Стоит ли использовать в своих партиях
Мат Легаля в шахматах – это достаточно красивый, но все-таки очень специфический способ победы. Он ставится только в том случае, если соперник допустил очень большое количество ошибок по ходу партии. Безусловно, встретить его можно нечасто.
Часто возникает вопрос, а можно ли поставить подобный мат черными? Да, это вполне реально, но нужно, чтобы игра очень сильно переменилась и пошла точно по вашему сценарию. Именно поэтому он встречается довольно редко.
Если вы играете с новичком, то пробовать так действовать стоит, но вот профессионал вряд ли допустит такие детские ошибки. Возможно, лучше запоминать сами комбинации и брать из них идеи, а не их реализацию. Если игрок будет действовать креативно и диктовать условия игры, то он точно станет сильным противником.
Один из важных принципов данной тактики заключается в том, что слон, который ставится на g4 может нападать на позицию f7. Если понимать, какую идею несет данный ход, то можно использовать ее в подходящий момент. Причем использовать ее можно как за сторону белых, так и черных.
Мы предлагаем вам посмотреть видео, где подробно описывается, как ставится данный вид мата. Какие нюансы он имеет. Вы сможете лично ознакомиться с данной системой и лучше изучить ее. Это станет хорошим подспорьем для следующих игр. ДА, в современных партиях мат Легаля стал встречаться намного реже, но его всё еще можно увидеть в играх непрофессиональных шахматистов
Важно понимать, какая фигура завершают партию и как разыграть комбинацию, чтобы сделать все максимально точно. Мы постарались максимально подробно описать все ходы, чтобы вы могли обучиться данной технике
Ваша партия в шахматы точно станет увлекательней!
Как развить комбинационное зрение?
Теперь вернемся к теме комбинационного зрения. Это способность видеть возможности для проведения комбинации.
Это очень важно, замечать возможности. По большому счету этим и отличается сильный игрок от более слабого
Иногда говорят так: у него комбинационный талант. Подразумевая, что это некий божий дар, данный от природы.
И все же не стоит преувеличивать значение природных данных. Мы знаем, что 90% успеха это труд и только 10% — талант.
В любом случае, комбинационное зрение нужно развивать. Это навык, который оттачивается с помощью тренировок и практической игры. И никак иначе.
Никаких волшебных таблеток не существует. Можно выделить 3 направления:
Изучение типичных тактических приемов. Что такое двойной удар, вилка, связка и так далее. Это тактические приемы, — они всегда присутствуют в комбинациях.
Решение тактических упражнений. Еще раз подчеркнем
Не так важно, как классифицировать комбинацию. По настоящему важно – уметь ее заметить во время игры – это раз
И осуществить своевременно и точно – это два. Тренировка формирует навык, а комбинационное зрение – это именно навык.
Практическая игра. Ну и конечно же, — игровая практика. Во время игры комбинационные навыки развиваются сами по себе. Это очевидный факт.
Классификация комбинации[]
По мотивам:
- открытое положение короля,
- неудачное положение фигур,
- проходная пешка.
По конечному результату:
- комбинация на выигрыш,
- комбинация на ничью.
В зависимости от цели:
- комбинации ведущие к небольшим позиционным достижениям,
- улучшению позиции в целом,
- резкому изменению позиции на доске,
- на выигрыш материала,
- матовые,
- патовые,
- комбинации на построение крепости,
- вечное преследование,
- блокаду.
По объектам атаки различают:
- комбинации, направленные против неприятельского короля,
- против фигур и пешек.
По приёмам атаки:
- завершающаяся комбинированным нападением,
- завершающаяся двойным нападением, двойным ударом.
По тактическим приёмам:
- отвлечение,
- привлечение,
- перекрытие,
- связывание,
- блокировка,
- освобождение поля или линии,
- уничтожение защиты.
Комбинация СВЯЗКА
Когда одна наша нападающая фигура и две фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА. Подробнее описано здесь. Читайте.
Ещё о комбинации- СВЯЗКА
СВЯЗКА
Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.
Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.
Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.
Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)
если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.
Использовать связку можно тремя способами:
1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)
2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры
3
занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры
Типичный пример связки в дебюте.
Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.
Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.
_______________________________________________________
4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6
Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.
Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.
То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.
Впрочем это общее правило шахмат.
________________________________________________
К примеру- белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.
r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4
________________________________________________
А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!
Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.
Найти и использовав в какой-либо комбинации.
Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.
Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает. Вот посмотрите- кусок реальной парти
r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR
Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.
ФЕ1-ФЕ1.
ЛЕ1 Х . Мат
И всё. и не надо ничего выдумывать.
Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.
А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.
_______________________________________
К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.
k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8
Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.
_
__________________________________________
7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1
Избавиться от связки можно.
Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.
Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3
_______________________
Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.
Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8
______________________________________________________
1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2
ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.
Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6
эта история лихо закручивается .
________________________________________
Вот ещё пример связки. Ход чёрных.
1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R
(относительная связка)
Дальше…
Примеры для решения
Комбинационная игра, стиль и зрение[]
Комбинационная игра заключается в конкретных действиях против неприятельских сил, в нападении и создании угроз, направленных против каких-либо объектов в расположении сил соперника. Комбинационная игра требует не только точного (иногда далёкого) расчёта, но и фантазии, интуиции, так как сложные позиции часто не поддаются точному расчёту. Нередко связана с риском, поскольку сопровождается комбинациями и жертвами. Согласно современной шахматной теории, комбинационная игра возможна в позициях определённого типа; для неё нужны необходимые предпосылки.
Комбинационный стиль — манера игры шахматиста, характеризующая стремлением к сложным, обоюдоострым, динамичным позициям со свободной фигурной игрой и возможностью широкого применения тактических средств. Игра в таких позициях носит конкретный характер и требует высокой концентрации внимания, глубокого проникновения в особенности положения, фантазии, находчивости, смелости, веры в свои силы. С целью получения позиции, богатых комбинационными возможностями, шахматисты комбинационного стиля охотно играют гамбиты и контргамбиты; их партии обычно отличаются тактическими осложнениями, комбинациями, жертвами.
Основная статья: Комбинационное зрение
Комбинационное зрение является одним из важнейших умений для сильного шахматиста, поскольку именно комбинирование в сочетании с позиционной игрой приносят решающее преимущество.
Мат Легаля
Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.
Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.
Мат Легаля по ходам
- 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
- Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
- Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.
Противники сделали по четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле, ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!
Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым. Всего семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь — Кd5×.
ДВОЙНОЙ УДАР (или вилка)
Это когда ваша фигура нападает сразу на две фигуры соперника. Самая простейшая и часто встречающаяся в любой шахматной партии.
- Первая диаграмма, показываемая мной детям- вот такая. Здесь если ход чёрных- то понятно что они выигрывают. Двойной удар к примеру- Ферзь В1 шах, и забирается конь. Но всё переворачивается при ходе белых!!! Два двойных удара, и побеждают уже белые. Пешка С4 ШАХ и Двойной удар. Нападение на ферзя и короля.
- Да, пешка жертвует собой и умирает, но не напрасно- белое войско побеждает. Если берёт Король на С4, то Конь А3 шах и забирается ферзь. Второй двойной удар- так называемая вилка. А если пешку съедает Ферзь, то Конь атакует уже с поля Е3. Снова вилка, снова двойной удар и шах. Вот и все дела.
ДВОЙНОЙ УДАР- типичные позиции
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K Ход белых- они выигрывают
Объясняю- зачем вот такие странные крокозябры я публикую-
8/8/8/1q1k4/7P/2P5/2N5/7K , на самом деле всё очень просто и удобно. скопируйте и загрузите позицию в формате FEN вот здесь — https://chessiki.ru/chessboard
———————————————————————————————————-
r7/p3k1pp/2p2p2/4pq2/8/1Q2P3/PP3PPP/5RK1 Двойной удар- ход белых- выигрыш фигуры
_________________________________________
- 8/1r4pk/p4pp1/1p6/q7/Q7/PP4PP/KR6 Комбинация, где первый ход белых- подготовка двойного удара, завлечение Короля на невыгодное для него поле, второй ход- собственно двойной удар , и третий ход- получение материального преимущества.____________________________________________
8/1p4pp/pkpr2n1/8/2P5/1P4N1/P5PP/5RK1 1. Завлечение 2. Двойной удар———————————————————————————6k1/5r1p/p2N4/npp3q1/2P5/1P2N3/PQ4P1/6K1 Ход белых- очень красивая комбинация, где сначала Короля завлекают на невыгодное для него поле, а потом наносят страшный Двойной удар и выигрывают.———————————————————————————-k4b2/pp1q1p1p/6p1/8/2r5/P1B2Q2/1P4PP/1K2R3 Блестящий двойной удар и комбинация отвлечения часового.—————————————————————————————1k6/1pp3p1/2n3p1/8/3p4/NPq4Q/P4rPP/1K1R4 1. Завлечение 2. Двойной удар—————————————————————————————1kr5/2p2pp1/7p/8/3R4/8/b1P3PP/5BK1 1. Завлечение на вертикаль, 2 Двойной удар—————————————————————————————5r1k/pp2bQp1/2p2n1p/4q1N1/7P/5BP1/2P2PK1/7R 1. Уничтожение защитника и 2. Двойной удар____________________ 3k4/br1q1p2/pp1p1p2/3p3p/3N1P1P/4R3/PPP5/2K1Q3 Завлечение на невыгодное поле и Двойной удар_______________________________________
5rk1/p2q1pp1/1p2b2p/4p3/4N1Q1/8/1P3PPP/2R3K1 Вроде бы всё просто, но придётся повозиться, чтобы осталась лишняя ладья
__________________________________
В полной версии статьи и в видеоролике будет больше примеров и заданий для самостоятельного решения.
_____________________________________________
Комбинация- Промежуточный ход
Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.
- Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
- Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.
По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.
Пример-
И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.
Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.
Ещё пример промежуточного хода. Ход белых. Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.
Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.
Обе решаются с помощью
промежуточного хода.
Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.
Примеры комбинаций для начинающих
Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.
Цель – мат
Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.
Смотрим на диаграмму:
Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».
1…Лb1!!
Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.
Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.
Цель – пат
Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.
Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,
А когда черный король подходит к ладье, жертвуют и ее!
Король бьет ладью и на доске пат.
А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.
Достижение материального перевеса
При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:
Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.
Выход есть – связка!
1.g7 Лg5 2.Лh5!!
И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.