Пол Морфи

дальнейшее чтение

  • Пол Морфи и эволюция теории шахмат Макона Шибута, Caissa Editions 1993 ISBN  0-939433-16-8 . Более 415 игр, включающих почти все известные игры Морфи. Главы о месте Морфи в развитии шахматной теории и перепечатанные статьи о Морфи Стейница, Алехина и других.
  • Шахматный гений Пола Морфи Макса Ланге (перевод с немецкого на английский Эрнстом Фолкбером), 1860. Перепечатано Moravian Chess под названием «Пол Морфи, набросок из шахматного мира». Отличный ресурс для европейского взгляда на Морфи, а также для его биографической информации. Рецензия на английское издание попала в Chess Player’s Chronicle , 1859 г.
  • Пол Морфи. Sammlung der von ihm gespielten Partien mit ausführlichen Erläuterungen , Géza Maróczy , Veit und Comp., Leipzig 1909. Перепечатано Olms-Verlag, Zürich 1979.
  • Гроссмейстеры по шахматам Гарольда Шенберга, Липпинкотт, 1973 г. ISBN  0-397-01004-4 .
  • Чемпионы мира по шахматам Эдвард Винтер , редактор, 1981. ISBN  0-08-024094-1 . Ведущие историки шахмат считают Морфи фактическим чемпионом мира, хотя он никогда не претендовал на этот титул.
  • Морфи Игры Шахматы от J Лоуэнталем , Лондон, 1893, Джордж Белл & Sons. Вероятно, перепечатка с 1860 года, включает короткие мемуары, одностраничное вступление Морфи с аналитическими заметками Лёвенталя, включая игры с повязкой на глазах и игры с гандикапом.
  • Игры Морфи в шахматы по Филипа У. Сержанта и Фред Reinfeld , Dover, 1989. ISBN  0-486-20386-7 . Содержит аннотации, собранные предыдущими комментаторами, а также дополнения, сделанные сержантом. Имеет все матчи, турниры и показательные игры Морфи, а также большинство его казуальных игр и игр с коэффициентами. Включена краткая биография.
  • Morphy Gleanings Филиппа В. Сержанта, Дэвида Маккея, 1932. Вносит вклад в игры, которых нет в более ранней работе Сержанта «Шахматные игры Морфи», и содержит более подробную биографическую информацию, а также документацию по делам Морфи – Полсена и Морфи – Колиш. Позже переиздано как “Неизвестный Морфи”, Дувр, 1973 г. ISBN  0-486-22952-1 .
  • Великие шахматные игры в мире , Рубен Файн, Дувр, 1983. ISBN  0-486-24512-8 .
  • Первая книга Морфи Фриско Дель Росарио, Траффорд, 2004. ISBN  1-4120-3906-1 . Иллюстрирует учение Сесила Парди и Рубена Файна с 65 аннотированными партиями, сыгранными американским чемпионом. Алгебраические обозначения.
  • Пол Морфи: современная перспектива Валери Бейм, Russell Enterprises, Inc., 2005. ISBN  1-888690-26-7 . Алгебраические обозначения.
  • Жизнь Поля Морфи во Вьё-Карре Нового Орлеана и за границей. Автор Регина Морфи-Войатье, 1926. Регина Морфи-Войатье, племянница Пола Морфи, самостоятельно издала эту брошюру в Нью-Йорке.
  • «Шахматисты » Фрэнсис Паркинсон Киз , Фаррар, Штраус и Кудахи; 1960. Произведение исторической фантастики, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • Пол Морфи: шпион Конфедерации , Стэн Воган, Three Towers Press, 2010. Историческое художественное произведение, в котором Морфи является центральным персонажем.
  • “Пол Морфи Исторический персонаж”  . Хроника шахматиста . Третье издание: 40. 1860 г.
  • Пол Морфи: Гордость и скорбь шахмат Дэвида Лоусона, Дэвида Маккея, 1976. ISBN  978-0-679-13044-4 .
  • Гений Пола Морфи Криса Уорда, Cadogan Books, 1997. ISBN  978-1-85744-137-6 .

биографическая новеллизация жизни Морфи.

  • La odisea de Pablo Morphy en la Habana, 1862–1864 , Андрес Клементе Васкес, Propaganda Literaria, Гавана 1893.
  • Пол Морфи. Полная партия Рохелио Капарроса, Ediciones Eseuve, Мадрид, 1993. ISBN  84-87301-88-6 .

Стиль игры[]

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи — Андерсен — сильнейших шахматистов того времени — свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи. Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи чётко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а чёрными — стремился перехватить инициативу

Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1—2 пешек

Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (А. Алехин).

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца» (М. Ботвинник).

Потомство

Некоторые гроссмейстеры считают, что Морфи – величайший шахматист из когда-либо живших. Другие не согласны, учитывая, что невозможно сравнивать игроков из разных эпох, игра обязательно развивалась с течением времени.

Шахматная задача

вбпротивdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
вбпротивdежграммчас

Единственная проблема, приписываемая Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.

Есть только одна известная шахматная задача, приписываемая Полу Морфи. Белые разыгрывают его и в два хода ставят мат.

Некоторые замечательные детали

Эта часть против Джона Шультена впервые цитируется Эмануэлем Ласкером в его книге « Здравый смысл в шахматах» (Petite Bibliothèque Payot, 1994, ( ISBN  2-228-88757-9 ) ) в главах (7 и 8), посвященных атаке.

(ru) Луи Полсен против. Пол Морфи, Нью-Йорк 1857, Часть Четырех Всадников, 0-1

Жертва дамы превращает позиционное давление Морфи в решающую атаку на короля Луи Полсена .

(in) Пол Морфи ок. Герцог Брауншвейгский и граф Изуар, Париж, 1858, Дефанс Филидор, 1-0

Знаменитая Opera Party , дружеская игра Морфи против неопытных игроков, – одна из самых известных игр; она показывает свой атакующий талант, который раскрывается ясно и красиво. Эта часть часто используется в качестве примера, чтобы продемонстрировать, как использовать время для развития фигур и угроз оппоненту.

(in) Пол Морфи ок. Адольф Андерсен, Париж 1858, Королевский гамбит принят, 1-0

Морфи нравились открытые позиции. В этой «товарищеской игре» против предыдущего неофициального «чемпиона мира» Морфи демонстрирует свою науку. В этом он возобновляет дебют, который сыграл его предыдущий противник, с перевернутыми цветами, Андерсен не успел изучить дебюты  ; но на комбинаторном уровне Андерсен действительно уступает.

Персона Дня – 22 ИЮНЯ 2021

ПОЛ МОРФИ

Пол Морфи родился и вырос в Новом Орлеане. В его семье многие играли в шахматы – и отец, и дядя, и дед. Пол научился играть в 10 лет, а уже через три года победил в легких партиях мастера И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. В 1857 году Морфи в блестящем стиле выиграл Первый американский шахматный конгресс в Нью-Йорке и на следующий год отправился покорять Европу, где жили сильнейшие шахматисты того времени, в том числе некоронованный чемпион мира англичанин Говард Стаунтон.
В 1858 Морфи вызвал Стаунтона на матч и отправился в Англию. Стаунтон формально вызов принял, однако в дальнейшем под разными предлогами уклонялся от состязания. Морфи удалось лишь (вместе с Т. Барнсом) сыграть две консультационные партии против Стаунтона и Дж. Оуэна и одержать победы в обеих. Также Морфи одержал убедительные победы над английскими мастерами: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0) и Лёвенталем (+9, −3, =2).
После этого Пол Морфи отправился в Париж, где выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1) и сыграл ряд легких партий с ведущими мастерами. Один из них, П. Ш. Сент-Аман утверждал, что Морфи мог давать любому из современников фору – пешку f7. В декабре 1858 года в Париже состоялся матч между Морфи и Адольфом Андерсеном (Германия). Морфи выиграл (+7, −2, =2) и был безоговорочно признан сильнейшим шахматистом мира.
После триумфального возвращения в США Морфи объявил, что готов дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, и отказался от серьёзных выступлений. В дальнейшем он отклонял вызовы на матчи, ограничиваясь лёгкими партиями и игрой на фору. С середины 1860-х годов и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.
В своем понимании шахмат Пол Морфи намного опередил своих современников. Как писал Александр Алехин, сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера».
«До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца» (М. Ботвинник).
Пол Чарльз Морфи скончался 10 июля 1884 года в Новом Орлеане.

Литература

  • Нейштадт Я. И. Некоронованные чемпионы. — М.: ФиС, 1975.
  • Загорянский Е. А. Повесть о Морфи. — М.: ФиС, 1968.
  • Загорянский Е. А., Мароци Г. Пол Морфи / Предисл. В. В. Смыслова. — М., ФиС, 1980.
  • Мансуров Е. А. Пол Морфи — гений шахмат // 64 — Шахматное обозрение. — 1984. — № 13. — С. 12—14.
  • Мароци Г. Шахматные партии Пауля Морфи: Пер. с нем. — Л.: Прибой, 1929.
  • Шахматное творчество Пола Морфи * 333 Chess Games of Paul Morphy: Пособие для шахматистов / Сафиуллин Р. К., сост. — Казань: Магариф, 1996. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7761-0465-3.
  • Beim, V. Paul Morphy: A Modern Perspective, Russell Enterprises, Inc.2005.
  • Franco, Z. Morphy: move by move. Everyman chess, 2016.
  • Oxford encyclopedia of chess games. Volume 1. 1485—1866. — Oxford university press, 1981 — ISBN 0-19-217571-8

Наследие

Гарри Каспаров считал, что историческая заслуга Морфи заключается в осознании важности 1) быстрого пьес, 2) владения и 3) , за четверть века до того, как Вильгельм Стейниц сформулировал эти принципы. Каспаров утверждал, что Морфи можно считать и «прародителем современных шахмат», и «первой ласточкой – прототипом сильного гроссмейстера ХХ века».. Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил»

Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Бобби Фишер включил Морфи в десятку величайших шахматистов всех времен и охарактеризовал его как «возможно, самого точного игрока, который когда-либо жил». Он отметил, что «Морфи и Капабланка обладают огромным талантом», и заявил, что Морфи обладает талантом победить любого игрока любой эпохи, если у него есть время для изучения современной теории и идей.

Рубен Файн не согласился с оценкой Фишера: «Прославители продолжали настаивать на том, что он был самым блестящим гением из когда-либо появлявшихся … Но если мы критически исследуем послужной список и игры Морфи, мы не сможем оправдать такую ​​феерию. вынужден говорить об этом как о мифе Морфи … Он настолько опередил своих соперников, что трудно найти действительно выдающиеся примеры его мастерства … Даже если миф был разрушен, Морфи остается одним из гигантов истории шахмат “.

Гарри Каспаров , Вишванатан Ананд и Макс Эйве утверждали, что Морфи намного опередил свое время. В этом отношении Эйве охарактеризовал Морфи как «шахматного гения в самом полном смысле этого слова».

Морфи часто упоминается в романе Уолтера Тевиса « Ферзевый гамбит» как любимый игрок главной героини, вундеркинда по имени Бет Хармон .

Биография

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э. Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли[источник не указан 1495 дней]. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64 — Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

В 1855 Морфи поступил в Луизианский университет, закончил его за два года и получил диплом адвоката. В 1857 году Морфи получил первый приз на первом Всеамериканском шахматном конгрессе.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже. В этом же году в Европе состоялись матчи Морфи с известными британскими шахматистами Стаунтоном, Барнсом, Оуэном, а также выдающимся германским шахматистом Андерсеном, которые закончились победой Морфи за явным преимуществом.

В 1859 году Морфи вернулся в США, где был восторженно встречен. Он заявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).

Однако вскоре Морфи отказался от серьезной игры в шахматы. Также ему не удавалось найти работу адвоката, по своей специальности. Родители девушки, в которою он был влюблён, не дали согласия на брак с ним. У него стало прогрессировать психическое заболевания (предположительно шизофрения). Он всё больше замыкался в кругу близких.

К 1861 году относится эпизод с картиной немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты» (созданной в 1830-е годы), на которой изображен Дьявол, играющий в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в Ричмонде (штат Виргиния) в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде безнадёжно проигранной. И выполнил своё обещание, сведя партию вничью.

В полдень 10 июля 1884 года 47-летний Морфи был найден мёртвым в своей ванной дома в Новом Орлеане. По данным вскрытия, причиной фатального исхода стал инсульт, вызванный погружением в холодную воду после длительной прогулки по полуденной жаре. Особняк Морфи, проданный его семьёй в 1891 году, был впоследствии переоборудован в широко известный ресторан Brennan’s.

Особняк Морфи на Ройял-стрит в мае 2007 года

Характеристика творческой манеры

Василий Смыслов: «В наши дни наибольшее удивление вызывает гармоничность его игры. Морфи всегда готов был атаковать короля, но если позиция требовала иных действий, то он не отказывался от борьбы в строгом позиционном стиле и от перехода в эндшпиль. Постоянное стремление Морфи к инициативе, неустанный поиск лучшего хода, игра высокого накала производят глубокое впечатление. Подлинным откровением для его современников была трактовка дебютов Полом Морфи. Он стремился к открытым позициям и всё подчинял быстрейшему развитию фигур. Для его стиля характерно ведение сражения по всей доске. В фигурной борьбе он, несомненно, превосходил всех своих соперников. Морфи прекрасно разыгрывал и эндшпиль, искусно внося комбинационные мотивы в простые на вид окончания».

Михаил Ботвинник: «До сих пор Морфи является непревзойдённым мастером открытых игр. Насколько велико его значение, видно из того, что ничего существенного после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца».

Шахматный стиль

Сегодня многие фанаты считают, что Морфи был исключительно искусен в комбинации , так как он преуспел в принесении в жертву своей даме в обмен на неотразимую атаку, которая опустошила противника всего несколькими ударами. Частично это происходит из нескольких анализов его частей, в которых выделяются его тактические маневры . Однако это не отражает его стиль в большинстве его ролей. По сравнению со стилями Ла Бурдонне и Адольфа Андерсена его стиль довольно консервативен.

Морфи считается первым современным шахматистом. Некоторые из его частей имеют старомодный вид, поскольку он не нуждался в позиционных системах, которые стали популярными у великих мастеров сегодняшнего дня после работ Стонтона , Полсена и Стейница . Его противники пока не осваивали открытые позиции, он прибегал к ним, что позволяло быстро их обыграть. Он играл в открытые игры почти идеально, но он мог успешно вести другие типы игр, зная большинство современных принципов игры.

Морфи был игроком, который мог интуитивно оценить лучший вариант, и по этой причине его часто сравнивали с Капабланкой . Как и последний, он был вундеркиндом  : играл быстро и хорошо. Лёвенталь и Андерссен позже заметили, что его трудно обыграть, поскольку он знал, как защищаться, и мог отменить или выиграть игру, даже если его позиция была плохой. С другой стороны, он не упускал ни одной возможности выиграть, если бы у него была выигрышная позиция. Андерсен утверждал, что против Морфи игроку лучше сдаться после неудачного удара. Пытаясь объяснить свою плохую работу визави Морфи, Андерссен сказал: «Я выиграть свои игры в 70 ходов, в то время как г – н Морфь делает это в 20, что в порядке вещей .

Пол Морфи также произнес знаменитую цитату на эту тему: «Помогите своим монетам, они помогут вам!» ” .

Пол Чарльз Морфи 173k

(22.06.1837 – 10.07.1884)

◄ СМЕНИТЬ 
 РАЗВЕРНУТЬ ▼

▲ СВЕРНУТЬ  
 СМЕНИТЬ ►

Википедия: Пол Чарльз Морфи (англ. Paul Charles Morphy, 22 июня 1837, Новый Орлеан – 10 июля 1884, там же) – американский шахматист; сильнейший в мире в середине XIX века. Юрист по образованию, окончил Луизианский университет (ныне Тулейнский университет).Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя – Эрнесто Морфи – был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э. Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64 – Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.В 1855 Морфи поступил в Луизианский университет, закончил его два года и получил диплом адвоката. В 1857 году Морфи получил первый приз на первом Всеамериканском шахматном конгрессе.В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже. В этом же году в Европе состоялись матчи Морфи с известными британскими шахматистами Стаунтоном, Барнсом, Оуэном, а также выдающимся германским шахматистом Андерсоном, которые закончились победой Морфи за явным преимуществом.В 1859 году Морфи вернулся в США, где был восторженно встречен. Он заявил о готовности играть с любым шахматистом мира, давая тому фору: пешку и очередь хода (ход вперед).Однако вскоре Морфи отказался от серьезной игры в шахматы. Также ему не удавалось найти работу адвоката, по своей специальности. Родители девушки, в которою он был влюблен, не дали согласия на брак с ним. У него стало прогрессировать психическое заболевания (предположительно шизофрения). Он все больше замыкался в кругу близких.К 1861 году относится эпизод с картиной немецкого художника Морица Ретча «Шахматисты» (созданной в 1830-е годы), на которой изображен Дьявол, играющий в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в Ричмонде (штат Виргиния) в гостях у преподобного Р.Р. Гаррисона, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде безнадежно проигранной. И выполнил свое обещание, сведя партию вничью.В полдень 10 июля 1884 года 47-летний Морфи был найден мертвым в своей ванной дома в Новом Орлеане. По данным вскрытия, причиной фатального исхода стал инсульт, вызванный погружением в холодную воду после длительной прогулки по полуденной жаре. Особняк Морфи, проданный его семьей в 1891 году, был впоследствии переоборудован в широко известный ресторан Brennan’s…

Биография[]

Потомок ирландских эмигрантов-якобитов, состоявших на испанской службе. В семье многие играли в шахматы: например, дядя — Эрнесто Морфи — был одним из первых учителей Пола Чарльза. Известны некоторые партии Э.Морфи, в том числе его победа над тогдашним чемпионом США Ч. Стэнли. В шахматы играли также отец Алонсо Морфи, дед по матери Жозе Карпантье и дядя Шарль Карпантье. В 1987 году журнал «64-Шахматное обозрение» опубликовал несколько «внутрисемейных партий» Морфи и Карпантье.

С шахматами познакомился в 10 лет; в 12 — выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. В 1850 победил в лёгких партиях И. Лёвенталя (1,5:0,5), гастролировавшего в США. Выдающегося успеха достиг на Первом американском шахматном конгрессе (Нью-Йорк, 1857), где 16 участников играли короткие матчи до трёх (в финале до пяти) выигрышей. Легко победив всех соперников — Дж. Томпсона, А. Мика (с одинаковым счётом: +3, −0, =0), Т. Лихтенгейна (+3, −1, =0) и в финале Л. Паульсена (+5, −1, =2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 — на «дачу вперёд» (см. Фора). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен (+1, −10, =3), Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая своё превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперёд любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счёте +0, —4, =1 (играли до 7 выигрышей) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США. В 1858 Морфи вызвал на матч Х. Стаунтона, который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Морфи удалось (вместе с Т. Барнсом) сыграть против Стаунтона и Дж. Оуэна лишь консультационные партии: +2, −0, =0. Он также провёл ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Барнсом (+19, −7, =1), С. Боденом (+5, −1, =3), Г. Бёрдом (+10, −1, =1), Э. Лёве (+6, −0, =0), Дж. Медли (+3, −0, =0), Оуэном (+4, −1, =0). Наиболее упорным из английских соперников Морфи оказался Лёвенталь (+9, −3, =2).

Файл:Die Schachspieler – Les joueurs d’échecs – The Chess Players1.png

Мориц Ретч. Шахматисты. Деталь картины

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6, −1, =1). В Париже Морфи выиграл матч у Д. Гарвица (+5, −2, =1), провёл сеанс вслепую (+6, −0, =2) и сыграл ряд лёгких партий с ведущими мастерами — П. Ш. Сент-Аманом, утверждавшим, что Морфи мог с успехом давать впёред пешку f7 любому из современников, Ж. А. де Ривьером, Ж. Прети, П. Журну и др. В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл А. Андерсен. Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7, −2, =2; см. Морфи — Андерсен матч), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Последний матч в Париже Морфи сыграл с О. Монгредиеном (+7, −0, =1). Перед отъездом в США Морфи провёл в Англии ряд сеансов вслепую против шахматистов Лондонского (+2, −0, =8) и Сент-Джорджского (+5, −0, =3) клубов; а также сеанс в Сент-Джеймском клубе против мастеров (Барнс, Боден, Бёрд, Лёвенталь, Ривьер): +2, −1, =2.

В 1858 году Морфи сыграл случайную партию, которая стала широко известной, против Карла Брауншвейгского и графа Изуара в Театре итальянской оперы в Париже.

К 1861 году относится эпизод с картиной «Шахматисты» немецкого художника Морица Ретча (созданной в 1830-е годы). Картина изображает Дьявола, играющего в шахматы против юноши в присутствии его ангела-хранителя. Находясь в гостях у преподобного Р. Р. Гаррисона в Ричмонде, реконструировавшего позицию на картине, Морфи объявил, что готов защищать позицию юноши, считавшуюся прежде проигранной. Он с успехом выполнил своё обещание.

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Объявив о своей готовности дать вперёд пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьёзных выступлений: вызовы Паульсена (1859 и 1860) и И. Колиша (1861 и 1863) отклонил, ограничившись лёгкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд лёгких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства). С середины 1860-х гг. и до конца жизни Морфи страдал тяжёлым душевным заболеванием.

Игра [ править ]

Белый : Пол Морфи Черный: герцог Брауншвейгский и граф Изуар Открытие : Защита Филидора ( ECO C41) Париж 1858 г.

1. e4 e5 2. Nf3 d6

Это защита Филидора , названная в честь Франсуа-Андре Даникана Филидора , ведущего шахматного мастера второй половины 18 века и пионера современной шахматной стратегии. Он также был известным оперным композитором

Это хороший дебют, но немного пассивный, и он игнорирует важное поле d4. Большинство современных игроков предпочитают 2 ..

Nc6 или 2 … Nf6, защиту Петрова .

3. d4 Bg4

Хотя в то время обычное дело, считается . Сегодня обычны 3 … exd4 или 3 … Nf6. Оригинальная идея Филидора, , – рискованная альтернатива.

4. dxe5 Bxf3

Если 4 … dxe5, то 5.Qxd8 + Kxd8 6.Nxe5 и белые выигрывают пешку и Black потерял способность к замку . У черных, однако, был вариант 4 … Nd7 5.exd6 Bxd6, когда они теряют пешку, но имеют некоторую компенсацию в виде лучшего .

5. Фxf3

Стейниц «s рекомендация 5.gxf3 dxe5 6.Qxd8 + Kxd8 7.f4 тоже хорошо, но Морфь предпочитает держать матка на. После того, как черные отбирают пешку на е5, белые имеют значительный перевес в развитии.

5 … dxe5 6. Bc4 Nf6

Этот, казалось бы, здравый ход развития наталкивается на неожиданное . После следующего хода белых под атакой окажутся и f7, и b7. Лучше было бы напрямую защитить пешку f7 ферзем, что сделало бы следующий ход белых менее сильным.
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 7 … Qe7

7. Qb3 Qe7 (диаграмма)

Единственный хороший ход черных. Белые угрожали матом в два хода, например 7 … Nc6 8.Bxf7 + Ke7 (или Kd7) 9.Qe6 #. 7 … Qd7 теряет ладью из- за 8.Qxb7 с последующим 9.Qxa8 (поскольку 8 … Qc6? Теряет ферзя из-за 9.Bb5)

Обратите внимание, что 7 … Qe7 спасает ладью такой комбинацией: 8.Qxb7 Qb4 + с форсированием размена ферзя

Несмотря на то, что этот шаг предотвращает немедленную катастрофу, черные вынуждены блокировать f8- слона , препятствуя развитию и на рокировку.

8. Кc3

Морфи мог выиграть пешку путем 8.Qxb7 Qb4 + 9.Qxb4 Bxb4 +. Белые также могут выиграть ходом 8.Bxf7 + Qxf7 9.Qxb7, но у черных опасная контригра после 9 … Bc5 и 10.Qxa8 0-0, или 10.Qc8 + Ke7 11.Qxh8 Bxf2 + !. «Но это был бы метод мясника, а не художника». (Ласкер). В соответствии со своим стилем, Морфи предпочитает быстрое развитие и инициативу материалу.

8 … c6

Лучший ход, позволяющий черным защитить свою пешку без дальнейшего ослабления , которые были ослаблены черными разменом своего белопольного слона.

9. Bg5 b5?

Черные пытаются отогнать слона и выиграть , но этот ход позволяет Морфи сильно пожертвовать, чтобы сохранить инициативу. Этот ход проигрывает, но лучшего найти сложно; например 9 … Na6 10.Bxf6 gxf6 11.Bxa6 bxa6 12.Qa4 Qb7 и позиция черных очень слабая.

10. Nxb5!

Морфи предпочитает не отступать от слона, что позволит черным выиграть время для развития.

10 … cxb5

Черные могли продлить игру, сыграв 10 … Qb4 +, вынудив размен ферзей, но белые спокойно выигрывают после 11.Nc3 или 11.Qxb4 Bxb4 + 12.c3!

11. Сxb5 +

Не 11.Bd5? Qb4 +, открепляя коня и позволяя ладье уклониться от взятия.
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 12 … Rd8

11 … Nbd7 12. 0-0-0 Rd8 (диаграмма)

Комбинация кеглей на конях и открытая линия для ладьи белых приведет к поражению черных.

13. Лxd7 Лxd7

Удаление другого защитника.

14. Rd1

Фигурная активность белых резко контрастирует с пассивностью черных. Ладью d7 черных спасти нельзя, так как она прижата к королю слоном и атакована ладьей, и хотя конь ее защищает, конь прижат к ферзю.

14 … Qe6

Qe6 – тщетная попытка отвязать коня (позволяя ему защитить ладью) и предложить размен ферзя, чтобы немного ослабить атаку белых. Даже если бы Морфи не сделал свой следующий сокрушительный ход, он всегда мог бы обменять своего слона на коня с последующим выигрышем ладьи.
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Финальная позиция после 17.Rd8 #. Белые маты двумя оставшимися фигурами.

15. Bxd7 + Nxd7

Если 15 … Qxd7, то 16.Qb8 + Ke7 17.Qxe5 + Kd8 18.Bxf6 + gxf6 19.Qxf6 + Kc8 20.Rxd7 Kxd7 21.Qxh8 и белые явно выигрывают. Ход короля ведет к мату: 15 … Ke7 16.Qb4 + Qd6 (16 … Kd8 17.Qb8 + Ke7 18.Qe8 #) 17.Qxd6 + Kd8 18.Qb8 + Ke7 19.Qe8 # или 15 … Kd8 16 .Qb8 + Ke7 17.Qe8 #.

16. Qb8 +!

Морфи заканчивает жертвой ферзя .

16 … Nxb8 17. Rd8

Этот образец спаривания иногда называют «оперным товарищем» в связи с этой игрой.

Стиль игры

В этом разделе для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения .

Морфи в основном помнят как ведущего представителя романтической школы шахмат, которая фокусировалась на дебютах 1.e4 и лихой тактической и атакующей игре, где противникам часто ставили мат менее чем за 30 ходов. Морфи предпочитал обычные шахматные дебюты дня, особенно королевский гамбит и фортепьяно Джуоко (при игре белыми) и голландскую защиту (при игре черными). Защита Морфи Руя Лопеса (1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6) названа в его честь и остается наиболее популярным вариантом этого дебюта, хотя он редко использовал Руя Лопеса при игре белыми фигурами. Когда требовалось, Морфи мог играть в шахматы; однако он не был в восторге от этого, и его , хотя и умелые, не проявляют ни малейшего воображения его . Он открыто критиковал сицилийскую защиту и дебюты 1.d4 за то, что они приводили к скучным партиям, и единственным известным случаем, когда он использовал сицилийскую защиту, была игра против Левенталя в 1858 году. Во время своего турне по Европе он включил условие, что все матчи должны иметь дебюты 1.e4 e5 как минимум в половине игр.

Морфи можно считать первым современным игроком. Некоторые из его партий не выглядят современными, потому что ему не нужны были медленные позиционные системы, которые используют современные гроссмейстеры или которые разработали Стонтон, Полсен, а затем Вильгельм Стейниц . Его противники еще не освоили открытую игру , поэтому он регулярно играл против них; он предпочитал открытые позиции, потому что они приносили быстрый успех. Он играл в открытые партии почти до совершенства, но мог справиться с любой позицией, полностью разбираясь в шахматах на годы впереди своего времени. Морфи был игроком, который интуитивно знал, что лучше, и в этом отношении его сравнивали с Хосе Капабланкой , который также был вундеркиндом. Морфи играл быстро; в эпоху, когда еще не использовался контроль времени , ему часто требовалось меньше часа, чтобы сделать все свои ходы, в то время как его противникам требовалось, возможно, восемь часов или больше. Лёвенталь и Андерсен позже отметили, что его очень трудно обыграть, так как он знал, как хорошо защищаться, и мог бы сыграть вничью или даже выиграть игры, несмотря на то, что попадал в плохие позиции. В то же время, когда ему давали многообещающую должность, он был смертельно опасен. Андерсен особенно прокомментировал это, сказав, что после одного неудачного хода против Морфи можно было бы уйти в отставку . «Я выигрываю свои партии за семьдесят ходов, а мистер Морфи побеждает за двадцать, но это естественно …», – сказал Андерсен, объясняя свои плохие результаты против Морфи.

Из 59 «серьезных» партий Морфи – сыгранных в матчах и турнире в Нью-Йорке 1857 года – он выиграл 42, сыграл вничью 9 и проиграл 8.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий