Король Энигма (Rey Enigma) — популяризатор шахмат из Мадрида

Содержание/сюжет

Картина рассказывает о нескольких временных линиях жизни Алана Тьюринга

В 1951 году в дом профессора математики проникают грабители, что привлекает к личности Тьюринга внимание полиции и детектива Нока. События возвращают зрителей в 1939 год, когда Великобритания вступает во Вторую мировую войну

В секретной резиденции в Блетчли-парке собирают группу британских специалистов, включая Тьюринга. Они должны разобраться с проблемой дешифровки сообщений машины Энигма, используемой нацистами.

Тьюринг приходит к выводу о том, что для взлома кода недостаточно возможностей человека и необходима другая машина. Поскольку его начальник Деннистон против этой идеи, Алан пишет письмо Черчиллю и добивается аудиенции у премьер-министра. Вскоре именно его назначают руководителем секретных изысканий и отпускают фонды, необходимые для создания Кристофера. Именно так Тьюринг назвал создаваемое им электронно-механическое устройство — в честь своего безвременно умершего школьного друга Кристофера Моркома. Для ускорения работ Тьюринг объявляет конкурс на решение кроссвордов и находит ещё двоих членов своей группы: Джоан Кларк и Джона Гуда.

У группы всегда одни сутки на взлом шифра, потому что каждый день ровно в полночь немцы меняют кодовое слово. Тьюринг понимает, что без какой-то дополнительной подсказки даже Кристофер будет бессилен вычислить исходное зашифрованное сообщение. Когда последние надежды почти растаяли, Тьюринг случайно догадывается о том, что некоторые из сообщений содержат постоянно повторяющийся прогноз погоды. Эти и некоторые другие подсказки помогают, наконец, раскрыть секрет Энигмы, но перед специалистами сразу же встаёт другая проблема. Необходимо было не дать понять нацистам о том что шифр вскрыт, а для этого Алан предлагает использовать математическую статистику и другие методы, дабы создать ощущение случайного обнаружения или обнаружения подсказок на основе человеческого фактора для предугадывания следующих шагов нацистов. Тьюринг вовлечён в сложную игру разведки, когда узнаёт, что один из его подчинённых, Джон Кернкросс, оказался советским шпионом. Тем не менее, ему приказывают не трогать его, чтобы поставлять в СССР ту информацию, которую считали нужным в MI6. Алана шантажируют информацией о том, что он гомосексуал — сторона его натуры, которую он тщательно скрывал. Тьюринга связывают сложные отношения с Джоан. В один момент девушка пригрозила уходом из группы, повинуясь воле родителей вернуться домой. Алан вынужден пойти на крайние меры — объявить ей, что просит её руки, только ради сохранения ценного члена команды.

Война заканчивается. Руководитель MI6 Стюарт Мензис объявляет Алану и его подчинённым, что деятельность их группы прекращена и они могут вернуться домой, забыв обо всём, чем занимались. Действие возвращается в 1950-е. Детектив Нок вызывает на допрос профессора Тьюринга, допытываясь о том, чем же он занимался в годы войны. Тьюринг рекомендует ему попробовать догадаться, отвечает ли на его вопросы машина или человек. Полицейский отпускает профессора, но дальше ему уже нет покоя. Информация о сексуальных наклонностях попадает в газеты, и Тьюринга обвиняют в неподобающем поведении. Ему грозит тюремный срок, и единственный шанс остаться на свободе — согласиться на химическую кастрацию гормональными препаратами. После приёма лекарств психика Тьюринга оказывается крайне расшатана.

Картина заканчивается словами о том, что в 1954 году Алан Тьюринг покончил жизнь самоубийством. Взлом шифра Энигмы, как считают специалисты, приблизил день победы в войне на два года и сохранил миллионы жизней.

Шифр «Энигмы»

Центральный код Энигмы представляет собой динамический шифр «Цезаря». Суть его в замене буквы на клавиатуре символом находящимся правее или левее на определенном расстоянии. То есть, при наборе текста сообщения, машина меняет одни буквы на другие. Например, вместо «R» — «М».

Но, вместе с простым шифром Цезаря в Энигме, используется дополнительная форма подстановочных шифров. Вместе они работают следующим образом: 

Каждый раз нажимая кнопку на клавиатуре, ротор перемещается и направляет электрический сигнал на другой символ. При первом нажатии одной и той же буквы генерируется один код, а при повторном нажатии, уже другой. При написании сообщения код постоянно меняется и расшифровать его может только тот, кто владеет ключом.

Каждый период времени радисты получили книгу с ключами, которые будут использоваться в определенный день. При кодировании немцы использовали 26 символов. Сами сообщения были короткими, по 5 букв. Весь текст делился на несколько частей, каждая из которых расшифровывалась с помощью разных ключей.

Немцы усовершенствовали Enigma

В какой-то момент немецкие шифровальщики обнаружили и устранили слабость двойного шифрования. Тогда британцам потребовалось более продвинутое решение, и к работе подключился Тьюринг и его команда.

Используя информацию, предоставленную поляками, Тьюринг начал взламывать сообщения Enigma с помощью своего собственного «компьютера».

Его методы основывались на предположении, что в каждом сообщении содержится шпаргалка – известный фрагмент немецкого открытого текста в знакомом месте сообщения.

В одном примере это был прогноз погоды в Атлантике, который каждый день записывался в одном и том же формате. Оборудование для определения местоположения на прослушивающих станциях позволило взломщикам кода определить, откуда исходит сообщение, и, если оно совпадает с расположением метеостанции, вполне вероятно, что слово «wettervorhersage» (прогноз погоды) будет присутствовать в каждом сообщении.

Другой любопытной подсказкой для Тьюринга была неспособность Enigma закодировать букву как саму себя. То есть S никогда не могла быть S.

Машина Тьюринга сегодня стоит 320 миллионов рублей

«Бомбы» были 7 футов в ширину, 6 футов 6 дюймов в высоту и весили тонну, в буквальном смысле. У них было 12 миль проводов(!) и 97 000 различных деталей.

Прототип декодера был построен за 100 000 фунтов стерлингов, что сегодня составляет около 4 миллионов фунтов стерлингов. Почти 320 миллионов рублей по текущему курсу!

По сути, бомба Тьюринга представляла собой электромеханическую машину, состоящую из 36 различных машин Enigma, каждая из которых содержала точную внутреннюю проводку немецкого аналога.

Когда «Бомба» включена, каждой из загадок выделяется пара букв из полученного текста шпаргалки (например, когда D становится T в угаданном слове).

Каждый из трёх роторов движется со скоростью, имитирующей саму Enigma, проверяя приблизительно 17 500 возможных позиций, пока не находится совпадение.

Где найти маски

Посетите с Нэнио Безымянные руины

Вы сможете отправиться сюда, закончив все задания в Кенабрисе и выбравшись на глобальную карту. Добравшись туда, отыщите головоломку на земле, открывающую тайник. Для ее решения необходимо сначала взаимодействовать с большим кругом, затем с внутренним кругом, а потом с двумя боковыми линиями (смотрите на скриншоте ниже).

Откройте сундук и продолжайте спускаться вниз по дороге. Там вы найдете незнакомцев и четыре статуи. Поговорите с Нэнио. Для решения загадки со статуями вам необходимо будет отыскать четыре особые маски, которые спрятаны в различных локациях. Нужные места будут открываться вам по ходу игры – последний уровень удастся посетить после возвращения из Бездны. Ниже мы укажем все эти места.

Сердце Загадки

Найти первую маску довольно просто, так как она спрятана среди другой добычи в месте под названием «Сердце Загадки». Вы откроете это место после выполнения головоломки в «Сути неизвестности», неподалеку от Кенабриса. Речь идет о прологе квестовой цепочки «Тайны мироздания», про которую у нас имеется отдельный гайд.

На скриншотах выше показано точное расположение маски «Я – темнота». Просто идите в указанное место и осмотрите кучу костей.

Костяная ложа

Вторую маску удастся добыть после того как вы захватите Дрезен. Необходимая локация находится к юго-западу от вашей крепости. Когда войдете в нее, направляйтесь в место, показанное на изображениях ниже. Там вы найдете кучу черепов. Взаимодействуйте с ней, чтобы открыть проход в подземелье. Для открытия прохода вам потребуется Костяной ключ, выдаваемый в рамках задания «Закат Зимнего солнца».

Оказавшись внутри, доберитесь до центра лабиринта. Там вы увидите головоломку с нажимными плитами на стене. Для ее решения необходимо нажать на кнопки в правильной последовательности, которая показана на скриншоте ниже. После этого под статуей появится сундук, в которой будет лежать маска «Я – круг».

Водопады Палары

Вы сможете попасть в данную область, когда вернетесь из Бездны. Некоторые игроки отмечают, что, если идти по мифическому пути Ангела или Трикстера, то это можно сделать гораздо раньше (не проверено). Попав в этот уровень, направляйтесь в место, показано на картинке ниже. Там вы обнаружите очередную загадку.

Для ее решения необходимо взаимодействовать с 6-ю определенными кругами, причем сделать это нужно по часовой стрелке. На изображении ниже показаны все круги и необходимый порядок. После этого откроется потайная комната, в которой стоит сундук с маской «Я – Вершина».

Тюрьма неизбежности

Отправляйтесь в указанную локацию и доберитесь до помещения, показанного на картинке ниже. Там вас ждет очередная загадка с нажимными плитами. Вам снова необходимо будет нажать на них в определенной последовательности. Правильный порядок продемонстрирован ниже.

Откроется секретный альков с сундуком. Осмотрите его содержимое, чтобы отыскать маску «Я – Вопрос». В результате вы соберете все 4 маски. Пришло время возвратиться в Безымянные руины, не забыв при этом прихватить с собой Нэнио.

Решение головоломки со статуями

Помните статуи, которые вы отыскали еще в самом начале квеста? Возвратитесь к ним. Теперь вы должны будете правильно разместить в них маски. Для этого изучите их описания – маска является ответом на загадки каменных изваяний. В общем, вам нужно установить эти предметы в следующем порядке:

  1. Отсутствие и пустота – установите маску «Я – круг».
  2. Конец пути – установите маску «Я – вершина».
  3. Неизвестность – установите маску «Я – темнота».
  4. Побуждение к действию – установите маску «Я – вопрос».

В результате возникнет портал, ведущий в подземелье Энигма. Там вас ждет огромное количество головоломок и ценная добыча. Однако мы не советуем вам пока что идти туда – вначале следует хорошенько подготовиться, убрав из инвентаря лишние вещи, отдохнув и взяв побольше лечилок.

Примечание: Обратите внимание, что если вы решите возвратиться назад до того как закончите задание, то Нэнио тут же покинет ваш отряд. Отыскать ее больше не получится

Поэтому если вы войдете в подземелье, то вам придется пройти его до конца.

Схема шифрования

Схема шифрования на Энигме была похожа на телефонный коммуникатор тех времен. На панели закреплены 10 проводов с двумя концами, каждый из которых можно было подключить к разъему. 

Такие провода соединяли клавиши одного символа с одной стороны провода и слот с кодовым символом, с другой. Таким образом, две парные буквы заменяли друг друга, что обеспечивало дополнительное шифрование.

Кодирование сообщений

Итак, каждый ротор машины имел 26 положений (число символов в латинском алфавите). Одновременно можно было использовать три ротора, каждый с уникальным путем контактов между парой букв и разной скоростью вращения. Например, один из роторов после кодирования символа мог проворачиваться на три шага вперед, а другой ротор — только на два. Эти роторы можно было менять, выбирая из нескольких наборов. В итоге, вариантов расшифровки может быть тысячи.

«Ключ» к расшифровке также состоит из нескольких наборов роторов с разными связями между парами букв и с различными схемами передвижения после нажатия на клавишу. Например, при заданных условиях движения роторов слева направо, радисту необходимо зашифровать букву «А». Три ротора заменяют «А» по-разному. Пройдя через третий ротор в закодированном тексте «А» станет «В», пройдя через второй ротор — «В» меняется на «J». Соответственно, первый ротор «J» преобразуется в «Z».

Следующий этап шифрования после роторов — это прохождение через отражатель. В отражателе символы текста проходят дополнительную замену.

Последним этапом кодирования послания — отправка сообщения через роторы в обратном порядке. 

Расшифровать такое сообщение можно только на такой же машине Энигма и с теми же настройками, что у отправителя.

Недостатки шифрования сообщений на «Энигме»

Большим недостатком шифровальной машины Энигма, можно сказать, стала ее сложность кодирования. При кодировке текста буква не шифровалась, как она есть. Например, буква «R» никогда не могла стать буквой «R». Зная это, противник получал часть информации, необходимой для расшифровки.

Вторым минусом являлось то, что Энигма шифровала первые три буквы повторно. Это позволяло найти шаблоны шифра. 

Также недостатком являлась сама неосторожность немцев. Составляя текст сообщений, они начинали его словами о погоде и заканчивали традиционным приветствием. . В итоге, дешифровальщик, опираясь на эти знания и отгадав пару слов, мог подобрать ключ кодировки. 

В итоге, дешифровальщик, опираясь на эти знания и отгадав пару слов, мог подобрать ключ кодировки. 

«Энигма»: описание, составные части

Enigma — переносная портативная шифровальная машина. 

Размер — 27 х 23 х 13 см

Вес — примерно 5 кг  

Составные части:

  • панель механических клавиш;
  • 3,5 или более вращающихся роторных диска;
  • рефлектор;
  • электронные схемы;
  • коммуникационная панель;
  • панель с индикаторами (лампочками). 

Суть шифрования в том, чтобы отправить засекреченный текст в виде запутанного набора символов. Прогнав это сообщение через шифровальную машину, радист получает на выходе понятные послания. 

Работа с Энигмой весьма проста. В машину вводится текст, который необходимо зашифровать. С помощью электрических импульсов кодируются необходимые слова. Принимающая Энигма получает текст и расшифровывает его с помощью постоянно меняющегося ключа. В итоге радист-шифровальщик получает вразумительный текст.

Enigma использует алгоритм подстановочного шифра. Это простой способ закодировать текст. Также просто его и расшифровать. Но шифр Энигмы считается одним из самых сложных до сих пор. 

Бомба для «Энигмы»

Взлом шифра Энигмы в истории Второй мировой войны считается одним из весомых вкладов в Победу над фашистской Германией. Машина Enigma позволяла немцам кодировать свои сообщения почти неуязвимым способом. До 1940 года код энигмы расшифровать не было никакой возможности.

Английский математик Алан Тьюринг, используя недостатки в работе Энигмы, получил доступ к кодовым книгам немецких шифровальщиков. В марте 1940 была создана первая криптологическая машина. Это устройство для расшифровки кода «Энигмы» получило название «Bombe». С ее помощью антифашистская коалиция смогла взломать даже последнюю версию Enigma. 

Бомба весила 2,5 тонны, в высоту достигала 3 метра и состояла из 108 электрических барабанов.

По сути изобретение Тьюринга является усовершенствованной версией машины, разработанной в 1938 году польским изобретателем Марианом Реевским и его коллегами.

Польская дешифровальная машина основывалась на дефекте двойного шифрования первых трех символов при работе на Энигме.

Правительство Польши в память о своих гениальных изобретателей в 2007 году даже выпустила памятные золотые и серебряные монеты. На монетах изображен герб Польши, а по окружности выгравировано колесо-реле Энигмы.

Стандартное шифровальное устройство «British Bombe» соединяло в себе 36 машин типа Enigma. Оно могло расшифровать текущий ключ Энигмы за 2 часа.

Через некоторое время немецкие математики обнаружили и устранили дефект двойного шифрования Энигмы. Тогда Тьюринг начал взламывать код Enigma основываясь на неспособности кодировки буквы как она есть и на принципе обнаружения типовых фрагментов в немецких посланиях.

Но, даже с учётом всех недостатков Enigma, расшифровать код немецкой шифровальной машины было практически невозможно. Не хватало ни времени, ни людей. Зашифрованные послания, переданные через Энигму, каждый день имели новый ключ и множество вариантов расшифровки.  Со времен Второй мировой войны остались зашифрованные с помощью Энигмы сообщения, которые до сих пор не раскодировали. Они есть в открытом доступе на некоторых сайтах. Найти ключ к ним пытаются уже более 70 лет.

Команда Тьюринга пошла от обратного

Вместо того, чтобы угадывать ключ, Bombe использовал логику, чтобы отклонить определённые возможности. Как сказал Артур Конан Дойл: «Когда вы исключили невозможное, все, что остаётся, каким бы невероятным оно ни было, должно быть правдой».

Этот метод, хотя и был успешным, все же предоставлял целый ряд возможных правильных ответов для настроек немецкого кольца. Поэтому необходимо было проделать дополнительную работу, чтобы сузить его до правильного.

С помощью проверочной машины процесс повторялся до тех пор, пока не был найден правильный ответ.

Это дало взломщикам часть ключа, но не весь. Затем приходилось использовать полученные знания и выяснить остальную часть ключа.

После того, как код взламывался, команда Тьюринга устанавливала машину Enigma с правильным ключом дня и расшифровали каждое сообщение, перехваченное в тот день.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий