Компьютер vs Человек в шахматах

Совет №3: Ходы компьютера не являются безупречными

Вы это уже знаете, но позвольте напомнить вам о важном факте: компьютеры почти безошибочны, но по-прежнему есть случаи, в которых машина ошибается. Обычно ошибки компьютера случаются по одной из двух причин:

  1. Компьютер не получил достаточно времени для размышлений. Это обычно происходит в сложных тактических позициях, когда даже компьютеру требуется больше времени, чтобы разгадать сложности.
  2. Все еще существуют определенные позиции, которые компьютер не полностью «понимает».

Первая проблема легко разрешима. Когда вы анализируете игру, не спешите доверять предложениям компьютера. Даже в относительно простых позициях дайте ему время подумать. Вторая проблема более сложная. В то время как современные компьютеры намного лучше распознают сложные задачи и теоретические эндшпили, чем более ранние машины, они отнюдь не безупречны. Например, в определенных позициях компьютер может сильно переоценить ценность материального преимущества или не воспринимать сложную ситуацию.

Мораль проста: обязательно должна присутствовать человеческая часть разума! По мере того как компьютеры становятся все сильнее и сильнее, искушение слепо следовать его предложениям, позволяя ему выполнять 100 процентов работы, выросло по экспоненте

Но первое и самое важное правило работы с машиной – всегда присутствовать и активно размышлять над предложениями компьютера

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

«Механический турок»

История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.

К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.

Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.

Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.

Deep Junior в Дортмунде (2000)

Deep Junior играл с 9 гроссмейстерами на шахматном турнире Sparkassen Chess Meeting в Дортмунде, Германия, с 6 по 17 июля 2000 года. Sparkassen Chess Meeting 2000 года был шахматным турниром категории 19. Компьютерная программа Deep Junior соревновалась в формате кругового турнира. Deep Junior набрал 4½ в 9 раундах. Deep Junior получил оценку 2703.

КруглыйбелыйЭлоЧернитьЭлоРезультатДвижется ЭКО
1Бареев Э2702Deep Junior146D46
2Deep JuniorХюбнер, Р.261539C04
3Адамс, М2755Deep Junior½ – ½84C68
4Deep JuniorХалифман, А2667½ – ½129B08
5Крамник В2770Deep Junior1–065D00
6Deep JuniorАкопян В2660½ – ½89B00
7Ананд В2762Deep Junior½ – ½35 годD05
8Deep JuniorПикет, Дж.264968B15
9Леко, П2740Deep Junior0–1120C48

Играть в шахматы с компьютером на весь экран

Хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как играть в шахматы с компьютером на весь экран. Данные рекомендации особенно пригодятся новичкам, которые только осваивают эту древнюю игру. Но если вы уже серьезно занимались, но не пробовали своих сил в борьбе с машиной, эта заметка также будет вам полезна.

Советы по игре в шахматы с компьютером

  • компьютер часто играет по шаблону, поэтому сразу постарайтесь запомнить, какие ошибки он допускает. В последующих партиях вы наверняка сможете прийти к той же позиции и легко его обыграть.
  • обязательно анализируйте сыгранные партии, так как это поможет вам повысить уровень своего мастерства. Если у вас появятся вопросы по какой-то позиции, то сделайте скрин экрана и ссылку на изображение скиньте в чат (чуть выше этой статьи), мастер по шахматам обязательно вам всё объяснит.
  • силу игры компьютерной программы можно устанавливать вручную, так что после первых партий вы без проблем сможете оценить свои навыки и в дальнейшем соперничать с равным себе оппонентом. Так ведь гораздо интереснее, чем если бы играли гораздо сильнее или слабее, чем ваш противник.
  • не расстраивайтесь после поражений, так как каждый человек ошибается. Опытные шахматисты гораздо легче переносят неудачи, так как понимают, что в этой игре обязательно определяется победитель и проигравший. Рассматривайте их как повод подтянуть свои знания, например, посмотрев видеоуроки по дебютам и шахматным ловушкам, которые в большом количестве собраны на нашем портале.
  • старайтесь играть с компьютером только в свободное время, чтобы шахматы не мешали вашей работе и другой деятельности. К тому же, эта такая игра, для победы в которой нужна особая концентрация.

То, как технически реализована игра, во многом зависит от сайта. Есть площадки, на которых виртуальная доска небольшого размера — и это удобно далеко не всем пользователям. Но есть такие ресурсы, где вы можете включить шахматы на весь экран и играть с компьютером максимально удобно.

Когда экран при игре в шахматы развернут, вы лучше охватываете происходящее, не отвлекаетесь на другие изображения или текст на мониторе. Благодаря этому концентрация на процессе гораздо эффективнее. Особенно это касается тех людей, которые имеют некоторые проблемы со зрением

Для них возможность играть в шахматы с компьютером на весь экран — это очень важно

Почему стоит играть в шахматы регулярно?

Играть в шахматы с компьютером — это не совсем возможность как-то убить время, потратить его на что-то интересное. Дело в том, что такая игра (даже в виртуальном формате) приносит очень много пользы игрокам, например:

  • Учит логическому мышлению. Хороший шахматист продумывает свои шаги надолго вперед. Это означает, что он не только держит в голове текущую ситуацию, но и выстраивает несколько вариантов будущего. Для этого нужно уметь концентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
  • Повышает уровень внимания. Если вы решили играть в шахматы с компьютером (бесплатно и без регистрации), то знайте, что против вас выступает хладнокровный соперник. Компьютер не отвлекается, не расстраивается — у него нет совершенно никаких эмоций. Это говорит о том, что вам тоже нужно держать себя в руках и избегать лишних эмоциональных всплесков, а также не обращать внимания на все, что происходит вокруг. Такая ситуация и тренирует столь необходимую концентрацию.
  • Учит настойчивости, последовательности. Если вы садитесь в шахматы играть с компьютером, то заранее готовитесь к тому, что если и проиграете, то «бездушной» машине. Ваше самолюбие вряд ли будет задето, как в случае с человеком. Вы видите цель и идете к ней, не отвлекаясь на свои внутренние переживания, ожидания, обиды и другие проявления. В результате вы учитесь работать над конкретной задачей, отбрасывая все лишнее. Эту стратегию затем можно использовать в жизни и добиваться больших успехов в разных сферах жизни.

Интересно то, что играть в шахматы с компьютером можно начинать в любом возрасте. Если вам 30, 40 и даже 50, но вы никогда не увлекались таким делом, самое время начать. Пластичность мозга разрабатывается постепенно, поэтому при должном усердии в любом возрасте можно выйти на очень высокий уровень и выигрывать даже у машины, которая не подвержена человеческим слабостям.

Человек против машин командного чемпионата мира (2004–2005)

Командные чемпионаты мира « Человек против машин» представляли собой два шахматных турнира в Бильбао , Испания , между ведущими гроссмейстерами и шахматными компьютерами. Оба были убедительно выиграны компьютерами. Второе название турниров – ” Мировые командные матчи людей против компьютеров” .

2004 г.

В октябре 2004 года Руслан Пономарев (тогда имевший Elo 2710), Веселин Топалов (Elo 2757) и Сергей Карякин (Elo 2576) играли против компьютеров Hydra , Fritz 8 и Deep Junior . Пономарев и Топалов были чемпионами мира по шахматам ФИДЕ . Сергей Карякин в 12 лет был самым молодым гроссмейстером . Hydra работала на специальной машине с 16 процессорами, расположенной в Абу-Даби, ОАЭ; Deep Junior, тогдашний чемпион мира по компьютерным шахматам, использовал удаленный компьютер Xeon 4 x 2,8 ГГц, расположенный в Intel UK (Суиндон); а Fritz 8 работал на ноутбуке Centrino 1,7 ГГц. Компьютеры выиграли от 8½ до 3½. Люди выиграли одну игру: Карякин, самый молодой игрок с самым низким рейтингом, победил Deep Junior.

  • Пономарев – Гидра, 0–1
  • Фриц – Карякина, 1–0
  • Дип Юниор – Топалов, ½ – ½
  • Карякин – Дип Юниор, 1–0
  • Пономарев – Фриц, ½ – ½
  • Топалов – Гидра, ½ – ½
  • Дип Юниор – Пономарев, ½ – ½
  • Гидра – Карякин, 1–0
  • Фрица – Топалова, 1–0
  • Гидра – Пономарев, 1–0
  • Карякин – Фриц, 0–1
  • Топалов – Дип Юниор, ½ – ½

2005 г.

В ноябре 2005 года 3 бывших чемпиона мира ФИДЕ по шахматам – Александр Халифман , Руслан Пономарев и Рустам Касымджанов – сыграли против компьютеров Hydra, Junior и Fritz. Компьютеры выиграли со счетом 8: 4. Игра Пономарев – Фриц 21 ноября 2005 г. – последняя известная победа человека над самым производительным компьютером в обычных условиях шахматного турнира.

  • Пономарев – Юниор, 0–1
  • Гидра – Касымджанов, 1–0
  • Фриц – Халифман, 1–0
  • Пономарев – Фриц, 1–0
  • Касымжанов – Юниор, ½ – ½
  • Халифман – Гидра, ½ – ½
  • Гидра – Пономарев, 1–0
  • Фриц – Касымджанов, ½ – ½
  • Джуниор – Халифман, 1–0
  • Пономарев – Юниор, ½ – ½
  • Касымжанов – Гидра, ½ – ½
  • Халифман – Фриц, ½ – ½

Ананд – Бунтарь (1998)

По мере увеличения вычислительной мощности шахматные программы, работающие на обычных рабочих станциях, начали конкурировать с ведущими игроками. В 1998 году Rebel 10 победили Вишванатана Ананда, который в то время занимал второе место в мире со счетом 5–3. Однако в большинство из этих игр не играли с обычным контролем времени. Из восьми партий четыре были блиц- партиями (пять минут плюс пять секунд задержки Фишера (см. Контроль времени ) на каждый ход); эти повстанцы выиграли 3–1. Затем были две полублиц-партии (по пятнадцать минут на каждую сторону), в которых Ребел тоже выиграл (1½ – ½). Наконец, две партии были сыграны как обычные турнирные (сорок ходов за два часа, один час внезапной смерти); Здесь Ананд выиграл ½ – 1½. По крайней мере, в быстрых играх компьютеры играли лучше людей, но при классическом контроле времени – при котором определяется рейтинг игрока – преимущество было не столь очевидным.

Шахматный киборг

Альтерман давно перестал пытаться обыграть компьютер. «Все это похоже на попытку состязаться с машиной в легкой атлетике — люди не могут с ними играть», — говорит он. Но неужели соревновательная игра против компьютеров в результате этого умерла? Вовсе нет. Дэвид Леви указывает, что сегодня существуют так называемые «odds matches», в которых компьютер начинает, к примеру, без одной пешки, и они весьма популярны. Komodo сыграл серию с гроссмейстерами в таких условиях.

Стоит отметить, что существует даже спортивный интерес в просмотре игр компьютеров друг против друга. Любители компьютерных шахмат даже отслеживают и обсуждают баталии машин на онлайн-форумах.

Именно это произошло с двумя любителями в 2005 году. Стивен Крамтон и Захария Стивен были приятелями по шахматам, познакомившимися в местном клубе в Нью-Гемпшире в США. Несколько лет они провели, оттачивая свои навыки в игре, и Стивен, в частности, увлекался шахматным программированием.

Они приняли участие в «свободном» турнире, который в том году привлек несколько команд гроссмейстеров, которым помогали компьютеры. Турнир игрался дистанционно, онлайн, на серверах Playchess.com.

Крамтон и Стивен были любителями, ходили на ежедневную работу и были практически неизвестны в мире соревновательных шахмат. Но в рукаве у них было несколько крутых трюков. Они разработали базу данных персональных стратегий, которые показывали, какой из двух игроков обычно имеет больший успех, когда сталкивается с похожими ситуациями.

У них было три ПК, которые пропускали цифры и были специально подготовлены Стивеном. Но что самое главное, любители знали, как на самом деле играть в игру киборга.

Коэффициенты на матчи Рыбки (2007–2008)

С 2007 года Рыбка провела несколько форвардов против гроссмейстеров. Яан Эльвест сначала проиграл матч с перевесом пешек, а затем проиграл матч, когда получил преимущество по времени, цвету, дебюту и эндшпилю. Роман Дзиндзичашвили тогда проиграл матч из-за перевеса пешки и хода.

В сентябре 2008 года «Рыбка» провела матч по форсированию против Вадима Милова , своего сильнейшего соперника в матче по форсированию (Милов в то время имел рейтинг Эло 2705, 28-е место в мире). В результате Милов выиграл с небольшим перевесом – он выиграл 1½ – ½ при наличии пешки и хода и 2½ – 1½ (1 победа, 3 ничьи) при условии обмена, но играя черными. В двух стандартных партиях (у Милова белые, без шансов) Рыбка выиграла 1½ – ½.

The chess game

The page with the chess game itself is divided
similarly:

  1. the chessboard with the game
  2. the block with game info (game
    clock, captured pieces, chat, scoresheet etc.)
  3. buttons with in-game commands

    • Resign – by clicking this button
      you resign your game
    • Draw – with this button you can
      offer your opponent a draw, accept a draw offer from your
      opponent or claim a draw (e.g. on threefold repetition
      rule)
    • Cancel – the game can be cancelled
      if both players did not make their move yet
    • Undo – here you can ask your
      opponent to take back your move
    • More time – adds 10 seconds to
      your opponent’s clock
    • Hint – when playing against
      computer, you can ask for a hint
  4. announcement area (or the event
    ticker) – above the buttons with in-game commands, various
    information is displayed to the user (e.g. draw offer etc.).

All important functions are free and do not require
registration. Registration is free and brings advantages such
as the possibility to earn rating points, to save the games in
user’s profile or advanced appearance settings.

Chess Ultra

Красиво оформленная шахматная игра, которая предлагает огромное количество шахматных наборов с уникальным дизайном, выполненным в разрешении 4K. Присутствует поддержка устройств ВР. Одиночный режим предусматривает возможность игры против ИИ с настраиваемым уровнем сложности, максимальный уровень которого сопоставим с гроссмейстерским. Можно играть за одним компьютером с приятелем, а также играть онлайн. При этом уникальная система подбора игроков, учитывающая позиции пользователей в глобальном рейтинге и другие нюансы, сама подберет соперника примерно равного уровня. Также в Chess Ultra имеется режим обучения и сценарий с 80 шахматными задачами, включая ключевые эпизоды всемирно известных партий.

Современные шахматные программы

С развитием технологий производительности персональных компьютеров стало хватать для работы программ с высоким рейтингом Эло. Программы стали модульными: отдельно создаются интерфейс, базы данных и движки. Отдельные модули совместимы и используют единый протокол UCI. Базы данных включают в себя дебютную энциклопедию, эндшпильные окончания, а также все партии, сыгранные на турнирах высокого уровня. Базы регулярно обновляются и доступны для любителей и профессионалов.

Помимо коммерческих программ стали появляться частные разработки. Первым появился движок Ruffian, который сначала потеснил Fritz и Shredder, но новые версии “гигантов” оказались сильнее. Следующим “нарушителем спокойствия” стал движок Fruit, игравший с каждой версией все лучше и лучше. Fritz’у понадобилось выпустить девятую версию, чтобы на равных вести борьбу с новичком.

А пока “старички” воевали с “новичками” появилась она – шахматная программа Рыбка. Созданная шахматистом с высоким рейтингом, побеждающая всех и вся и с каждой версией подтверждающая свое превосходство. Первая версия “рыбки” не умела играть эндшпили – но до них и не доходило дело! Впервые программа научилась хорошо вести позиционную игру. Васик Райлих отошел от традиционной оценки позиции, а вместо нее использовал таблицы готовых оценок, полученных в результате анализа большого количества партий. Рыбка-3 на двухпроцессорном компьютере имеет рейтинг 3250 Эло, что гораздо выше, чем у действующего чемпиона мира.

Сегодня количество шахматных движков насчитывает несколько сотен имен, причем в списке периодически появляются новые. Регулярно проводятся турниры с целью выявить самый сильный движок. Высокая конкуренция и частый выход новых версий способствует постоянному росту уровня игры.

Дополнительные правила

Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».

Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить: 

  1. Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону. 

  2. Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.

  3. За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.  

  4. В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.

  5. Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру. 

  6. Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена. 

  7. Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.

  8. Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья. 

  9. Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья. 

  10. «Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.

Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.

Питер Андреас Тиль

Андреас Тиль — американский предприниматель. Создал систему онлайн платежей (PayPal).

В школе ему легко давалась математика. Андреас окончил Стэнфордский университет, получив дипломы юридического и философского отделений.

В шахматы начал играть в 6 лет. Выполнил юниорские нормативы мастера по шахматам. Был одним из лучших шахматистов США до 21 года.

Андреас обладает титулом Life Master Федерации шахмат США. Участвовать в турнирах он прекратил в 2003 г. Но в 2016 г на чемпионате мира в тай-брейке матча Сергея Карякина и Магнуса Карлсена Тиль сделал символический первый ход.

В бизнесе он пользуется шахматными стратегиями. Считает, что главное, чему учат шахматы, – лучше иметь плохой план, чем не иметь никакого.

Можно ли обыграть компьютер в шахматы

Первые попытки игры в шахматы на компе обычно заканчиваются поражением человека. Создается ощущение, что выиграть у искусственного интеллекта просто невозможно. Однако, это не совсем так, выигрыш вполне реален.

При любом уровня мастерства нужно выбирать соответствующую сложность партии. Поступательное движение от простых задач к более сложным даст новые знания, позволит добиваться победы в трудных партиях.

Впрочем, обыграть супер компьютер не просто. Известные гроссмейстеры давно отказались от таких попыток, по крайней мере, публично. Тем не менее, редкие случаи побед есть. Израильский шахматист Борис Альтерман стал известен благодаря тому, что в начале 21 в. обыграл программу с помощью оборонительной стратегии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий