Как работать над шахматами

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Шахматы – искусство

Чтобы убедиться в присутствии элемента искусства в шахматах, достаточно посмотреть партии выдающихся классиков шахматного мира конца 19 века.

Партия Пола Морфи

Пол Морфи – Любитель

1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5 4.b4 В те времена такие дебютные варианты, как гамбит Эванса были очень популярны. Ни о каких компьютарах тогда ничего не знал, а публика требовала зрелища!

4… С:b4 5.c3 Сa5 6.d4 e:d4 7.O-O Кf6 8.Сa3 Сb6 ? необходимо было играть (8… d6 после чего делать рокировку и уводить своего короля в безопасное место. Но в те времена играли в творческие шахматы, поэтому делом чести было забрать материал. Благодаря этому мы и знаем такие шедевры, как этот!)

9.Фb3 d5 10.e:d5 Кa5 11.Лe1+ Сe6 12.d:e6 ! Изюминка несложной форсированной комбинации с матом в конце варианта.

12… К:b3 13.e:f7+ Крd7 14.Сe6+ Крc6 15.Кe5+ Крb5 16.Сc4+ Крa5 17.Сb4+ Крa4 18.a:b3++ 1-0

Ход шахматной партии

Шахматный поединок уместно рассматривать как интеллектуальное противостояние двух игроков. Каждая партия состоит из трех структурных элементов:

  • дебюта;
  • миттельшпиля;
  • эндшпиля.

Первые несколько ходов, называемых дебютными, определяют расстановку на доске и дают каждой из сторон возможность добиться преимущества. Умение правильно распорядиться имеющимся материалом приходит к шахматистам по мере накопления опыта и изучения теории. Разнообразие дебютов позволяет нивелировать стартовое преимущество белых и вести активную игру с использованием черных фигур.

Миттельшпиль (серединный отрезок партии) ставит игрока перед выбором. Доступные альтернативы — атака на короля соперника или же маневренная борьба.

Эндшпиль — заключительная часть шахматного поединка. По ходу него соперники стремятся реализовать преимущество в материале или позициях, полученное на предыдущих этапах. Мат может возникнуть и в миттельшпиле: из-за зевка соперника или грубой позиционной ошибки.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Шахматы – спорт

Чтобы найти элемент спорта в шахматах, то можно посмотреть, какая борьба возможна на шахматной доске, какие волевые качества проявляют шахматисты во время партии:

Крамник-Широв

Крамник Владимир – Широв Алексей 1994
Линарес

Эта позиция встретилась в партии двух шахматных титанов в Линаресе 1994 года. Алексей Широв, игравший черными пожертвовал фигуру за инициативу будущему чемпиону мира Владимиру Крамнику . Позиция на доске очень очень интересная. Уделите минут 10-15, попробуйте ее оценить, подкрепив оценку примерными вариантами. Владимир Крамник пошел

1.f3 форсируя игру, так как белые выигрывают еще одну фигуру. Но ход Широва подливает масла в огонь атаки! Заслуживало внимания (1.Лh3 !? на что черные наметили и нельзя брать ферзя из-за мата! 1… Лg6 !!)

1… Лe4 !! выясняется, что черные подкидывают еще ладью, но при этом позиция вскрывается и белому королю очень сложно уйти от мата.

2.К:d5 !? В условиях реальной партии не так просто принимать решения, как анализируя эту позицию с компьютером. Скептики скажут, что черные некорректно пожертвовали материал, руководствуясь компьютерным анализом, а настоящие любители шахмат восхитятся красотой борьбы!

У белых был выбор из нескольких возможностей: (2.f:e4 !? Этот ход заслуживает пристального внимания, но от белых требуется точная игра 2… f:e4 И здесь выясняется, что единственной защитой является 3.Кe2 так как необходимо защищаться от Лf4. 3… e:d3 4.Ф:d3 Фh4 5.Фg3 Ф:g3 6.К:g3 Л:f4+ 7.Крg1 Позиция интересна для оценки. У белых лишняя фигура, а у черных 3 пешки за нее и активность фигур. В то же время для черных представляет опасность пешка b6, так как слон может пробраться на с8 и атаковать пешку b7. Здесь игра идет на три результата, но все же белые при точной игре проиграть не должны.

Конечно, в условиях реальной партии после удара Ле4 тяжело трезво оценивать позицию! В этом и заключается красота шахмат, что такие позиции интересны зрителю! 2… Кe3+ 3.Л:e3 Лg6 ! важный промежуточный ход 4.Кg3 Л:e3 5.Ф:e3 Ф:g3 в этой позиции Алексей Широв даёт белым перевес, а Владимир Крамник продолжает анализ 6.Лa2 h5 7.Фe1 Ф:f4 8.Фe8+ Крh7 9.Фe5 Фg5 10.Лe2 h4 11.Фe3 White has a moderate advantage Черные перед непростым выбором

Или надо двигать вперед пешку f4, тем самым ослабляя поля, или разменивать ферзей, или отдавать ферзю белых такое важное поле f4.)

2… c:d5 3.c6 ! Белые хотят отвлечь внимание соперника на свою проходную пешку. 3… Л:f4 4.c:b7 Лe4 ! Во второй раз ладья идет на е4 под бой! Но здесь у этого хода еще есть дополнительная цель- задержать пешку b7 ферзем с h2

3… Л:f4 4.c:b7 Лe4 ! Во второй раз ладья идет на е4 под бой! Но здесь у этого хода еще есть дополнительная цель- задержать пешку b7 ферзем с h2.

5.Лc1 Крh7 ! Заранее уходя из под шахов

6.b8Ф Ф:b8 7.f:g4 Фh2 !

8.Лf3 Л:g4 Белые пожертвовали новоиспеченным ферзем, чтобы забрать активного коня на g4. Атакующий потенциал позиции еще не исчерпан, поэтому от белых требуется точность.

9.b7 ?? Решающая ошибка. Третьему ферзю так и не суждено было появиться. Белые получали неплохую игру после (9.Лf2 Лfg6 10.С:d5 Фd6 11.Сg2 Л:d4)

9… Лfg6 10.Лc2 Л:g2 11.Ф:g2 Л:g2 12.Л:g2 Фh1+ 13.Крf2 Фb1 Черные забирают кандидата в ферзи на b7 и выигрывают партию. Потрясающая по накалу и зрелищности партия! 0-1

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной – короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» – x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход – одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу – возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру – ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход – не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Играйте в интернете с сильными соперниками

Начать практиковаться можно даже без шахматной доски, если вы еще не приобрели комплект, сыграть партию можно в интернете. Чтобы играть с реальными соперниками, конечно, необходимо понимать как ходят фигуры и знать правила.

Если онлайн-сервис позволяет выбирать соперника по сложности, начните с малого и по мере роста ваших навыков будете состязаться с более сильными. Если сразу поставите сложность на максимум, то вас будут обыгрывать и вы ничего не будете понимать, соответственно ничему не научитесь. Начинайте с малого – сперва простые ходы, затем несложные комбинации, контроль обороны и планирование наступления на 2-3-5 ходов наперед и т.д.

Научиться хорошо играть в шахматы можно только с сильным соперником, играя без напряжения вы не будете приобретать необходимых навыков, только сильный оппонент будет заставлять вас думать на пределе возможностей.

В интернете есть множество сервисов, вот некоторые из них:

  • Chess.com.
  • Шахматная планета.
  • Шахматы онлайн.

Не нужно расстраиваться, если поначалу ничего не получается – это нормально, нужна практика. В идеале, практиковаться с настоящей шахматной доской со знакомым или родственником, который сможет терпеливо объяснить что да как

Если же первое касание с шахматами происходит онлайн, пробуйте играть с компьютером, выставляя минимальную сложность и без ограничения по времени, но не слишком увлекайтесь, в шахматах нет очков и часов опыта, важно, то что вы думаете

Как работают шахматные часы?

Как работают шахматные часы? Шахматные часы на самом деле состоят из двух отдельных часов, объединённых в одни, таким образом, что они не могут работать одновременно. Одни часы запускаются, когда наступает очередь белых, а другие, когда наступает очередь чёрных.

Каждый шахматист должен сделать определённое количество ходов за отведённое время.

На крупных турнирах ФИДЕ каждому игроку даётся 90 минут на то, чтобы сделать в общей сложности 40 ходов, после чего каждому игроку даётся 30 минут на завершение игры. В начале каждой шахматной партии чёрные запускают часы, после чего белый игрок может сделать свой ход. После каждого хода игроки нажимают кнопку, которая останавливает их собственные часы и запускает часы соперника.

Если время у одного из игроков истекает, то говорят, что у него упал «флаг». Когда падает флаг, то партия считается проигранной, потому что игрок не успел сделать необходимое количество ходов.

Как научиться играть в шахматы с нуля?

В шахматном сообществе существует множество терминологии, уникальной для игроков.

Однако есть идеи, которые имеют актуальное значение. Три этапа всех шахматных игр это начало, середина игры и финал. Они тщательно изучаются, и книги часто пишутся только по одному из этих трех аспектов игры.

Большинству новичков рекомендуется тратить время на освоение устоявшихся шахматных дебютов, и это хорошая идея для тех, у кого от природы есть предрасположенность к обучению.

Средняя игра — самая сложная фаза, для которой нужно перечислить определенные правила игры. Лучше всего подходить к делу по-разному, но это часть игры, которая больше всего похожа на настоящую битву. Со временем сможете освоить тактику и стратегии, которые эффективны в различных комбинациях в зависимости от конкретного противника, условий на доске и других факторов, которые не можете предвидеть, пока не начнется игра.

Тактика – это конкретные действия, которые предпринимаете, а стратегии — это общие подходы. Например, можете решить, что стратегия — отбросить противника, поэтому тактикой могут быть случайные ходы с конем.

Научиться играть в шахматы с нуля

Как научиться хорошо играть в шахматы? В финале весь опыт со временем действительно окупится, потому что это настоящее испытание на терпение и  глубокое понимание роли и возможностей каждой из частей игры.

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз – поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие – создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Правила игры в шахматы

Шахматы уникальны своей сложностью и некоторыми интересными правилами. Как и в других играх, изучение правил является хорошей отправной точкой в особенности, если научиться играть в шахматы необходимо детям.

Существуют интересные концепции, такие как превращение Пешки в более ценную фигуру, получение ничьей, если Король застрял без окончательного хода (пат), или позволяя одной фигуре перепрыгивать через другую. Это важные знания, которые нужно освоить, если хотите научиться играть в шахматы самостоятельно.

Сначала это может показаться сложным или странным, но вскоре особенности станут привычными. Как и при изучении чего-то нового, практика делает вещи знакомыми, и обучение игре в шахматы не исключение.

Научиться играть в шахматы возможно, если знать основные правила игры:

1. Доска должна стоять так, чтобы белая клеточка находилась снизу в левом углу.

2. Фигуры должны располагаться одинаково с обеих сторон.

3. Необходимо соблюдать правильность хода оппонентов.

4. Если пешка доходит до края доски оппонента – она может стать любой из других фигур.

5. Пешки, которые делают ход на два поля от своей первой позиции, могут взять фигуру противника по горизонтальной или вертикальной стороне.

6. Игра может окончиться: ничьей, сдачей, проигрышу по времени, матом.

7. Первый ход остается за «белыми».

Основные правила игры в шахматы

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Особенности игры

Игра появилась полторы тысячи лет назад в Индии, хотя сейчас китайцы оспаривают данное первенство. Шахматы смогли завоевать весь мир и обрести миллионы поклонников. В этом нет ничего удивительного, так как в этой бесконечно мудрой игре каждый обретет желаемое и найдет свое направление. 

Ведутся неутихающие споры по поводу того, чем являются шахматы: наукой, искусством или спортом? Каждый шахматист в той или иной степени художник, ученый и спортсмен. Замечательно, не правда ли?! К этому можно еще добавить: психолог, юрист, дипломат.

Крутые шахматные принты

Особенность этой игры заключается в том, что двое соперников ведут борьбу на строго определенном участке шахматной доски по установленным правилам за ограниченное время. В распоряжении того и другого находится армия из шестнадцати фигур, передвигающихся по вертикалям, горизонталям и диагоналям с целью дальнейшего взаимодействия между собой и фигурами противника для того, чтобы добиться победы, поставив мат королю соперника. 

Для незнающего человека все это звучит несколько загадочно, но это только подогревает интерес к древней игре. Шахматную партию можно записывать, чтобы в дальнейшем подвергнуть ее глубокому анализу с целью совершенствования собственного мастерства. Кроме того, сам процесс игры, участие в соревнованиях позволяют развивать навыки и способности, заложенные в каждом индивидууме.

Важность начала партии

Разнообразный дебютный репертуар — атрибут всех успешных игроков. Базовые перемещения фигур описываются несколькими шахматными терминами. Их расшифровка приведена в таблице.

ТерминПример ходовОписание
Начало1.е4, 1.g3 и другиеПервый ход, совершаемый белыми
Дебют1.Kf3-d5 2.g3 (дебют Рети), 1.Kf3-d5 2.b3 (дебют Нимцовича)Второй ход белых, определяющий дальнейшее расположение фигур на доске
Партия1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. d2-d4 (Шотландская партия)Третий ход белых, который определяет ответные действия черных
Защита1. e2-e4 c7-c5 (Сицилианская защита)Становится результатом идейного замысла черных, которые вынуждены защищаться от атаки белых
Гамбит1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 (Королевский гамбит)Общее название для дебютных построений, по ходу которых один из игроков жертвует свой материал для получения тактического преимущества

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий