Стратегия дебюта

Средняя игра

Профессиональные игроки в сёги склонны оценивать ход игры, то есть последовательность ходов, ведущих к текущей позиции и ее вероятное развитие, гораздо больше, чем шахматисты.

Поскольку пешки атакуют в лоб и не могут защищать друг друга, они, как правило, теряются в начале игры, обеспечивая боеприпасы для таких атак. Падение пешки в тыл врага, превращение ее в жетон (золотой генерал) и сброс второй пешки сразу за жетоном, чтобы они защищали друг друга, – это сильная атака; он угрожает всей защите противника, но не имеет большого значения для него, если атака не удалась и фигуры взяты.

Игроки, выросшие на международных шахматах, часто плохо используют дроп, но дроп – это половина дела. Если у игрока в руке больше пары захваченных фигур, вполне вероятно, что атакам сбрасывания не уделяется должного внимания. Однако разумно держать пешку в руке и часто обмениваться фигурами, если необходимо ее получить. По сравнению с международными шахматистами, игроки в сеги с большей вероятностью будут жертвовать фигурами, даже мощными, если полученный в результате взятие можно вернуть в игру для определенной цели.

Атакующие фигуры могут легко попасть в ловушку в тылу врага, так как противник часто может бросить пешку на защищенное поле, чтобы отрезать линию отступления. По этой причине ладьи, которые могут отступать только в одном направлении, обычно держатся на безопасном расстоянии в начале игры и используются для поддержки атак более слабых фигур. Однако, как только игра началась, поднятая ладья становится особенно смертоносной фигурой в тылу врага.

Продвижение копья может открыть сторону доски для атаки. Поэтому, когда игрок впервые продвигает пешку-копейку, противник обычно, хотя и не обязательно, отвечает, продвигая пешку противника, чтобы избежать осложнений в игре. Это также позволяет королю сбежать, если на него напали сбоку.

Открытые дебюты

Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.

  1. Итальянская партия

    Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.

    Она получается ходами:

    1. е4 е5
    2. Кf3 Кс6
    3. Сс4 Сс5.

    Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).

    Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.

  2. Защита двух коней

    Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.

    Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:

    1. е4 е5
    2. Кf3 Кс6
    3. Сс4 Кf6.

    Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. …d5, перекрывая белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5. ed Ка5 6. Сb5 c6.

    Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.

  3. Испанская партия

    Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.

    Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:

    1. е4 е5
    2. Кf3 Кс6
    3. Сb5.

    Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.

  4. Шотландская партия

    Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:

    1. е4 е5
    2. Кf3 Кс6
    3. d4.

    Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. …ed 4. Кd4. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону.

    Чаще всего черные отвечают 4. …Кf6 или 4. …Сс5. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге.

Пешечные ходы должны быть минимальными

Нам нужно сделать пару пешечных ходов для открытия, чтобы активировать наши другие фигуры, но это не значит, что мы должны отправиться в сумасшедшую пешечную миссию, чтобы создать пространство! Фигуры намного сильнее пешек, поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на том, чтобы они были на активных позициях. Нет смысла продвигать все пешки, пока наши фигуры остаются дома, не в силах присоединиться к борьбе.

Есть еще одна причина сдерживать движение пешек: пешки не могут двигаться назад. Конечно, это базовые знания, так что я имею в виду? Если вы переместите фигуру на клетку, на которой эта фигура окажется неэффективной, вы всегда сможете переместить её в следующем ходу. Вы не можете делать это с пешками, поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы не сделать шаг, который необратимо ослабляет нашу позицию.

Пешки достаточно сильны на своих начальных позициях. Они стоят бок о бок и защищают все клетки перед собой. Если на пешку нападают, она может сделать ход на клетку вперёд и станет под защитой соседней пешки. Однако сделав слишком авантюрный ход, пешка может оказаться изолированной, окруженной и вскоре взятой.

Пешки также образуют оборонительную стену, особенно перед королём. Если вы, переместите слишком много пешек, вашему противнику будет легко проникнуть в тыл за пешки и начать атаковать.

Прислушивайтесь к себе

Понимание собственных слабостей и сильных сторон — ключевая способность любого шахматиста.

Будьте честны перед собой. Это — единственный способ выбрать дебют, который вам подойдет. Шанс на то, чтобы вырасти как игрок. Чувствуете в себе силы вести борьбу в эндшпиле? Пробуйте Берлинскую защиту. Любите атаковать и вести активную фигурную игру? Ищите те дебюты, которые позволят добиться открытых и динамичных позиций.

Определились с дебютным репертуаром? Здорово, опробуйте его в онлайн-партиях или в ходе тренировок. Посмотрите: что работает, а над чем следует подумать на досуге. Используйте разные варианты, ищите свежие идеи. Проигрывать всегда неприятно, но лучше допустить поражение в ходе подготовки. Не отказывайтесь от дебютных ходов, которые не принесли победы. Изучите их глубже.

Относительная стоимость штуки

Считается, что пьесы сёги имеют разные оценки, при этом одни предметы, как правило, более ценны, чем другие, при прочих равных. (См. Стоимость фигуры в западных шахматах .)

Выделяют три основные группы оценки:

  1. король, имеющий абсолютную ценность, так как игра проиграна при мате
  2. две главные (наиболее подвижные) фигуры с дальностью (大 駒oogoma ): ладья, слон
  3. второстепенные фигуры (小 駒kogoma ): пешка, копье, конь, серебро, золото

Незначительные части могут быть дополнительно сгруппированы в следующей иерархии оценки:

золото> серебро> (конь, копье)> пешка

Иногда относительные фигуры формализуются конкретными числовыми значениями. Это особенно характерно для явных формализаций компьютерных сёги . Например, Рейджер Гримберген использует следующие относительные значения в формализации анализа достоинств перемещения

Гримберген
КусокСтоимость
пешка1
香, 桂копейщик3
銀, 金Серебряное золото5
епископ8
ладья9
повышенный епископ12
повышенная ладья13

Гримберген отмечает, что, в отличие от западных шахмат, оценка фигур сёги не стандартизирована, поскольку разные игроки расходятся во мнениях относительно точных значений.

Другая формализация, использованная программой YSS 7.0 1997 года, имела следующие относительные значения:

YSS 7.0
КусокСтоимостьКусок в рукеСтоимостьПродвигаемая частьСтоимость
пешка1,00歩 手 駒пешка в руке1,15продвинутая пешка4.20
копье4,30香 手 駒копье в руке4,80продвинутое копье6.30
рыцарь4,50桂 手 駒рыцарь в руке5.10повышенный рыцарь6,40
серебро6,40銀 手 駒серебро в руке7.20продвинутое серебро6,70
золото6,90金 手 駒золото в руке7,80
епископ8,90角 手 駒епископ в руке11.10повышенный епископ11,50
ладья10,40飛 手 駒ладья в руке12,70повышенная ладья13.00

Кодзи Танигава , Ясумицу Сато (佐藤 康 光) и Ларри Кауфман предлагают следующие ценности:

КусокТанигава (1982)Танигава (NHK 2006)СатоКауфманПродвигаемая частьТанигава (1982)Танигава (NHK 2006)СатоКауфман
11111261110
5364106119
6465106119
8510796118
96118
138171115102015
1510191317122217

Согласно двум из этих схем оценки, повышенная пешка, пика и конь имеют более высокую ценность, чем золото, хотя при повышении они ходят так же, как и золото. Причина этого в том, что они вернутся к своим меньшим значениям при захвате противником, тогда как захваченное золото дает противнику относительно более ценный кусок.

Тем не менее, Кауфман отмечает, что обмен продвинутой пешки на настоящее золото часто является хорошей тактикой материальной выгоды в противоречии с соотношением, подразумеваемым относительной стоимостью продвинутой пешки и золота в этой схеме.

Относительная стоимость штук используется для грубой оценки обмена штук. Например, если есть возможность отобрать два золота у соперника, отдав ладью и пешку, используя схему Кауфмана, это выглядит как выгодный размен (при прочих равных):

(золото + золото)> (ладья + пешка)
(8 + 8)> (13 + 1)

Однако это не было бы хорошим разменом, если бы ладья была переведена в следующий раз:

(золото + золото) <(дракон + пешка)
(8 + 8) <(17 + 1)

D – Закрытые и полузакрытые игры

  • 1. d4 d5: Закрытая партия (D00 – D69)
  • 1.d4 Nf6 2.c4 g6 с 3 … d5: Защита Грюнфельда (D70 – D99)

D00 – D69

1. d4 d5: Закрытая игра

  • Игра D00 в ферзевую пешку (включая гамбит Блэкмара – Димера , Halosar Trap и другие)
  • D01 Атака Рихтера – Вересова
  • D02 Ферзевая пешечная игра, 2.Nf3 (включая Лондонскую систему )
  • D03 Torre Attack , Вариант Тартаковера
  • D04 Игра ферзевой пешкой, система Colle
  • D05 Игра в ферзевые пешки, вариант Цукерторта (включая систему Colle )
  • D06 Ферзевый гамбит (включая Балтийскую защиту , защиту Маршалла и симметричную защиту )
  • D07 QGD; Защита Чигорина
  • D08 QGD; Контргамбит Альбина и ловушка Ласкера
  • D09 QGD; Контргамбит Альбина, 5.g3
  • D10 QGD; Славянская оборона
  • D11 QGD; Славянская защита, 3.Nf3
  • D12 QGD; Славянская защита, 4.e3 Bf5
  • D13 QGD; Славянская защита, вариация обмена
  • D14 QGD; Славянская защита, вариация обмена
  • D15 QGD; Славянин, 4.Nc3
  • D16 QGD; Славянский принят, Алапинская вариация
  • D17 QGD; Славянская защита, Чешская защита
  • D18 QGD; Голландский вариант
  • D19 QGD; Голландский вариант
  • D20 Ферзевый гамбит принят
  • D21 QGA, 3.Nf3
  • D22 QGA; Защита Алехина
  • D23 Ферзевый гамбит принят
  • D24 QGA, 4.Nc3
  • D25 QGA, 4.e3
  • D26 QGA; Классическая вариация
  • D27 QGA; Классическая вариация
  • D28 QGA; Классический вариант 7.Qe2
  • D29 QGA; Классический вариант 8 … Bb7
  • D30 Отклоненный ферзевый гамбит : православная защита
  • D31 QGD, 3.Nc3
  • D31 QGD, Semi-Slav, Abrahams – Noteboom, вариация 10 … Bb7
  • D32 QGD; Защита Тарраша
  • D33 QGD; Тарраш, Система Шлехтера – Рубинштейна
  • D34 QGD; Тарраш, 7 … Be7
  • D35 QGD; Вариант обмена
  • D36 QGD; Обмен, позиционная линия, 6.Qc2
  • D37 QGD; 4.Nf3
  • D37 QGD; 4.Nf3 Be7 5.Bf4 (Атака Харрвица)
  • D38 QGD; Вариация Рагозина
  • D39 QGD; Рагозин, Венская вариация
  • D40 QGD; Защита полу-Тарраша
  • D41 QGD; Полутарраш, 5.cxd5
  • D42 QGD; Полутарраш, 7.Bd3
  • D43 QGD; Полуславянская защита
  • D44 QGD; Полуславянин 5.Bg5 dxc4
  • D45 QGD; Полуславянин 5.e3
  • D46 QGD; Полуславянин 6.Bd3
  • D47 QGD; Полуславянский 7.Bc4
  • D48 QGD; Меран, 8 … a6
  • D49 QGD; Меран, 11.Nxb5
  • D50 QGD; 4.Bg5
  • D51 QGD; 4.Bg5 Nbd7 (Защита Кембридж-Спрингс и ловушка для слонов )
  • D52 QGD
  • D53 QGD; 4.Bg5 Be7
  • D54 QGD; Анти-неоортодоксальный вариант
  • D55 QGD; 6.Nf3
  • D56 QGD;
  • D57 QGD;
  • D58 QGD; Система Тартаковер (Тартаковер – Макогонов – Бондаревский)
  • D59 QGD; Система Тартаковер (Тартаковер – Макогонов – Бондаревский), 8.cxd5 Nxd5
  • D60 QGD; Православная оборона
  • D61 QGD; Православная защита, вариация Рубинштейна
  • D62 QGD; Православная защита, 7.Qc2 c5, 8.cxd5 (Рубинштейн)
  • D63 QGD; Православная защита, 7.Rc1
  • D64 QGD; Православная защита, Атака Рубинштейна (с Rc1)
  • D65 QGD; Православная защита, Атака Рубинштейна, Основная линия
  • D66 QGD; Православная защита, линия Bd3, включая ловушку Рубинштейна
  • D67 QGD; Православная защита, линия Bd3, освободительный маневр Капабланки
  • D68 QGD; Православная защита, Классическая вариация
  • D69 QGD; Православная защита, Классика, 13.dxe5

D70 – D99

1.d4 Nf6 2.c4 g6 с 3 … d5: Защита Грюнфельда

  • D70 Защита Нео-Грюнфельда
  • D71 Нео-Грюнфельд, 5.cxd5
  • D72 Нео-Грюнфельд, 5.cxd5, Основная линия
  • D73 Нео-Грюнфельд, 5.Nf3
  • D74 Нео-Грюнфельд, 6.cxd5 Nxd5, 7.0-0
  • D75 Нео-Грюнфельд, 6.cxd5 Nxd5, 7.0-0 c5, 8.Nc3
  • D76 Нео-Грюнфельд, 6.cxd5 Nxd5, 7.0-0 Nb6
  • D77 Нео-Грюнфельд, 6.0-0
  • D78 Нео-Грюнфельд, 6.0-0 c6
  • D79 Neo-Grünfeld, 6.0-0, Main line
  • D80 Грюнфельд Защита
  • D81 Grünfeld; Русская вариация
  • D82 Грюнфельд 4.Bf4
  • D83 Грюнфельд Гамбит
  • D84 Grünfeld Gambit принят
  • D85 Грюнфельд, Вариация Наданьяна
  • D86 Грюнфельд, Обмен, Классическая вариация
  • D87 Грюнфельд, Биржа, Спасская вариация
  • D88 Грюнфельд, Вариант Спасского, Основной вариант, 10 … cxd4, 11.cxd4
  • D89 Грюнфельд, Спасский вариант, Основная линия, 13.Bd3
  • D90 Грюнфельд, Вариация трех коней
  • D91 Грюнфельд, Вариация трех коней
  • D92 Грюнфельд, 5.Bf4
  • D93 Грюнфельд ходом 5.Bf4 0-0 6.e3
  • D94 Грюнфельд, 5.e3
  • D95 Грюнфельд ходом 5.e3 0-0 6.Qb3
  • D96 Грюнфельд, Русская вариация
  • D97 Грюнфельд, Русский вариант с 7.e4
  • D98 Грюнфельд, Русский, Вариация Смыслова
  • D99 Защита Грюнфельда, Смыслов, главная линия

Борьба за центр

Центр (обычно определяемый как 4 клетки d4, e4, d5 и e5) должен быть основанием в нашей стратегии дебюта шахмат.

Причиной этого является то, что почти каждая шахматная фигура является самой сильной, находясь на одной из этих четырёх клеток, чем на других. Например, конь контролирует d5, держит под контролем 8 клеток (e7, f6, f4, e3, c3, b4, b6 и c7), тогда как конь на a1 контролирует только 2 клетки. Чем больше клеток контролируют наши фигуры, тем более сильными и перспективными они будут в игре.

Хотя это может потребоваться много ходов, прежде чем наши фигуры достигнут одной из этих центральных клеток, битва за контроль над ними начинается с первого хода! Наш оппонент тоже будет пытаться претендовать на центр, и так же важно не держать фигуры “дома”, чтобы попасть туда самим. Итак, как же захватить центр? Мы можем воспользоваться ходом 1.Nf3, контролируя d4 и e5

Или мы можем использовать пешку, например, 1.e4, занимая одну из центральных клеток и атакуя пешку или фигуру оппонента (d5). В то время как 1.Nf3 – отличный ход, центральная пешка подталкивает 1.d4 и 1.e4, которые являются более популярными. Зачем? Потому что они достигают еще одной цели, хорошая стратегии дебюта шахмат и в то же время открытие линий

Итак, как же захватить центр? Мы можем воспользоваться ходом 1.Nf3, контролируя d4 и e5. Или мы можем использовать пешку, например, 1.e4, занимая одну из центральных клеток и атакуя пешку или фигуру оппонента (d5). В то время как 1.Nf3 – отличный ход, центральная пешка подталкивает 1.d4 и 1.e4, которые являются более популярными. Зачем? Потому что они достигают еще одной цели, хорошая стратегии дебюта шахмат и в то же время открытие линий.

Конь перед слоном

До сих пор наша стратегия дебюта шахмат состояла из открытия линий, управления центром и не слишком большого количества пешек. Но какие фигуры мы должны развивать первыми? Эмануэль Ласкер, второй чемпион мира по шахматам, знаменито заявил, что мы должны развивать наших коней перед офицерами. Прежде чем мы посмотрим, почему это так, давайте рассмотрим, почему мы должны развивать коней и офицеров перед другими фигурами.

Ну, слишком опасно, чтобы король начал блуждать по доске, в то время как у нашего оппонента все еще есть огромное количество “огневой” мощи. Гораздо лучше, пока уберечь короля.

И, несмотря на то, что ферзь самая сильная фигура, мы также не должны приводить ее в действие слишком рано. Наш оппонент мог бы напасть на него, заставив делать не нужный нам ход, затем получив преимущество в развитии. Противник улучшит свои позиции, пока мы уводим ферзя в безопасное место.

Наконец, ладьи нуждаются в открытых линиях по вертикали и горизонтали, чтобы быть наиболее эффективными, но эти линии редко открываются на ранней стадии. Но, если вы рано выводите ладью, ее можно легко поймать в ловушку.

Хорошо, вернемся к коням и офицерам. Есть несколько причин, по которым мы должны (ни одно из этих «правил» не установлено) развивать коней перед офицерами. Во-первых, они смогут быстрее взять контроль над большим количеством центральных клеток. Сравните Nf3, держит d4 и e5, с ходом Bc4, что влияет только на d5.

Во-вторых, кони могут оказывать влияние на центр, сохраняя при этом защиту. Конь на f3 охраняется пешкой g2; Офицер на c4 открыт для атаки.

И, наконец, офицеры часто влияют на ряд клеток с их исходной позиции, когда одна из центральных пешек была перемещена. Кони должны приблизиться, чтобы принять участие в позиции. Слоны – это фигуры, которые могут действовать из далека.

Список используемой литературы

  • Аоно, Теруичи (2009) . Лучшие движения для лучших сёги . Перевод Фэйрберна, Джона (2-е изд.). Ishi Press. ISBN 978-4-87187-999-6.
  • Фэйрбэрн, Джон (1986). Сёги для начинающих (2-е изд.). Ishi Press . ISBN 978-4-8718-720-10.
  • Хоскинг, Тони (1996). Искусство сёги . Фонд сёги. ISBN 978-0-95310-890-9.
  • Леггетт, Тревор (1993). Японские шахматы: игра в сёги . Издательство Tuttle .
  • : Многие игры сёги (профессиональные, онлайн, AI) объединены в древовидную структуру решений с комментариями, ссылками и некоторыми открывающими классификациями.
  • Танигава, Кодзи (1982).将 棋 に 勝 つ 考 え 方(на японском языке). 池田 書bai. ISBN 978-4-26210-301-3.

Замки

Золотая крепость
☖ штук в руке: –

987654321 
         1
         2
         3
         4
         5
      6
     7
       8
       9

☗ штук в руке: –

Мино
☖ штук в руке: –

987654321 
         1
         2
         3
         4
         5
        6
      7
      8
      9

☗ штук в руке: –

Дальняя ладья Медведь в норе
☖ штук в руке: –

987654321 
         1
         2
         3
         4
         5
         6
     7
      8
      9

☗ штук в руке: –

В сёги сильные оборонительные укрепления, защищающие короля, известны как замки

Есть много типов замков и вариаций, которые можно использовать, но важно понимать, какие из них полезны в текущей ситуации и как компенсировать ее слабые места. Ниже перечислены три наиболее часто используемых замка.

Крепость замок был , по мнению многого , чтобы быть самой сильной оборонительной позицией в сёгах в 1980 – х годах. Хотя есть много вариантов, обычным строением Крепости является Золотая Крепость. У входа в Крепость , в котором оба игрока принимают замки Крепости, есть сильно защищенный король; хорошо укрепленный пешечный ряд; а слон, ладья и пешка поддерживают последующую атаку серебром или конем ладьи. Общеизвестно, что сломаться лобовой атакой сложно, хотя со стороны она слабее. Обычно он используется против дебютов со статической ладьей, которые предполагают продвижение ладьей пешки. Однако противник может так же легко принять эту защиту, не давая преимущества ни одной из сторон. Замок-крепость также может быть использован против противников из Слонов-Обменных Ладей, и есть вариант Крепости, построенный на правой стороне доски для использования в позициях Двойной Ладьи.

Оборонительная позиция, которая считается более легкой для новичков, но по-прежнему популярна среди профессионалов, – это замок Мино . Король находится в безопасном положении, а три генерала хорошо работают, чтобы поддержать друг друга. Это часто используется, когда игрок выбирает дебют для стрелковой ладьи, а не для статической ладьи. Тем не менее, это также довольно распространено для варианта Мино со статической ладьей, построенного на левой стороне доски для использования против противников со статической ладьей или дальнобойной ладьей.

Третьим распространенным замком, часто используемым в профессиональных сёги, является замок «Медведь в норе», который по-английски обычно называют замком « Медведь в норе» . Игрок, использующий стратегию дальнобойной ладьи, использует дальнюю ладью «Медведь в норе» с правой стороны. Конечный результат поместит короля в угловой квадрат, где начиналось копье, защищенный двумя золотыми генералами и одним серебряным. Таким образом, король не может быть легко провален конем или ранжированной фигурой.

дальнейшее чтение

  • Аоно, Теруичи (1983). Руководство по открытиям сёги: откройте секреты дзёсэки 将 棋 定 跡 の カ ギ: 和 英 定 跡 問題 集. Перевод Фэйрберна, Джона. 山海 堂. ISBN 4-381-00598-8.
  • Хабу, Йошихару (2000). Слова Хабу . Перевод Такахаши, Ямато ; Хоскинг, Тони. Фонд сёги. ISBN 978-0-95310-892-3.
  • Ходжес, Джордж, изд. (Январь 1976 – ноябрь 1987). «Сёги». Всего вышло 70 номеров раз в два месяца. Ассоциация сёги.
  • Хоскинг, Тони (2006). Классические сёги . Фонд сёги. ISBN 978-0-95310-893-0.
  • Китао, Мадока (2011). Краткий обзор Хосеки . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Некомадо. ISBN 978-4-9052-2501-0.
  • Китао, Мадока (2013). Сабаки с первого взгляда . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Некомадо. ISBN 978-4-9052-2510-2.
  • Китао, Мадока (2014). Завершение атаки с первого взгляда . Перевод Кавасаки, Томохидэ. Некомадо. ISBN 978-4-9052-2513-3.
  • Танигава, Кодзи (1988). Косоку но Шубандзюцу 光速 の 終盤 術[ Молниеносная техника эндшпиля ] (на японском языке). Японская ассоциация сёги. ISBN 978-4-81970-204-1.
  • Йебису, Майлз (2016). Подробное руководство по сёги на английском языке: Как играть в японские шахматы . Издательство лаборатории.

Конец игры

Падение защиты одной из сторон знаменует начало финальной игры. Как только игрок прорвался через вражеские линии, король противника может быть легко пойман его собственными фигурами. Распространенная тактика защиты – это открыть линию пешек, чтобы позволить королю сбежать. Королям сложнее поставить мат в открытую, особенно если у оппонента мало фигур (ладья, слон, пика) в игре.

В эндшпиле все сводится к гонке за тем, кто первым может поставить мат противнику. Техника, известная как счет скорости, играет важную роль в эндшпиле. Подсчет количества ходов до мата (при условии, что оппонент не может двигаться) как для черных, так и для белых, помогает влиять на решения о том, атаковать или защищаться. Простая ошибка может кардинально изменить ход игры

Среди этого есть много других деликатных факторов, на которые следует обратить внимание в эндшпиле, включая жертвенные атаки и ловушки.

Эндшпиль игрока усиливается за счет тренировки по цумэ-сёги и задачам на грани .

Сабаки

Японское существительное сабаки (捌 き; форма глагола: 捌 くсабаку ) – это термин искусства, используемый в сёги. Термин был заимствован на английский язык, а не переведен.

Его значение зависит от контекста.

В дебюте сабаки обычно просто означает хорошее развитие фигуры при подготовке к средней игре.

Однако в средней игре это имеет более тонкое значение, заключающееся в развитии фигур – особенно крупных фигур (ладья и слон) – таким образом, чтобы они полностью активировались с очищенными атакующими линиями для наступательных целей. В дебюте сёги развитие частей часто приводит к тому, что части собираются вместе в тесные конфигурации. Чтобы достичь сабаки, нужно изменить конфигурацию, убрав определенные препятствующие фигуры посредством фигурами, чтобы атакующие фигуры доминировали на доске с вновь полученной свободой передвижения. Что касается основных фигур, это обычно делается путем удаления диагоналей слона, а также рядов и вертикалей ладьи. Хотя этот термин ассоциируется с освобождением фигур в стесненных позициях, он не означает побег из стесненной позиции при успешной защите. Скорее этот термин относится к развитию атаки.

Термин сабаки, используемый в го, имеет совсем другое значение.

В западных шахматах подобное понятие иногда называют свободным ходом или маневром (например, прорывом пешки ). Однако в сёги концепция сабаки часто включает в себя несколько ходов и несколько фигур. (См. Шахматные термины « и « . )

Сабаки, пример 1

Стесненное положение
☖ штук в руке: –

987654321 
         1
         2
       3
       4
         5
       6
       7
        8
         9

☗ штук в руке: –

Sabakiing The Rook
☖ штук в руке: –

987654321 
         1
         2
       3
       4
        5
       6
       7
        8
         9

☗ штук в руке: –

1. С-55

Ладья Сабаки Достигнута
☖ штук в руке:銀 歩

987654321 
         1
         2
       3
         4
        5
        6
      7
        8
         9

☗ штук в руке:銀 歩

1 … Px55

2. Sx55 Sx55

3. Rx55

В качестве базового примера на соседних диаграммах ладья, расположенная на центральной вертикали (как в дебютах центральной ладьи ), заблокирована пешками, а ее возможное движение ограничено серебром обоих игроков. Чтобы достичь сабаки, начинается атака на центральный ряд с помощью 1. P-55. Белые берут пешку с последующими взятиями обоими серебристыми (1 … Px55, 2. Sx55 Sx55, 3. Rx55). После окончательного взятия серебра белых ладьей черных у ладьи теперь есть четкие пути атаки (вся средняя линия и центральная вертикаль), включая доступ к зоне продвижения белых, где ладья может перейти в дракона

Обратите внимание, что центральные пешки и серебряные монеты были просто обменяны с доски и переданы в руки, в этом простом примере не было никакой материальной выгоды или убытка от этого размена. Другие примеры могут включать жертву фигур для достижения сабаки.

Подведение итогов

Стадия дебюта – это то, что мы делаем для максимально быстрого и эффективного расположения наших фигур на активных. Мы стремимся к контролю центра игрового поля, к улучшению позиций фигур и защите короля, учитывая при этом действия противника.

В дебюте есть много, о чем нужно подумать: Последовательность ваших шагов; Препятствия планам вашего оппонента и осуществление своих, чтобы фигуры работали вместе гармонично.

Вышеупомянутые базовые правила дадут вам основу сильной стратегии дебюта шахмат и помогут вам достичь хорошей позиции миттельшпиля. Помните, что битва начинается с первого хода!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий