Шаги
Метод 1 из 2:
С захватыванием фигур противника
1
Сделайте ход королевской пешкой на e4. В обоих описанных методах для постановки шаха и мата используется ферзь, поэтому первым ходом (пешкой) вы открываете диагональ для ферзя.Если вы не знаете алгебраическую шахматную нотацию, прочитайте эту статью.
Вам нужно не только открыть вашего ферзя, но и заставить вашего оппонента открыть его короля. Если черные делают ход пешкой от слона на 2 клетки вперед (на f5), то вы поставите шах и мат за три хода.
2
Захватите черную пешку на f5. Этот ход записывается так: е4xf5. Здесь вы пытаетесь заставить вашего оппонента сделать ход пешкой при коне на две клетки вперед (на g5) так, чтобы эта пешка встала рядом с вашей.Это не очень хороший ход вашего оппонента, но, возможно, вам повезет.
Замысел в том, чтобы никакая фигура не смогла защитить короля вашего оппонента после вашего следующего хода.
3
Сделайте ход ферзем (по диагонали) на h5 (Qh5)
Вы поставили шах и мат! Обратите внимание, что если бы ваш оппонент не сделал ход пешкой на две клетки вперед (в предыдущем ходе), то он смог бы защитить короля, сделав ход пешкой на g6.
4
Объявите, что вы поставили шах и мат. Теперь вы можете захватить короля оппонента вашим ферзем и праздновать очень быструю победу
Если ваш оппонент попал в ловушку, он, вероятно, будет немного раздражен, поэтому не злорадствуйте слишком много.
Метод 2 из 2:
Без захвата фигур противника
1
Сделайте ход пешкой при ферзе на d3. Ваша цель — заставить вашего оппонента сделать ход пешкой при слоне (на одну клетку) и пешкой при коне (на две клетки), а также открыть вашего ферзя для хода на h5.Вы пытаетесь сделать так, чтобы ваш оппонент сделал ход пешкой при слоне и пешкой при коне.
Оппонент должен сделать ход пешкой при слоне на одну клетку вперед (на f6).
Также первым ходом черных может быть ход пешкой при коне на две клетки вперед, если следующим ходом будет ход пешкой при слоне на одну клетку вперед.
2
Сделайте ход королевской пешкой на е4, чтобы открыть диагональ для вашего ферзя (для постановки шаха и мата на следующем ходу).
3
Сделайте ход ферзем (по диагонали) на h5 (Qh5)
Вы поставили шах и мат! Обратите внимание, что на этот раз вы не захватили ни одной фигуры соперника.
X
Источник информации
Это очень простая комбинация, поэтому не стоит полагаться на нее слишком часто.
Существует множество подобных комбинаций. Ключевые ходы — ход вашим ферзем на h5, и ходы вашего оппонента пешками при слоне и коне, которые открывают его короля.
Предупреждения
- Потребуется содействие со стороны вашего партнера по игре! Если он не будет играть по вашей задумке, добиться шаха и мата в 3 хода не получится.
- В игре с серьезным соперником не стоит применять описанные комбинации, так как они не сработают (ваш оппонент легко раскусит ваш замысел).
- Шахматная доска и фигуры
- Содействие со стороны оппонента
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Мат Легаля
Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.
Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.
Мат Легаля по ходам
- 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
- Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
- Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.
Противники сделали по четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле, ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!
Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым. Всего семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь — Кd5×.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
Подобные обозначения
Помимо уже описанной стандартной (или краткой) алгебраической системы обозначений ( SAN ) ФИДЕ , было использовано несколько аналогичных систем.
Длинная алгебраическая запись
Некоторые компьютерные программы (и люди) используют вариант алгебраической шахматной нотации, называемый длинной алгебраической нотацией или полностью расширенной алгебраической нотацией . В длинных алгебраических обозначениях указываются как начальный, так и конечный квадраты, например: e2e4 . Иногда они разделяются дефисом, например Nb1-c3 , а взятия обозначаются знаком «x», например Rd3xd7 . Длинные алгебраические обозначения занимают больше места и больше не используются в печати, однако их преимущество заключается в ясности. В некоторых книгах, в которых используются в основном короткие алгебраические обозначения, вместо форм устранения неоднозначности, описанных ранее, используются длинные обозначения.
Форма длинной алгебраической записи (без названий фигур) также используется стандартом универсального шахматного интерфейса (UCI) , который является обычным способом взаимодействия графических шахматных программ с шахматными движками (например, для ИИ ).
Цифровое обозначение ICCF
В международных заочных шахматах использование алгебраических обозначений может вызвать путаницу, поскольку в разных языках используются разные названия (и, следовательно, разные начальные буквы) для фигур, а некоторые игроки могут быть незнакомы с латинским алфавитом . Следовательно, стандартом для передачи ходов в этой форме шахмат является числовое обозначение ICCF , которое идентифицирует квадраты с использованием числовых координат и идентифицирует как исходные, так и конечные квадраты. Например, ход 1.e4 отображается как 1.5254. В последние годы в большинство заочных игр играли на онлайн-серверах, а не по электронной или обычной почте, что привело к сокращению использования числовой нотации ICCF.
PGN
Portable Game Notation (PGN) – это текстовый формат файла для хранения шахматных партий, в котором используются стандартные английские алгебраические обозначения и небольшая разметка. PGN может обрабатываться практически всеми шахматными программами, а также легко читается людьми.
Превращение[]
- Основная статья: Превращение пешки
Позиция из учебника Ласкера
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Превращение в коня. Выигрывает только ход белых 1.edК+! благодаря «вилке» на c6 и f7.
Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:
- Возможность поставить шах, мат или создать «вилку» превращением пешки в коня (одновременно атаковать несколько фигур или поскольку ферзь не может ходить как конь).
- Необходимость избежать немедленного пата или, реже, возможность создать патовую ситуацию (пешку превращают в ладью или слона). Применяется преимущественно в шахматной композиции.
Детский мат в шахматах за два хода
Для начала разберем самый быстрый мат на свете, который ставится черными из начальной позиции всего за два хода. В реальных партиях такой мат удается поставить редко: чтобы проиграть всего за два хода, белые должны совершить две грубые ошибки подряд в начале игры. Для того, чтобы не получить такой мат, достаточно знать основные принципы игры в дебюте:
выводить центральные пешки;
не двигать в начале партии пешки королевского фланга;
выводить в первую очередь легкие фигуры — коней и слонов;
делать рокировку.
Что получится, если нарушить некоторые из этих правил — сейчас узнаем.
Представим, что белые ошиблись уже на первом ходу — начали партию не с пешки е2 или d2, а сыграли 1. f2—f3. Это неудачный ход, так как ослабляется диагональ рядом с королем. Черные отвечают правильно — 1. …е7—е5!, занимая центр и открывая дорогу ферзю. Позиция белых еще не проиграна, но если они совершают еще одну ошибку и играют 2. g2—g4???, то черные могут поставить мат в один ход.
Вы могли догадаться, что в ответ на такое раскрытие короля черные поставят мат ходом 2. …Фd8—h4. Ферзь атакует короля по диагонали, и белые не могут даже закрыться от шаха, потому что их пешка g2 продвинулась вперед на g4 на прошлом ходу.
Чтобы не получить такой короткий мат, достаточно соблюдать правила развития фигур и выводить в начале партии центральные пешки, а не пешки f2, g2 и h2.
Форматирование
Игра или серия ходов обычно записываются одним из двух способов.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6
- В двух столбцах в виде пар белых / черных, которым предшествуют номер хода и точка:
- 1. e4 e5
- 2. Кf3 Кc6
- 3. Bb5 a6
- По горизонтали:
- 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bb5 a6
Ходы могут перемежаться комментариями ( аннотациями ). Когда счет возобновляется ходом черных, многоточие (…) заполняет позицию хода белых, например:
- 1. e4 e5 2. Nf3
- Белые атакуют черную пешку е.
- 2 … Nc6
- Черные одновременно защищаются и развиваются.
- 3. Сb5
- Белые играют Рюем Лопесом .
- 3 … а6
- Блэк выбирает .
Может ли пешка бить назад?
Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.
Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!
Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.
В какую фигуру можно превратить пешку?
Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.
Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.
На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.
Как правильно превращать?
В практической игре это происходит следующим образом:
Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.
Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например
Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.
Еще несколько важных правил:
- Передвигать пешку на поле превращения не обязательно. Допускается просто установка новой фигуры на поле превращения, а пешка снимается.
- Если игрок пешку все-же передвинул на поле превращения, но не заменил, такой ход может быть признан невозможным.
Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем
Берут его из взятых фигур или с другого столика.
Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя) под рукой нет, — следует пригласить судью.
- Нельзя ставить одну фигуру, а объявлять другую. Также, как и ставить перевернутую ладью, объявляя ее ферзем. Это может быть признано, как невозможный ход.
- Все это лучше проделывать одной рукой и без лишних слов. Махать руками и издавать звуки без необходимости не следует, это не в правилах хорошего шахматного тона.
Итак, порядок такой:
1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.
2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.
Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.
Какую фигуру выбрать?
По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.
Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.
Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:
а) Избежать пата
Смотрим на диаграмму:
Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.
Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.
б) Способности коня
Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.
Например:
Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.
Однако, превращение в коня решает все проблемы!
На доске мат и белые принимают поздравления.
В заключение:
Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.
Всегда держите под рукой ферзя.
Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.
«Пешка — не орешка»
Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:
- Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
- Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
- Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
- Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается) другой фигурой
Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.
Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.