизации, а это было сотни тысяч лет назад. Само собой, на планете Земля сначала не было людей вообще. И первые жители Земли – это существа с Созвездия Плеяд и Орион, а потому и шахматы пришли оттуда.

По своей эзотерической сути шахматы выражают собой черно-белый узор из квадратов, который напоминает всем людям о безбрежности и бесконечности всего поля бытия и важности ориентации в нем

Суть шахматной доски

Можно сказать, что узор шахматной доски выражает собой сложную версию креста или пересекающихся крестов, выражающих взаимозависимую природу всего Мироздания. Вот такая шахматная сетка, представленная в виде пересечений квадратов, и каждое пересечение выражает собой портал или вихрь энергии, где реальности и нереальности сливаются.

И вроде бы шахматы – просто игра и выражение культуры человечества, все же они несут именно знания чередования противоположностей в Мироздании.

В давние времена люди знали свою роль в такой игре бытия, знали, что жизнь бесконечна, и что именно мировоззрение определяет, кем они будут, и какие изменения нужно внести в свою жизнь.

Шестьдесят четыре клетки шахматной доски объясняют построение энергии в существующей реальности. Черное поддерживает белое, а белое поддерживает черное.

И по своей сути шахматная доска есть символ противоположностей: мужское и женское, свет и тьма, инь-янь.

Ответы знатоков

VaDiM:

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает «четыре», а анга означает «отряд»). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави ( среднеперсидском языке), которая носила название «Учебник шахмат». В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента — земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского «король» (шах) и термин шахматы происходит от персидского «Король умер».

охотник69:

король умер

Светлана Фабер:

Шаху — хана

Пользователь удален:

смерть короля

ханас валентина:

Король (шах) погиб (умер)

Mozenrath:

Русское название «шахматы» происходит от персидского выражения «шах мат», которое переводится как «властитель побежден».В действительности же в персидском языке нет слова «мат» в значении «умер». По-арабски шахматы называются шатранг, что в переводе с персидского означает «шесть рангов». Кажется, все народы выражают неудовольствие этим словом, переведенным на свой этнический язык.

Светлана:

Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили «Шах» (от персидского «король» ) атакуя короля соперника, и «Шах мат» — с персидского — «король умер»

10 фактов о шахматах

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

Комментарии к ходам[]

ЗнакОбозначение
Оценка позиции
+−у белых решающее преимущество
±у белых лучше
12pxу белых несколько лучше
=равно
10pxу чёрных несколько лучше
у чёрных лучше
−+у чёрных решающее преимущество
неясно
12pxкомпенсация за материал
преимущество в развитии
Oпреимущество в пространстве
с атакой
с инициативой
с контригрой
цугцванг
эндшпиль
ЗнакОбозначение
Оценка хода
#мат
!очень хороший ход
!!отличный ход
?слабый ход
??грубая ошибка
!?ход, заслуживающий внимания
?!сомнительный ход
Δс идеей
против плана соперника
единственный ход
12pxлучше
Nновинка
Другое
цейтнот
ЗнакОбозначение
Геометрия шахматной доски
линия
диагональ
12pxцентр
королевский фланг
ферзевый фланг
Хслабый пункт
Слоны
12pxдва слона
12pxразноцветные слоны
12pxодноцветные слоны
Пешки
оосвязанные пешки
25pxизолированные пешки
10pxсдвоенные пешки
10pxпроходная пешка
>преимущество в числе пешек

Спасский-Фишер, 1972, партия 11

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Здесь Спасский сыграл Кb1

  • ? — ошибка — плохой ход, который не стоило бы играть.
  • ?? — грубая ошибка или явный зевок. Например, подставить ферзя под бой или не увидеть мата со стороны противника.
  • ?! — сомнительный ход. Например, жертва, требующая после этого сложной атаки.
  • !? — интересный ход. Например, хитрая ловушка в проигранной ситуации. Существует шутка: «ленивый комментатор пишет !?, когда не знает, в чём смысл хода».
  • ! — хороший ход.
  • !! — отличный ход, демонстрирующий мастерство шахматиста.

Такие комментарии явно субъективны: например, когда Спасский сделал сомнительный ход конём (Кb1!!) и выиграл, Эдмар Меднис заявил об этом: если бы он проиграл, ход был бы с двумя вопросительными знаками. Джон Нанн в 1992 году попытался формализовать эти комментарии:

  • ! — единственный ход, сохраняющий оценку позиции. Например, если игра ничейная, единственный ход, не ведущий к проигрышу; если игра победная — единственный ход, сохраняющий победу. Восклицательный знак у Нанна используется независимо от того, насколько тривиален ход (если только это не единственный допустимый ход).
  • !! — труднонаходимый ход «!».
  • ? — ход, снижающий оценку позиции, то есть превращающий выигрышную в ничейную или ничейную в проигранную.
  • ?? — явный ход «?», «зевок».
  • !? — ход, не изменяющий оценки, но упрощающий работу шахматиста: например, в теоретически проигранной позиции противнику для выигрыша требуется последовательность ходов «!».
  • ?! — ход, не изменяющий оценки, но затрудняющий работу: например, чтобы сохранить игру ничейной, требуется несколько ходов «!».

В шахматной композиции: ! — ключевой ход задачи (а также ответ противной стороны на неверный ход), ? — неверный ход.

Т[]

  • Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Текст про шахматы на английском + перевод

В этом простом тексте рассказывается, что такое шахматы, и в чем заключается цель игры

Обратите внимание: слово chess в английском языке – это единственное число, а не множественное, как “шахматы” в русском

Текст на английскомПеревод
Chess is a board game for two players. It is played in a square board, made of 64 smaller squares, with eight squares on each side.Шахматы – это настольная игра для двоих игроков. В нее играют на квадратной доске, состоящей из 64 маленьких квадратиков, с восемью квадратами на каждой стороне.
Each player starts with sixteen pieces: eight pawns, two knights, two bishops, two rooks, one queen and one king.Каждый игрок начинает с 16 фигурами: восемь пешек, два коня, два слона, две ладьи, одна королева и один король.
The goal of the game is for each player to checkmate the king of the opponent.Цель игры у каждого игрока – поставить мат королю противника.
Checkmate is a threat to the opposing king which no move can stop.Мат – это угроза королю противника, которую нельзя остановить никаким ходом.
It ends the game.Это приводит к концу игры.
During the game the two opponents take turns to move one of their pieces to a different square of the board.Во время игры соперники передвигают свои фигуры на разные клетки на доске.
One player (‘White’) has pieces of a light color.У одного игрока (белые) фигуры светлого цвета.
The other player (‘Black’) has pieces of a dark color.У другого игрока (черные) фигуры темного цвета.
There are rules about how pieces move, and about taking the opponent’s pieces off the board.Есть правила насчет того, как ходят фигуры, и как снимать с доски фигуры оппонента.
The player with white pieces always makes the first move.Игрок с белыми фигурами всегда делает первый ход.
Because of this, White has a small advantage, and wins more often than Black in tournament games.Из-за этого, белые имеют небольшое преимущество и выигрывают чаще, чем черные на соревнованиях.
Chess is popular and is often played in competitions called chess tournaments.Шахматы популярный, в них часто играют на соревнованиях, которые называются шахматные турниры.
It is enjoyed in many countries.В них с удовольствием играют во многих странах.

Полезные слова:

  • board game – настольная игра
  • piece – фигура или пешка
  • pawn – пешка
  • king – король
  • queen  – ферзь, королева
  • rook – ладья
  • knight – конь
  • bishop – слон
  • move – ход
  • to take turns doing smt – делать что-то по очереди
  • advantage – преимущество

Примечание: в русскоязычной шахматной традиции пешки не принято называть фигурами, их называют просто пешками. Так и говорят: фигуры и пешки. В английском языке и то, и другое – pieces.

П

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала
(в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль.
План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы
(борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов,
необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать
позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной
позиции предопределяет позиционное преимущество.
«Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.

Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске.
Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью.
При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом
делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров
и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке
к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду
из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять
невыгодную позицию).

Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временм и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование
пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.

Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Запись результатов серий партий[]

Для представления обобщённых результатов серии партий (матчей или результатов выступлений в турнире) используется два вида записи:

Соотношение очков
«XX:YY». Здесь XX — количество очков, набранных первым шахматистом, YY — количество очков, набранных вторым. Выигрыш приносит 1 очко, проигрыш — 0, ничья — по 0,5 очка каждому. Например, счёт 8,5:12,5 означает, что в серии из 21 партии первый шахматист проиграл, набрав 8,5 очков против 12,5 очков у второго.
+Побед−Поражений=Ничьих
Запись имеет вид «+AA−BB=CC», она означает, что в серии партий игрок, о котором идёт речь, выиграл AA партий, проиграл BB партий и сделал CC ничьих. Например, «+6−4=11» означает, что игрок выиграл 6 партий, проиграл 4 и свёл вничью 11.

Б[]

  • Батарея — две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
  • Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
  • Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
  • Блока́да — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
  • Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
  • Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Что такое «перевод»

Согласно словарю социолингвистических терминов, переводом является любой способ передачи информации с текстовым содержимым средствами другого языка.

Обычно сопоставляются два и более языка, отыскиваются некие семантические соответствия для передачи одной формы слова в другой.

Можете перевести эту страничку на любой из 90 языков мира, чтобы посмотреть, каким образом изменяется информация в результате перевода.

Перевод может затрагивать не только передачу информации с одного языка на другой, но и передачу эмоций, например: эмоджи. Да, да! Картинки тоже можно переводить.

Переводят также и буквы одного языка в другой. Чаще всего этим пользуются при транслитерации слов.

Попробуй преобразовать русские слова в слова, записанные латиницей.

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Г[]

  • Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
  • Гарде́ (Шаблон:Lang-fr «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
  • Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
  • Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

К[]

  • «Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  • Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • «Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
  • Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
  • Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  • Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Гроссмейстер может всё просчитать

Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.

Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.

Виды перевода

Перевод может быть дословным, кратким, свободным (смысловым) или художественным.

При дословном переводе идет упор на передачу текстовой информации каждой лексической единицы фразы. Это не всегда правильный подход. Так как грамматически и синтаксически языки могут не совпадать. И тогда дословный перевод даст нам либо смешной вариант высказывания, либо вообще несуразный.

Пример:

I have a cat. — Я имею кота. Согласитесь, эта фраза не соответствует норме русского языка. Следует избегать дословного перевода с аналогичных предложений. Правильнее будет перевести: У меня есть кот.

Именно так звучит выражение при смысловом переводе. Передается общий смысл сказанного (или написанного).

Что касается краткого перевода, то такие формы используются с целью изложить большой по объему материал для передачи смысла текста для общего понимания, о чем идет речь.

Художественная форма перевода подразумевает, что переводчик, передавая суть написанного на другом языке, может изменять информацию, добавляя свои какие-то выводы, чувства, выводы и анализы. При этом используются все возможные выразительные средства языка.

Часто текст, полученный в результате перевода, так и называют — перевод.

Например: Иван, принеси мне, пожалуйста, перевод этой книги.

Ж[]

  • Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

    • Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
    • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
    • Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий