Обучение шахматам детей — 2 грубые ошибки родителей и педагогов

Значение шахмат для развития ребенка

Что развивают шахматы у младших детей:

Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.

Шахматы

Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей

А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.

Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты

  • Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
  • Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
  • Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
  • Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
  • Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.

Реванш

Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:

  • Почему так случилось?
  • Что сделать, чтобы это не повторилось?
  • Как стать сильнее?

Темы для открытого логопедического занятия на аттестацию по ФГОС

Правила обучения

Есть базовые советы, помогающие не только научить ребенка играть в шахматы, но и привить любовь и привязанность к игре. Педагоги рекомендуют в первую очередь развивать интерес, а потом рассказывать теоретические основы. Среди практических рекомендаций:

  1. Принцип постепенности. На первых уроках рекомендуется начать с партии, участие в которой примут только пешки. Задача — уничтожить пешки противника быстрее всех. Дальше постепенно в игру вводятся и другие фигуры. Так ребенок быстрее запомнит правила хода различных фигур.
  2. Расставлять фигуры должен ребенок. Чтобы быстрее запомнить, пусть и с ошибками, но это должен делать малыш. Задача родителя или учителя — подсказать, направить и помочь.
  3. Демонстрация различных вариантов “шах” и “мат”. Нужно рассказать об этих ситуациях в игре, показать их ребенку. Лучшим вариантом будет повторение малышом изученных ситуаций, его собственные попытки поставить “мат” из вариативных ситуаций, из двух, трех фигур, оставшихся на доске, расставленных в случайном порядке.
  4. Не стоит всегда поддаваться. Поддаться ребенку можно, если он перестает верить в свои силы, однако постоянно этого делать не стоит. Малыш должен учиться анализировать свои и чужие ходы, фигуры, их расположение.
  5. Партия. Только после полного освоения материала можно приступать к первой настоящей партии. Каждую сбитую фигуру стоит комментировать, подсказывать какие были другие ходы, чтобы избежать сдачи позиций.
  6. Регулярность. Мало пару раз в месяц уделить игре пару часов. Игры в шахматы для дошкольников, чтобы принести пользу и научить ребенка думать — должны быть ежедневными Достаточно сыграть одну-две партии с ребенком вечером, чтобы поддерживать интерес и развивать интеллект.
  7. Красивые шахматы. Для домашнего обучения стоит выбрать коллекционные красивые фигуры на яркой доске. Многие из предложенных в магазинах вариантов способны очаровать взрослого, не говоря о маленьком ребенке.
  8. Не нужно принуждать. Принудительная игра не даст хороших результатов, если ребенку не интересно, стоит попробовать заинтересовать, а не ставить ультиматумы. Иногда достаточно поиграть с другими членами семьи несколько вечеров, чтобы на родительском примере ребенок сделал для себя вывод, что шахматы — это интересно.
  9. Не нужно ругать за неудачи. Многие родители рассчитывают, что за десяток партий ребенок начнет играть как гроссмейстер, если ожидания не оправдываются родители нервничают, ругают ребенка за неправильные ходы или разыгранные партии. Процесс обучения детей шахматам долгий, при регулярных занятиях только через 4-6 лет ребенок сможет показать удовлетворительные навыки, а сейчас он только учится играть в шахматы.
  10. Тренировки. В качестве постоянных тренажеров можно использовать онлайн-игры, предварительно настроив соответствующий детскому уровень сложности.

Главное правило обучения детей игре в шахматы — это получение удовольствия от процесса игры. Учителю, родителю и ребенку — должно быть комфортно и интересно, тогда ребенок быстро полюбит игру, в которой захочет достичь определенного уровня мастерства, развивать таланты и навыки.

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Перспективный план занятий по ознакомлению с окружающим миром

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Как сделать игру интересной для ребёнка

Пассивные игры редко интересуют детей, поэтому заниматься шахматами многие считают неинтересным. Чтобы заинтересовать ребенка стоит найти хорошего преподавателя, способного преподнести игру в захватывающей игровой форме, поработать над фантазией ребенка, рассказами о боях, стратегии и тактике.

Действительно хороших преподавателей немного, поэтому роль формирования интереса ложится на плечи родителей. Если активные виды спорта вырабатывают в крови гормоны, вызывающие зависимость и необходимость тренировок на физическом уровне, то в умственной работе такого аспекта нет. Для формирования интереса можно использовать простые правила:

  1. Перед тем, как отдать ребенка в секцию, поиграйте с ним сами. Сделайте семейные партии по вечерам доброй традицией. Старайтесь иногда проигрывать, чтобы у ребенка не пропадал интерес, объясняйте, где сделал ошибку, как можно было предотвратить. Шахматы для детей 5 лет — не рано, начинать обучение можно даже с 3-4 лет, главное подойти к процессу правильно.
  2. Исторические фильмы с батальными сценами и красивый рассказ, что стратегическая игра шахматными фигурами — это великое сражение, помогут красиво преподнести увлечение, сделать его хобби, наряду с играми в солдатиков.
  3. Не навязывайте шахматы, а вовлекайте в них. Игра на шахматной доске должна стать альтернативой одиночным компьютерным играм или просмотру мультфильмов.
  4. Совсем маленьким детям будет полезно поощрение после игр. Каждая партия или поход в секцию должны поощряться, чтобы ребенок понимал, его старания не напрасны.
  5. Подчеркивайте связь шахмат с другими дисциплинами. Объясняйте, что если ребенок хочет стать пожарным, нужно много знать, а шахматы для малышей в этом помогут.

Не стоит начинать уроки с секции, даже если там новички, но немного более подготовленные — ребенок будет проигрывать.В коллективе факт поражения может отбить желание заниматься дальше.

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Можно ли просчитать вероятность чемпионства в 11 лет?

«Я рассмотрел графики роста по рейтингу самых сильных московских детей, кто ещё находится в детском рейтинг-листе. Не буду показывать как я шёл к итоговому результату — это долго и нудно

Во вкладке квинтэсенция всего этого дела.(Москва- самые одарённые дети)  Это международный рейтинг- обращайте внимание!!!

Есть статистика международная среди одарённых детей. Там вид вот такой 

Итоговый результат вы видите. Достигают его только дети, которые изначально по способностям и мотивации к шахматам были уже сильно сильнее и с которыми начали интенсивно заниматься. Решали бы всё только попа-часы (усидчивость, деньги на тренера, количество часов занятий-перевожу), этот результат воспроизводился бы десятками детей, так как фанатизм многих московских шахматных родителей (особливо на начальном этапе) мне известен.
Тем не менее этого не происходит, возможно и потому, конечно, что у многих фанатизм в какой-то момент (в 11-12 лет)  резко идёт на убыль и они завязывают — если не с шахматами вообще, то уж с интенсивом и вкладыванием во всё это дело всевозможных ресурсов — так уж точно.Имейте в виду. Из этой системы можно выйти. Есть дети, которые выше. Но для этого надо валить из детских шахмат и выстраивать чёткую и серьёзную индивидуальную работу с вложением в неё некислого бабла. (не меньше 10000 долларов  в год)
Понятно так же, что еже ли в 15 лет не бросить это всё, поступить потом в РГСУ (РГУФК), то можно когда-то там и гроссом стать и …
Вот только в Линаресе играть вряд ли доведётся, хотя наверное всегда возможно какое-то яркое исключение из правила, но сие будет просто флуктуация.

Почему так происходит, и могут ли озабоченные мамы, таскающие своих вундеркиндов на все соревнования ко всем тренерам и выбрасывающие бешеные деньги и огромное время, своё и детей, всё же добиться успеха?

Вот график ниже, и прикладываю программу, разработанную этим тренером. Там вы сами можете подставить результаты по всем соревнованиям своих детей и понять, смогут ли они подняться очень высоко

ВНИМАНИЕ- это рейтинги ФИДЕ !!!

Откройте программу и перенесите в неё достижения вашего ребёнка по годам.

И посмотрите. В какой зоне они будут находиться. Если к 11 годам он или она не поднимется выше жёлтой зоны, дальнейшие вливания денег и времени бессмысленны.

ПОЧЕМУ к 11 годам?

В последнем рейтинг-листе ФИДЕ 1993 ребёнка 2000-го года рождения. Им как раз 12 лет. Так вот. Только пятеро из них имеют рейтинг ФИДЕ больше, чем 2200.Это 0,2 процента. Вот это как раз и есть одарённые, а не продукт ранней накачки.
Да и то (понятное дело) что ещё ничего не гарантированно — самое сложное только начинается — пройдена лишь половина пути и самая лёгкая половина.

лишь только на то, чтобы читающие это родители хоть о чём-то задумались, а не на истину в последней инстанции (будущее покажет) а то ведь ты не представляешь сколько людей мыслят как тот израильский папа — сто пунктов в год и золотой ключик у нас в кармане — терпение и труд (правильные методики и ЗиЗ тренер) всё перетрут и так далее…

1. Итак, ранняя специализация.
2. Специализация — специальность — профессия.
3. Кого готовят интенсивно вкладываясь в шахматное обучение ребёнка — а? На что претендуют? На воспитание будущего тренера по шахматам? Полноте. Хотя есть и те, кто это утверждают… ОНИ ВРУТ!
4. Профессия — то, что кормит.
Вот у меня профессия педагог. Я этим живу — она меня кормит. Но я не тренер и уж тем паче меня нельзя назвать профессиональным шахматистом.
5. Профессиональный шахматист — это игрок, который получает деньги за то, что он играет в шахматы на соревнованиях и это его основной заработок и основной вид деятельности, которым он занимается и за счёт которого он живёт.
Все остальные люди НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ШАХМАТИСТАМИ.

Расходы — 10000$ — цифра очень похожая на истину.
К примеру поездка в Казань- 13000 рублей- квартира-10000 еда + дорога итого около 1000$.
В турнирах надо участвовать 1 раз в месяц , умножаем на 12. Итог около того.
Причём не оплачивется ничего, даже очень успешные выступления на первенствах России и Европы.

И не будет никогда оплачиваться — неужели вы этого не понимаете? Это же очень просто.

Совет №1 — Не надо вести ребенка в шахматную школу.

Мне вот и на почту пишут и в скайпе и в онлайн-чат, — «Александр посоветуйте в какую школу отдать ребенка, чтобы его там научили играть…». Я обычно отвечаю так, — «Ни в какую. Учить ребенка вы должны сами в стенах дома».

И тут у человека сразу возмущение, — «В смысле сами? А разве не специалист должен обучать детей?». =) Давайте, чтобы мне не повторяться, я лучше вам дам почитать вот эту статью. Вот реально почитайте в ней самый первый совет и все поймете.

Поведете не окрепшего ребенка дошкольного возраста в шахматную школу, примерно 80% вероятности, что вы испортите ему всю шахматную карьеру, которая может и не начаться.

Шахматы- это бизнес на детях

Шахматы — это большой и всемирный бизнес на желании детей играть в очень интересную игру,  родительских и тренерских амбициях и более ни-че-го. Всё остальное что вы можете прочитать на разных глянцевых сайтах или послушать от разных шахматных деятелей — словесная шелуха и не более того.

Если вы представите, что это как бы график одного условного ребёнка с 8 до 16 лет, то получится картина, которую я наблюдал очень много раз и состоит она вот в чём.

I этап. Пока маленькие мы идём выше эталонного графика II этап (младший подростковый возраст) мы в него втыкаемся или идём вровень. III этап (мальчик уже большой) и всё ниже, ниже, ниже…

если после шести лет занятия шахматами (6-12 лет) рейтинг ребёнка 1800+, то сие означает, что 2500 у него не будет ни-когд-да

задача тренера в итоге вывести ученика на тот уровень, когда он будет самостоятельным. Это вышаковый результат.

Когда он сможет сам учиться играть в шахматы и эффективно учиться и ещё у него до кучи и мотивация не пропадёт.

Чем полезны простые шахматные задачи для начинающих

Начинать сразу со сложных заданий нет смысла. Только постепенное изучение тактики и возможного развития событий на доске позволит не допускать ошибок при игре с реальным соперником. Кроме повышения мастерства, такие задачи развивают:

  1. Логическое мышление. У игрока должен иметься ясный стратегический план, все ходы взаимосвязаны. В результате развивается логика, ведь без неё невозможно построить чёткую стратегию победы.
  2. Концентрация. Победить без этого качества нельзя. Можно настолько увлечься собственной стратегией, что не заметишь хитрой комбинации противника. Даже если вы не обладаете усидчивостью, умение концентрироваться на шахматной партии придёт само при регулярных тренировках.
  3. Анализ. Даже при решении лёгких шахматных задач для начинающих необходимо тщательно проанализировать ситуацию на доске. Чем выше уровень сложности, тем более глубокого анализа потребует игра.
  4. Системное мышление. Игра развивает умение мыслить чётко и организованно. Это необходимо для выстраивания логической цепочки ходов, при этом нужно учитывать текущую ситуацию на доске.
  5. Повышение обучаемости. Проигрывать не любит никто, а потому для развития мастерства придётся больше читать, обращаться к материалам в интернете, брать консультации у опытных шахматистов. Всё это ведёт к тому, что человек учится самостоятельно находить информацию и использовать её в своих целях.

Программа обучения дошкольников

Педагог или тренер при обучении малышей шахматам должен заинтересовать детей. Игра должна стать увлекательной и приятной. Для этого используются определенные программы. На самом деле их существует несколько: например, «программа И.Г. Сухина». Она представляет игру как развивающий процесс с учетом психических и физиологических способностей учеников. Лучше всего для дошкольников подходит программа «Динозавры учат шахматам». Она подойдет и для индивидуального, и для группового обучения.

Все дошкольные программы рассчитаны на возраст с 3-4 до 8 лет. Они подходят и мальчикам, и девочкам. После занятий дети получают базовые и основные представления о шахматах. Также ученики знакомятся с шахматной доской и шахматными фигурами, понятиями «шах» и «мат». После этого малыши могут применять свои знания на практике. После каждой игры выданный ребенку питомец подрастает. Это мотивирует малышей к дальнейшим занятиям.

Интересно, что появление шахматного мышления у детей происходит через определенные этапы: репродуктивное повторение, алгоритмы, схемы, типовые положения, творческое использование знаний. Многие родители ценят возможность получения своими детьми таких знаний.

Как выбрать секцию для обучения игры в шахматы

Неумелое наставничество может негативно сказаться на прогрессе мастерства, ухудшить результаты, вплоть до потери интереса к игре. Поэтому к поиску кружка нужно отнестись ответственно. Перед выбором стоит оценить несколько критериев:

  1. Возрастные группы. При выборе стоит ознакомиться, преподают ли в секции детям разных возрастов отдельно, или занятия проходят совместно. Ребенку комфортнее находиться в группах погодок, материал будет легче усваиваться.
  2. Уровень мастерства. Одногодки ребенка могут долго заниматься шахматами, получать отличительные знаки на турнирах. В такой компании у малыша может появиться комплекс, из-за чего игра не заинтересует, прогресс будет отсутствовать.
  3. Оборудование. В классах для занятий должна присутствовать необходимая мебель, подобранная для возраста учащихся. Для каждого юного шахматиста достаточно досок, фигур, учебной литературы, есть полноразмерная доска для демонстрации материала, дополнительное электронное оснащение. Для занятий нужно естественное и искусственное освещение, помещение должно быть с окнами, просторным.
  4. Программа обучения. Перед посещением занятий стоит познакомиться с планом уроков. Они должны быть подробными, с краткими тезисами необходимого материала, целями и задачами, быть последовательными.
  5. Навыки педагогов и отзывы о секции. Можно посетить пробные занятия с ребенком или почитать отзывы о школе в интернете.
  6. Теперь вы знаете, как научить ребенка играть в шахматы. Осталось сделать эту игру привычным семейным хобби, незатейливо в игровой форме рассказать о правилах и увлечь ребенка в настоящий военный мир стратегии и тактики.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий