Форточка в шахматах

Откидная створка

В этом случае может быть два варианта – классическая откидная створка, когда одна половина окна целиком откидывается, образуя большую площадь для свежего воздуха, или фрамуга. Фрамуга – это верхняя, горизонтальная часть оконной конструкции, открывающаяся также, откидным способом.

Преимущества откидной створки:

  • экономичность – обычно такая конструкция обходится дешевле, чем окно с форточкой;
  • большая площадь прозрачной поверхности, тогда как для форточки нужна дополнительная рама.

Недостатки:

  • сложность в мытье, если не предусмотрен еще и поворотный способ открывания этой или соседней створки;
  • может представлять опасность для маленьких детей и животных;
  • большая площадь проветривания, в прохладное время можно замерзнуть, форточку же можно приоткрыть слегка и проветривать долго без какого-либо дискомфорта.

ВАЖНО! Многие считают, что эта проблема решается оборудованием функции микропроветривания. Это так, однако она тоже требует дополнительных финансовых затрат

А в сильный мороз окно обмерзает.

Преимущества фрамуги:

  • элегантный внешний вид: во многих старинных домах и новостройках с большими окнами они выполняют функцию дополнительного украшения рамы, имеют полукруглую форму, украшены рисунком;
  • меньшая, по сравнению со створкой, площадь отрывания, вдобавок, ветер дует через верхнюю часть окна, благодаря чему лучше нагревается;
  • за счет расположения наверху безопаснее для детей и животных, однако нужно оборудовать ее защитной сеткой;
  • в случае высоких, крупных оконных проемов – это единственный вариант, так как форточка либо будет смотреться слишком непропорционально маленькой, либо будет просто опасна – вертикальное крепление тяжелой конструкции быстро износится, начнет провисать и возможно даже сломается. У фрамуги в этом случае большая площадь крепления, и она держится надежнее, а выглядит гармоничнее.

Недостатки:

Те же, что и у откидной створки, только за оформление в раме фрамуги понадобиться доплатить.

ВАЖНО! Нужно продумать уровень расположения ручки, так как невысоким людям может быть неудобно ее открывать

Примеры форточки в партиях

Еще раз подчеркнем, форточка действует только на открытие. Единожды открыв, мы можем получить такой «сквозняк», что мало не покажется.

Пример:

В данном случае форточка черным не во благо, а во вред.

1.e6!!

У черных катастрофически ослаблены черные поля, что дает белым неотразимую атаку.

Например: 1…fe 2.Фf4 Ce8 3.Фf6! С неотразимыми угрозами.

Итак, подытожим:

Форточка – ход профилактический, чтобы застраховаться от линейного мата по первой (восьмой) горизонтали.

То есть, уместен он тогда, когда угроза мата существует. А именно, при наличии тяжелых фигур у соперника. Согласитесь, совершенно бессмысленно делать форточку, если у соперника остались только легкие фигуры, не способные поставить линейный мат.

Надо ли делать форточку «на всякий пожарный» уже в начале игры?

Из подобных «общих соображений», — точно не надо.

Однако, бывает, что ходы пешками g и h делаются с другими целями – например фиакетирование слона, профилактика связки с поля g5/g4. Или нападение на фигуру с темпом.

В таких случаях ход крайней пешкой имеет тактическую цель. А заодно заблаговременно открывается форточка для короля.

Например:

Ходом пешки черные хотят оттеснить слона белых, заодно делая форточку, которая не будет лишней после рокировки.

Как развить комбинационное зрение?

Теперь вернемся к теме комбинационного зрения. Это способность видеть возможности для проведения комбинации.

Это очень важно, замечать возможности. По большому счету этим и отличается сильный игрок от более слабого

Иногда говорят так: у него комбинационный талант. Подразумевая, что это некий божий дар, данный от природы.

И все же не стоит преувеличивать значение природных данных. Мы знаем, что 90% успеха это труд и только 10% — талант.

В любом случае, комбинационное зрение нужно развивать. Это навык, который оттачивается с помощью тренировок и практической игры. И никак иначе.

Никаких волшебных таблеток не существует. Можно выделить 3 направления:

Изучение типичных тактических приемов. Что такое двойной удар, вилка, связка и так далее. Это тактические приемы, — они всегда присутствуют в комбинациях.

Решение тактических упражнений. Еще раз подчеркнем

Не так важно, как классифицировать комбинацию. По настоящему важно – уметь ее заметить во время игры – это раз

И осуществить своевременно и точно – это два. Тренировка формирует навык, а комбинационное зрение – это именно навык.

Практическая игра. Ну и конечно же, — игровая практика. Во время игры комбинационные навыки развиваются сами по себе. Это очевидный факт.

«Пешка — не орешка»

Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:

  • Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
  • Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
  • Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
  • Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается)  другой фигурой

Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.

Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.

В каких случаях фиксируется ничья?

Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.

Соглашение игроков

На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.

Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:

  • сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
  • остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
  • рукопожатие без предварительного предложения ничьей.

По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.

В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.

Недостаток материала

Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.

Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.

Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?

Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.

На доске стоит пат

Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.

При ходе черных на доске стоит пат

Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.

Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.

Примеры комбинаций для начинающих

Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.

Цель – мат

Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.

Смотрим на диаграмму:

Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».

1…Лb1!!

Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.

Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.

Цель – пат

Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.

Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,

А когда черный  король подходит к ладье, жертвуют и ее!

Король бьет ладью и на доске пат.

А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.

Достижение материального перевеса

При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:

Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.

Выход есть – связка!

1.g7 Лg5 2.Лh5!!

И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.

По подобию конструктора

Следующий, более мощный и дорогой, вариант — модульные системы вентиляции, построенные по принципу конструктора. Они собираются из отдельных элементов, исходя из размеров помещения и состояния воздуха в квартире и на улице — это и температура, и количество вредных примесей. Именно от этого будет зависеть мощность калорифера (чтобы зимой не подавать холодный воздух), количество и степень очистки воздушных фильтров и, наконец, мощность вентилятора и параметры шумоглушителей. Вдобавок к этому есть ещё масса всевозможных аксессуаров: обратные и огнезадерживающие клапаны, воздухозаборные, поворотные и воздухораспределительные решетки и прочее.
Все эти узлы собираются в единую систему с помощью гибких или жестких воздуховодов и размещаются за подвесным потолком, то есть система вентиляции не будет занимать место в помещении. К тому же различные узлы могут быть удалены друг от друга на приличное расстояние. А поскольку все элементы модульных систем вентиляции стандартизированы, можно без проблем комбинировать продукцию разных производителей.

В такой системе нередко установлен рекуператор — устройство, в котором происходит теплообмен холодного приточного воздуха с теплым воздухом, удаляемым из помещения. Это позволяет экономить от 30 до 90% электроэнергии. Стоимость готовой системы, в зависимости от количества и площади вентилируемых комнат, может колебаться от 25 до 70 тысяч рублей. Удовольствие не из дешевых, но зато круглый год никаких проблем со свежим воздухом. Только регулярно надо будет менять фильтры, которые стоят от 700
рублей и выше.
Среди крупных компаний, занимающихся разными видами вентиляции, можно назвать «Баварские окна», «Сибросс», «Вентент», «Конвент», «Эко-дом-Енисей» и «Мастер окон».

Таким образом, вариантов предостаточно, и каждый из них имеет нюансы и индивидуальные особенности. Так что, если вы решили всерьез заняться такой проблемой, как вентиляция в квартире, обращайтесь в компании, имеющие большой опыт установки всех перечисленных систем.

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

М[]

  • Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

    • Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
    • Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    • Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    • Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно «мельница» в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Что такое вечный шах?

Для начала можно успокоиться: ничего страшного или дискомфортного вечный шах не несет. Давайте разберемся подробнее:

Вечный шах  — последовательность шахов, уклониться от которой сторона, которой даются шахи, — не в состоянии.

Например:

Ферзь черных дает шахи белому королю с полей g3 и h3. Белый король никуда убежать не может и защититься от шахов белые также не в состоянии. Так может продолжаться бесконечно.

Каков результат? При вечном шахе партия заканчивается вничью. Де юре в результате троекратного повторения позиции или правила 50 ходов.

Как правило, соперники просто соглашаются на ничью.

На практике происходит обычно так: Один из соперников, инициатор этой серии бесконечных шахов, —  произносить «Ничья» и притягивает руку сопернику в знак мирного соглашения.

Поскольку уклониться от бесконечных шахов невозможно, соперник молча пожимает руку. Ситуация, когда шахматист, которому объявляется вечный шах, сказал бы «Я не согласен на ничью», противоречит здравому смыслу.

Другое дело, если шахматист, дающий шахи, решает продолжить игру

Это его право и это важно запомнить начинающему шахматисту

То есть, бесконечно шаховать и соответственно соглашаться на ничью, шахующая сторона не обязана.

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях “лоб в лоб”. Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Форточка

Форточка – это небольшая, открывающаяся часть оконного проема наверху. Классический вариант, проверенный временем. Плюсов у нее больше, чем минусов.

Плюсы:

  • миниатюрность и легковесность – для небольшого и стандартного, невысокого окна это лучший вариант, ее легко и удобно открывать даже пожилым людям;
  • степень проветривания регулировать с форточкой удобнее – можно слегка приоткрыть, можно открыть полностью.

Минусы:

  • просто створки обойдутся дешевле, за монтаж форточки придется доплатить;
  • площадь прозрачной части окна будет меньше за счет наличия рамы, некоторым эстетически это не нравится.

И у классической форточки, и у откидной створки есть свои преимущества. Выбирать подходящий вариант стоит, исходя из своих пожеланий к удобству и дизайну, а также из размеров оконного проема.

Как расставить шахматы на доске

В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник»

У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой)

Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить не трудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Как «скачет» конь в шахматах

Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

  1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
  2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
  3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий