Главная битва
На поле Курукшетра собирается огромное войско. Каждый из противников постарался привлечь на свою сторону выдающихся героев, отважных воинов и знаменитых бойцов. Объезжая отряды, собранные пандавами, Арджуна осматривает войско.
Затем он обращает взор к неприятелю и видит в его рядах своих прежних учителей, родственников, добрых наставников. В отчаянии он восклицает: “Я не стану сражаться”. Тогда его возничий (а им был сам Кришна) произносит долгую речь (её описывает эпос “Бхагаватгита”).
Раджа Рави Варма «Пандавы и Драупади», 1910 год / Издательство Рави Варма Пресс
Он объясняет Арджуне, что не плоды деяний, а само дело должно быть проводником человека. О результатах же простой смертный судить не может – это ясно только богам. Арджуна понимает, что его верный соратник и наставник абсолютно прав – он соглашается исполнить долг воина.
Восемнадцать дней длится кровопролитное сражение. Победу одерживают пандавы. Среди сторонников кауравов остаются в живых лишь трое, однако они в последнюю ночь сражения пробираются в лагерь противника и истребляют всех, за исключением пятерых пандавов и Кришны. Противостояние обернулось огромной трагедией для каждого из участников.
Финальная битва войны на Курукшетре, рельеф XII векМестонахождение: Храм Хойсалешвара, Халебиду, Индия
Сказка №2
Очень давно жили король с королевой. Они сильно любили друг друга и всегда вместе объезжали королевство на лошадях. Король был светлый, но любил темного коня, а королева темной и любила светлую лошадь. Они посещали границы своего государства, каждый житель их радостно приветствовал. В государстве не было войн, но король с королевой грустили, так как не имели детей. Все знали об их проблеме, но ничем не могли помочь.
Но одна ведьма слепила из теста две живые фигурки – два крошечных мальчика, которые подарила королеве с королем. Она наделила их добротой и умом, сказав, что вновь превратит их в твердое тесто, если они себя будут плохо вести. Росли они очень быстро, все в королевстве им было дозволено, поэтому стали очень капризными, постоянно дрались друг с другом. Прошло много лет, мальчики повзрослели, женились и обзавелись семьями, у них появились дети. Вместе жить они не хотели, поэтому решили поделить государство пополам – у каждого появилась своя армия, прислуга.
Пока король с королевой были живы, они кое как дружили, но после их смерти окончательно рассорились, поделив государство на квадратики. Темный принц раскрасил свои владения в черные цвета, а светлый – в белые. Начались споры и постоянные войны, из-за чего страдали мирные жители. И вот внезапно в один прекрасный момент они вновь стали твердыми крошечными фигурами, как и завещала старая ведьма, после чего войны и распри полностью превратились, а в королевстве воцарился мир.
Кто придумал шахматы: история происхождения
История происхождения шахмат – это большая загадка, точный ответ на которую не может дать ни один учёный, но все же работы и исследования на эту тему ведутся.
Шахматы получили своё название благодаря персидскому выражению «шах мат», что означает властитель побеждён.
Точный период возникновения шахмат не могут назвать, на эту тему ведутся многочисленные споры. Тем не менее некоторые учёные сходятся во мнениях и утверждают, что эта игра впервые появилась в первом веке нашей эры в Индии.
Исследователи предполагают, что шахматы, дошедшие до наших времён, произошли от древней игры чатуранга. Все правила игры не сохранились, но известно, что в чатуранге использовались такие фигуры, как раджа (или король), ходы им осуществились таким же образом, как в современных шахматах. Разница лишь в том, что в древней игре не было рокировок.
Советник, он же ферзь, ходивший лишь на одно поле по горизонтали, конь и ладья, называемая колесницей, двигались аналогично современным правилам, пешки могли перемещаться только на одну клетку вперёд. Кроме того, в чатуранги присутствовала фигура слона, но о правилах ее перемещения сложно судить однозначно, так как разные источники описывают разные схемы.
Известно главное отличие древнеиндийской игры от современных шахмат. В чатуранги могли принимать участие четыре игрока, использовались чёрные, зелёные, красные и жёлтые фигуры. А также ходы генерировались не игроками, а игральными костями.
Первая версия
Существует интересная легенда о возникновении игры в шахматы. Однажды Раджа устал от походов и завоеваний и приказал придумать для него новую забаву, на что дал три дня и три ночи. Многие пытались удивить и заинтересовать Раджу, но все попытки были безуспешны. В один из дней во дворец пришёл брамин, он принёс с собой доску, разрисованную в клетку, и деревянные фигуры.
Игра очень понравилась правителю, а крестьянин попросил простую награду — зёрна пшеницы, но их количество должно увеличиваться вдвое с каждой клеткой. Если на первую клетку Раджа кладёт одно зёрнышко, то на вторую два, на третью — четыре и так пока не будет заполнена вся доска. Сначала правитель посмеялся над крестьянином, но позже понял, что такого количества зёрен нет на всём белом свете.
(Приложив немного усилий, можно посчитать, что всего получилось восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать зёрен или, говоря проще, примерно тысяча двести триллионов тонн). Не имея возможности отблагодарить брамина, как тот желал, раджа отдал ему все свои запасы пшеницы.
Вторая версия
Согласно другой версии этой же легенды, во дворец пришёл Шах с деревянными фигурками, чему Раджа возмутился, ведь все остальные приносили ему золото. Шах объяснил правителю, что в данном случае золото заключается в мудрости.
Игра понравилась Радже, в первой партии он потерпел поражение, но в последующих тщательно обдумывал каждый ход и побеждал. Раджа кричал «шах!», когда угрожал королю противника, что в переводе с персидского и означает «король», когда одерживал верх, он говорил «шах мат!», это можно перевести как «смерть королю», так и появилось название игры.
Это интересно: Шахматная школа Российской империи
Близнецы «Белое и черное»
В древности Индия была сильной и процветающей страной, благополучие которой принес правящий ею мудрый царь. У него было 2 сына-близнеца. Различались они лишь тем, что носили разную одежду — белую и черную. Царь-отец состарился и умер, предварительно завещав каждому сыну по половине своей страны. Молодые правители оба хотели иметь власть над всей страной, а не только над ее половинами, поэтому начали вражду. Война длилась долго, унесла множество жизней и ресурсов. Оба близнеца в какой-то момент устали от нее, захотели помириться, но это было уже невозможно. Оба знали, что прекращение войны несет каждому молниеносный проигрыш и потерю своих земель. Оба желали стать единоличными правителями Индии.
Настал момент, когда в длительной схватке между братьями погибла целая половина населения страны. Тогда индийцы твердо решили прекратить борьбы, послав к царям мудреца. Он поведал им, что поможет определить победителя среди них без кровопролития и честно. Когда близнецы согласились, он достал деревянную доску и фигурки, символизирующие братьев в белых и черных одеждах. Партия закончилась победой того брата, что любил белое. Он стал единственным правителем Индии, принес ей благополучие и мир. С тех пор шахматы стали в стране и за ее пределами очень популярными
А в честь важной победы в них первыми всегда ходят белые фигуры
Сказка №3
Два государства располагались рядышком, а в них были свои шахматные законы, которые принимали короли черного и белого цвета. Разглашением законов занимались ферзи. И вот в один момент короли издали указ о проведении сражений, так как у каждого королевства было по 16 полей, а еще 32 оставались полностью свободными. Вот на них и развернулись яростные сражения за свободные земли. Шеренги с пехотой наступали по прямой линии, слоны передвигались по диагоналям, из-за спин пехоты выпрыгивали боевые кони, ладьи сновали по полю вперед и вбок. Главные помощники ферзи тоже часто подключались к бою – их можно было встретить в любом из квадратов.
Тайский и камбоджийский вариант
Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.
Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.
Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:
- доска 9 на 9 клеток;
- расположение фигур на полях;
- превращение фигур по достижении горизонтали;
- пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
- фигуры одноцветные;
- начальная расстановка и ходы напоминают макрук.
Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.
На рубеже тысячелетий
В двадцатом веке шахматы развивались семимильными шагами. Впрочем, как и другие виды деятельности человека. В России, а особенно в СССР, — шахматы активно поддерживались и находились в одном ряду с самыми популярными видами спорта.
Все же будем объективны, шахматы специфичны и по зрелищности, а соответственно доходности, не могут конкурировать с футболом или теннисом.
И все же шахматная ниша достаточно прочна. Заменить в сердце шахматы футболом невозможно. К примеру, у меня они вполне уживаются друг с другом.
В последнее время наметилась тенденция к повышению зрелищности турниров и матчей. На мой взгляд, позитивная. В основном в части ускорения игры и использования нокаут-турниров и матчей.
Еще одна объективная тенденция – компьютеризация. Все уже смирились с тем, что компьютер обыгрывает человека.
Отсюда стремление ведущих гроссмейстеров к писку новых путей в теории, рост популярности редких форматов игры, к примеру шахмат Фишера,
Интерес к шахматах возрождается. Люди понимают, что это не только игра вид спорта или наука, о чем спорили долгие годы с пеной у рта.
Шахматы — инструмент развития личности. Не больше и не меньше. Надеюсь, это понимание в сознании людей будет только укрепляться.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Удачного дня!
Древние игры на досках
Итак, в то время существовало 2 варианта досок: с квадратом или крестом. Размеры также отличаются. В Азии известны такие:
- 5 на 5;
- 7 на 7;
- 9 на 9.
Правила игры несколько отличаются от устоявшихся современных, ведь тогда играть можно было не только вдвоем, но и в четырем. В некоторых вариантах игра начиналась с середины поля, в других двигаться нужно было с края (из крепости). Движение могло быть спиральным или же в форме особого лабиринта. Набор состоял из поля (материя, на которой расчерчены квадраты) и 4 ракушек (семечек или палочек). Но бедняки и простые прохожие удовлетворялись куском земли, на котором палочкой чертили квадраты.
Аштапада – древняя игра на одноцветной доске с 64 клетками. Ее связывают с пауком, у которого было 8 ног, ведь в переводе «аштапада» – 8 квадратов. Первые упоминание о ней появились в V веке н. э. в северной части Индии. Прародительница современных шахмат сохранила только разлиновку, а вот правила и движения были утеряны. До сих пор ни один ученый не смог разгадать эту тайну и предоставить самый правдоподобный вариант игры.
Если сравнить индийский прототип игры с китайским, можно увидеть значительную простоту первого варианта. В нем меньше фигурок, они объемные, а не плоские как у китайцев или корейцев, а также обладают меньшим спектром ходов. Если же китайцы позаимствовали шахматы у индийцев, им пришлось здорово потрудиться, чтобы усложнить правила игры, видоизменить фигурки.
Но здесь есть несколько важных несоответствий: официальные отношение между этими странами зафиксированы только в 150 году до н. э., а при археологических раскопках в Индии не найдено ничего, в то время как в Китае постоянно находят разные прототипы этой забавы. Есть и еще одно несовпадение – правил игры или манускриптов о шахматах на санскрите не существует, а на китайском их много.
Распространение по миру
Считается, что несколько позже, веке в , игра распространилась на арабский мир, Китай и некоторые другие регионы Востока. Игра набирала популярность и приобретала национальные черты, характерные для этих народов.
Менялось и наименования, которые сохранились до сегодняшнего дня. Шатранг, шатранж, такие арабские и персидские названия непривычны для нас, современных шахматистов. В Японии – сёги, у китайцев – сянци, до сих пор занимают видное место в культурах этих народов.
Со временем арабский шатранж «проник» в Испанию. По мнению иториков, это случилось в веке.
В веке на очереди Франция, немногим позже «под напором» привлекательной игры не устояли и другие европейские нации.
В это же время, ввеке, шахматы появились и на Русской земле. Причем напрямую с Востока. Однако культурные связи с Европой сыграли свою роль. Постепенно шахматы на Руси приобретали европейский вид и к концу 10 века полностью «европеизировались».
Постепенно менялись и правила. В разных странах со своими особенностями
Любопытный факт:
Церковь против игры
Раньше церковь играла огромную роль в жизни каждого человека, поэтому часто диктовали правила проведения и даже игр. Так, священнослужители осуждали пьянство, разгул и азартные игры. В то время шахматы не имели строгих правил, поэтому доказать, что они являются логической игрой было тяжело. Но в ней еще использовались игральные кости, от которых зависел ход турнира.
Поэтому в 1061 году они были запрещены среди духовенства, а сами шахматы считались чем-то непристойным и дьявольским. Но если присмотреться к самым заядлым шахматистам, можно увидеть много католиков. На Руси запрет был строгим, ведь непослушание грозило отлучением от церкви любого пойманного шахматиста. Об этом было записано в Новгородской кормчей книге в 1280 году.
Но несмотря на столь строгие запреты, игра продолжала просачиваться в разные слои населения. Среди духовенства тоже было немало отступников, которые заядло играли. И только через сотню лет шахматы были разрешены. В Европе это произошло в 1392 году.
Легенда о братьях Гаве и Талханде
Одним из известных памятников древней персидской литературы является сказание поэта Фирдоуси. Оно гласит, что в Индии очень давно жила царица, у которой было 2 сына-близнеца. Звали мальчиков Гав и Талханд. Годы детства прошли, и они стали говорить матери о необходимости передачи власти им. Царица встала перед дилеммой: как выявить более достойного из сыновей-близнецов? Она одинаково любила каждого, потому не смогла выделить одного. Видя это, царевичи решили сами определить сильнейшего путем боя. Для него они отправились на берег моря. Там они создали площадку между кромкой воды и вырытым рвом, призванным отрезать путь к отступлению для побежденного. При этом братья изначально договаривались, что убивать друг друга не стремятся. Целью каждого была победа над войском другого.
По случайности во время сражения погиб близнец Талханд. Узнав об этом, мать сильно горевала и винила его брата — Гава — в его смерти. Как оказалось, тот не был напрямую виновен: смерть его брата была вызвана губительными ожогами солнца. Чтобы понять, что именно случилось на месте сражения, мать Гава попросила его в подробностях показать ей всю последовательность событий. Чтоб выполнить волю матери и снять с себя обвинения в гибели брата, Гав продемонстрировал все события битвы на деревянной доске. На нее он поместил фигурки обоих войск с царевичами во главе. Каждого их них сопровождала пехота, конница и советники. Это решение Гава положило начало игре с фигурками на доске, которая спустя столетия превратилась в шахматы.
Дальнейшее движение игры по миру
Поддерживая теорию о появлении шахмат в Индии, можно с уверенностью сказать, что из этой страны чатуранга попала в Иран и Среднюю Азию. Но называли ее там – чатранг. Об этом есть и документальное подтверждение в древнеперсидской летописи «Чатранг-Намак», которая датируется 750-850 гг. до н. э. В середине VII века Иран завоевали арабы, которые снова переименовали чатранг в шатрандж. Именно под этим именем игра проникла в Европу.
Именно арабы преобразовали чатурангу. Основные изменения:
- 2 игрока;
- 2 комплекта фигур;
- отказ от костей;
- очередность совершения хода;
- 1 король превратился в ферзя и ходил по диагонали;
- победа – не уничтожение всех фигур, а выставление мата (пата).
Дальнейшее движение игры по миру постепенно меняло ее название. Историческая смена имени шахмат происходила так:
- арабы – шатрандж;
- персы – шатранг;
- буряты – шатар;
- монголы – хиаштар;
- таджики – шахмат.
Развитие теории игры
Пока, служивые люди ломали копья, постепенно утрясались правила игры в различных странах, унифицировались и стало возможным общаться на единых основах.
В и веке стали появляться различные теоретические модели. Одним из родоначальником такого подхода был Филидор. Он ввел в обиход концепцию борьбы за центр, контргабитные идеи.
Филидор считал, и нашел немало сторонников, что ключевым фактором, вокруг которого строится игра, является расположение пешек. 1585 годом датирован 1-й международный турнир. Он состоялся в Испании.
Это интересно: 3409,Отмена Указа о единонаследии: изучаем развернуто
Советская шахматная школа
С 1927 по 2006 годы титул чемпиона мира принадлежал шахматистам России и Советского Союза (с двумя исключениями). Алехин, Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник последовательно становились чемпионами мира до начала XXI века. Стиль этих шахматистов был самым разным: от позиционной игры Карпова, Петросяна, Смыслова и Крамника до яростных атак Таля и динамических концепций Алехина и Каспарова — каждый может найти в их творчестве что-то на свой вкус!
Михаил Ботвинник стал шестым чемпионом мира, выиграв матч-турнир на первенство мира в 1948 году. Впервые розыгрыш титула проходил под эгидой ФИДЕ, Международной федерации шахмат. Также в первый и последний раз в истории чемпион мира определялся не в матче, а турнире с участием пятерых шахматистов (в отсутствие действующего чемпиона). Ботвинник оставался чемпионом мира с 1948 по 1963 годы (дважды за это время расставшись с титулом на год).
Михаил Ботвинник, шестой чемпион мира. Фотография: Harry Pot/Dutch National Archives, CC
Ботвинник был известен своей железной логикой и умением менять свой стиль как хамелеон, пытаясь найти слабости в игре своего соперника. Он проиграл матч Василию Смыслову в 1957 году, но по действовавшим тогда правилам через год состоялся матч-реванш, где Ботвиннику удалось вернуть себе титул. В 1960 году Ботвинник уступил Михаилу Талю, и вновь через год победил в матч-реванше. Эпоха Ботвинника завершилась лишь в 1963 году, когда его победил Тигран Петросян, а ФИДЕ отменила право на матч-реванш.
Ботвинник признается самым выдающимся тренером всех времен, способствовавшим становлению трех будущих чемпионов мира: Карпова, Каспарова и Крамника — беспрецедентное достижение! Он также считается пионером разработки шахматных программ и отцом компьютерных шахмат.
Петросян играл в оборонительном стиле, но его любимым приемом была позиционная жертва качества. В 1966 году он отстоял титул в матче с Борисом Спасским, но через три года Спасский снова стал претендентом, победил Петросяна и поднялся на шахматный трон. Еще через три года Спасский уступил в знаменитом матче Роберту Фишеру.
Бобби Фишер и Макс Эйве в 1972 году. Фотография Берта Верхоффа/Национальный архив Нидерландов, CC
Роберт Фишер был одним из самых загадочных шахматистов всех времен, единственным, кто во второй половине XX века сумел превзойти советских шахматистов. С 1970 по 1972 года ему не было равных. В 1971 году он победил Марка Тайманова в четвертьфинальном матче претендентов, выиграв шесть партий без поражений или ничьих. Через несколько месяцев та же участь ждала и Бента Ларсена. Никто ни до, ни после не расправлялся с современниками в подобном стиле.
В 1972 году матч Фишера и Спасского привлек внимание всего мира, включая даже тех, кто ничего не знал о шахматах. Матч был не просто самым широко обсуждавшимся шахматным соревнованием в истории, но и частью геополитического противостояния США и Советского Союза: не только в Холодной войне, но и на шахматных полях
Фишер заставил своих болельщиков понервничать: он допустил зевок в первой партии, погнавшись за пешкой в простой позиции, а потом отказался играть вторую из-за помех в игровом зале. Из-за этого на старте матча на большинство из 24 партий Спасский получил фору в два очка, но Фишер вскоре не только догнал, но и перегнал противника, закончив борьбу со счетом 12.5-8.5. В матче было сыграно немало памятных партий, но особенно выделяется шестая. Даже Спасский присоединился к аплодисментам, гремевшим в зрительном зале:
К сожалению для всех любителей шахмат, через три года Фишер отказался защищать свой титул, поскольку ФИДЕ не согласилась на его заведомо невыполнимые требования. Фишер потерял свой титул и завершил шахматную карьеру, вновь сев за доску лишь в 1992 году в «матч-реванше» со своим давним соперником, Спасским. Выиграв и этот матч, Фишер вновь исчез с шахматной сцены, оставив после себя больше вопросов, чем любой другой чемпион мира.
Это интересно: Шахматы. История создания игры.
Наиболее популярная легенда о шахматах и зерне
В Древней Индии правил богатый царь Баграм, который жил силой и только умел воевать с соседними странами. У него была непобедимая армия быстрых колесниц, острых лучников и могучих слонов. Армия царя победила всех, кто сражался с ним, и когда сражаться было не с кем, великий царь скучал. Баграм позвал своих слуг и сказал им придумать какое-нибудь интересное развлечение, которое отвлечет его от царских мыслей, а за самую оригинальную идею он пообещал дать ему роскошную награду. Первый слуга принес золотые кости, которые очаровали короля на несколько минут. Следующий принес несколько алмазных шаров, но его это тоже не позабавило. Самый умный слуга принес деревянный сундук, внешний вид и содержимое которого поначалу взбесили короля, так как все они пытались преподнести ему ценные дары. Увидев искренний гнев царя, слуга сказал, что дело не в золоте, а в мудрости, что сразу заинтересовало правителя и согласилось сыграть. Внутри ящика были маленькие деревянные фигурки, в которых Баграм узнал своих солдат, лучников, слонов и офицеров. Служащий объяснил правила, и они начали игру. Царь был уверен, что легко победит слугу, ведь он уже силой завоевал весь мир. Однако, к его удивлению, правитель потерпел поражение. Баграм более тщательно продумал ходы в следующей партии и сумел победить изобретателя. Игра в шахматы настолько увлекла короля, что ни дня не проходило без погружения в волшебный мир шахмат.
Правитель вспомнил свое обещание и хотел отблагодарить слугу, пообещав ему кучу золота и серебра. Мудрец отказался от золота и хотел получить приз в зерне, предложив королю рассыпать зерно по ячейкам шахматной доски: одно зерно в первой ячейке, два — во второй, четыре — в третьей,Столовая с количеством зерна на каждом из следующих 6 последовательных клеток. Король был удовлетворен такой низкой ценой, но не имел представления о том, что количество необходимого зерна не доступен во всем мире. Когда надувная математика подсчитала необходимое количество зерен, никто не был поражен, потому что приз необходим 18 446 744 073 709 551 615 пшеничных зерен. Это просто невероятное число, потому что можно безопасно сказать, что это больше, чем количество песчаных бобов в пустыне Сахара, самая большая пустыня на нашей планете.