Конь против слона. Типовой прием в эндшпиле

Как ходит король в шахматах

Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.

Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.

Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.

Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.

Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.

Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Оба участника еще ни разу не успели походить.
  2. Между ними нет лишних фигур.
  3. Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.

Как «скачет» конь в шахматах

Конь (неправильное название лошадь) очень интересная фигура. Как же может ходить конь в шахматах? Он может прыгать через свои фигуры и через фигуры соперника, при этом конь пишет в воздухе букву « Г». Из исходного положения конь может перелететь пешку и очутиться справа или слева по диагонали от нее. Если он стоит на белой клеточке, то после окончания хода он должен оказать на черной клеточке и наоборот.

Конь, находясь в центре поля, имеет возможность сходить 8 различными вариантами, а из исходной позиции только 3 вариантами.

Кроме этого сильными сторонами коня являются следующие моменты:

  1. Только он с пешкой имеет право на первый шаг в партии. Это свойство также помогает при закрытых ситуациях, когда слону и ладье и ферзю перекрыли ходы.
  2. Конь может легко атаковать любую фигуру противника без угрозы для себя (кроме вражеского коня). Это свойство эффективно использовать при атаке на ферзя.
  3. Король не сможет спастись от атаки коня другими фигурами или сам напасть на него, если только конь сам не стал на поле, находящееся под угрозой короля.

Поражать соперников он может только в том случае, если на месте его «приземления» стоит какая либо фигура. В том случае, если конь, повернув вправо, либо влево, может «убрать» какую-либо фигуру соперника называется в шахматах – вилка.

Как располагаются фигуры в шахматах

Для новичков объяснение правил игры в шахматы начинается с изучения схемы расположения фигур на доске. Правильным расположением шахматной доски считается положение, когда правый нижний угол белого цвета.

Фигуры располагаются следующим образом:

  1. В самые нижние углы ставятся по ладье белого цвета, в противоположные углы ставятся по 2 ладьи черного цвета.
  2. В следующую клеточку ставятся кони, затем слоны.
  3. Когда остались ферзь и король, ориентируемся на цвет ферзя, т.е. если он белый, то ставим его в белую клеточку и наоборот. В последнюю пустую клеточку ставим короля.
  4. Весь следующий ряд по горизонтали заполняем пешками.

Итак, в шахматах имеются следующие элементы: ладья (тура), конь, слон (офицер), ферзь (королева), король, пешка. Исторически сложилось так, что в шахматах белые фигуры начинают ходить первыми – это дает основание полагать, что при прочих равных условиях белые имеют больший шанс выиграть.

Значимость фигуры

Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!». Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.

Особенности

Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».

В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях “лоб в лоб”. Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.

Расставляем шахматные фигуры и называем их.

Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:

Белый отряд, черный отряд

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде в одном

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде ты погляди –

Оба угла занимают ладьи,

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны

Кто же посередине? Ферзь с королём –

Самые главные в войске своём

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом поле стоит!

Черному – черный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.

Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.

Физкультминутка:

Видимо ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:

Передвигается не косо и не прямо,

Лишь буквой Г шагает он упрямо.

Что это? (Конь).

Правильно, это конь.

А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.

– Где её место на шахматной доске?

А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.

Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.

Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.

Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.

3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.

Но сначала физминутка.

Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».

4. Задание.

Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).

5.Проверка усвоения новых знаний:

Викторина.

– Как ходит конь? (Г)

– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)

– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)

– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)

– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)

– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)

6. Домашнее задание.

Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.

Итог занятия:

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!

Два коня против двух пешек

Поскольку для выигрыша сильнейшая сторона должна переходить в младший эндшпиль “два коня против пешки”, две пешки практически не усложняют теорию. Два коня могут выиграть, если:

  1. Одна из пешек может быть выиграна немедленно, а вторая может быть заблокирована за линией или на линии Троицкого (примеры 2, 5 и 6);
  2. Кони блокируют сдвоенные пешки не позднее одной горизонтали за линией Троицкого. Механика выигрыша в этом случае очевидна: один из коней блокирует пешки, второй конь забирает ближайшую к полю превращения пешку и сам становится блокирующим, и на доске возникает один из рассмотренных выше эндшпилей “два коня против пешки” при пешке на линии или за линией Троицкого;
  3. Обе пешки могут быть заблокированы за линией или на линии Троицкого. Учитывая неповоротливость коней и сложность выигрыша с коневой пешкой, такая ситуация обычно подразумевает либо слоново-ладейную пару (примеры 9-11), либо пару центральных пешек (пример 12).

№9

8/7p/5p1k/2N5/N4K2/8/8/8 w – – 0 75

Обе пешки черных далеко от первой горизонтали и могут быть заблокированы. Белые легко выигрывают – мат в 47 ходов.

№10

8/8/3N3p/2pN2k1/8/6p1/6K1/8 w – – 0 50

Главная надежда белых на легальную победу – пешка с5. Поэтому 50.Nc4! Kf5 51.Kxg3 h5 52.Ndb6. Белые выигрывают пешку “h” c помощью второго коня и добиваются победы без нарушения правила 50 ходов – слоновая пешка заблокирована на первой линии Троицкого.

№11

8/8/3K1k2/5p2/3N4/5N1p/8/8 w – – 0 61

Эту партию черные проиграли, но у них есть весьма нетривиальный путь к ничьей.

Во-первых, нужно продвинуть пешки как можно дальше: 61.Nh2 f4 62.Ndf3 Kf5 63.Kd5 Kf6 64.Ke4. Далее, вывести короля в ничейную зону, на случай, если белые решат взять пешку f4. 64…Ke6 65.Ng4 Ke7 66.Kd3 Kd7. Теперь белые вынуждены идти за пешкой h3, но в этом случае их король попадает в ближайший квадрат 3х3 в углу доски. 67.Ke2 Kc6 68.Kf1 h2 69.Ngxh2

8/8/2k5/8/5p2/5N2/7N/5K2 b – – 0 69

Мат в 55 ходов, и черные могут сделать ничью по правилу 50 ходов. Поскольку вариант не совсем очевиден и включает в себя “неналимовский” ход, я привожу его полностью. Все ходы белых оптимальны с точки зрения таблиц DTM и DTC, неочевидный ход черных выделен отдельно. Вариант не единственный, но все отклонения со стороны белых приводят к такому же результату.

69…Kb5 (в партии было 69…Kc7?, и белые выиграли) 70.Ke2 Kc4 71.Ng4 Kc3 72.Nf2 Kb4 73.Kd3 Kc5 74.Ke4 Kd6 75.Kd4 Kc6 76.Ne4 Kb5 77.Kc3 Kb6 78.Kb4 Kc6 79.Kc4 Kc7 80.Kd5 Kb6 81.Nd6 Kc7 82.Nc4 Kd7 83.Nb6+ Kc7 84.Kc5 Kb7 85.Nd5 Kb8! (DTM – 85…Kc8 или 85…Ka6) 86.Kc6 Kc8 87.Ne7+ Kd8 88.Kd6 Ke8 89.Nc6 Kf8 90.Ke5 Kf7 91.Kf5 Kf8 92.Kf6 Ke8 93.Ke6 Kf8 94.Nce5 Kg8 95.Nc4 Kg7 96.Nd6 Kg6 97.Ke5 Kg7 98.Kf5 Kh7 99.Kf6 Kh6 100.Nc4 Kh7 101.Nce5 Kh6 102.Ke6 Kh7 103.Kf7 Kh6 104.Kf6 Kh5 105.Kf5 Kh6 106.Nd7 Kg7 107.Ke6 Kg8 108.Ke7 Kh8 109.Kf7 Kh7 110.Nc5 Kh6 111.Kf6 Kh5 112.Kf5 Kh6 113.Ne6 Kh5 114.Ng7+ Kh6 115.Kf6 Kh7 116.Nf5 Kg8 117.Ke7 Kh7 118.Kf7 Kh8 119.Ng5

Оба соперника сделали 50 ходов без взятия или движения пешки, черные могут требовать ничью (за 2 хода до мата).

№12

8/8/8/1k1Pn3/1P1KP1n1/8/8/8 w – – 0 67

В этой позиции белые сдались, но после 67.Kc3 Nf2 68.Kd4 Nfd3 69.Kc3 Nxb4 эндшпиль не выигрывается. Черные вынуждены забрать пешку е4, а поскольку пешка d5 центральная и расположена на линии Троицкого, легальная победа невозможна. Взятие пешки е4 на 79-м ходу и 131.d6 разделяют 52 хода.

Как правило, позиции с парой центральных пешек выиграны по таблицам, но ничейны по правилу 50 ходов (см. пример 157 из книги Авербаха и Чеховера).

Пример метода TWIX с подробным объяснением ходов

Начнём с положения, когда король загнан в большую клетку. Прежде чем реализовать метод TWIX, сначала нужно подготовить условия для начальной T-образной позиции. Король заперт в углу, но в его распоряжении целых 5 полей для манёвров.
1. Сh5-g6   …

Ходом слона уменьшаем размер клетки до минимального, теперь у короля всего три поля, по которым он может ходить.
1. …   Крh8-g8
2. Кe5-f7   …   

Конь дополнительно ограничил чёрного монарха, забрав угол. Теперь у матуемого короля всего два поля.
2. …   Крg8-f8
3. Cg6-h7   …

Выгоняем чёрного короля из его зоны комфорта. Слон заблокировал возможность находиться вблизи угла

Для чёрного короля начинается неприятное путешествие к месту экзекуции.
Начальная Т! Важно, чтобы в этой позиции очередь хода была за слабейшей стороной. Твиксовый механизм приходит в движение.
3. …   Крf8-e8
4

Кf7-e5   …   

Король вынужден сделать первый шаг в сторону гибели. Конь начинает рисовать букву W.
4. …   Крe8-d8
5. Крf6-e6 Крd8-c7

Чёрные не тратят время на попытки вернуться в безопасный угол (на 4. … Крe8-f8 конь белых с шахом нарисовал бы ещё одну чёрточку буквы W — 5. Кe5-d7+ и чёрный король всё равно вынужден идти влево: 5. … Крf8-e8 6. Крf6-e6).
Вместо этого чёрные задумали прорваться в левой половине доски. Дело в том, что белые фигуры вынуждены ходить попеременно, что замедляет их совместное движение. Чёрному королю удаётся их быстро обогнать и создаётся впечатление, что ещё ход — и белые потеряют контроль над ситуацией.
5. Ke5-d7   …

Белые невозмутимо продолжают рисовать букву W. Конь сейчас взял под контроль чёрные поля, через которые чёрный король мог бы просочиться в центр.
5. …   Kpc7-b7
6. Ch7-d3   …

Белый слон переключается на другой фланг, запрещая доступ к белым полям и пресекая попытку бегства.
6. …   Крb7-c6
7. Cd3-e2   …

Не получилось выскользнуть через а6, может получится через с6? Белые выжидательным ходом слона развеивают эти иллюзии.
7. …   Крс6-с7
8. Сe2-f3   …

На 7. … Крc6-b7 последовало бы 8. Крe6-d6 и белый король делает очередной шаг по своему предписанному маршруту. Поэтому король чёрных пока что вернулся на c7, не пуская белого короля на d6. Сейчас белым нельзя ходить королём или конём, но ходом слона окончательно блокируются попытки сбежать через правый фланг.
8. …   Кpc7-d8
9. Kpe6-d6 Kpd8-e8

Может, тогда чёрным получится вернуться в безопасный угол?
10.Cf3-h5+    …

Нет, не получится. Слон перебрасывается назад и контролирует белые поля. Конь контролирует чёрные.
10. …    Kpe8-d8
11. Kd7-c5 Kpd8-c8

Чёрным приходится идти влево, а белые продолжают чертить на доске W.
12. Ch5-g6    …

Тонкий момент! Сейчас белым преждевременно идти своим королём, потому что чёрные устремятся в безопасный угол и белым придётся тоже вернуться обратно: 12. Крd6-c6 Крc8-d8. 13. Крc6-d6.
Поэтому нейтральным ходом слона происходит передача хода чёрным.
12. …   Kpc8-d8
13. Kc5-b7+ Kpd8-c8
14. Kpd6-c6   …

Теперь не страшна попытка прорваться в безопасный угол, благодаря ей белые просто с шахом дорисовали букву W.
14. …   Kpc8-b8
15. Kpc6-b6 Kpb8-c8
16. Cg6-f5+   …

Последняя попытка дёрнуться в сторону безопасного угла. Также как и на 10-м ходу слон и конь не дают возможности вернуться назад.
16. …   Kpc8-b8

Чёрные переведены в нужный угол. Осталось только поставить мат.

Мат

a8b8

Продолжим с той позиции, на которой мы остановились, когда разобрали шаг за шагом метод TWIX.
Король чёрных уже сидит в «клетке». Нужно перевести коня на a6 (он туда должен попасть с шахом) и когда чёрный король отступит в угол — поставить мат слоном.
17. Кb7-c5 Kpb8-а8
Пока преждевременно ходить конём, ибо 18. Kc5-a6 — Пат. Нужно ходом слона передать ход чёрным.
18. Cf5-d7 Kpa8-b8
Слон, не снимая контроль со своей диагонали, делает выжидающий ход на ней. Король чёрных теперь находится на нужном поле.
19. Kc5-a6+ Kpb8-a8
20. Cd7-c6X
Конь с шахом загоняет короля в угол, матует слон.

Метод треугольников Делетана

рассматривается альтернативный способКликните по изображению для перехода в статью с разбором метода треугольников Делетана.

Циклический метод «Кавказская пленница»

ещё один крайне редкий способКликните по изображению для перехода в статью с разбором циклического метода «Кавказская пленница».

Тактические приемы

Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.

Вилка

Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.

Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).

Спертый мат

Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.

Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления

Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:

  1. Kf7+ Kpg8

  2. Kh6++ (двойной шах!) Kph8

  3. Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8

  4. Kf7 — мат!

Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:

  1. e4 c6 (защита Каро-Канн)

  2. d4 d5

  3. Kc3 de

  4. Ke4 Kf6

  5. Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??

Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.

Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).

Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:

  • в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;

  • когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).

Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!

Ладья и слон против слона и коня (слоны разноцветные)

Это самый распространенный эндшпиль из знаменитой группы беспешечных эндшпилей “ладья и легкая фигура против ладьи и легкой фигуры”. К этой группе относится шестифигурный рекордсмен по количеству ходов до мата “ладья и конь против двух коней” (243 хода) и “ладья и конь против слона и коня” (190 ходов).

В группу входят семь эндшпилей: “ладья и конь против двух коней”, “ладья и конь против слона и коня”, “ладья и конь против двух слонов“, “ладья и слон против слона и коня” (слоны одноцветные), “ладья и слон против двух слонов”, “ладья и слон против двух коней” и “ладья и слон против слона и коня” (слоны разноцветные).

Первые пять эндшпилей, как правило, ничейные. Исключениями являются безумные выигрыши в 200 ходов и более, а также ситуации, когда легкие фигуры слабейшей стороны разбросаны на разных частях доски. Ладья и слон почти всегда выигрывает против двух коней, но выигрыш обычно занимает больше 150 ходов. Также выигрывает ладья и слон против слона и коня (если слоны разноцветные), и на выигрыш в среднем требуется всего 70-80 ходов.

Более подробно эти эндшпили разобраны у Нанна в книге “Secrets of Pawnless Endings” (2002). Для практика интересны два факта:

  1. В беспешечных эндшпилях разноцветные слоны повышают шансы сильнейшей стороны на победу. Обычно беспешечные разноцветы при материальном преимуществе одной из сторон выигрываются, по крайней мере, теоретически;
  2. Ни один из этих эндшпилей невозможно выиграть за 50 ходов, если у стороны с недостатком материала нет слабости, которую можно немедленно использовать (неорганизованность фигур, уязвимое положение короля и т.п.). Здесь нет никаких тонкостей с ходами пешкой или взятиями, просто такой эндшпиль нельзя выиграть, и все!

Типичные позиции без легального выигрыша

Слабейшая сторона в безопасности, если все фигуры находятся поблизости друг от друга, и у ладьи нет возможности отрезать одну из легких фигур.

№20

5k2/6bR/6n1/1B6/8/8/4K3/8 b – – 0 50

Мат в умеренные по меркам таких эндшпилей 69 ходов с нарушением. Черные в итоге получили свою ничью.

№21

8/3N4/k5b1/6B1/5K2/8/3r4/8 w – – 0 57

Мат в 81 ход, ничья.

№22

3k4/3b4/3Bn3/7R/8/8/8/4K3 b – – 0 47

Мат в 70 ходов после 47…Kc8. В этой партии белые проверяли соперника все отведенные правилами 50 ходов.

Типичные позиции с легальным выигрышем

Обычно сильнейшая сторона может добиться победы менее чем за 50 ходов, если ей удается быстро изолировать коня от короля соперника.

№23

8/7N/7b/r3k3/6K1/8/8/1B6 b – – 0 62

Мат в 38 ходов при ходе черных. Причиной проблем белых является конь.

№24

2k5/8/8/BR2K3/8/5b2/5n2/8 b – – 0 49

И в этой партии конь не может вернуться к королю и занять стабильную позицию. Белые дают мат в 37 ходов.

Книги

  1. Троицкий “Сборник шахматных этюдов” (1935);
  2. Авербах, Чеховер “Шахматные окончания” (1956);
  3. Nunn “Secrets of Minor-Piece Endings” (1995);
  4. Nunn “Secrets of Pawnless Endings” (2002).

Статьи

  1. Haworth “Strategies for Constrained Optimisation” (2000)
  2. Muller “The Damned Pawn” Part 1 (2003)
  3. Muller “The Damned Pawn” Part 2 (2003)
  4. Bourzutschky, Tamplin, Haworth “Chess endgames: 6-man data and strategy” (2005)

Здесь можно посмотреть результат любого пятифигурного эндшпиля и большинства шестифигурных эндшпилей в метриках DTM, DTC, DTZ и DTZ50: http://chess.jaet.org/endings/

История правила 50 ходов: http://ru.wikipedia.org/wiki/Правило_50_ходов

Отдельное спасибо Phenom II за помощь в анализе примеров 4 и 17.

PS С 1 января 2014 года ИКЧФ отменяет

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий