Что такое форточка в шахматах и когда она нужна?

Практические действия

Многие спорные ситуации шахматисты во время состязания решают самостоятельно, между собой, не втягивая судью. Это негласное уважение друг к другу, а также знание писаных и неписаных правил. Но все же нужно знать и практическую сторону использования правил.

Логически требовать ничью целесообразно в том случае, если вы очевидно являетесь слабейшей стороной, и стремитесь окончить партию именно так. Что касается практической игры, в этом случае рекомендуется фиксировать ничью по следующему алгоритму:

  • Вы считаете, что 50 ходов были сделаны без передвижения пешек по полю и взятия фигур, и приглашаете судью. В современном мире принято обращаться так: «судья» или «господин».
  • На доске не нужно делать ход. Требование ничьей должно быть сделано при вашей очередности следующего хода.
  • После того как судья подошел, нужно сказать ему такую фразу: «Судья, просьба о присуждении ничьей по правилу 50 ходов».
  • Одновременно с этим требуется остановить часы. Иначе разбор и подсчет ходов будет происходить за ваше время.
  • После вынесения вердикта необходимо продолжать игру спокойно и уравновешено, без лишней эмоциональности и реакций. Даже если вас такое решение и исход не устраивают.

Движение коня по доске

У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).

Подпишитесь на наш канал на YouTube

Политика конфиденциальности

Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом

Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.

Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна

Адрес электронной почты, указываемый Вами при регистрации, не показывается другим посетителям сайта. Мы можем сохранять сообщения электронной почте и другие письма, оправленные пользователями, чтобы обрабатывать вопросы пользователей, отвечать на запросы и совершенствовать наши службы.

Рассылки и информационные сообщения

Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.

Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.

Изменения в политике конфиденциальности

Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице

  • Урок
  • Отзывов (0)

Рокировка — это специальный ход, который один раз за игру может выполнить король совместно со своей ладьёй.

Рокировка бывает двух типов: короткая и длинная. Короткая рокировка выполняется с ладьёй на королевском фланге, то есть с той ладьёй, которая ближе к королю. Длинная рокировка — с ладьёй на ферзевом фланге.

Как сделать рокировку: — король идёт на две клетки к ладье; — ладья перепрыгивает короля и становится сразу после него. Рокировку необходимо выполнять одной рукой, сначала перемещается король и только потом ладья.

Рокировку запрещено делать: — если король уже ходил; — с той ладьёй, которая уже сделала хотя бы один ход; — если королю в настоящий момент сделан шах; — если поле через которое будет перемещаться король находится под ударом вражеской фигуры; — если между ладьёй и королём стоит какая-нибудь фигура.

Как правило, чем быстрее вы сделаете рокировку, тем безопаснее будет вашему королю. Чаще всего, выполняется короткая рокировка.

Задание: Итак, перейдите к шахматной доске в начале страницы. — Сделайте короткую рокировку. — Начните партию сначала и сделайте длинную рокировку. Для удобства, все доступные ходы ваших фигур будут подсвечиваться.

Помощь: Хотите узнать больше? Появились вопросы? Нужна помощь нашего тренера? Нажмите на кнопку «Купить»

Понятие “рокировка” в шахматах подразумевает совершение маневра, в результате которого осуществляется одновременный ход королем и ладьей. Только в этом случае они передвигаются вместе. Стоит отметить: чтобы совершить такой ход, необходимо соблюсти некоторые условия.

Хотя правила рокировки в шахматах и простые, но их обязательно нужно знать, чтобы успешно применять этот маневр. Вот все правила и условия шахматной рокировки:

2. К летки, расположенные между этими двумя фигурами, надо освободить от ферзя и слона. Фигуры соперника тоже учитываются .

3. Перед тем как сделать рокировку убедитесь, что ваша главная фигура не попадет под шах.

4. Маневр можно совершить как с правой, так и с левой ладьей.

Как «скачет» конь в шахматах

Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

  1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
  2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
  3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

Как сделать ничью в шахматах

Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать

Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.

Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.

Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:

Сила и ценность шахматных фигур

Единицей шахматной силы считается пешка.

За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.

Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).

И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.

А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.

Повторим ценность фигур на примере таблички:

Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!

А в чем же суть правила?

Данное правило известно очень давно. Действовало оно еще в Средневековье. Но более серьезно к нему относиться стали все же в XIX веке.

На протяжении времен правила претерпевали разные изменения, внесения поправок. Иногда провозглашали исключения для некоторых видов позиций. На сегодня правило 50 ходов действительно для всех типов позиций. В нем нет оговорок и ограничений.

Ключевой смысл таков:

  • ограничить возможность сильнейшей стороны взять соперника «измором» или попытки «выиграть время»;
  • препятствие затягиванию партий на слишком большое количество времени.

Правило 50 ходов может использоваться исключительно по заявлению одного из игроков. Другими словами, если ничья еще не зафиксирована другими способами, то в партии может быть сделано сколько угодно ходов без передвижения пешек по полю и взятия фигур.

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.

Расставляем шахматные фигуры и называем их.

Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:

Белый отряд, черный отряд

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде в одном

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде ты погляди –

Оба угла занимают ладьи,

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны

Кто же посередине? Ферзь с королём –

Самые главные в войске своём

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом поле стоит!

Черному – черный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.

Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.

Физкультминутка:

Видимо ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:

Передвигается не косо и не прямо,

Лишь буквой Г шагает он упрямо.

Что это? (Конь).

Правильно, это конь.

А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.

– Где её место на шахматной доске?

А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.

Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.

Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.

Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.

3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.

Но сначала физминутка.

Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».

4. Задание.

Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).

5.Проверка усвоения новых знаний:

Викторина.

– Как ходит конь? (Г)

– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)

– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)

– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)

– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)

– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)

6. Домашнее задание.

Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.

Итог занятия:

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий