Об африканской политике
Африканская политика Миттерана нередко имела неоколониальный подход, он мог поддержать военный переворот, снабдить оружием правительства или военизированные формирования, нарушающие права человека.
В 1990 году Франсуа Миттеран, фото которого тогда нередко можно было встретить на страницах многих газет, в своей речи в Ла-Боле призвал оказать помощь в развитии демократии в бывших колониях Франции.
Государственным деятелям этих стран он предложил должным образом относиться к пожеланиям и стремлениям народа установить “демократическую государственность”, предоставив возможность проведения свободных выборов, а также разрешив многопартийную систему, отменив цензуру, дав свободу прессе и независимость судьям.
Музыкальная деятельность
Как композитор широкую известность завоевал прежде всего своими мелодически привлекательными комическими операми, которых за свою жизнь написал свыше 30. Первая из его комических опер «Сапожник Блез», была поставлена в Париже в 1759 году. Большинство из последовавших за ней сценических произведений исполнялось также в Париже. Было написано также несколько опер патетико-трагедийного плана, в которых Филидор опирался на традиции творчества К. В. Глюка. А в своих идейно-эстетических установках был близок к энциклопедистам.
Будучи в Англии, Филидор познакомился с музыкой Генделя и, подражая ей, начал писать мотеты (1754). Но вскоре Филидор обращается к сочинению комических опер и достигает в этом жанре больших успехов. Он жил попеременно в Париже и Лондоне, где состоялись премьеры его опер.
Сюжетами для своих произведений Филидор выбирал незатейливые бытовые комедии. Героями его опер большей частью были ремесленники, крестьяне, солдаты. Значительное место в них занимали жанровые сцены из жизни простого люда. Филидор превосходил своих современников А. Гретри и Монсиньи в богатстве гармонического языка, в более интересном построении ансамблей, в красочности оркестра, но значительно уступал им как мелодист. В опере «Том Джонс» по сюжету романа Генри Филдинга (пост. 1765) Филидор впервые ввел в квартет солистов без инструментального сопровождения, производивший в те годы огромное впечатление на зрителей. Новым в его комических операх была и замена обычных куплетов различными формами арий и ансамблей. Филидор писал и оперы-сериа, среди которых имела успех «Эрнелинда, принцесса Норвежская» (1767; 2-я ред. — «Сандомир, датский принц» — 1769). Некоторые оперы Филидора успешно шли и на русской сцене.
Оперы
- — «Сапожник Блез»
- — «Солдат-чародей»
- — «Садовник и его господин»
- — «Кузнец» (выдержал в то время свыше 200 представлений),
- 1762 — «Санчо Панса на своем острове»
- 1763 — «Дровосек, или Три желания»
- — «Колдун»
- — «Том Джонс»
- — «Добрый сын»
и др.
Государственная служба
В 1671 году, Франсуа Виет перешел на службу государству. Сначала он стал советником парламента, а вскоре и советником французского короля Генриха третьего.
В 1672 году, в ночь на 24 августа произошла масштабная резня гугенотов католиками, которую прозвали Варфоломеевской ночью. В ту ночь, погиб муж Екатерины де Партене и выдающийся математик Рамус. Спустя несколько лет, Катерина де Партене вышла замуж во второй раз. Она отдала руку и сердце одному из самых видных руководителей гугенотов – принцу де Рогану. В 1850 году, по его ходатайству, король Франции назначил Виета на пост рекетмейстера. Таким образом, Франсуа получил право от имени короля контролировать выполнение приказов по всей стране и отменять распоряжения крупных феодалов.
Будучи госслужащим, Виет не забывал о своей предрасположенности к науке. Впервые он прославился, когда смог расшифровать код украденной переписки испанского короля с его нидерландскими представителями. Благодаря этому, Генрих третий знал о действиях своих противников. Код был сложным, и состоял из 600 различных знаков, которые иногда менялись. Узнав о том, что король Франции завладел перепиской, итальянцы не могли поверить, что кому-то удалось ее расшифровать. Они обвинили математика в связях с потусторонними силами. Избежать инквизиции, удалось лишь благодаря авторитету, которым на тот момент уже обладал Франсуа Виет. Интересные факты из жизни ученого, не ограничиваются историей с кодом переписки. Но об этом немного позже.
Согласно свидетельствам современников Виета, в те времена он был очень трудолюбивым. Увлекшись чем-то, ученый мог на протяжении нескольких суток трудиться без отдыха.
Детство и образование
Франсуа Виет, биография которого стала предметом нашего сегодняшнего разговора, родился в 1540 году в городке Вантане-ле-Конт, на юге Франции. В 60-ти километрах от городка находится Ла Рошель, которая в те времена была оплотом протестантов-гугенотов. Несмотря на то что большую часть жизни Виет сталкивался с руководителями и представителями этого движения, он оставался католиком. И дело тут не в протестном настроении, а в том, что религиозные перипетии Виета попросту не волновали. Он родился католиком, и не хотел ничего менять. Отец будущего ученого был прокурором, и Виет, следуя традициям, пошел по его стопам. Он с успехом окончил университет Пуату и получил диплом юриста.
Библиография
- 1532 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
- 1534 – «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами»
- 1546 – «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
- 1552 – «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины»
- 1564 – «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле»
биография
Франсуа-Андре Danican прибывает из династии известных музыкантов в XVII – го века и XVIII – го века , который нес все прозвище Филидора . Самый старший из них, Мишель , виртуоз- гобоист , привел в восторг Людовика XIII , напомнив ему о таланте итальянца Филидори.
Он женится на 13 февраля 1760 г.в церкви Сен-Сюльпис в Париже Элизабет Рише (Riché), родившаяся в Версале в 1741 году в семье музыкантов (Франсуа Жозеф Риче 1714–1757, музыкант и композитор герцога Шартрского, и Мари Эйзабет Леруа. Певица и клавесинистка , его жена особенно выделялась своими интерпретациями Духовного концерта .
Пара последовательно жила на улице Клери , улице Монмартр (на углу улицы Женер ), а в 1783 году – улице Ла Мишодьер , на углу улицы Нев-Сен-Огюстен .
Живя на пенсию короля и сторонник конституционной монархии, он уехал в изгнание в Англию в 1792 году. Он был внесен в список подозреваемых и, несмотря на усилия его жены и его старшего сына, который остался во Франции, получил паспорт для Возвращение ему отказано после термидора . Он умер 31 августа 1795 года в своем лондонском доме и был похоронен в Сент-Джеймс-де-Пикадилли ( фр. ) . Его жена умерла15 сентября 1809 г., в Париже, на улице Монмартр , 139, в социальном районе Контра .
Музыкальная семья [ править ]
Франсуа-Андре Даникан Филидор происходил из известной музыкальной семьи, в которую входили:
Жан Даникан Филидор (ок. 1620–1679), дед Андре Даникана Филидора, был музыкантом в Grande Écurie (буквально «Большая конюшня», образно говоря, Военный оркестр) в Париже . Первоначальное имя его семьи было Даникан (Д’Аникан) и шотландское происхождение (Дункан). Филидор был более поздним дополнением к фамилии. Жан Даникан Филидор получил от Людовика XIII прозвище Филидор, потому что его игра на гобое напомнила королю итальянского гобоиста- виртуоза из Сиены по имени Филидори.
Мишель Даникан (умер около 1659 г.), двоюродный дядя Андре Даникана Филидора, был известным гобоистом и вместе с Жаном Хоттетером изобрел гобой , изменив шейный камень так, чтобы отверстие было более узким, а трость могла удерживаться ближе к концу. губы игрока.
Андре Даникан Филидор (ок. 1647–1730), отец Франсуа-Андре Даникана Филидора, был также известен как Филидор л’эне (Филидор Старший). Он был гобоистом и играющим на крмхорне . Он был членом военного оркестра Grande Écurie, а затем выступал при дворе, в Королевской часовне, у Людовика XIV . Старший Филидор был уже 72-летним вдовцом, когда женился на 19-летней Элизабет Де Рой, и скончался в возрасте 79 лет, когда его сыну было всего 4 года.
Жак Даникэн Филидор (1657–1708) был младшим братом Андре Даникана Филидора (Филидора Старшего) и, будучи музыкантом, логически был известен как Филидор ле-кадет (Филидор Младший).
Пьер Даникан Филидор (1681–1731), также музыкант, был сыном Жака Даникана Филидора.
Анна Даникана Филидора (1681–1728) была старшим братом Франсуа-Андре Даникана Филидора
Анну Даникан Филидор сегодня больше всего помнят как основательницу Concert Spirituel , важной серии публичных концертов, проводившихся во дворце Тюильри с 1725 по 1791 год.
Франсуа Арно
Франсуа Арно (фр. François Arnaud), урожденный Франсуа Барбо (фр. François Barbeau). Родился 5 июля 1985 года в Монреале (Канада). Франко-канадский актер театра и кино. Исполнитель роли Чезаре Борджиа в сериале «Борджиа».
Франсуа Барбо, ставший известным как Франсуа Арно, родился 5 июля 1985 года в Монреале.
У Арно есть младшая сестра.
Детство провел в Канаде, а также в Бретани во Франции. Свободно владеет французским, английским и испанским языками.
Окончил Монреальское высшее училище драматического искусства в 2007 году.
Взял псевдоним Арно, чтобы избежать путаницы с известным в Канаде художником по костюмам Франсуа Барбо.
В 2007 году Арно дебютировал в театре, годом позже начал сниматься в кино и на телевидении.
Франсуа Арно в кино
Первую известность получил благодаря дебютному фильму франкоканадского режиссёра Ксавье Долана «Я убил свою маму», где исполнил роль любовника главного героя, сыгранного самим Доланом. За эту работу Арно получил в 2010 году в Торонто награду VFCC Award за лучшую роль второго плана.
По-настоящему звездной стала роль Чезаре Борджиа в историческом телесериале «Борджиа», созданного Нилом Джорданом. Действие сериала происходит на рубеже XVI века и рассказывает о знаменитом семействе Борджиа, которое достигло вершин власти в Италии в период Возрождения. Его герой – политический деятель эпохи Возрождения из испанского рода Борджиа, сын Папы Римского Александра VI. Девизом Чезаре Борджиа было латинское крылатое выражение «Aut Caesar, aut nihil» («Или Цезарь, или ничто», аналог – «Пан или пропал»).
Франсуа Арно в сериале “Борджиа”
Исполнил роль Оскара в популярном сериале NBC «Слепая зона». В центре сюжета находится потерявшая память женщина (ее играет Джейми Александер), которая была найдена ФБР, будучи покрытой татуировками, которые содержат ключ к преступлениям.
Сыграл главную роль в мистическом телесериале «Миднайт, Техас», который основан на одноимённой серии книг американской писательницы Шарлин Харрис, автора «Вампирских тайн», которые легли в основу популярного шоу канала HBO «Настоящая кровь».
Рост Франсуа Арно: 187 сантиметров.
Личная жизнь Франсуа Арно:
20 сентября 2020 года накануне Дня гордости бисексуалов, который отмечается ежегодно 23 сентября, совершил каминг-аут. В Instagram он сообщил о своей бисексуальности. Он рассказал, что всегда считал себя бисексуалом. «Я уверен, что большинство бисексуальных парней чувствуют то же самое и в конечном итоге делают то же самое, что и я: не мешают представлениям других людей об их гетеросексуальности. Избегая откровенности или скрывая свою личную жизнь… Возможно, потому, что “мужественность” – самая неустойчивая валюта, готовая обесцениться при первом же признаке уязвимости», – отметил он. Актер подчеркнул, что ему «чертовски страшно» отказываться от «гетеросексуальной привилегии», поскольку он понимает, что окажется под гнетом стигмы, которая окружает бисексуалов не только со стороны натуралов, но и гомосексуалов. «Молчание утверждает эти стереотипы, оставляя би-парней невидимыми и заставляя людей сомневаться в том, что мы вообще существуем… Неудивительно, что признать бисексуальность, не вдаваясь в пространные рассуждения, до сих пор очень трудно», – добавил артист.
Фильмография Франсуа Арно:
2007 – C.A. – официант
2008 – Taxi 0-22 – Марк-Андре
2008 – J’me voyais déjà
2008 – Обезличенная (The Double Life of Eleanor Kendall) – Стефан
2009—2010 – Yamaska – Тео Карпентер
2009 – Тепловая волна (Les grandes chaleurs) – Янник Менард
2009 – Я убил свою маму (J’ai tué ma mère) – Антонин Рембо
2009 – Missing – Дерек
2011—2013 – Борджиа (The Borgias) – Чезаре Борджиа
2013 – Щитомордники (Copperhead) – Уорнер Питтс
2013 – Марокканский жиголо (Moroccan Gigolos) – Николас
2013 – Hamelin – The Piper
2014 – Апокалипсис: Первая мировая война (Apocalypse la 1ère Guerre mondiale) – рассказчик
2014 – Амапола (Amapola) – Люк
2015 – Бешеные (Enragés) – Винсент
2015 – Большие небеса (Big Sky) – Клит
2015 – Девушка-король (The Girl King) – Карл Густав Казимир
2015 – Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday) – Четверг
2015—2016 – Лагерь Х (X Company) – Рене
2015—2016 – Слепая зона (Blindspot) – Оскар
2016 – Jean of the Joneses – Иеремия Розен
2016 – The People Garden – Джейми
2016 – Новый Амстердам (New Amsterdam) – Адриан Ван Дер Донк
2017 – Оригами (Origami) – Дэвид
2017 – Миднайт, Техас (Midnight, Texas) – Манфред Бернардо
2017 – Rapid Eye Movement – Рик Видер
2017 – Разрешение (Permission) – Дэйн
последнее обновление информации: 27.08.2021
Ужесточение во внутренней политике
После того как весной 1983 президент Франции Франсуа Миттеран вернулся к политике жесткой экономии, от которой в течение двух лет отказывалось социалистическое правительство, в стране выросла безработица, появилась армия новых бедных.
Звучавшие ранее лозунги, призывавшие к разрыву с капитализмом, постепенно исчезли.
Осуществлялось проведение продуманной и осознанной корректировки курса, в некоторой мере навязанной развитием экономической ситуации в мире, но противоречащей французскому левому эксперименту.
Франсуа Миттеран, мастер в политических компромиссах, сумел постепенно свою социалистическую ориентацию сделать социал-демократической. Ближе к поверхности переместилось то, что ранее созревало в глубинах.
Внешним причинам удалось сыграть лишь роль катализатора. Корректируя свой курс, правящей партии удалось повернуть властный руль с левого уклона вправо. Двухлетний эксперимент углубил кризис и способствовал росту настроений консервативного толка.
Франсуа Миттеран – президент, не сумевший сделать из себя де Голля левых сил, хотя он к этому стремился. Он адаптировал французскую демократию под англосаксонскую модель, подчиняющую национальную экономику диктатуре мирового рынка, что позволило несколько нормализовать обстановку в стране.
Возвышающие дурачества: застолье как состояние души
Пусть Рабле, потешаясь над своими критиками, писал, что дурачества — «единственный сюжет и единственная тема» его сочинений, на самом деле его тексты многослойны, насыщены глубокими размышлениями и отсылками. Современник писателя, историк и гуманист Этьен Пакье писал, что тот снискал читательскую любовь дурачась, но дурачась «мудро». Франсуа Рабле был исключительно образованным человеком, врачом по профессии, в прошлом — францисканским монахом; он был ненасытным читателем, полиглотом, знатоком древнегреческих и древнеримских авторов, итальянской поэзии, гуманистической мысли, науки и права. Его романы чрезвычайно энциклопедичны, полны ученых терминов, смелых неологизмов и нескончаемой игры слов.
Пример тому — «Пир» Платона, настольная книга всех европейских неоплатоников, либертинов, мистиков и гуманистов Ренессанса, о которой автор рассказывает своим любимым «подагрикам» и «венерикам» в прологе к «Гаргантюа».
Рабле не просто заигрывает с читателем — дескать, сокровенный смысл откроется только самым внимательным. Реакция духовенства и Сорбонны на первую книгу заставила его быть гораздо аккуратнее в будущем, потому он и предлагает читать между строк, выискивая то-что-хотел-сказать-автор за нагромождением дурачеств и непристойных шуток: «Истолкуйте в более высоком смысле все то, что, как вам могло случайно показаться, автор сказал спроста». Читатель должен не просто расшифровать очередную сатиру на монашество, он должен не угодить в другую, гораздо более масштабную ловушку — не принять внешнее, шутовское за главное. Ключевой посыл Рабле к читателю — в его знаменитой метафоре про разгрызание мозговой косточки (опять мотив еды и опять неожиданное смешное сочетание высокого и низкого). Юмор, в который обернуто абсолютно любое послание автора, тоже имеет гораздо более глубокое, чем кажется на первый взгляд, значение: смех целителен, он освобождает от ложной серьезности и заумности, возвышает и утешает человека. Самые вульгарные авторские шутки наполнены глубоким оптимизмом, в котором время от времени нуждается любой читатель.
Применение трудов
Затруднения в непосредственном применении трудов Виета были обусловлены громоздкостью их изложения. Из-за этого, до сих пор не издано их полного собрания. Более или менее емкое собрание наработок математика было издано нидерландским ученым ванн Скоотеном в 1646 году. Книга получила название «Математические сочинения Виета». Г. Г. Цейтон отмечал, что ознакомление с трудами Виета затрудняется изысканной формой изложения, и большим количеством терминов, которые ученый изобрел самостоятельно благодаря своей недюжинной эрудиции. Поэтому столь значительное влияние ученого на всю последующую математику, распространялось довольно медленно.
Синтез алгебры и геометрии
Благодаря глубоким познаниям в алгебре, Виет имел огромное преимущество в своей работе над геометрией. Причем его изначальный интерес к алгебре, был вызван приложениями к тригонометрии, а также астрономии. Недаром ведь Г. Г. Цейтон сказал: «Тригонометрия щедро отблагодарила алгебру за оказанную ею помощь». С одной стороны, каждое новое применение алгебры становилось импульсом для исследований в области тригонометрии. А с другой – полученные тригонометрические результаты были источником для новых открытий в области алгебры. В частности, Виет вывел выражения для синусов и косинусов кратных дуг.
Видовая логистика
Так ученый называл основу своего похода. Следуя примеру предшественников, он создал некую систему «видов», разграничив, величины, числа и отношения. К примеру, в эту систему входили: переменные, корни, квадраты, кубы и скаляры, которым можно было сопоставить реальные размеры (длину, площадь и объем). Для этих видов, ученный придумал специальную символику, обозначив каждый из них прописной буквой латинского алфавита.
Франсуа Виет смог проиллюстрировать, что работая с символами, можно добиться результата, применимого к соответствующим величинам, то есть, решать задачи в общем виде. Это несложное суждение коренным образом изменило развитие алгебры, открыв перспективу буквенного исчисления. Чтобы продемонстрировать, насколько его метод силен, ученый в своих работах привел запас формул, которые можно было применять для решения определенных задач. Математик использовал такие знаки действия: плюс, минус, знак корня и горизонтальную черту, обозначающую деление. Произведение он обозначал буквой «т». Виет был первым, кто применил на практике скобки. Однако в его работах они были представлены в виде черточек над многочленом. При этом математик не использовал многие знаки, которые были введены до него. К примеру, степени он обозначал не цифрами, а первыми буквами слов или даже целыми словами.
биография
Никаких надежных документов о месте или дате рождения Франсуа Рабле не сохранилось. Хотя некоторые ученые называют дату 1483 годом, он, вероятно, родился в ноябре 1494 года недалеко от Шинона в провинции Турень , где его отец работал юристом. В поместье Ла Девиньер в Сеуйи в современном Эндр-и-Луаре , предположительно на родине писателя, находится музей Рабле.
Рабле стал послушником в францисканский порядке , а позже монахом в Фонтене-ле-Конт в Пуату , где он изучал греческий и латынь , а также науки, филология , и закон, уже став известным и уважаемым гуманистами его эпохи, включая Гийома Буде (1467–1540). Оскорбленный из-за направления своих исследований и разочарованный запретом францисканского ордена на изучение греческого языка (из-за комментария Эразма к греческой версии Евангелия от Луки ), Рабле подал прошение Папе Клименту VII (в должности 1523–1534 гг.) и получил разрешение покинуть францисканцев и вступить в орден бенедиктинцев в Майлезе в Пуату , где его приняли более тепло.
Дом Франсуа Рабле в Меце
Позже он покинул монастырь, чтобы изучать медицину в университетах Пуатье и Монпелье . В 1532 году он переехал в Лион , один из интеллектуальных центров Возрождения, а в 1534 году начал работать врачом в Hôtel-Dieu de Lyon (больнице), за которую он зарабатывал 40 ливров в год. Во время своего пребывания в Лионе он редактировал латинские сочинения для печатника Себастьяна Грифиуса и написал знаменитое восхищенное письмо Эразму, сопровождающее передачу греческого манускрипта из печатника. Грифиус опубликовал переводы и аннотации Рабле Гиппократа , Галена и Джованни Манардо . Как врач, он использовал свое свободное время для написания и публикации юмористических брошюр, критикующих установленную власть и озабоченных образовательными и монашескими нравами того времени.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье ( анаграмма Франсуа Рабле) он опубликовал свою первую книгу « Пантагрюэль, король дипсодов» , первую из его серии о Гаргантюа . Идея основать аллегорию на жизнях гигантов пришла к Рабле из фольклорной легенды о les Grandes chroniques du grand et énorme géant Gargantua , которые в то время продавались как популярная литература в виде недорогих брошюр в разносчиках книг и на ярмарках. Лиона
Пантагрюэлизм – это философия «есть, пить и веселиться», которая привела его книги в немилость церкви, но одновременно принесла им популярный успех и восхищение более поздних критиков за их внимание к телу. Эта первая книга, критикующая существующую монашескую и образовательную систему, содержит первое известное появление на французском языке слов encyclopédie , caballe , progrès и utopie среди других
Несмотря на популярность книги, и она, и последующий приквел (1534) о жизни и подвигах отца Пантагрюэля Гаргантюа были осуждены Сорбонной в 1543 году и Римско-католической церковью в 1545 году. Рабле преподавал медицину в Монпелье в 1534 году и снова. в 1539 году. В 1537 году Рабле давал урок анатомии в Лионе Отель-Дьё, используя труп повешенного; Этьен Доле , с которым Рабле был близок в то время, писал об этих уроках анатомии в своей « Кармине» .
Рабле часто ездил в Рим со своим другом и терпеливым кардиналом Жаном дю Белле и недолго жил в Турине (1540–1540 гг.) В составе семьи брата дю Белле, Гийома . Рабле также провел некоторое время, лежа на дне, под периодической угрозой осуждения за ересь в зависимости от состояния здоровья его различных защитников. Только защита дю Белле спасла Рабле после осуждения его романа Сорбонной . В июне 1543 года Рабле стал магистром запросов .
Между 1545 и 1547 годами Франсуа Рабле жил в Меце , в то время свободном имперском городе и республике, чтобы избежать осуждения со стороны Парижского университета . В 1547 году он стал кюре из Сен-Кристоф-дю-Jambet в штате Мэн и Медоне близ Парижа.
При поддержке членов известной семьи дю Белле Рабле получил одобрение короля Франциска I на продолжение публикации своего собрания. Однако после смерти короля в 1547 году академическая элита осудила Рабле, и французский парламент приостановил продажу его четвертой книги ( ), опубликованной в 1552 году.
Рабле ушел из духовенства в январе 1553 г. и умер в Париже в том же году.
Жизнь в Женеве
Через два с половиной года после казни Андре, мать Франсуа забирает обоих сыновей и переезжает в Женеву. Во Франции им оставаться было небезопасно: республиканцы при поддержке центральных властей начали преследовать инакомыслящих, к которым принадлежали и протестантская буржуазия, а значит, и семья Гизо. Поскольку Женева как раз стала частью Французской Республики, переезд туда даже не считался эмиграцией и не требовал никаких дополнительных документов.
В Женеве Франсуа получил образование. Сперва Гизо закончил классическую гимназию, которую основал ещё Кальвин. Там мальчик выучил пять языков: английский, итальянский, немецкий, греческий и латынь. Потом, в 1801, он пошёл учиться в Женевскую академию, где изучал риторику, арифметику и геометрию — на те времена данные науки были основой среднего образования, хотя учился Гизо на филологическом факультете. Через два года он перевёлся на курс философии. Интеллектуальная работа больше увлекала юношу. Как он сам потом признавался, только после перевода на факультет философии он начал жить. Он так жадно вбирал в себя все знания, что конспекты тех годов хранил до самой своей смерти.
Мать Гизо продолжала заниматься его воспитанием в соответствии с идеями Жан-Жака Руссо. Поскольку тот в своих трудах писал, что с 15 до 18 лет каждый человек должен научится ремеслу, то Франсуа пошёл в мастерскую, где приобрёл знания в столярном и токарном мастерстве. Он умел самостоятельно сделать любой предмет мебели, чем вызывал гордость у матери. К слову, мать всегда поддерживала его во всех начинаниях, до самой своей смерти сохранив верность убитому мужу.
Но физический труд не слишком радовал Франсуа, чтение — вот что увлекало Гизо. С детства он читал почти всё, что удавалось находить: и труды эпохи Просвещения, и трактаты греческих философов. Жизнь в Женеве дала Франсуа возможность в совершенстве овладеть немецким языком, а также английским, поскольку в то время с Англией у города были экономические связи.