Правила игры в шахматы для начинающих

Как обучать игре в шахматы в игровой форме

Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме

Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше

Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:

  • проверять ходы или знание фигур;
  • дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
  • карточки с вариантами ходов, порядком фигур,

Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.

Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:

  • король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
  • ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
  • ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
  • слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
  • конь – верный помощник и друг;
  • пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.

Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Задача №4. Как объяснять правила игры?

РешениеТолько после того, как ваш ребенок уверенно называет фигуры, называет их место расположение, куда и как они могут передвигаться, вы можете начать объяснять правила игры.Не делайте это заумными словами.Условно-две великие страны (добро и зло, монстры и мутанты, ну черные и белые тоже пойдут) начинают сражение. Победит та страна, которая захватит короля. Начинайте игру. Сразу в игре отрабатывайте навыки ликвидации вражеских фигур. Сценарий игры видите вначале так, что бы вы победили, что бы ребенок понял, как это происходит. Потом мотивируйте на успех вашего будущего гроссмейстера.И так, шаг за шагом, игру за игрой, ваш ребенок начнет уверенно двигаться по шахматной стране.Помните, никакого насилия!! Только живой интерес.Ребенок должен сам теребить вас достать шахматы  из тайного места. Игра может стать серьезной мотивацией – сейчас доделаем уроки и будем играть, сейчас уберем твою комнату и начнем игру и т.д.

Правила шахмат

Правила шахмат в том виде, что мы наблюдаем сейчас, сформировались примерно два столетия назад. До этого правила постоянно претерпевали изменений. Более того, они отличались в разных частях света, и можно сказать, что ближневосточные страны играли по своим правилам, а европейские по своим. Но давайте перейдем к самим правилам игры, хотя их смело можно считать негласными.

Защита

В первую очередь для начинающих важно думать о защите собственных фигур. Не отдавайте их просто так или при неравноценном обмене: было бы глупо побить пешку конем, которого впоследствии Вы потеряли из-за этого хода

Максимум на что можно пойти, это на равноценный обмен (конь-конь, ладья-ладья, слон-слон, или конь-слон) или обмен с преимуществом – это когда Вы забираете сильную фигуру противника более слабой, которую тоже теряете. Из всего этого вытекает следующее правило.

Во вторую очередь не оставляйте фигуры в одиночке. По крайней мере, ненадолго. Ферзь, к примеру, и сам о себе может позаботиться, но и его легко можно «загнать в угол», окружить и забрать: он не может прыгать через фигуры как конь. Именно поэтому нужно прикрывать свои фигуры другими фигурами, пусть даже пешками.

Если Вашу фигуру заберут при условии, что она прикрыта, Вы сможете минимизировать ущерб, нанесенный Вам, или вообще свести до нуля: прикрывающая фигура побьет противника. Простой пример: сдвоенные пешки, стоящие одна рядом с другой (плечо к плечу). Такой порядок этих фигур говорит о незащищенности обеих. А если Вы поставите их по диагонали друг от друга (например, два белых поля), то передняя пешка будет под защитой задней – уже что-то.

Далее Вы всегда должны думать о том, почему так, а не иначе пошел Ваш противник, и что из этого у него может получиться. Соответственно принимайте контрмеры. Из этого следует, что всегда нужно просчитывать ходы по направлению к Вашему королю. Прикрывайте его, уводите, если нужно. Потеряв одну фигуру, Вы еще сможете продолжить бой и нанести противнику поражение, а вот мат Вашему королю – это Ваш окончательный проигрыш.

Атака

Бездумное нападение чревато потерей фигур. Поэтому создавайте план по постановке мата или ликвидации сильных фигур. Хотя бы какой-то простецкий – это уже план. Играя все больше, Вы научитесь создавать план действий на много ходов вперед.

План очень прост? Тогда стремитесь захватить или контролировать (под прицелом Ваших фигур) центр доски. Это само по себе принесет Вам преимущества, даже если Вы не понимаете их до конца. Дело в том, что спектр ходов любой фигуры (за исключением пешек, которые фигурами, по сути, не являются – их так называют для простоты понимания) возрастает в центре по сравнению с краем доски и тем более углом.

Выводите ладьи (хотя бы одну) в начале партии, пока еще нет четкой угрозы Вашему королю. Ладья – это сильная фигура, которая сможет успешно поддержать атаку или заткнуть бреши в Вашей обороне. Этого у нее не получится, если она будет находиться на своей изначальной позиции. Максимум для чего можно беречь (не выводить) одну ладью, так это для рокировки, которая присутствует в Вашем плане.

Приемы

Как избежать подобного, можно легко найти в Сети – информации полно. Скажу лишь, что достаточно одной пешки, поставленной на пути королевы или слона, и мат в четыре хода провалится.

Особого упоминания заслуживает рокировка и «взятие на проходе».

Шахматы и внутренний мир ребенка

Регулярные занятия научат маленького шахматиста разумно мыслить, рассудительно и предельно творчески подходить к решению самых сложных задач, быстро и правильно предпринимать шаги. Со временем он сможет одинаково спокойно встречать свои победы и поражения, а также самостоятельно нести за них ответственность.

У вас появится возможность наблюдать, как у ребенка появится привычка быстро концентрировать внимание и значительно улучшится память. Он станет усидчивым, обязательным и рассудительным

Появятся навыки знания психологии противника, что повлечет за собой привычку предвосхищать его следующий шаг и умение вовремя и правильно на него среагировать.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Немного истории

Как гласит наиболее распространенная версия, предтечей шахмат являются игры чатуранга и шатранж. Игра чатуранга предполагала использование игральной кости, но имела практически идентичные фигуры, но без ферзя.

Шатранж не использовал игральные кости и являлся практически идентичным современным шахматам, но некоторые фигуры ходили по-другому по сравнению с современными шахматами.

Появление ферзя в составе шахматных фигур

Наиболее интересной в истории шахмат является, пожалуй, эволюция ферзя, которого изначально вообще не было на шахматной доске. Ведь шахматные фигуры представляли собой символы существующих войск, но ферзь не мог символизировать отряд кавалерии или слонов.

Ферзь, вероятнее всего, появился в Средневековье и изначально не был такой мощной фигурой, но потом приобрел теперешнее значение, вполне возможно по политико-историческим причинам. Вспомните, какое значение в средневековье имели разные кардиналы, тайные советники и подобные фигуры, которых на шахматной доске, собственно, и олицетворяет ферзь.

Шахматы для начинающих: описание и суть игры

Основная цель шахмат состоит в том, чтобы поставить Короля соперника на мат — позицию, в которой король не может сделать ход, поэтому его схватит фигура противника.

Ход, который подвергает короля опасности, но от которого король может убежать, является шахом. Двигаясь к цели игры, каждая сторона захватывает фигуры с другой стороны и размещает оставшиеся фигуры, чтобы ограничить движение противника. Хотя основной способ работы фигур очень прост – сама игра сложна, с непонятным количеством возможных ходов и огромным психологическим измерением.

Научиться играть в шахматы

Несмотря на все это любой может стать сильным шахматистом и даже научиться играть в шахматы дома. Секрет мастерства – это желание потратить некоторое время на практику и изучение определенных элементов игры, и понимание того, что это битва личностей и логики. Если будете хранить хладнокровие и думать, то всегда будете одерживать победу над столь же хорошо осведомленным противником. Ключ к успеху в шахматах –  это знания, логика и ходы. Необходимо максимально использовать ситуации и уверенно действовать, когда приходит время. Это одна из причин, по которой многие энтузиасты считают шахматы одними из самых глубоких аналогов жизни.

С какого возраста

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением

Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Играйте в интернете с сильными соперниками

Начать практиковаться можно даже без шахматной доски, если вы еще не приобрели комплект, сыграть партию можно в интернете. Чтобы играть с реальными соперниками, конечно, необходимо понимать как ходят фигуры и знать правила.

Если онлайн-сервис позволяет выбирать соперника по сложности, начните с малого и по мере роста ваших навыков будете состязаться с более сильными. Если сразу поставите сложность на максимум, то вас будут обыгрывать и вы ничего не будете понимать, соответственно ничему не научитесь. Начинайте с малого – сперва простые ходы, затем несложные комбинации, контроль обороны и планирование наступления на 2-3-5 ходов наперед и т.д.

Научиться хорошо играть в шахматы можно только с сильным соперником, играя без напряжения вы не будете приобретать необходимых навыков, только сильный оппонент будет заставлять вас думать на пределе возможностей.

В интернете есть множество сервисов, вот некоторые из них:

  • Chess.com.
  • Шахматная планета.
  • Шахматы онлайн.

Не нужно расстраиваться, если поначалу ничего не получается – это нормально, нужна практика. В идеале, практиковаться с настоящей шахматной доской со знакомым или родственником, который сможет терпеливо объяснить что да как

Если же первое касание с шахматами происходит онлайн, пробуйте играть с компьютером, выставляя минимальную сложность и без ограничения по времени, но не слишком увлекайтесь, в шахматах нет очков и часов опыта, важно, то что вы думаете

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Как заинтересовать ребенка игрой

Чтобы малыш с удовольствием проводил время за шахматами, он, в первую очередь, должен хотеть этого. Пробудить интерес может игра между взрослыми, хорошее настроение при проведении партии, бережное отношение к фигурам и доске. Существует ряд проверенных и эффективных методов, которые помогут разбудить у ребенка интерес к шахматам.

Хоть это и парадокс, но нельзя заставлять ребенка играть, пока он сам этого не будет требовать. Чтобы пробудить у малыша интерес к игре, можно устраивать шахматные турниры между взрослыми. Кроме того, один из родителей может играть сам с собой, осуществляя переход с одной стороны доски на другую для перемещения фигур. Ребенок обязательно будет просить поиграть в шахматы, но ему в этом следует отказать, пояснив это тем, что он пока не знает правил. Можно сказать, что в данный момент идет очень важная партия, в которой следует захватить главного короля в плен. После таких слов у ребенка обязательно появится интерес.

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске.

Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Провести ознакомление с логикой игры – рассказать, что шахматная доска является полем сражения двух армий, каждая из которых имеет определенный цвет. Основная цель игры – защита своего короля и максимальное уничтожение фигур противника.

Далее можно показать малышу мультфильмы про шахматы. Подобные ролики не только оказывают обучающее воздействие, но и вызывают у ребенка желание поиграть на настоящей доске с реальным противником.

Можно посетить настоящую шахматную секцию. Там малыш сможет увидеть, что в шахматы играют дети его и более старшего возраста.

При ознакомлении с фигурами и правилами шахмат необходимо хвалить ребенка. Категорически запрещено повышать голос, отпускать нелестные комментарии относительно способностей малыша. Все это может негативно сказаться на обучении и надолго убрать желание играть в шахматы.

Для знакомства с шахматами необходимо уделять время каждый день. В самом начале достаточно 10-15 минут в сутки – по мере освоения уроки можно удлинить, но делать это следует постепенно. Для ребенка в возрасте 4-5 лет хватит 30 минут в день, со старшими детьми можно заниматься минимум по часу в день.

Как делать рокировку в шахматах

Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.

В результате король оказывается спрятан за своими пешками.

Кстати
На английском языке рокировку называют castle, что переводится как «замок, крепость».

Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.

Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий