Внешние ссылки [ править ]
- от международного гроссмейстера Джоэл Бенджамин
vтеШахматы | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Контур |
| ||||||||
Оборудование |
| ||||||||
Правила |
| ||||||||
Условия |
| ||||||||
Тактика |
| ||||||||
Стратегия |
| ||||||||
Открытия |
| ||||||||
Эндшпиль |
| ||||||||
Турниры |
| ||||||||
Искусство и медиа |
| ||||||||
Связанный |
| ||||||||
|
Как сделать ничью в шахматах
Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать
Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.
Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.
Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:
Возможное влияние отмены пата
К чему приведет введение нового правила? С одной стороны, есть ситуации, в которых игрок, имеющий преимущество, может поставить пат, но не может добиться мата. С другой стороны, для проигрывающего игра на пат – это шанс на ничью. В обеих ситуациях вместо ничьей будет победа одной из сторон, т.е. общий процент результативных партий от этого повысится.
- Эндшпили король против короля и пешки будут всегда выиграны.
- Король и два коня могут поставить пат королю – вместо ничьей в этом окончании также будет победа.
- Эндшпиль с ладейной пешкой и слоном, не владеющим полем превращения, станет выигранным благодаря возможности пата.
- Окончание король и ладья против короля и слона станет победным для стороны с ладьей.
- В некоторых случаях возможен пат одним слоном или конем, если король противника задан в угол.
- Ничейная тактика в эндшпиле король плюс ладейная или слоновая пешка на седьмой (второй) линии против ферзя перестанет работать, поскольку основана на возможности получить пат.
- Дальнейший анализ (в т.ч. компьютерный) наверняка выявит другие варианты.
В случае принятия правила “пат – это победа патующего”, поменяется вся теория эндшпиля. Это приведет к тому, что шахматисты, ей владеющие, потеряют свой козырь. Несмотря на снижение количества ничьих, содержание партий может стать более скучным: поскольку ценность материала резко повысится, снизится количество позиционных жертв. Риск остаться в худшем положении в эндшпиле компенсируется широкой ничейной зоной. Если этой лазейки не будет – не будет смысла рисковать в неясной позиции. Сторонники же нового правила говорят о том, что наоборот, шахматы станут более атакующими: полученное преимущество будет легче реализовать.
Миттельшпиль “держится” на эндшпильной теории, если та изменится – изменится и стратегия ведения середины партии. Некоторые дебютные варианты могут также оказаться заведомо проигрышными. На пате построено множество красивых этюдов и комбинаций, которые потеряют смысл. Партия, в которой защищающаяся сторона добивается пата и ничьей, несмотря на большое преимущество соперника, зрелищна и интересна.
Альтернативные предложения ухода от “ничейной смерти”
Просто “взять и отменить” пат согласны немногие, но есть и другие предложения. А именно – изменить подсчет очков, вариантов предлагается несколько:
- футбольный принцип: победа – 3 очка, ничья – 1 очко, поражение – 0 очков;
- в партии разыгрывается 2.5 очка – победа белых: 2.0-0.5, победа черных: 0-2.5, ничья: 1:1.5;
- в партии разыгрывается 5 очков – победа белых: 4-1, победа черных – 0:5, ничья: 2:3;
- другие, еще более сложные варианты подсчета очков.
С одной стороны разный “вес” партии для белых и черных решит вопрос “преимущества первого хода” и будет стимулировать белых к активной игре. Но ведь тогда и для черных игра на ничью будет более выгодна. Кроме того, усложнение подсчета очков снизит зрелищность игры. В двухкруговых турнирах эффекта от разделения очков не будет – увеличится количество “договорных” матчей.
Интересное предложение прозвучало на просторах Интернета: продлить действие предложения ничьей на несколько ходов (от 5 до 10). Т.е. игрок, которому предложили ничью, имеет в запасе несколько ходов, для того, чтобы согласиться на нее. Это развязывает ему руки: можно попробовать рискованный вариант и в случае неудачи заключить мир. С другой стороны, игрок, предлагающий ничью, рискует нарваться на неожиданную атаку – таким образом, соперник получает определенное преимущество, в том числе и психологическое. К чему это может привести – сказать сложно, но интереса партиям безусловно добавится.
Примеры из других спортивных игр
Каким образом решается проблема ничейного результата в других видах спорта? В теннисе это тай-брэйк, в боксе – подсчет очков, в футболе – пенальти, в хоккее буллиты. Аналог тай-брэйка и пенальти – это блиц или быстрые шахматы. Подсчет очков существует, например, в японских шахматах сёги (не более трех процентов ничьих). Существует правило, по которому в тупиковой ситуации подсчитываются очки за материал, в зависимости от них присуждается ничья или победа одной из сторон. В китайских шахматах сянци пат приносит победу поставившему его игроку, в сёги пат запрещен. В шахматных поддавках запатованной стороне присуждается победа, а не ничья.
В каких случаях фиксируется ничья?
Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.
Соглашение игроков
На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.
Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:
- сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
- остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
- рукопожатие без предварительного предложения ничьей.
По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.
В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.
Недостаток материала
Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.
Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.
Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?
Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.
На доске стоит пат
Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.
При ходе черных на доске стоит пат
Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.
Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.
Частота розыгрышей
В шахматных партиях, играемых на высшем уровне, ничья является наиболее распространенным результатом игры: из около 22 000 партий, опубликованных в «Неделе в шахматах», сыгранных в период с 1999 по 2002 год игроками с рейтингом Эло ФИДЕ 2500 или выше, 55 процентов были сыграны. рисует. По словам шахматного аналитика Джеффа Сонаса , хотя с начала 20 века в общей игре на уровне мастеров наблюдается тенденция к увеличению количества ничьих, в настоящее время он «держится довольно стабильно на уровне около 50% и только растет очень медленными темпами. “. Тем не менее, процент ничьих у элитных гроссмейстеров с рейтингом выше 2750 Эло значительно выше, превышая 70% в 2017 и 2018 годах.
В заочных шахматах высшего уровня в рамках ICCF , где разрешена компьютерная помощь, процент ничьих намного выше, чем в заочных шахматах : из 1512 партий, сыгранных в финале чемпионата мира и в разделах претендентов в период с 2010 по 2013 год, 82,3% завершились ничьей. С тех пор процент ничьих в заочной игре на высшем уровне неуклонно растет, достигнув 97% в 2019 году.
Розыгрыши в играх с ограничением времени [ править ]
В играх с контролем времени есть и другие способы ничьей ( : 29), ( ).
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Возможные матовые позиции черных. Если у белых не хватает времени с одной из этих комбинаций материала, черные выигрывают из-за возможного мата. Однако при внезапной смерти контроля времени, если белые могут убедить арбитра до того, как время истечет, что черные просто медлят, чтобы выиграть вовремя, партия, тем не менее, объявляется ничьей.
- При контроле времени (у игроков есть ограниченное время, чтобы сыграть все свои ходы), если обнаруживается, что оба игрока превысили отведенное им время, игра заканчивается вничью. (Игра продолжается, если это не контроль времени внезапной смерти.)
- Если только один игрок превысил лимит времени, но у другого игрока нет (теоретически) достаточного материала для брачных игр, игра все равно заканчивается вничью. Правило 6.9 Правил игры в шахматы ФИДЕ гласит: «Если игрок не делает предписанное количество ходов за отведенное время, он проигрывает игру. Однако игра считается ничьей, если позиция такова, что противник не может поставить мат королю игрока любой возможной серией разрешенных ходов, даже при самой неквалифицированной контригре ». Например, игрок, у которого заканчивается время с единственным королем против короля и слона, не проигрывает. Еще можно проиграть вовремя в позициях, где мат крайне маловероятен, но не теоретически невозможен, как, например, в случае с королем и слоном против короля и коня. (В рамках USCFправила, король и слон, король и рыцарь или король и 2 коня без пешек на доске не считаются достаточным матовым материалом, если только у оппонента нет форсированной победы, даже если мат теоретически возможен (но крайне маловероятно ) в таких ситуациях, как K + B против K + N).
- Из-за этой последней возможности статья 10 законов ФИДЕ о шахматах гласит, что когда у игрока на часах остается менее двух минут во время быстрого завершения игры (конец игры, когда все оставшиеся ходы должны быть выполнены в ограниченном количестве). времени), они могут потребовать ничью, если их противник не пытается выиграть игру «обычными способами» или не может выиграть игру «обычными способами». «Нормальные средства» могут означать поставку мата или выигрыш материала. Другими словами, ничья может быть заявлена, если противник просто пытается выиграть вовремя или не может выиграть иначе, как вовремя. Арбитр должен решить, будет ли удовлетворен такой иск или нет.
Терминология [ править ]
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 123 … Kg3, только 124.Rf8! рисует
- « » или «теоретическая ничья» – это позиция, которая, как известно, приводит к ничьей, если обе стороны .
- «Позиционная ничья» – это тупик, отличный от патовой ситуации , когда ничья сохраняется, несмотря на большой материальный ущерб (см. ).
- « » – это игра, в которой игроки быстро соглашаются на ничью, практически не прилагая усилий для победы (см. « ).
Энди Солтис обсуждает расплывчатость терминов «рисование», «рисование», «рисование», «книжное рисование», «легкое рисование» и «мертвое рисование». В книгах и теории шахмат позиция считается ничьей, если лучшая игра приводит к ничьей – сложность защиты не учитывается. Солтис называет эти позиции «растягиваемыми». Например, в соответствии с этим критерием ладейный эндшпиль и слон против ладейного эндшпиля обычно является теоретической ничьей или «книжной ничьей», но на практике сторона со слоном часто выигрывает. В этой позиции из реальной партии единственный ход в ничью – 124.Rf8! Фактически белые сыграли 124.Rd8 ?? и проиграл после 124 … Re3 с угрозой победы 125 … Bh3 + 126.Kg1 Re1 # ( : 12–13).
Открытые дебюты
Чаще всего именно открытый тип дебютов можно встретить в партиях начинающих шахматистов. В них и белые, и черные настроены как можно скорее вывести к центру свои фигуры и сделать рокировку. Также в открытых дебютах проще всего начать атаку на короля в начале и середине игры.
Итальянская партия
Самым популярным открытым дебютом среди начинающих шахматистов является итальянская партия. Впрочем, профессиональные игроки тоже часто применяют этот дебют.
Она получается ходами:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Сс5.Далее возможны разные варианты: белые могут сразу уйти в рокировку, либо могут начать борьбу за центр ходом с3, также есть гамбитные варианты, связанные с жертвой пешки за инициативу (например, гамбит Эванса — 4. b4).
Именно в открытых дебютах чаще всего можно столкнуться с гамбитами. Слово «гамбит» происходит от итальянского dare il gambetto — подставить подножку. Идея гамбитов в том, чтобы пожертвовать небольшой материал (чаще всего пешку) для того, чтобы как можно скорее занять центр, развить свои фигуры и начать атаку.
Защита двух коней
Дебют, который очень похож на итальянскую партию, но отличается третьим ходом черных — защита двух коней.
Название подразумевает, что на третьем ходу черные развивают не слона, а второго коня:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сс4 Кf6.Шахматисты-любители, разыгрывающие черными этот вариант, должны быть готовы к ловушке белых 4. Кg5 с угрозой поставить вилку ходом Кf7. Конечно, опытные шахматисты, применяющие этот вариант, знают способ защиты: 4. …d5, перекрывая белого слона, после чего возникает длинный теоретический вариант в случае 5. ed Ка5 6. Сb5 c6.
Тем не менее, в партиях начинающих шахматистов можно очень часто встретиться с тем, что черные не находят этот способ защиты, на пятом ходу получают вилку и теряют ладью. Чтобы этого не случилось, нужно обязательно знакомиться с ловушками применяемого вами варианта и следить за угрозами соперника.
Испанская партия
Еще один очень популярный открытый дебют — испанская партия. Чаще всего именно этот дебют встречается в партиях гроссмейстеров.
Испанская партия отличается от итальянской тем, что белые располагают своего слона на поле b5:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. Сb5.Этот дебют менее нацелен на быструю атаку, так как слон не атакует поле f7, однако белые рассчитывают на позиционное давление на пешку е5 и связку коня на с6. Варианты испанской партии проанализированы до 20–30 хода и часто сводятся к переходу в окончание с небольшим преимуществом белых. Родоначальником этого дебюта является испанский теоретик XVI века Руи Лопес де Сегура.
Шотландская партия
Даже начинающие игроки знают, насколько важна роль центра в шахматной партии, и шотландская партия ярко это иллюстрирует: в этом дебюте белые идут на максимальную борьбу за центральные поля уже на третьем ходу:
1. е4 е5
2. Кf3 Кс6
3. d4.Белые заняли центр уже двумя пешками, и черным нужно съедать пешку d4, пока она не уничтожила пешку е5 или не захватила пространство ходом d5. Основные ветки дебюта возникают после 3. …ed 4. Кd4. Размен коней черным невыгоден, так как тогда ферзь белых займет центральное поле d4, откуда его трудно прогнать и откуда он будет давить на пешку g7, не давая развиться слону.
Чаще всего черные отвечают 4. …Кf6 или 4. …Сс5. Во многих вариантах шотландской партии белые предпочитают уйти в длинную рокировку и вести атаку на королевском фланге.
Разница во взятиях
В шахматах взятие вражеской фигуры полностью исключает эту фигуру из игры. Вместе с этим наиболее созидательным отличием сёги является то, что все захватываемые фигуры становятся фигурами захватчика (неперевёрнутыми, но могущими перевернуться), которые могут быть применены против соперника «сбросом» их на доску на любое свободное поле в соответствии с правилами (вместо хода фигурой, уже стоящей на доске). Поэтому в сёги все фигуры остаются в игре до самого конца. Такие взятия весьма усложняют позиции в сёги (сильно увеличивая число возможных ходов и делая практически каждую игру решающей) и упрощают позиции в шахматах (у которых есть свои преимущества и недостатки). Однако необходимой сравнительной компенсацией за это является то, что в целом сила ходов фигур на доске в шахматах гораздо больше, чем в сёги.
Игры с форой
Одно из главнейших отличий сёги от шахмат заключается в отношении к форовым играм, в которых более сильный игрок убирает одну или несколько фигур из своей армии перед началом игры. Можно считать, что при этом используется большая, чем у шахмат, предрасположенность сёги к играм с форой, поскольку любая захваченная фигура в сёги меняет владельца (и поэтому более сильный игрок, начиная без, к примеру, старших фигур, может оказаться в состоянии захватить и использовать старшую фигуру более слабого противника). Тем не менее, в ранний период развития шахмат фора в них была вполне приемлема — и иногда давалась даже очень сильными игроками, такими, как американец Пол Мёрфи (1837-84). Однако с тех времён форовые игры из шахмат практически исчезли; даже при обучении новичков обычно используется полный набор фигур.
В сёги же, напротив, форовые игры формируют традиционную и весьма важную лестницу в процессе обучения игре, и до недавних времён игрались даже между профессионалами высшего класса (наиболее известная из таких игр приведена в главе 11 этой книги). В сёги существует весьма существенный запас аккумулированной письменной теории (дзёсэки), имеющей отношение к различным уровням игр с форой, основанной на профессиональной игре, которая продолжает развиваться при обучении начинающих, более продвинутых любителей и молодых профессионалов. Форовые игры и сейчас иногда играются между профессионалами высшего уровня и новыми профессионалами (4 дана). Руководству по форовым играм в сёги посвящена глава 11 этой книги.
Каким бывает пат?
Забавно, но у такой комбинации есть различные вариации. Например:
- «Обоюдный»
- «Зеркальный»
- «Чистый»
- «Экономичный»
- «Правильный»
Давайте рассмотрим каждый по отдельности.
«Обоюдный»
Название говорит само за себя. Очень редко случаются ситуации, в которых ходов не имеет не только человек, который должен ходить на данный момент, но и его противник. То есть, возможность хода теряют все фигуры, которые остались на шахматном поле. Вот уж самая настоящая ничья. Все бы войны так заканчивались…
«Зеркальный»
«Зеркальным» патом называют позицию, когда вокруг короля остаются пустые клетки. Все пустые клетки. Теоретически, есть восемь пустых клеток, в которые король может «сходить», однако, ходить туда нельзя, так как они заблокированы другими фигурами, возникает угроза шаха. Немного чаще встречается зеркальный мат, однако комбинация тоже имеет место быть.
«Чистый»
Комбинация, при которой все поля вокруг короля единожды атакованы фигурами противниками либо заняты пешками его цвета, а на самого короля не сделан «шах», называется «чистым патом».
«Экономичный»
«Экономичный» — этот пат называют так, потому что в игре участвуют сразу все фигуры игрока, который наносит атаку. Иногда делают исключение для некоторых пешек и короля, потому как, согласитесь, сложно и почти нереально построить атаку так, чтобы все пешки были задействованы. Это в теории.
На практике же такая позиция складывается чаще всего в эндшпиле, когда на доске остается сравнительно небольшое количество фигур. Экономичный пат сделать достаточно просто, если из ваших фигур на доске остались только ферзь, конь и король.
«Правильный»
Это ещё более сложная и редкая комбинация на доске, чем все описанные выше. Для того чтобы получился «правильный» пат, нужно чтобы все фигуры нападающего игрока были задействованы в нападении, а все поля вокруг «жертвенного» короля были единожды атакованы этими фигурами противника либо заняты пешками его цвета, однако сам король не должен находиться под угрозой «шаха». Такая небольшая комбинация «экономичного» и «чистого» «пата» сразу.