Возможности короля
Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.
В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:
- вперед или назад,
- влево или вправо,
- по всем диагоналям.
Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.
Шаг 5. Посмотрите еще раз правила того, как выиграть партию в шахматы
У шахматной партии есть лишь два возможных исхода: мат или ничья.
Как поставить мат в шахматах
Цель игры – поставить мат королю соперника. Мат происходит, когда король попадает под шах и не может от него уйти. У короля есть всего три способа уйти от шаха: убежать на другую клетку (но только не посредством рокировки!), закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, напавшую на короля. Если король не может избежать мата – игра завершена. Обычно короля не берут и не снимают с доски, игра просто объявляется законченной.
Как сделать в партии ничью
Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:
- На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом не находится под шахом
- Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
- На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля)
- Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
- Сделано 50 ходов подряд, в течение которых ни один из игроков не сходил пешкой и не взял ни одной фигуры
Как ходят
После того как изучены названия и особенности расстановки юнитов на поле, необходимо рассмотреть, как фигуры ходят в шахматах:
- Пешка — важная особенность шахматной пехоты в том, что пешки не могут ходить назад. Данная фигура идет по прямой на одно поле вперед. Первый ход является исключением, шахматист может выставить пешку сразу на два поля. Бьет данная фигура на одно поле диагонально в любую из сторон. И хоть пешка считается самой слабой на поле, она часто решает исход боя. Когда эта единица доходит до крайней линии доски, она может стать любой фигурой, за исключением короля. При этом замена статуса пешки считается ходом.
- Конь — это единственный юнит, который не ходит ровно по прямой или диагонали. Передвижение похоже на букву «Г» или латинскую «L». Перемещаться так конь может в любую сторону, а значит игроку доступно 8 вариантов ходов. Даже закрытым другими фигурами конь несет опасность для противника, так как может перепрыгивать другие юниты. При атаке он занимает место битой фигуры.
- Слон — перемещается только по диагонали на любое количество полей. Атакует аналогичным образом. Слон может ходить только по тому цвету клеток, на котором он был размещен перед началом игры.
- Ладья — ходит строго по вертикали или горизонтали на сколько угодно клеток, атакует тоже по прямой. Может участвовать в рокировке, этот прием выполняется с целью переместить короля в более защищенное место. Для этого его перемещают на два поля в сторону ладьи, а она занимает место короля. Рокировка доступна только в том случае, если перечисленные фигуры еще не ходили, а на линии нет препятствий в виде других фигур. Проводить рокировку можно в любую сторону.
- Ферзь — может ходить по горизонтали, вертикали и диагонали, количество клеток для передвижения не ограничено. Ферзь максимально важен, поэтому данный юнит нужно беречь. Разменивать его на более слабые фигуры категорически не рекомендуется.
- Король — самая слабая фигура в шахматах, одновременное — самая важная. Может ходить в любую сторону, но всего лишь на одну клетку. Есть два вида атаки короля. Когда данная фигура находится под ударом, но игрок может организовать ее защиту — это шах. Если же король атакован и уйти уже нет возможности, игроку объявляют мат, партия считается завершенной.
Шахматы — одна из старейших игр, которая до сих пор пользуется большой популярностью. Научиться играть несложно, для этого нужно всего лишь выучить название фигур, их сильные и слабые стороны, способы атаки и передвижения по доске.
Как ходит король в шахматах
Это важнейшая фигура, вокруг которой и строится игра, а потому когда объявляется мат, игра завершается. Король не может ходить под бой и находиться под ним, он должен быть постоянно защищен. Его возможности в движении довольно ограничены: в любую сторону, но всего на одно поле. Когда количество фигур во время игры уменьшается, сила короля бывает соизмерима с другой легкой фигурой.
Есть несколько вариантов развития событий для короля. Первый — это шах, что означает нахождение под ударом. Фигуру надо сразу передвигать в другое место, такой ход нельзя откладывать ради других стратегических передвижений. С другой стороны, можно организовать защиту или сбить фигуру, которая объявила шах, другой фигурой или даже самим королем.
Следующая стадия — мат, завершение игры. В этом положении король уже под угрозой, то есть шахом, и ему некуда отойти, и убрать эти фигурки нет возможности. Есть и еще одна интересная ситуация, которая называется пат. Здесь король хоть и не под шахом, но передвигаться никуда не имеет возможности, так как все ближайшие клетки тоже под ударом. В такой ситуации результат игры — ничья.
За победу в партии дается 1 очко, ничья стоит 0,5 очка, а поражение, соответственно, 0.
Задача №4. Как объяснять правила игры?
РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией – сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.