Развитие творческой активности
Многие выдающиеся шахматисты были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий мастер комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником. В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.
Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.
Как фиксировать просроченное время
Шахматы — благородная игра, основанная на доверии и уважении. Если за доской встречаются опытные соперники, конфликт маловероятен, а неоднозначные ситуации разрешаются на месте, без апелляций.
Как быть в рапиде с просрочкой времени? Необходимо грамотно обозначить её. Если ошибиться, секунды могут сыграть против вас.
Алгоритм:
- Остановить часы, сделав это раньше соперника. В противном случае вы сами станете нарушителем, если часы другого игрока уже переставлены на ваше время.
- Дать сопернику знать о просрочке, указав рукой или сказав: «Время!» Чаще всего этого хватает, и вызывать арбитра не приходится.
Виды быстрых шахмат
Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.
В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.
- До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
- Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.
Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.
Стратегия
В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.
- 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
- 2 означает, что вы перемещаете корабль.
- 3 означает, что вы двигаете коня.
- 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.
Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.
Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске
Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага
По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!
Не забываем про другие увлечения
Теперь вы понимаете, какая польза от шахмат, насколько положительно эта игра влияет на наш мозг. Но и вред, к сожалению, тоже присутствует. Партия может длиться несколько часов, за это время игрок должен максимально сконцентрироваться на доске, продумывать ходы и каждый последующий шаг. Естественно, что часто шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, что негативно сказывается на здоровье. Более того, не все люди способны извлекать пользу от проигрыша. Они могут скрывать свое разочарование, впасть в уныние. Это не всегда заметно, но люди со слабой нервной системой могут даже дойти до апатии и депрессии, особенно, если человек проиграл несколько партий подряд. Если ребенок сильно увлекся шахматами, то он может забыть про остальные увлечения, проводить время только за шахматной доской. Такой образ жизни породил стереотип, что шахматист – это худой молодой человек в очках, который не способен дать отпор в драке, не может защитить себя.
Чтобы минимизировать вредное влияние шахмат, стоит помнить, что всего хорошо в меру
Шахматы не должны заполнять всю вашу жизнь, стоит уделять внимание и физической активности, и другим увлечениям
Польза шахмат для взрослых
Шахматы — одна из немногих логических игр, при которой активизируется весь мозг целиком (работают оба полушария), и в этом главное достоинство данной игры. Шахматные баталии в любом возрасте — отличный тренажер для развития логики и абстрактного мышления, тренировки кратковременной и долговременной памяти, внимания, концентрации…
Если вы увлеклись шахматами будучи ребенком, то став взрослым, сможете достичь немалых высот, поскольку в вашем случае мозг способен использовать практически все свои ресурсы. Развитые с детства быстрота и креативность мышления смогут помочь продвинуться по карьерной лестнице, а творческий подход к решению шахматных задач — находить оригинальные решения и в жизни.
Начав заниматься шахматами, вы сможете обрести способность быстро выделять главное, замечать нюансы… А анализируя, собирая и обобщая разбросанную по доске информацию, научитесь планировать ходы наперед, тщательно продумывать стратегию игры, чем поднимите на нужный уровень свои интеллектуальные способности.
Настойчивость в достижении цели, активность, вера в успех, выдержка, рассудительность, ответственность за принятые решения, объективная оценка других людей, конкурентоспособность — лишь малая часть важных и необходимых для жизни качеств, которые вы разовьете благодаря шахматам.
Многие психологи пытались исследовать феномен шахмат. Например Альфреду Бинэ и Петру Рудику удалось практическим путем доказать, что шахматы формируют именно логическое мышление, а не просто механическое запоминание ходов. А в современной реальности медики выдвинули гипотезу о том, что игра в шахматы, поддерживая умственную деятельность человека в постоянном активном состоянии, станет отличной профилактикой болезни Альцгеймера, защитит мозг от увядания. Люди старше 75 лет, постоянно играющие в шахматы, меньше подвержены риску развития деменции и других проблем с памятью.
Совершенствует навыки решения проблем
Шахматная партия – это как одна большая загадка, которую нужно решить, при этом решить на ходу, так как ваш противник все время меняет условия. В 1992 году в рамках исследования почти полтысячи школьников были разделены на три группы. Первая группа занималась традиционными уроками математики, вторая заменяла математику шахматами, начиная со второго класса, а третья – с первого. В результате в ходе централизованного тестирования оценки третьей группы выросли очень заметно, а также третья группа внушительно обошла первую по результатам.
Молитва для Троицкой поминальной субботы. Прочитайте ее 6 июня
Незнакомец помог матери-одиночке, у которой не было денег на ремонт машины
Женщина делает перекус на работу для мужа. Люди сказали, что она с ним нянчится
Личностные качества
Гарри Каспаров отмечал: шахматы – модель жизни. В процессе занятий и игры в шахматы развиваются качества, важные для повседневной жизни, формирующие личность ребенка.
Самодостаточность
В процессе игры шахматист в диалоге только с самим собой. Все, что он делает, рождается в нем самом. Идеи, решения, эмоции. Обратиться за помощью не к кому и не к чему. «Погуглить» или спросить совета у старших не получиться.
Все возможности и угрозы ребенок анализирует самостоятельно.
Выигрыш или просто хорошая партия укрепляют уверенность ребенка в себе, в том, что он может самостоятельно существовать и добиваться успехов.
Ответственность
Ответственность идет рука об руку с самостоятельностью. Результат партии зависит только от тебя, от твоих знаний, принятых решений, эмоционального состояния. Умения предугадать действия соперника.
То есть ответственность полная. И никакие «отмазки» не сработают.
Взаимодействие с партнером
Во время игры мы пытаемся понять партнера. О чем он думает, предугадать его действия, его эмоциональное состояние и многое другое.
Вначале это просто наблюдение за партнером. Это происходит неосознанно, автоматом. Проявляется наблюдение по-разному. Кто-то сверлит взглядом, как это делал Анатолий Карпов или Александра Горячкина.
Кто-то украдкой бросает взгляд время от времени. Способность понимать – первый шаг к управлению. Понимание соперника – ключ к влиянию на него.
И это тоже важное в жизни умение
Морально-волевые качества
Это термин из области спорта. Области, где всегда присутствует противоборство.
В шахматах это противоборство знаний, умственных способностей, воли и многих других качеств.
Эмануил Ласкер, второй чемпион мира, считал так:
«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»
Мы знаем из истории шахмат, что иногда противоборство принимало жесткий, бескомпромиссный характер, «на грани фола». Матчи Ласкер-Капабланка, Капабланка-Алехин, Карпов-Корчной и некоторые другие проходили в далеко не дружественной обстановке.
Неоправданная агрессивность, зависть, желание добиться победы любой ценой встречаются в спортивной жизни. И шахматы не исключение.
Научиться выдерживать давление, прессинг, сохраняя самообладание, — важно и для шахмат, и для повседневной реальности. В заключение
В заключение
Важно направить развитие ребенка в шахматах в нужное русло
Разъяснить ему, что играть честно, уважать партнера, — гораздо правильнее во всех отношениях. И даже выгоднее.
Это прерогатива наставника. Подобрать некий «моральный кодекс», как в восточных единоборствах.
Спорт, наука или искусство
Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.
Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.
Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.
И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.
Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.
Правила игры
Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.
Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.
Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.
Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.
Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).
Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.
Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.
Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.
В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые
Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.
В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.
В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.
Учит планированию и предусмотрительности
Если подростки будут играть в шахматы, это может даже спасти их жизни. Одним из элементов мозга, развивающимся в последнюю очередь, является префронтальная кора. Это часть мозга, ответственная за планирование, суждения, самообладание. Таким образом, подростки даже с научной точки зрения являются незрелыми, пока у них не разовьется эта часть мозга. Стратегические игры, такие как шахматы, могут ускорить развитие префронтальной коры и помочь принимать лучше решения во всех сферах жизни. А это, свою очередь, вполне возможно, предотвратит совершение глупых и рискованных поступков, которые чаще всего и ассоциируются с подростковым периодом.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Дискуссии о роли шахмат
Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков стал периодом острой полемики между сторонниками и противниками преподавания шахмат детям. Так, в 1904 году Иоахим Маннхеймер опубликовал в «Немецком шахматном еженедельнике» статью с резкой критикой этой дисциплины. Основной претензией автора была высокая нагрузка на учащихся, которую усугубляли занятия в шахматных кружках. Игра в шахматы, по версии Маннхеймера, была пустой тратой времени.
Иную позицию занимала редакция возглавляемого Георгом Марко «Венского шахматного журнала». В 1906 году издание разместило статью Микши Вайсса о практической пользе шахмат. Венгр убедительно доказал, что детские, юношеские и взрослые успехи в игре невозможны без развитого интеллекта, отличной памяти, способности к импровизации и эрудиции. По заключению Вайсса, общий культурный уровень игрока напрямую влияет на его конкурентоспособность за шахматной доской.
Спорным в прошлом столетии оставалось и отнесение шахмат к одной из трех категорий — научная дисциплина, вид спорта или разновидность искусства. Зигберт Тарраш после поражение в матче за звание чемпиона мира в 1903 году назвал происходящее на доске спортом, который по своей сути остается искусством, поскольку приносит значительное эстетическое удовольствие зрителям.
Зачем ребенку шахматы?
Для ребенка, который привык к монотонной жизни — школа-дом-компьютер, вряд ли аргументом записаться в секцию шахмат станет то, что в них играет даже Шварценеггер. А ведь в эту игру играют и художники, и музыканты, и знаменитые актеры, выдающиеся политические деятели, руководители стран…
Именно дети могут получить максимальную пользу от этого вида спорта. И, хотя в шахматы можно начинать играть в любом возрасте, лучше начать обучение в детстве, с момента, когда ребенок начинает четко мыслить. «Шахматы — это почти идеальная модель игры для интеллектуального воспитания детей. Шахматы — это все…» — сказал В.Предеин, международный мастер спорта, и с этим трудно не согласиться…
Занимаясь шахматами, ребенок разовьет
- усидчивость и концентрацию внимания;
- быстроту реакции (внешне спокойная и размеренная игра часто требует быстрых решений и решительных действий. Ребенок научится оперативно принимать решения в любой ситуации за пределами игрового процесса);
- крепость характера и силу воли (в критической ситуации сможет собраться и продолжить сражение, хладнокровно отбить неожиданный тактический удар);
- чувство ответственности (оставаясь один на один со своим противником, придется самостоятельно искать правильное решение, ведь победа или поражение в игре целиком зависит только от него: один неверный ход — и партию уже не спасти…);
- фантазию и воображение;
- самодисциплину и много других качеств, которые пригодятся ему и в детстве, и во взрослой жизни…
Шахматы научат ребенка не только радоваться победам, но и достойно принимать поражения: сталкиваясь с неудачами, он будет становиться сильнее и мудрее.
Уникальность шахмат в том, что они в игровой форме учат детей думать, тем самым отличаясь от школьных предметов, нагружающих память информацией, но не дающих при этом навыков самостоятельной умственной работы. Развивая логику, мышление, память и другие умственные способности ребенка, игра формирует правильную адекватную самооценку, важную для человека в любом возрасте.
Шахматы могут помочь преодолеть отставание в развитии у детей, у подростков — убрать агрессию, а взрослым — уберечь ребенка от нежелательных, антисоциальных тяготений, привычек, дурных компаний…
Шахматы — не только увлекательная игра, но и оригинальный способ познания себя и окружающего мира, прямой путь к хорошей успеваемости. Доказано, что дети, играющие в шахматы успешнее в учебе, чем остальные.
https://youtube.com/watch?v=LTNp8CM7Asw%3F
Шахматы — это не только развитие. Это новые знакомые, новые интересы. Это игра великих людей, а стать великим никогда не поздно.
Формирование характера
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Исследования игры вслепую
Первые документально подтвержденные опыты, касающиеся анализа шахматных партий без визуального контакта соперников с доской, относятся к 1890-м годам. В этот период доктор медицины из Парижа Альфред Бине (директор института экспериментальной психологии) привлек мастеров игры к анкетированию с целью изучения психологии памяти.
Ученый разослал известным шахматистам своего времени анкеты из четырнадцати пунктов. Бине получил отклик от 62 игроков. Анализ их ответов на вопросы, основная часть которых была посвящена игре вслепую, дал интересные результаты. Так, известный теоретик шахмат из Венгрии Зигберг Тарраш отметил, что его математические навыки чуть выше средних, а игра вслепую возможна, но не столь эффективна, как борьба с соперником в классическом матче.
Замечания венгерского мастера пролили свет на процесс визуализации шахматистами матчей без зрительного контакта с доской. В фокусе оказывалась не вся позиция — только текущий участок активных действий. Внешние особенности фигур не играли для Тарраша существенной роли: он «видел» лишь общий план партии.
В 1894 году Бине издал книгу, основанную на интерпретации результатов проведенного анкетирования. Пространные выводы психолога можно свести к нескольким утверждениям:
шахматные навыки не имеют устойчивой связи с математическими способностями — высокие результаты в одной области не гарантируют успехов в другой;
игра с доской позволяет визуализировать возможные варианты расположения фигур после грядущих ходов, без доски — только текущую расстановку;
борьба шахматистов не сводится к противостоянию их мнемонических способностей и атрибутов рационального мышления;
логическая память шахматного мастера обладает более важной ролью в сравнении со зрительной;
внутренняя речь игрока становится основой для процесса обдумывания ходов.
Последнее суждение подвергалось активной критике со стороны поздних исследователей психологии игры. Проведенные в 1920–1930-х годах эксперименты показали, что для шахматистов характерно образное мышление, а не внутренний диалог.
6 Ты станешь человеком более широких взглядов
«С помощью шахмат вы можете начать общаться с людьми по всему миру новым, уникальным способом, — делится опытом Асария. — Я ездил в Боливию на турнир и играл в уличные шахматы с детьми, которые не говорили по-английски».
Шахматы — это универсальная игра, которая выходит за рамки языковых или культурных различий и объединяет людей уже более 1500 лет.
В то время как игра в шахматы для удовольствия не может привести к дальним путешествиям сама по себе, возможность вытащить доску, чтобы сыграть в любой точке мира, или присоединиться к международным виртуальным чемпионатам по шахматам — отличный способ разрушить культурные барьеры и узнать больше о наших соседях из других стран.
1 Возможность учиться на своих ошибках
Научиться играть в шахматы не всегда легко — даже опытные профессионалы расстраиваются, проиграв при использовании хорошо продуманного плана игры.
«Игра учит вас принимать проигрыш и учиться на своих ошибках, — говорит Даниал Асария, пятикратный чемпион США по шахматам. — Я проиграл более 5000 игр и два национальных чемпионата в последнем туре, но я извлек уроки из этого опыта и продолжал выигрывать, в том числе четыре национальных чемпионата, и представлять сборную США в международных соревнованиях».
В то время как проиграть несколько игр подряд может быть неприятно, это помогает открывать новые стратегии, что может быть полезным навыком как на работе, так и дома.
Чем больше ты привыкнешь к мысли, что ошибки и потери — это хорошо, тем эффективнее научишься превращать негатив вне игры в позитив.
Дополнительные материалы
Александр Алехин
В книге «На пути к высшим шахматным достижениям» несомненный интерес вызывает вторая глава — «Партии вслепую». В ней Алехин рассказал о том, как им осваивался этот способ игры, при котором шахматист объявляет свои ходы, не глядя на доску, по памяти. Довольно обстоятельно поясняет он процесс подготовки и ход самой игры:
- «Играющий вслепую не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску… он припоминает только какой-то характерный ход, конфигурацию части доски… зрительная память призывается на помощь только тогда, когда в особо критический момент нужно проверить положение, выяснить возможное заблуждение и т. п…»
- Уровень игры вслепую зависит не только от числа соперников, но и от шахматной квалификации. При соблюдении этих условий «…мерилом ценности при равном или большем числе партий должно быть только процентное соотношение выигранных очков. Что касается художественной ценности игры вслепую, то последняя невелика… Я пришел к убеждению, что игра вслепую не только отражается на силе играющего, но в значительной мере искажает способ мышления и стиль игры».
- «О ценности игры вслепую вообще господствуют различные мнения. В Америке, например, она ценится очень высоко, в то время как в Советской России ее считают бесполезной в художественном отношении и вместе с тем вредной для здоровья.
- Я сам… ценю игру вслепую только как средство пропаганды…»
С доводами Александра Александровича спорить не приходится, хотя его комбинации и тут производили огромное впечатление.
Эрнесто Инаркиев
…Мне всегда была интересна игра вслепую, я помню, что даже тренировался специально. Но насколько это влияет именно на рост шахматного мастерства… Мне кажется, существует некая грань:
- до какого-то момента это действительно помогает расти. Потому что, когда просчитываешь варианты, когда анализируешь позицию, тебе необходимо видеть позицию, которая возникает у тебя в расчетах, через несколько ходов. Здесь, конечно, игра вслепую может здорово помочь, потому что ты эти позиции будешь видеть без проблем.
- С другой стороны, когда речь идет о каких-то рекордах и сеансах одновременной игры на большом количестве досок, то здесь, на мой взгляд, нагрузка идет, в первую очередь, на память. Потому что ты должен не столько анализировать позиции, сколько помнить все фигуры, где они расположены, и найти баланс — сколько досок в уме держать полезно, а сколько не очень полезно с точки зрения шахмат.
Это интересная тема. Но в целом я считаю, что игра вслепую — очень хороший тренажер…
Тренировка игры вслепую
…Вопрос про тренировку игры вслепую, как этого добиться, чтобы научиться видеть позицию без фигур на 3-4 хода вперед?
- …Для начала научитесь хорошо видеть доску вслепую. Чтобы четко знать какое поле какого цвета. Поле е8 белое или черное?, а b3?, а е3? Походите мысленно по диагоналям, по каждому полю.
- Прикрепите мысленно каждому полю какую-нибудь конструкцию. К примеру, поле с7. Обычно там в дебюте располагается черный ферзь. Тут уже к нему можно прибавить и слона на d6, они совместно стреляют на пункт h2. Вот Вам уже целый комплекс полей нашел в мозгу свою нишу. При конструкции Qc7 и Bd6 можно нарваться на ход белых Nb5 — белое поле. Откуда он прыгнул? С поля с3 — черное. В общем, понятно, надеюсь.
- Или поле f2. Часто белые получают удар слоном или конем на этом поле (соответственно черные на f7). Сразу вспоминаем профилактическую конструкцию: e3, f2. Прибавим поле d4 — и слон c5 или b6 нейтрализован. Вот Вам еще комплекс полей одного цвета. Рядом с полем f2 есть поле g2. Там очень любит располагаться белопольный слон. Вот Вам и конструкция готова: Bg2,Rf1,Nf3 — белые поля, Kg1, пешки f2,g3,h2 — черные поля. Это хорошо запоминается.
- Таким образом проработайте вслепую всю доску, потом уже будет проще ориентироваться.
- Читайте интересные партии без доски. Выбирайте гроссмейстера, стиль которого Вам нравится, интересную партию, запаситесь временем часа два, и представляйте, как развивалась партия. Повторите на два, три раза. Запишите партию, как Вы ее запомнили. Сравните с тем, как было, разыграв на доске с фигурами.
- Попробуйте поиграть с компьютерной программой (ослабив у нее силу). Выключите фигуры, оставив одну доску — играйте. Заодно потренируете технику реализации перевеса…