Зачем нужна гимнастика Мюллера для шахмат?

Как заниматься артикуляционной гимнастикой

Занятия по артикуляции нужно проводить в сидячем положении, чтобы ребенок сидел прямо и имел возможность в любой момент расслабить тело, руки и ноги. Квалифицированные специалисты рекомендуют начинать зарядку с упражнений для губ.

Важно! Малыш должен хорошо видеть лицо родителя или логопеда, а также свое лицо, чтобы осуществлять самостоятельный контроль за правильностью выполнения упражнений. Для этих целей желательно пользоваться настенным или ручным зеркалом

В педагогике существует несколько основных правил, как проводить уроки по артикуляционной гимнастике. К основным из них относят следующие:

  • С помощью игровых приемов воспитатель должен рассказать ребенку о предстоящих занятиях, а также показать выполнение каждого упражнения на своем примере.
  • Если малышу трудно выполнить какое-то движение, ему нужно помочь, используя для этого чистый палец, шпатель или чайную ложку.
  • Чтобы дошкольник определил для себя правильное положение языка, нужно намазать его верхнюю губу медом, вареньем или еще чем-нибудь сладким. Ребенок инстинктивно оближет губу, и его язык ляжет так, как нужно.

Логопед или воспитатель, который проводит образовательную артикуляторную зарядку, должен обязательно следить за тем, как дети выполняют движения

Особое внимание нужно уделять плавности, точности, устойчивости и темпу выполнения. Движения абсолютно каждого органа артикуляции должны быть симметричными по отношению к левой и правой стороне лица, иначе никакого результата от таких уроков не будет

https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg

Гимнастика для языка детям

С помощью гимнастики для языка не только укрепляются его мышцы, но и отрабатываются правильные движения. Благодаря урокам по артикуляции малыш готовит свой язык, чтобы правильно произносить звуки, вырабатывает умение владеть языком и изменять его положение.

Логопеды выделяют несколько эффективных и наиболее популярных игр для улучшения звукопроизношения, а именно «Птичку», «Горку» и «Качели». Выполняя «Птичку», ребенок должен высунуть язык, после чего полностью расслабить его, пошлепать им себя по губам и положить на нижнюю губу. Держать в таком положении не менее 20 сек. Во время «Горки» и «Качелей» малыш должен поочередно касаться языком своего носа и подбородка.

Упражнение «Качели»

Навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами

У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Признаки проблем с кровообращением

Симптомы хронической недостаточности кровообращения в головном мозге могут не появляться до ситуации, требующей обильного кровоснабжения: стресса, непривычной физической нагрузки, нахождения в непроветриваемой комнате. Они появляются внезапно: головная боль, онемение части лица, нарушение координации движений, шум в ушах.

Хронически могут появляться такие симптомы: частые головокружения, снижение памяти и работоспособности, ухудшение концентрации внимания, сонливость или бессонница.

К признакам нарушения кровотока в конечностях относят перемежающуюся хромоту (боль при ходьбе и ее отсутствие в покое), холодные руки и ноги при любой погоде, образование сосудистых звездочек, тяжесть, усталость, отеки, судороги в мышцах ног.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.


Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Кроссворды не спасают

Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения. 

Результаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале Neurology. Данные томографического обследования 638 людей пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее. Причем упражнения должны быть несложными и соответствовать возрасту, то есть надо щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2 – 3 километра и делать по утрам небольшой комплекс движений с упором на плавные аэробные упражнения (то есть связанные с тренировкой дыхания) и укрепление мышц.

А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая пищу для ума, показали: одна лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.

Польза игры в шахматы

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций

Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз – поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие – создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

Навык нестандартного мышления

Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».

Радуйтесь жизни

Специалисты из Университета Магдебурга установили, что усвоение информации долговременной памятью тесно связано с гормоном радости дофамином. В эксперименте участвовали горожане в возрасте от 65 до 75 лет, у которых брали анализ на гормоны и проводили тесты на запоминание и воспроизведение информации. У тех, у кого уровень дофамина был выше на 20 – 30%, и память оказалась лучше. Также они меньше уставали при умственных нагрузках.

Чтобы повысить уровень дофамина, нужны продукты, содержащие натуральные сахара и жиры, причем в первой половине дня, так как пик выработки этого гормона приходится на 10 – 11 утра. Если предстоит сложный день, съешьте на завтрак яичницу с беконом и запейте чаем с медом. 

Новости по теме:
Здоровье

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

Напрасная зубрежка стихов

Казалось бы, железное правило, которое с нами по жизни прямо с детского садика: учи наизусть – будет отличная память. Но исследования Колумбийского университета (США), проведенные на 350 студентах, показали, что нет никакой прямой связи между заучиванием наизусть больших объемов текста и активностью лимбической системы мозга (в этой зоне находится наш центр памяти). Более того, молодые люди, которые зубрили стихи без всякого удовольствия (потому что надо), не могли сосредоточиться на запоминании другой информации, были менее внимательными.

По словам профессора-нейро-лингвиста Бернхарда Шмидта, “если стихи не запоминаются сами собой, не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст”. 

Ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не учить на­изусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова советует: наш мозг и так перегружен, так почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет интернет. 

Упражнения с самомассажем

Упражнение 9. И. п. — стоя на одной ноге с опорой руки о неподвижный предмет. На счет 1 — 4 — свободной ногой быстро растирать ступню и голень опорной ноги до колена, а рукой — спину, затылок, заднюю часть головы. То же, поменяв положение рук и ног. 10 раз.

Упражнение 10. И. п. — стоя, ноги врозь. На счет 1 — 3 — вытянуть левую руку вперед — вниз и правой рукой растирать ее от кисти до плеча; 5 — 8 — выполнять растирание правой стороны груди; 9 — 12 — обняв себя руками, растирать лопатки; 13 — 16 — растирание правой руки от плеча до кисти. То же в обратном порядке. В качестве усложнения упражнение можно выполнять в сочетании с приседаниями, не отрывая пяток от пола. По 5 раз каждой рукой.

Упражнение 11. И. п. — стоя, ноги врозь. Положить ладони на грудь и наклониться назад. На счет 1 — 4 — растирающими движениями руки идут вниз от ключиц по животу до паха и переводятся на поясницу большими пальцами вперед, как бы охватывая талию; 5 — 8 — в наклоне туловища вперед руки с поясницы опускаются вниз по задней поверхности ног; 9 — 12 — дойдя до ступней, руки переходят на переднюю поверхность ног; 13 — 16 — руки двигаются по передней поверхности ног до живота с одновременным разгибанием туловища до и. п. При выполнении упражнения ноги не сгибаются. В фазе прогиба выполняется вдох, в фазе наклона — выдох. 16 раз.

Упражнение 12. И. п. — стоя, ноги врозь, ладони на животе. На счет 1 — 4 — сгибая правую ногу, наклонить туловище влево, руки скользят по левой ноге, энергично растирая ее; 5 — 8 — вернуться в и. п., растирая ногу. То же в другую сторону. В и. п. выполняется вдох, в фазе наклона — выдох. Чередовать по 10 движений в одну и другую сторону.

Упражнение 13. И. п. — стоя у опоры, ноги врозь. На счет 1 — 2 — выполнить круг правой рукой сбоку и положить ее на опору с сильным давлением, а левой рукой сделать три зигзагообразных растирания от верхней части спины (как можно выше) до поясницы. То же, поменяв положение рук. При выполнении круга рукой — вдох, при надавливании — выдох. По 8 раз каждой рукой.

Упражнение 14. И. п. — стоя боком к опоре и держась за нее, ноги врозь. На счет 1 — 3 — растирание свободной рукой боковой поверхности туловища 3 раза вверх и вниз. То же другой рукой. По 8 раз в каждую сторону.

Усложненный вариант упражнения. И. п. — стоя на одной ноге, другая вытянута в сторону и приподнята. На счет 1 — 4 — поднимая выпрямленную ногу как можно выше вверх, растирать ее одноименной рукой от бедра до колена; 5 — 8 — опуская ногу, растирать заднюю поверхность бедра в обратном направлении. По 8 раз в каждую сторону.

Упражнение 15. И. п. — стоя. На счет 1 — 4 — поднять согнутую левую ногу как можно выше вверх, обхватив стопу руками; 5 — 8 — опуская ногу, растирать ее сбоку ладонями от пятки до колена и выше. По 10 раз каждой ногой.

Упражнение 16. И. п. — стоя, ноги вместе. На счет 1 — наклонить туловище влево, правой рукой растирать бок вверх до ребер, левой — ногу от бедра до колена. То же в другую сторону. По 5 раз в каждую сторону поочередно.

Упражнение 17. И. п. — стоя, ноги шире плеч, руки на груди. На счет 1 — 2 — поворот туловища влево, растирая правый бок и грудь в противоположном повороту направлении (поперечное трение). То же в другую сторону. При выполнении упражнения ноги выпрямлены и неподвижны. По 10 раз в каждую сторону поочередно.

Упражнение 18. Повторить упражнение 11.

Специальные упражнения для шеи являются дополнением к системе И. Мюллера. Он не считает их выполнение обязательным, однако рекомендует выполнять и эти упражнения для «красоты и хорошей осанки». Автор утверждает, что с помощью рекомендуемых им упражнений можно за 3 месяца увеличить окружность тонкой шеи на 2 см.

1. Сгибание головы вперед и назад (наклоны головы). Наклонив голову вперед, положить ладони на затылок. Наклоняя голову назад, оказывать сопротивление движению руками. Наклоняя голову вперед, оказывать сопротивление движению руками, поставленными под подбородок. 10— 50 раз.

2. Наклоны головы в стороны. Наклонить голову влево, приложив правую руку к виску. Наклоняя голову вправо, оказывать сопротивление движению правой рукой. То же в другую сторону. 5—25 раз.

3. Повороты головы. Повернуть голову влево, приложив правую руку к правой щеке. Поворачивая голову вправо, оказывать сопротивление движению правой рукой. То же в другую сторону. 5—25 раз.

Как улучшить кровообращение в ногах

Если не следить за кровообращением в ногах, можно упустить начало развития необратимых нарушений. Плохой кровоток приводит к варикозной болезни — стойкому расширению вен. Для того, чтобы обеспечить нормальный ток крови и тонус сосудов, откажитесь от лифтов и отдайте предпочтение ходьбе по ступенькам. Полезно также ходить пешком, кататься на велосипеде/велотренажере.

А эти упражнения можно делать дома ежедневно:

  • Встаньте на колени, локти — на полу перед собой. На выдохе выпрямите ноги так, чтобы тело образовало букву «Л» , задержитесь на 10 секунд, вернитесь в исходное положение.
  • Лежа на спине имитируйте езду на велосипеде — руки за головой, ноги поднять перпендикулярно туловищу. 30 вращений, количество подходов может варьироваться в зависимости от натренированности мышц.
  • В положении сидя прижмите пятки к полу, поднимите носки, затем — наоборот. Повторить 20-30 раз. Идеально подходит в вечернее время тем, кто страдает от судорог икроножных мышц.
  • Лежа на спине поднимите одну ногу. Вращайте ей по часовой стрелке 20 раз. Повторите с другой ногой против часовой стрелки.
  • Сидя развести прямые ноги в стороны настолько, насколько позволяет растяжка. Наклоняйтесь поочередно в обе стороны по 10 раз.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий