Интервью с Морриконе о шахматах

Трамплин к мировой славе

Однажды домой к композитору пришел человек и попросил Эннио подобрать музыку к его будущей картине. Внешность режиссера показалась хозяину дома знакомой и он поинтересовался, в какой школе тот учился. Оказалось, гость когда-то посещал вместе с Эннио начальную школу и звали его Серджио Леоне (Sergio Leone).

Фильмы Леоне впоследствии прославили талантливого музыканта на весь мир. Кассовые сборы его вестерна «За пригоршню долларов» («Per un pugno di dollari») с Клином Иствудом (Clint Eastwood) в главной роли достигли отметки в 3,5 миллиона долларов. В фильме звучали непривычные тогда электрические гитары, уличные колокольчики и флейта Пана.

Работа со знаменитостями

На протяжении богатой творческой карьеры композитора, музыка Эннио Морриконе звучала не только в европейских, но и в голливудских фильмах. Он работал с режиссерами:

  1. Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) в картине «Двадцатый век» («Novecento», 1976 г.);
  2. Паоло Пазолини (Paolo Pasolini) в картине «Сало, или 120 дней Содома» («Salò o le 120 giornate di Sodoma», 1975 г.);
  3. Романом Полански (Roman Polanski) в картине «Неукротимый» («Frantic», 1987 г.);
  4. Оливером Стоуном (Oliver Stone) в фильме «Поворот» («U Turn», 1997 г.);
  5. Дамиано Дамиани (Damiano Damiani) в сериале «Спрут» («La Piovra», 1984 г.);
  6. Квентином Тарантино (Quentin Tarantino) в фильме «Омерзительная восьмерка» («The Hateful Eight», 2015 г.) и другими.

Биография

Происхождение

Родился 10 ноября 1928 года в Риме, в семье профессионального джазового трубача Марио Морриконе и домохозяйки Либеры Ридольфи. Эннио был старшим из пяти детей. Когда ему исполнилось 12 лет, поступил в консерваторию Святой Чечилии в Риме, где его педагогом стал Гоффредо Петрасси. В консерватории Морриконе получил 3 диплома — по классу трубы (1946), инструментовки (1952) и композиции (1954).

Профессиональная деятельность

Когда Морриконе исполнилось 16 лет, он занял место второй трубы в ансамбле Альберто Фламини, в котором прежде играл его отец. Вместе с ансамблем Морриконе подрабатывал, играя в ночных клубах и отелях Рима. Годом позже устроился в театр, где проработал один год музыкантом, а потом три года композитором. В 1950 году начал аранжировать песни популярных композиторов для радио. Обработкой музыки для радио и концертов он занимался до 1960 года, а в 1960 году начал аранжировать музыку для телешоу. В 1961 году аранжировал популярную песню Джино Паоли Sapore di sale.

Начал писать музыку к фильмам лишь в 1961 году, когда ему было 33 года. Начал со спагетти-вестернов — жанра, с которым теперь прочно ассоциируется его имя. Широкая известность пришла к нему после работы над фильмами его бывшего одноклассника — режиссёра Серджо Леоне. Позднее работал с крупнейшими кинорежиссёрами Италии — Бернардо Бертолуччи, Пьером Паоло Пазолини, Дарио Ардженто, Сальваторе Сампери и многими другими.

С 1964 года Морриконе работал в звукозаписывающей компании «RCA», где аранжировал сотни песен, в том числе для таких знаменитостей, как Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино.

Прославившись в Европе, Морриконе был приглашён для работы в голливудском кинематографе. В США написал музыку для фильмов таких известных режиссёров, как Роман Полански, Оливер Стоун, Брайан Де Пальма, Майк Николс, Джон Карпентер, Барри Левинсон, Терренс Малик и других. Среди режиссёров, для фильмов которых он писал музыку, был и представитель России — Владимир Хотиненко (фильм «72 метра»).

Эннио Морриконе дирижирует оркестром в штаб-квартире ООН. 2 февраля 2007 года

Кроме саундтреков Морриконе создавал камерную инструментальную музыку, с которой в 1985 году совершил тур по Европе, лично дирижируя оркестром на концертах.

Дважды за свою карьеру сам снимался в фильмах, к которым писал музыку, а в 1995 году о нём был снят документальный фильм. 6 декабря 2012 года Морриконе открыл своё юбилейное турне совместным концертом с SOFIA Symphony Orchestra на сцене Государственного Кремлёвского Дворца.

За свою карьеру Эннио Морриконе написал музыку более чем к 400 фильмам и телесериалам Италии, Испании, Франции, Германии, России, США. Признается одним из самых известных композиторов современности и одним из наиболее известных в мире композиторов кино. Как кинокомпозитор был шесть раз номинирован на «Оскар», а в 2007 году получил «Оскар» за выдающийся вклад в кинематограф. Кроме того, в 1988 году за музыку к фильму «Неприкасаемые» был удостоен премии «Грэмми». В 1996 году Морриконе вместе с фотографом Аугусто Де Лука получил премию «Города Рима» за книгу «Наш Рим».

В 2013 году принял решение праздновать свой 85-летний юбилей в рамках европейского тура с SOFIA Symphony Orchestra. Открыл тур грандиозный концерт в Москве в «Крокус-Сити Холл» 13 и 14 ноября. В 2014 году стал почётным председателем I Международного конкурса авторского музыкального видео «Медиамузыка»; финал конкурса состоялся 1 марта 2015 года в Москве.

В 2016 году получил второй «Оскар» за музыку к фильму «Омерзительная восьмёрка».

Эннио Морриконе скончался 6 июля 2020 года на 92-м году жизни в одной из больниц Рима, куда был госпитализирован несколькими днями ранее с переломом бедренной кости, полученным в результате падения.

Биография

Эннио Морриконе появился на свет 10 ноября 1928 года в Риме.

Глава семейства Марио Морриконе (Mario Morricone) был джазовым трубачом, а мать Либера Ридольфи (Libera Ridolfi) занималась работой по дому.

Образование

Профессия отца повлияла на выбор занятия старшего сына и в 12 лет мальчик поступает в государственную римскую консерваторию Санта-Чечилии (Conservatorio statale di musica «Santa Cecilia»), где его обучением занимается педагог Гоффредо Петрасси (Goffredo Petrassi). Обучаясь там в течение одиннадцати лет, молодой человек заканчивает три отделения.

Он получает дипломы по классу трубы, оркестра и композиции.

Первые работы

В 16-летнем возрасте в течение года юноша играет в музыкальном коллективе Альберто Фламини (Alberto Flamini), замещая отца, работавшего там до него. Музыканты зарабатывают деньги, выступая в римских казино, ресторанах и других общественных местах.

В 17 лет молодой человек начинает работать музыкантом в одном из римских театров, через год там же он становится театральным композитором.

Во время учебы в консерватории с 1950-х гг. Эннио пробует писать свои музыкальные произведения, также начинается работа по адаптации народных песен и песен модных композиторов для радио и телевизионных шоу. Правда, вначале его имя не упоминалось в титрах, где предпочтительнее было указывать более признанных композиторов.

Интересные факты

  • Мэтр не знает количества написанных им композиций, он говорит, что их число приближается к 500, а число фильмов с его музыкой перевалило за четыре сотни.
  •  В 1985 г. композитор отправился в турне по Европе в качестве дирижера с концертом камерной инструментальной музыки собственного сочинения.
  • Одно из давних увлечений Морриконе – шахматы. У него были турниры с Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым.
  • Талантливый итальянец пишет не только музыку, но и книги. В 1996 г. его произведение «Наш Рим» («RomaNostra»), изданное совместно с Аугусто де Лука (AugustoDe Luca) было отмечено премией «Города Рима».

  • Огромное количество написанных композиций провоцирует некоторых недобросовестных музыкантов на откровенный плагиат. Так, Алексей Шелыгин использовал мотив из «Однажды на диком западе» («C’era una volta il West», 1968 г.) в культовом сериале «Бригада» (2002 г.), а в сериале «Бандитский Петербург» (2000-2007 гг.) улавливается сходство музыкальной темы из фильма Жоржа Лотнера (GeorgesLautner) «Профессионал» («Le Professionnel», 1981 г.) с работами Эннио Морриконе.
  • В ноябре 2016 г. композитору исполнится 88 лет, но он прекрасно выглядит и отлично себя чувствует. Соблюдает режим дня и правильно питается. Встает в 4 утра, делает зарядку и в 8 часов приступает к работе. Он много времени проводит на свежем воздухе и совсем не употребляет спиртное.
  • Музыкант очень суеверен, боится 17 числа, пятниц и фиолетового цвета. Однажды он отказал в интервью журналисту, одетому в пиджак не любимой им расцветки.
  • Музыкальные пристрастия композитора весьма разнообразны. Он пишет музыку в стиле джаз, иногда авангард. Бывает, Эннио Морриконе лучшее видит в рок-н-ролле или в авангардной музыке. Так же у него много классических произведений.

В 2004 г. на российские экраны вышел военный фильм-драма режиссера Владимира Хотиненко «72 метра», повествующий о гибели подводной лодки. Музыку к фильму пригласили написать Морриконе и он не отказался. До этого композитором была написана музыка к фильму Михаила Калатозова «Красная палатка».

Что же касается вдохновения…

– Да, есть такое романтическое представление о композиторах, – рассказывал он в интервью “КП”.  – Мол, стоит ему увидеть прекрасные закаты, влюбиться, как он тут же вдохновится и напишет музыку. Мне идея вдохновения совершенно не близка. Важнее всего идея. Если у тебя есть четкая идея, ты над ней работаешь. Музыка должна идти “из головы”. Я считаю, что мелодию рождает ум, а не сердце. А еще музыка не должна отвлекать от фильма, а ненавязчиво сопровождать его.

За саундтрек к “Омерзительной восьмерке” Квентина Тарантино Морриконе получил “Оскар”. Фото: facebook.com/maestroenniomorricone

Лучшие фильмы с музыкой Морриконе

  • Список по праву возглавляет уже упомянутый выше фильм Серджио Леоне «За пригоршню долларов». Эта картина прославила Эннио как композитора во всем мире. Фильм положил начало многолетнему сотрудничеству двух бывших одноклассников.
  • В 1966 г. очередная работа Леоне-Морриконе «Хороший, плохой, злой» («Il Buono, il brutto, il cattivo») была внесена IMDb в список пяти лучших фильмов.
  • Одна из красивейших композиций Морриконе звучит в кинокартине Серджио Леоне и Тонио Валери (Tonino Valerii) «Меня зовут Никто» («Il mio nome e Nessuno», 1973 г.)
  • Леденящая кровь мелодия Эннио Морриконе сделала фильм Джона Бурмена (John Boorman) «Изгоняющий дьявола 2» («Exorcist II: The Heretic», 1977 г.) лидером кассовых сборов в 1977 г.

Музыкальное сопровождение Эннио Морриконе из фильма «Профессионал» (Le Professionnel, 1981 г.) режиссера Жоржа Лотнера (Georges Lautner) принесло славу и известность композитору у советских зрителей. За этот фильм с участием Жан-Поля Бельмондо (Jean-Paul Belmondo) Морриконе наградили национальной кинопремией Сезар (César).
В 1983 г. в финальной кинокартине Леоне «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1984 г.) звучит еще один трек Морриконе, за который его номинировали на «Золотой глобус» («Golden Globe Award»). Но композитору досталась только «Серебряная лента» («Nastro d’argento»).
Музыка Эннио Морриконе из сериала «Спрут» стала популярной не только на родине итальянца, но и в Советском Союзе

Противостояние сицилийской мафии и полиции Италии долго удерживало внимание многочисленных поклонников сериала.

https://youtube.com/watch?v=HJUVNdFeeMs

  • В 2000 г. композитор награжден «Оскаром» за композицию к картине Джузеппе Торнаторе (Giuseppe Tornatore) «Легенда о пианисте» («La leggenda del pianista sull’oceano», 1998 г.).
  • В 2001 г. Морриконе вручен «Оскар» за кинофильм Торнаторе «Малена» («Malеna», 2000 г.).

В 2016 г. композитор получает «Оскар» за музыкальное сопровождение фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка».

“Музыка похожа на шахматы”

Чтобы оставаться в хорошей форме, 91-летний Морриконе придерживался строгого режима дня. Ведь, поего признанию, все дело – в режиме дня и режиме питания. Просыпался композитор в четыре утра, обязательно делал зарядку и в восемь или в половине девятого уже начинал работать. Каждый день много гулял и всегда следил за тем, что ест. Даже во время визита в Киев в 2013-м осматривал Крещатик в 5 утра. Кроме того, Эннио никогда не пил и не употреблял крепкий алкоголь.

Когда у него интересовались, как дожить его возраста и не потеряться вкус к жизни и желание работать, отвечал:

– А я не чувствую себя старым. Я молодой. К тому же, у меня есть маленькие радости: футбол, шахматы. Я, кстати, играл с некоторыми известными шахматистами! И, конечно, музыка.

Кстати, в Киеве был дважды. Впервые маэстро приезжал в 2011-м, во второй раз – в 2013.  

Помнится, тогда единственным требованием мировой звезды, которое он предъявлял организаторам гастролей, было – не использовать в оформлении его апартаментов и концертного зала сиреневый цвет. Мол, он не приносит удачи.

Журналисты, когда он был с визитом Беларуси, даже прямо спросили: “Правда, что вы однажды выгнали нашу коллегу за то, что она пришла на интервью в сиреневой рубашке”? Маэстро, которому в тот момент было 85 лет, рассмеялся: “Я не суеверный, но кинематографисты, с которыми я общаюсь, верят в приметы. Может, и было такое – не помню”.

Любопытно, что господин Эннио недолюбливает и число 17. По той же причине, что и сиреневый цвет. И считал, что музыка тесно связана с математикой.

– Музыка очень связана с математикой, без сомнения. А еще музыка похожа на шахматы. Очень люблю эту игру. Я играл с Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым. Проиграл, конечно…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий