Эннио Морриконе и шахматы

Награды

  • Премии «Оскар» за вклад в киноискусство (2007) и лучший оригинальный саундтрек к фильму «Омерзительная восьмёрка» (2016).
  • Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2005)
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1995)
  • Золотая медаль «За вклад в развитие культуры и искусства» (2000)
  • Три премии «Золотой глобус» за лучшую музыку к фильмам:
    • 1987 — Миссия
    • 2000 — Легенда о пианисте
    • 2016 — Омерзительная восьмёрка
  • Девять премий «Давид ди Донателло» за «Лучшую музыку» к фильмам:
    • 1988 — Очки в золотой оправе
    • 1989 — Новый кинотеатр «Парадизо»
    • 1991 — У всех всё в порядке
    • 1993 — Иона, который жил в чреве кита
    • 1999 — Легенда о пианисте
    • 2000 — Закон противоположностей
    • 2007 — Незнакомка
    • 2010 — Баария
    • 2013 — Лучшее предложение
  • Шесть премий «BAFTA» в категории «Лучшая музыка к фильму»:
    •  — Дни жатвы
    •  — Однажды в Америке
    •  — Миссия
    •  — Неприкасаемые
    •  — Новый кинотеатр «Парадизо»
    •  — Омерзительная восьмёрка
  • Премия «Золотой орёл» (2004) за лучшую музыку к фильму «72 метра»

Биография

Происхождение

Родился 10 ноября 1928 года в Риме, в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи. Эннио был старшим из пяти детей. Когда ему исполнилось 12 лет, поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где его педагогом стал Гоффредо Петрасси. В консерватории Морриконе получил 3 диплома — по классу трубы (1946), инструментовки (1952) и композиции (1954).

Профессиональная деятельность

Когда Морриконе исполнилось 16 лет, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Морриконе подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. Годом позже устроился в театр, где проработал один год музыкантом, а потом три года композитором. В 1950 году начал аранжировать песни популярных композиторов для радио. Обработкой музыки для радио и концертов он занимался до 1960 года, а в 1960 году начал аранжировать музыку для телешоу. В 1961 году аранжировал популярную песню Джино Паоли Sapore di sale.

Начал писать музыку к фильмам лишь в 1961 году, когда ему было 33 года. Начал со спагетти-вестернов — жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника — режиссёра Серджо Леоне. Позднее работал с крупнейшими кинорежиссёрами Италии — Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Сальваторе Сампери и многими другими.

С 1964 года Морриконе работал в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен, в том числе для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино.

Прославившись в Европе, Морриконе был приглашён для работы в голливудском кинематографе. В США написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер, Барри Левинсон, Терренс Малик и других. Среди режиссёров, для фильмов которых он писал музыку, был и представитель России — Владимир Хотиненко (фильм «72 метра»).

Эннио Морриконе дирижирует оркестром в штаб-квартире ООН. 2 февраля 2007 года

Кроме саундтреков Морриконе создавал камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 году совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.

Дважды за свою карьеру сам снимался в фильмах, к которым писал музыку, а в 1995 году о нём был снят документальный фильм. 6 декабря 2012 года Морриконе открыл своё юбилейное турне совместным концертом с SOFIA Symphony Orchestra на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.

За свою карьеру Эннио Морриконе написал музыку более чем к 400 фильмам и телесериалам Италии, Испании, Франции, Германии, России, США. Признается одним из самых известных композиторов современности и одним из наиболее известных в мире композиторов кино. Как кинокомпозитор был шесть раз номинирован на «Оскар», а в 2007 году получил «Оскар» за выдающийся вклад в кинематограф. Кроме того, в 1988 году за музыку к фильму «Неприкасаемые» был удостоен премии «Грэмми». В 1996 году Морриконе вместе с фотографом Аугусто Де Лука получил премию «Города Рима» за книгу «Наш Рим».

В 2013 году принял решение праздновать свой 85-летний юбилей в рамках европейского тура с SOFIA Symphony Orchestra. Открыл тур грандиозный концерт в Москве в «Крокус-Сити Холл» 13 и 14 ноября. В 2014 году стал почётным председателем I Международного конкурса авторского музыкального видео «Медиамузыка»; финал конкурса состоялся 1 марта 2015 года в Москве.

В 2016 году получил второй «Оскар» за музыку к фильму «Омерзительная восьмёрка».

Эннио Морриконе скончался 6 июля 2020 года на 92-м году жизни в одной из больниц Рима, куда был госпитализирован несколькими днями ранее с переломом бедренной кости, полученным в результате падения.

Морриконе VS Тарантино

Пожалуй, самый верный поклонник Эннио Морриконе – Квентин Тарантино.

–  Когда Тарантино позвонил мне в первый раз, мне пришлось отказать, потому что у меня были другие дела. Так он использовал фрагменты из моей ранее написанной музыки. Что касается “Бесславных ублюдков”, я опять же не смог ему ничего написать, – рассказывал Морриконе. – Я никогда не писал музыку для этого фильма, и он выбрал уже существующую музыку моего авторства.

А потом Тарантино таки уговорил Морриконе сочинить специально для него мелодии для “Джанго освобожденный” и “Омерзительной восьмерки”, за которую композитор получил второй “Оскар, став в возрасте 87 лет самым пожилым лауреатом в истории Киноакадемии.

Биография

Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года в Риме.

Глава семейства Марио Морриконе (Mario Morricone) был джазовым трубачом, а мать Либера Ридольфи (Libera Ridolfi) занималась работой по дому.

Образование

Профессия отца повлияла на выбор занятия старшего сына и в 12 лет мальчик поступает в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии (Conservatorio statale di musica «Santa Cecilia»), где его обучением занимается педагог Гоффредо Петрасси (Goffredo Petrassi). Обучаясь там в течение одиннадцати лет, молодой человек заканчивает три отделения.

Он получает дипломы по классу трубы, оркестра и композиции.

Первые работы

В 16-летнем возрасте в течение года юноша играет в музыкальном коллективе Альберто Фламини (Alberto Flamini), замещая отца, работавшего там до него. Музыканты зарабатывают деньги, выступая в римских казино, ресторанах и других общественных местах.

В 17 лет молодой человек начинает работать музыкантом в одном из римских театров, через год там же он становится театральным композитором.

Во время учебы в консерватории с 1950-х гг. Эннио пробует писать свои музыкальные произведения, также начинается работа по адаптации народных песен и песен модных композиторов для радио и телевизионных шоу. Правда, вначале его имя не упоминалось в титрах, где предпочтительнее было указывать более признанных композиторов.

Лучшие фильмы с музыкой Морриконе

  • Список по праву возглавляет уже упомянутый выше фильм Серджио Леоне «За пригоршню долларов». Эта картина прославила Эннио как композитора во всем мире. Фильм положил начало многолетнему сотрудничеству двух бывших одноклассников.
  • В 1966 г. очередная работа Леоне-Морриконе «Хороший, плохой, злой» («Il Buono, il brutto, il cattivo») была внесена IMDb в список пяти лучших фильмов.
  • Одна из красивейших композиций Морриконе звучит в кинокартине Серджио Леоне и Тонио Валери (Tonino Valerii) «Меня зовут Никто» («Il mio nome e Nessuno», 1973 г.)
  • Леденящая кровь мелодия Эннио Морриконе сделала фильм Джона Бурмена (John Boorman) «Изгоняющий дьявола 2» («Exorcist II: The Heretic», 1977 г.) лидером кассовых сборов в 1977 г.

Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе из фильма «Профессионал» (Le Professionnel, 1981 г.) режиссера Жоржа Лотнера (Georges Lautner) принесло славу и известность композитору у советских зрителей. За этот фильм с участием Жан-Поля Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) Морриконе наградили национальной кинопремией Сезар (César).
В 1983 г. в финальной кинокартине Леоне «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1984 г.) звучит еще один трек Морриконе, за который его номинировали на «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Но композитору досталась только «Серебряная лента» («Nastro d’argento»).
Музыка Эннио Морриконе из сериала «Спрут» стала популярной не только на родине итальянца, но и в Советском Союзе

Противостояние сицилийской мафии и полиции Италии долго удерживало внимание многочисленных поклонников сериала.

https://youtube.com/watch?v=HJUVNdFeeMs

  • В 2000 г. композитор награжден «Оскаром» за композицию к картине Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore) «Легенда о пианисте» («La leggenda del pianista sull’oceano», 1998 г.).
  • В 2001 г. Морриконе вручен «Оскар» за кинофильм Торнаторе «Малена» («Malеna», 2000 г.).

В 2016 г. композитор получает «Оскар» за музыкальное сопровождение фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

Что же касается вдохновения…

– Да, есть такое романтическое представление о композиторах, – рассказывал он в интервью “КП”.  – Мол, стоит ему увидеть прекрасные закаты, влюбиться, как он тут же вдохновится и напишет музыку. Мне идея вдохновения совершенно не близка. Важнее всего идея. Если у тебя есть четкая идея, ты над ней работаешь. Музыка должна идти “из головы”. Я считаю, что мелодию рождает ум, а не сердце. А еще музыка не должна отвлекать от фильма, а ненавязчиво сопровождать его.

За саундтрек к “Омерзительной восьмерке” Квентина Тарантино Морриконе получил “Оскар”. Фото: facebook.com/maestroenniomorricone

Творческий путь

В одном из своих интервью Эннио рассказал о том, что секрет успешной композиции состоит в работе с мелодией, а не структурой произведения. Музыку Морриконе создавал не за инструментом, а за письменным столом.

Сначала композитор размышлял над концепцией, а затем описывал её нотами. Эннио вдохновляло спокойствие и тишина

Значительное внимание он уделял работе с появившейся задумкой. Практически всегда доводил её до совершенства

Watch this video on YouTube

Вскоре создание аранжировок переросло в основное детище Морриконе. Параллельно с созданием первых музыкальных композиций Эннио проходил обучение в консерватории.

В начале 1960-х годов молодой Морриконе писал саундтреки для итальянских вестернов. Это позволило ему обрести полезных знакомых. Эннио постепенно вливался в мир кинематографа и искусства.

Ennio Morricone (Эннио Морриконе): Биография артиста

Он уделял внимание кинематографу, реализуясь как автор. Морриконе удалось поработать с Джанни Моранди

Кроме того, он сочинял песни для кинофильмов Пола Анки.

Его дебютные работы: кинофильм «Смерть друга» (1959) и «Фашистский вожак» (1961).

Трамплин к мировой славе

Однажды домой к композитору пришел человек и попросил Эннио подобрать музыку к его будущей картине. Внешность режиссера показалась хозяину дома знакомой и он поинтересовался, в какой школе тот учился. Оказалось, гость когда-то посещал вместе с Эннио начальную школу и звали его Серджио Леоне (Sergio Leone).

Фильмы Леоне впоследствии прославили талантливого музыканта на весь мир. Кассовые сборы его вестерна «За пригоршню долларов» («Per un pugno di dollari») с Клином Иствудом (Clint Eastwood) в главной роли достигли отметки в 3,5 миллиона долларов. В фильме звучали непривычные тогда электрические гитары, уличные колокольчики и флейта Пана.

Работа со знаменитостями

На протяжении богатой творческой карьеры композитора, музыка Эннио Морриконе звучала не только в европейских, но и в голливудских фильмах. Он работал с режиссерами:

  1. Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) в картине «Двадцатый век» («Novecento», 1976 г.);
  2. Паоло Пазолини (Paolo Pasolini) в картине «Сало, или 120 дней Содома» («Salò o le 120 giornate di Sodoma», 1975 г.);
  3. Романом Полански (Roman Polanski) в картине «Неукротимый» («Frantic», 1987 г.);
  4. Оливером Стоуном (Oliver Stone) в фильме «Поворот» («U Turn», 1997 г.);
  5. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani) в сериале «Спрут» («La Piovra», 1984 г.);
  6. Квентином Тарантино (Quentin Tarantino) в фильме «Омерзительная восьмерка» («The Hateful Eight», 2015 г.) и другими.

“Музыка похожа на шахматы”

Чтобы оставаться в хорошей форме, 91-летний Морриконе придерживался строгого режима дня. Ведь, поего признанию, все дело – в режиме дня и режиме питания. Просыпался композитор в четыре утра, обязательно делал зарядку и в восемь или в половине девятого уже начинал работать. Каждый день много гулял и всегда следил за тем, что ест. Даже во время визита в Киев в 2013-м осматривал Крещатик в 5 утра. Кроме того, Эннио никогда не пил и не употреблял крепкий алкоголь.

Когда у него интересовались, как дожить его возраста и не потеряться вкус к жизни и желание работать, отвечал:

– А я не чувствую себя старым. Я молодой. К тому же, у меня есть маленькие радости: футбол, шахматы. Я, кстати, играл с некоторыми известными шахматистами! И, конечно, музыка.

Кстати, в Киеве был дважды. Впервые маэстро приезжал в 2011-м, во второй раз – в 2013.  

Помнится, тогда единственным требованием мировой звезды, которое он предъявлял организаторам гастролей, было – не использовать в оформлении его апартаментов и концертного зала сиреневый цвет. Мол, он не приносит удачи.

Журналисты, когда он был с визитом Беларуси, даже прямо спросили: “Правда, что вы однажды выгнали нашу коллегу за то, что она пришла на интервью в сиреневой рубашке”? Маэстро, которому в тот момент было 85 лет, рассмеялся: “Я не суеверный, но кинематографисты, с которыми я общаюсь, верят в приметы. Может, и было такое – не помню”.

Любопытно, что господин Эннио недолюбливает и число 17. По той же причине, что и сиреневый цвет. И считал, что музыка тесно связана с математикой.

Музыка очень связана с математикой, без сомнения. А еще музыка похожа на шахматы. Очень люблю эту игру. Я играл с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Проиграл, конечно…

Личная жизнь

Морриконе был счастлив в браке с Марией Травиа. Супруги вместе больше 50 лет. Жена поддерживала мужа в любых начинаниях. В их союзе не было места размолвкам.

В семье родились четверо детей: три сына и дочь. Андреа продолжил семейное дело. Как дед и отец, он посвятил себя музыке и создает композиции для кино. Джованни стал театральным режиссером, Марко трудится в агентстве авторских прав, а дочь Александра сделала карьеру в области медицины.

Эннио Морриконе и его жена Мария

Морриконе с радостью рассказывал о семье и отвечал на вопросы о личной жизни. Он отмечает, что дал возможность получить качественное образование и предоставил сыновьям и дочери шанс для реализации.

Находясь в преклонном возрасте, композитор вел активный образ жизни. Чувствовать себя бодрым ему помогал размеренный режим дня и питания. Он рано просыпался и ложился спать, часто гулял на свежем воздухе и не употреблял крепкий алкоголь. Морриконе любил играть в шахматы. Его напарниками становились гроссмейстеры Гарри Каспаров и Анатолий Карпов.

Изменение истории музыки фильма

Параллельно с его занятой карьерой в кино и индустрии звукозаписи, Морриконе оставался приверженцем создания «серьезной» концертной музыки. За свою жизнь он создал более 100 концертных произведений, включая оркестровые, хоровые и камерные произведения. Он также стал соучредителем Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza, авангардного музыкального коллектива, целью которого было экспериментировать с импровизацией в художественной музыке.

Это стремление к экспериментам и авантюрности было применено к его фильмам, в частности к «Спагетти-вестернам» Серхио Леоне. Это была серия низкобюджетных фильмов, снятых итальянцами, в которых исследовалось представление об американском Западе сквозь призму мрачности, цинизма и черного юмора. Морриконе избегал ожидаемых моделей музыки к фильмам в Голливуде в то время. Это были кантри-баллады, такие как у композитора Дмитрия Тёмкина в «Полдень» (Фред Зиннеман, 1952) или полный оркестровый звук Американы в стиле Аарона Копланда, услышанный в «Большой стране» (1958, музыка Джерома Моросса) и «Великолепной семерке» (1960, музыка Элмера Бернштейна).

В «Горсть долларов» (1964) и последующих фильмах Морриконе выбрал беспрецедентное слияние архаично звучащих линий в мелодии, напоминающей средневековую модальную музыку. Он смешал этот звук с современными поп-нотами (электрогитара Fender), бессловесными хорами, необычными инструментами (арфа, окарины, трубы мариачи…) и окружающими звуками (трещины кнута, свист, выстрелы, вой койота). Он также наполнил партитуры своим фирменным юмором. Это можно услышать в западной комедии Il Mio Nome и Nessuno («Меня зовут никто», Тонино Валерий, 1973), где на игрушечной трубе звучат фрагменты «Вагнеровского похода валькирий».

Фото: https://takprosto.cc/

1960-е годы были десятилетием, в течение которого музыка к фильмам отказалась от позднего романтического полусимфонического звучания, характерного для Голливуда и других основных киноиндустрий. Морриконе был ключевым в омоложении искусства озвучивания фильма с его экспериментальным и противозаконным подходом. Говоря о своем стиле композиции в интервью New York Times, Морриконе сказал:

«Я изучал экспрессивные методы всей истории музыкальной композиции. Мы живем в современном мире, и в современной музыке центральным фактом является не заражение болезнями, а загрязнение музыкальных стилей. Если вы найдете это во мне, это хорошо».

Независимо от жанра или эксперимента – и пределов, продиктованных фильмом – его звук всегда отличался. Именно через это загрязнение, как он это назвал, он смог вырваться из ограничений, наложенных в фильме, и развить свой звук. Узнаваемый личный стиль Морриконе был также продуктом артистической целостности и бескомпромиссного подхода, который, к сожалению, редко встречается в коммерческой музыке. Он настаивал на написании всех аспектов музыки, не прибегая к аранжировщикам или программному обеспечению.

Один из его самых больших баллов – его личный фаворит, по сообщениям – был для Миссии (1986). Он создал шедевр, в котором три ключевых элемента истории имеют музыкальный характер. Во-первых, это деспотичная римско-католическая церковь, представленная пьесой «Конспект Спус». Сложный мотет (в основном вокальная музыкальная композиция) напоминает итальянского композитора эпохи Возрождения Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Второе – это церковь Отца Гавриила, которая воплощена в духовную мелодию Гобой Гавриила. Третье – это племя гуарани, которое представлено трелевочными дудками в хоровой пьесе Edenic Vita Nostra.

Фото: https://www.goodfon.ru/

Морриконе переплетал все три с душераздирающей драматической чувствительностью и внушительной командой контрапунтного письма, которое слишком редко встречается в музыке кино. Партитура The Mission – это не просто отличная «музыка к фильму», это отличная музыка. Он демонстрирует универсальность, экспериментальность и художественную целостность Morricone в высшей, наиболее зрелой и интегрированной форме.

Биография

Эннио Морриконе – итальянский композитор, музыкант и дирижер, получивший всемирную известность благодаря саундтрекам к кино. Произведения музыканта сопровождают популярные голливудские фильмы. Его неоднократно награждали главными премиями за музыку к кинокартинам.

Эннио Морриконе родился в Риме 10 ноября 1928 года в семье домохозяйки и музыканта. Его отец работал джазовым трубачом. Мальчик оказался старшим из пятерых детей. Наследственность и атмосфера дома сыграли большую роль в выборе занятия, которому хотел посвятить себя Эннио.

Эннио Морриконе в молодости

Став в 12 лет учеником римской консерватории Санта Чечилиа, он обрел наставника в лице Гоффредо Петрасси. За 11 лет обучения молодой человек получил образование по трем направлениям и стал обладателем диплома по классу композиции, оркестра и трубы. Занятия парень совмещал с подработкой.

В 16 лет Морриконе начал выступать в ансамбле Альберто Фламини, где когда-то играл его отец. Вместе с коллективом юноша исполнял музыкальные композиции в казино, отелях и ресторанах. В 17 лет стал театральным артистом, а спустя год продемонстрировал свои навыки в статусе композитора.

Первые произведения Эннио создал во время учебы в консерватории, сочиняя аранжировки фольклорных мелодий для телевидения и радио. В то время его фамилию не указывали в титрах, так как музыкант не был известен публике.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий