Редкие правила для ничьи в шахматах
Мы рассмотрели самые популярные случаи, когда объявляется ничья. Однако есть редкие правила, которые тоже полезно знать.
Троекратное повторение
Должны соблюдаться два условия для окончания партии ничьей:
- все повторения совершает один и тот же игрок.
- возможные позиции фигур одинаковы, то есть, на одной и той же клетке оказывается одинаковый тип фигуры. Например, два коня поменялись местами, что тоже считается повторением позиции.
Ничья фиксируется по инициативе одного из шахматистов, который подпадает под эти условия. Прежде чем делать ход, приводящий к повторению, он предлагает сопернику закончить партию. Если по каким-то причинам тот не согласен, то разрешить ситуацию может судья поединка.
Если судья не соглашается с требованиями, то игра будет продолжаться, а противник прибавит к своему времени 2 минуты.
Объявляется вечный шах
Бывают ситуации, когда король не может выйти из-под удара несколько ходов. Каждый раз ему объявляется шах, он уходит, но из-за нового шаха возвращается на исходную позицию. Так может продолжаться бесконечно и, в конце концов, противники соглашаются на ничью. Вот пример — у черных большой материальный перевес, но их король не может уйти от преследования.
[FEN “7k/6p1/6Q1/8/4p3/5p2/3rqPPP/6K1 w – – 0 1”]
1. Qe8+ Kh7 2. Qh5+ Kg8 3. Qe8+ Kh7 4. Qh5+ Kg8 5. Qe8+ Kh7 { 1/2-1/2 Игра признана ничьей. } 1/2-1/2
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Правило пятидесяти ходов
Суть ситуации в следующем: за 50 ходов ситуация не развивается, не побита ни одна фигура, и пешки не сделали ни одного хода.
Сейчас правило 50 ходов принято без поправок. В 80-е годы были попытки изменить условия этого правила. Было разрешено увеличить ходы при сочетании некоторых фигур, например, против пешки борются 2 коня. В 1992 году все поправки были убраны и правило стало применяться, как было задумано изначально.
Умышленная затяжка времени
Бывает такая ситуация, что шахматист может просрочить время, а его противник не предпринимает никаких активных действий. Судья в этом случае может поступить по-разному:
- Фиксирует ничью.
- Выносит решение продолжить игру, анализирует ситуацию и завершает партию ничьей по истечении времени.
- Отклоняет ничью. При решении о ложности заявления шахматиста судья добавляет 2 минуты его сопернику, как компенсацию морального ущерба.
Чаще всего судьи принимают второй вариант из возможных решений.
В чем причины цейтнота?
Интерпретация каждого хода как чрезвычайно важного. Я полагаю, что основная причина, на фоне которой возникают все проблемы. Некоторые шахматисты уверены, что каждое принятое по ходу игры решение оказывает одинаковое влияние на итоговый результат
Но это не совсем так. Ходы, совершенные в критические моменты, важнее, чем действия в начале матча при наличии большого количества альтернатив и равенстве фигур.
Неуверенность в собственных силах. Часто мы двигаем фигуры интуитивно, поскольку позиция на доске располагает к этому. Но, опасаясь последствий, начинаем обдумывать найденный вариант и искать лучшие альтернативы. Секунды тают. Спустя некоторое количество времени мы совершаем тот самый очевидный ход. Минуты оказываются потраченными впустую.
Стремление играть в идеальные шахматы. Многие игроки хотят создать шедевры, яркие и запоминающиеся партии. Но такие матчи остаются редкостью. Соперничество на самом высоком уровне не лишено ошибок. Трата временных ресурсов на поиск идеальных ходов с самого начала поединка приведет вас к неминуемому краху из-за цейтнота.
Медлительность. Многие люди принимают важные решения в своей жизни под давлением внешних обстоятельств. Шахматисты часто переносят эту привычку на доску. Ходы совершаются медленно до тех пор, пока на игрока не начнет давить временной лимит.
Плохая подготовка к дебюту партии. Потери времени часто случаются из-за заминок после семи-восьми ходов ввиду неожиданных действий соперника, которые следовало изучить заранее. В результате вы оказываетесь под прессом, теряете много времени и проигрываете партию.
Недостаток концентрации. Типичная проблема юных шахматистов и некоторых зрелых игроков. Разум таких людей наполнен несвязанными с партией мыслями и идеями. Результатом становится потеря ценного ресурса — времени.
Таковы основные причины возникновения цейтнота в шахматах. Давайте разберемся в том, как решить озвученные выше проблемы.
Путь к более быстрой игре
Цейтнот может возникать на фоне одной причины или комбинации из нескольких. Путь к преодолению проблемы начинается с ее признания. После шахматисту необходимо выработать действенную стратегию по преодолению временного кризиса. Наивно полагать, что советы из этой статьи позволят вам быстро решить существующие сложности и больше никогда не сталкиваться с нехваткой времени по ходу шахматных партий. Любые привычки, сформировавшиеся у человека, требуют титанических усилий для изменений. Терпение и вера в конечный успех обязательно помогут вам.
Ваши попытки играть быстрее обычного могут привести к неудачному исходу первых партий. Не стоит расстраиваться — это не так плохо. Кейсы быстрых перемен редко оказываются удачными. Меняя свой стиль, помните — пути назад больше нет. Просмотрите свои старые матчи, проигранные в цейтноте. Анализируйте прошлые и нынешние ошибки. Разбирайте с тренером каждый эпизод: что можно сделать лучше и как этого добиться. Не пытайтесь вернуться к прежнему режиму игры.
Надеюсь, что статься поможет вам в решении проблем с нехваткой времени и осознанием того, какие причины становятся базовыми для попадания шахматистов в цейтнот.
В каких случаях фиксируется ничья?
Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.
Соглашение игроков
На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.
Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:
- сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
- остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
- рукопожатие без предварительного предложения ничьей.
По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.
В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.
Недостаток материала
Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.
Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.
Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?
Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.
На доске стоит пат
Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.
При ходе черных на доске стоит пат
Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.
Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.