Начальная шахматная расстановка фигур
На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.
На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.
Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.
У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.
Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.
Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее.
Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.
Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.
Разве главный в шахматах не тот, кто ими управляет?
Да, шахматную армию на путь к победе ведет игрок. Но король важен для своих фигур, ведь цель шахмат — свергнуть вражеского монарха!
Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.
Ход занятия:
1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.
Расставляем шахматные фигуры и называем их.
Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:
Белый отряд, черный отряд
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде в одном
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде ты погляди –
Оба угла занимают ладьи,
Рядом с ладьями кони видны,
Рядом с конями встали слоны
Кто же посередине? Ферзь с королём –
Самые главные в войске своём
Чтобы не путать, какие поля
Тут для ферзя и для короля
Нужно запомнить одну из примет:
Ферзь выбирает свой собственный цвет –
Белый на белом поле стоит!
Черному – черный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
Путать ферзей с королями нельзя!
Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.
Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.
Физкультминутка:
Видимо ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:
Передвигается не косо и не прямо,
Лишь буквой Г шагает он упрямо.
Что это? (Конь).
Правильно, это конь.
А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.
– Где её место на шахматной доске?
А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.
Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.
Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.
Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.
3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.
Но сначала физминутка.
Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».
4. Задание.
Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).
5.Проверка усвоения новых знаний:
Викторина.
– Как ходит конь? (Г)
– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)
– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)
– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)
– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)
– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)
6. Домашнее задание.
Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.
Итог занятия:
Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!