«Расчет вариантов» — Александр Котов

Фильмы

Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.

Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.

В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.

Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.

Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.

Объективная оценка позиции[]

В отличие от оценки позиции шахматистом за шахматной доской, которая всегда субъективна, под так называемой объективной оценкой позиции понимают результат партии, продолженной с данной позиции безошибочно играющими соперниками. Иначе говоря, это — максимальный результат, которого каждая из сторон может добиться против любого соперника. Теоретически, любая позиция имеет объективную оценку, однако в шахматной практике такая оценка для большинства позиций невозможна.

Поскольку объективная оценка позиции игнорирует происхождение позиции, она может отличаться от оценки той же позиции в конкретной партии; так, если позиция повторилась, то не исключено, что в первый раз она выигрывалась, а во второй — стала ничейной, так как соперник сможет в дальнейшем воспользоваться правилами 50 ходов или троекратного повторения позиции.

Статическая и динамическая оценка позиции[]

Методы определения оценки позиции предполагает ряд этапов, основными из которых является:

  • предварительная или статическая оценка позиции: учёт материального соотношения сил, позиционных факторов — расположение королей, пешечная структура центра, наличие сильных и слабых пунктов.
  • динамичная оценка позиции: налаживание взаимодействия сил, перспективы развития инициативы, изыскание ресурсов защиты.

Статическая оценка позиции используется прежде всего для изучения внешних признаков, а динамическая — для выявления скрытых возможностей позиции.

При разнообразии приёмов основной принцип оценки позиции неизменен: от статики к динамике. Способность шахматиста правильно оценить позицию в значительной мере определяет силу его игры.

Мифы о шахматистах

Знание математики

Увлечение шахматами формирует свойства характера, полезные для научной работы: внимательность к деталям, способность подолгу фокусировать внимание на сложном материале. Вероятно, всё это помогает шахматистам успешно справляться со школьной математикой, но прямой связи между этим спортом и наукой нет

Флегматичный характер

Большинство ребят, которые приходят в кружок, очень подвижные. Они не создают впечатление усидчивых, даже если хорошо играют в шахматы. Такие школьники прилагают большие усилия, чтобы обуздать свою активность и высидеть несколько часов за партией.

Шахматные турниры и тренировки не терпят вызывающего поведения. В любой ситуации спортсменам приходится справляться с эмоциями и сохранять лицо. Однако поведение за доской и в жизни не всегда совпадает. Умение держать себя в руках — результат многолетних тренировок, а не особенность темперамента.

Что дают шахматы

Прокачка умственных способностей и личностных качеств

Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.

Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.

Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.

Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.

Тусовка интеллектуалов

Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.

За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.

Спортивные достижения и награды

Шахматы — это спорт, если речь идёт о соревнованиях высокого уровня.

Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.

Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.

Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.

Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день

При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки

Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.

Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.

В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.

Основные спортивные результаты

Наивысшим спортивным достижением А. А. Котова является победа в межзональном турнире 1952 года с результатом 16½ очков из 20 (+13—0=7) и отрывом в 3 очка от ближайших преследователей.

В 1929 стал чемпионом Тулы. В середине 1930-х гг. выдвинулся в число сильнейших шахматистов Москвы. Впервые участвуя в чемпионате СССР (1939), занял 2-е место за М. Ботвинником, проиграв ему в заключительном туре. Чемпион Москвы (1941). Участник 9 чемпионатов СССР, лучшие результаты: 1945 — 4-6 место, 1948 — 1-2 место, 1949 — 5-7 место.

На турнире в Гронингене (1946) единственный нанёс поражение обоим лидерам турнира — бывшему чемпиону мира Максу Эйве и будущему чемпиону мира Михаилу Ботвиннику.

В соревнованиях на первенство мира: турниры претендентов — Будапешт (1950) — 6 место, Цюрих (1953) — 8-9 место; межзональные турниры — Сальтшёбаден (1948) — 4 место, Стокгольм (1952) — 1 место (см. выше).

В составе сборной команды СССР победитель Олимпиад 1952 и 1954; успешно выступал в матчах против шахматистов Аргентины, Великобритании, Венгрии, США, ФРГ, ЧССР, Югославии.

Лучшие результаты в других международных соревнованиях: Москва (1947) — 5 место, Венеция (1950) — 1 место, Мар-дель-Плата (1957) — 3-4 место, Сантьяго (1957) — 2 место, Йёнчёпинг (1958/59), Стокгольм (1959/60) и Гастингс (1962/63) — 1-2 место, Амстердам (1967) — 2 место, Париж (1967/68) — 3-4 место, Валлетта (1976) — 4 место.

Элементы позиции[]

Первым, кто обратил особое внимание на элементы позиции, стал основоположник позиционной школы Вильгельм Стейниц. Согласно его учению шахматист должен путём анализа разлагать позицию на её элементы, чтобы в дальнейшем путём синтеза получить общую оценку позиции, что в свою очередь даст возможность наметить план игры.. Хотя этих элементов считается не так много, теоретики шахмат по-разному определяют их

Тем не менее, всех их объединяет мнение о том, что роль одного и того же элемента в каждой конкретной позиции может иметь разное значение.

Хотя этих элементов считается не так много, теоретики шахмат по-разному определяют их. Тем не менее, всех их объединяет мнение о том, что роль одного и того же элемента в каждой конкретной позиции может иметь разное значение.

В виде примера приведём систематизацию элементов позиции Котова, который выделял постоянные и временные преимущества.

Постоянные преимуществаВременные преимущества
материальный перевес, плохая позиция вражеского короля, наличие проходной пешки, слабые пешки и поля, слабость периферии — группы полей, пешечные островки, сильный пешечный центр,преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, диагональю, горизонталью.неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.

Учебники

Старшеклассникам советую начинать знакомство с шахматной наукой по «Учебникам шахматной игры» кубинца Хосе Рауля Капабланки и немца Эмануила Ласкера. Новичкам на первых порах будет тяжело изучать современные партии: нынешние гроссмейстеры вобрали в себя опыт большой истории шахмат и даже с подробными комментариями их игра будет не понятна начинающим.

После изучения основ можно браться за избранные партии известных шахматистов

Обратите внимание на комментированные сборники игр XIX и XX века — они есть почти о каждом из выдающихся игроков. Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров написал пятитомник «Мои великие предшественники» — он выбрал наиболее интересные партии предыдущих чемпионов мира и детально их проанализировал

Книги для детей и начинающих

Книги по шахматам особенно важны для детей и начинающих, так как помогают им погрузиться в новый для себя мир. Обязательно их используйте, если хотите привить у ребенка любовь к шахматной игре. У нас на сайте вы найдете множество работ, в которых описываются такие методики.

Авербах Ю.Л. Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство

Настоящая работа – одна из самых известных книг по шахматам для детей и начинающих, признанная классика и возможно наиболее удачная попытка объединить интересное с полезным в шахматной литературе. Ее авторы – международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР и шахматный тренер именитый Юрий Львович Авербах и Михаил Абрамович Бейлин, тоже достаточно известный шахматный деятель, тренер, мастер спорта СССР, литератор и журналист.

Книга включает в себя десяток глав, которые познакомят читателя с основными правилами и законами шахматной игры; нотацией и свойствами фигур; базовыми приемами постановки мата и элементарными окончаниями; фундаментальными принципами стратегии и тактики, игры в дебюте и эндшпиле; оценкой позиции и ее критериями, пешечными структурами, понятиями слабых полей, открытых вертикалей и других позиционных факторов; т.е. со всем, что требуется для понимания логики и красоты шахмат. Отдельная глава посвящена творчеству чемпионов мира.

По сути – учебник шахмат в формате увлекательного путешествия.

Юдович М.М. Занимательные шахматы

Книга адресована юным начинающим шахматистам. В ней автор расскажет о шахматной доске, фигурах и правилах игры, об ошибках, которые часто допускают новички. Также Михаил Михайлович даст представление о возможных планах на игру, поведает о том, что такое комбинация, о типах комбинаций и о мотивах для их возникновения.

Читатель последовательно узнает о базовых элементах каждой из стадий игры. Книга содержит в себе большое количество примеров из партий сильнейших шахматистов в истории. Отдельная глава под названием «Путеводитель по дебютам» призвана помочь начинающему шахматисту разобраться в основных вариантах и главных идеях важнейших начал. Автор собрал в настоящем издании множество интересных позиций, курьезных эпизодов из партий, увлекательных историй и занимательных фактов о шахматах.

Фишер Р., Гуфельд Э., Бобби Фишер учит играть в шахматы

Панов В.Н. Первая книга шахматиста

Настоящая работа за авторством Василия Николаевича Панова – международного мастера по шахматам, сильного практика и шахматного журналиста, крупного теоретика и литератора – представляет собой учебное пособие по шахматам для начинающих. Данная книга, вышедшая из печати в 1964 году и с тех пор не потерявшая актуальности, признается неподдельной классикой жанра и станет прекрасным выбором для человека, решившего познакомиться с этой мудрой игрой. В ней читатель найдет для себя весь необходимый для знакомства с шахматами учебный материал. В работе изложены основные правила игры, правила записи партий и чтения шахматной литературы, спортивные нормы и порядки поведения за доской, принципы ведения борьбы в каждой из стадий партии, главные положения теории позиционной и комбинационной игры, типовые шахматные позиции и приемы; приводятся задачи и этюды для самостоятельного решения, а также партии для анализа. В завершении представлена галерея знаменитых шахматистов с избранными примерами творчества.

Принципы рационального, экономичного мышления

  1. Когда вы размышляете над ходом, ваша задача вовсе не в том, чтобы рассчитать все варианты до конца и получить исчерпывающее представление о позиции. У вас только одна задача: принять правильное решение, сделать лучший ход. Старайтесь по возможности, минимизировать затраты времени и сил. Вы должны рассчитывать лишь минимум необходимых для принятия верного решения вариантов.
  2. Вообще, целесообразно сразу же рассматривать именно форсирующие ходы, скажем: размены, выигрыш материала, или напротив жертвы. Рассчитывать конкретный вариант зачастую бывает проще чем оценивать последствия спокойного продолжения.
  3. Если вы чувствуете, что найденная комбинационная идея скорее всего корректна, то имеет смысл сначала рассмотреть самые слабые ответы партнера. Если же вы подозреваете, что комбинация не проходит, сразу же сосредоточьтесь на лучшей защите.
  4. Зачастую не требуется точно рассчитывать намеченное продолжение – достаточно лишь убедиться, что оно имеет смысл, сразу не опровергается. А все остальные ходы плохи и у вас все равно нет ничего лучшего. Подобным образом порой удается сэкономить массу времени и сил. Некоторые шахматисты забывают о таком приеме выбора хода или пользуются им неумело.
  5. Иногда вы быстро выбираете ход только потому, что видите: –  при нем возникает ситуация нигде не худшая, а кое в  чем и лучшая, нежели при другом возможном продолжении.

И запомните – «Активные ходы всегда должны быть в центре внимания!»

Как начать осваивать шахматы

Все шахматные достижения начинаются с простых шагов. Например, дошкольники 3–4 лет сперва играют в лабиринты с несколькими фигурами. Школьники быстро запоминают, как ходят фигуры и решают более сложные задачи. Мне удалось через полтора года занятий получить III разряд и обыграть на городском турнире шахматистов более высокого уровня.

Мастерство шахматиста складывается из многих умений. Одно из них — расчёт вариантов. Отточить его помогают шахматные задачи, которые приходится решать ежедневно. Более сложный навык — освоение стратегии и понимание игровых позиций — большинству даётся тяжело и приходит с опытом.

В моей тренерской практике был случай, когда девятиклассник легко видел общую картину, выполнял сложные стратегические расчёты, но мог прозевать фигуру. Он считал шахматные задачи скучными, а они не менее важны в подготовке, чем изучение партий чемпионов и участие в турнирах.

Книги

  • Советская шахматная школа. Москва : Физкультура и спорт, 1951. 328 с. В соавторстве с М. М. Юдовичем. (2-е изд. 1955)
  • Международный шахматный турнир. Венеция. 1950 г. : Сборник партий. Москва : Физкультура и спорт, 1952. 268 с.
  • Шахматное наследие А. А. Алехина. Москва : Физкультура и спорт, 1953—1958. (2-е изд. 1982)
  • Ч. 1 : Дебют. Комбинация. Атака на короля. 1953. 456 с.
  • Ч. 2 : Законы позиционной игры. Эндшпиль. Алехин и советские шахматисты. 1958. 606 с.
  • Записки шахматиста. Москва : Молодая гвардия, 1957. 334 с. (переизд. Тула, 1960)
  • Похищение Прозерпины : . Москва : Молодая гвардия, 1961. 160 с.
  • Избранные партии. Москва : Физкультура и спорт, 1962. 268 с.
  • Белые и чёрные : Роман . Москва : Советская Россия, 1965. 407 с. (Есть переиздания)
  • В шутку и всерьёз. Москва : Молодая гвардия, 1965. 351 с. (2-е изд. Калуга, 1966)
  • Белка в колесе : Рассказы. Москва : Молодая гвардия, 1967. 159 с.
  • Труд, талант, победа. Москва : Физкультура и спорт, 1969. 271 с. В соавторстве с М. М. Юдовичем и Л. Я. Абрамовым.
  • Тайны мышления шахматиста. Москва : Всероссийский шахматный клуб, 1970. 160 с.
  • Александр Алехин. — М: ФиС, 1973. — 254 с. — (Выдающиеся шахматисты мира).
  • Мастерство. Москва : Советская Россия, 1975. 222 с.
  • Шахматная школа : (Курс лекций для шахматистов-разрядников). Москва : Физкультура и спорт, 1976. 255 с. В соавторстве с Ю. Л. Авербахом и М. М. Юдовичем
  • Уральский самоцвет: (Об А. Карпове). — М.: Советская Россия, 1977. — 496 с. — (Люди Советской России). — 50 000 экз. (Есть переиздания)
  • Как стать гроссмейстером. Москва : Физкультура и спорт, 1985. 240 с.

Принципы и рассуждения поиска верных ходов

  1. Порой мы ищем не ходы кандидаты, а именно возможности-кандидаты – короткие варианты, первые ходы которых могут и совпадать.
  2. Почаще пробуйте сбросить с себя груз ранее рассчитанных вариантов, и посмотрите на позицию свежим взглядом. Такой прием часто дает отличные результаты.

Другая грань этого правила. Не торопитесь уходить в своих расчетах слишком далеко. Если возникают проблемы, требующие углубленной проверки. Не спешите к ней приступать. Сначала спросите себя, насколько все это обязательно, нельзя ли ранее усилить игру за себя или за противника. Новые идеи в начале варианта, значительно важнее тонкостей в конце, и оказывают, куда большее влияние на процесс борьбы.

Зачастую полезно начинать обдумывание позиции с вопроса: – «Что хочет мой противник. Как бы он сыграл при своем ходе»? Если соперник делает неожиданный и неудобный для вас ход, задайте себе этот вопрос

Логический анализ порой помогает понять, где искать уязвимое место в неприятельском замысле, как с ним лучше бороться.
Проясните свои цели: хотите ли вы разменять пару фигур, захватить важное поле, предупредить какую-либо активную возможность соперника, или что-нибудь еще.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий