Зачем разбирать партии гроссмейстеров?

Как правильно анализировать партии

Шахматист, анализирующий с учеб­ными целями свои партии, должен стараться ответить на такие вопросы:

  1. Где обоими противниками допу­щены явные ошибки?
  2. Как можно было сыграть лучше?
  3. Какие перспективы (ближайшие хотя бы) раскрывались в этом случае?

В некоторых письмах мало-искушенные любители делились со мной в связи с этим своими опасениями.

«Где уж нам, – писал один из них, – разо­браться в хитроумных планах Бот­винника или Смыслова, когда мы и себя – то не всегда понимаем». Должен сказать, что для такой пессимисти­ческой оценки своих возможностей нет никаких оснований. Действительность показала, что даже начинающие могут разобраться в творческих замыслах любого мастера.

Надо только не сколь­зить в анализе поверхностным взгля­дом, а стремиться глубоко исследо­вать позицию, для чего, правда, при­дется основательно потрудиться. Чтобы разобраться в любой партии как следует, надо ее рассмотреть не­сколько раз, пока не удастся обна­ружить узловые моменты борьбы, ко­торые и надо подвергнуть тщатель­ному анализу.

К исследованию партий мастеров, на творчестве которых вы хотите учиться, следует подходить глу­боко и серьезно. Для анализа сначала надо подбирать подробно прокоммен­тированные партии и исследовать не только процесс борьбы, но и примеча­ния. 3атем можно попробовать аналитические силы на «немой» партии, над которой еще не работал опытный ком­ментатор.

Выбирая материал для ис­следовательской работы, следует вна­чале избегать длинных партий. Кроме узловых моментов, при иссле­довании партии надо пытаться вскрыть планы противников. Отдель­ные ходы мастеров трудно понять, если не удастся обнаружить плана, для выполнения которого они сделаны.

В плане ряд ходов имеет одну и ту же мотивировку – значит, бесполезно рассматривать их отдельно. По окончании исследования изучаю­щему остается подвести итоги своей работы, оценить игру противников и сделать выводы, которые могли бы пополнить его личный опыт. Хорошей школой анализа является также игра по переписке, которой по­лезно заниматься шахматистам всех разрядов.

Основную помощь в самообразова­нии оказывает шахматная литература. Библиотека шахматиста должна подбираться примерно по таким раз­делам: учебники, турнирные и другие сборники партий, монографии, периодические издания, книги по исто­рии, дебютная литература и книги по композиции.

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

«Механический турок»

История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.

К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.

Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.

Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.

София — разграбительница Рима

Обложка шахматного журнала Inside Chess (17 апреля 1989)

В шахматной карьере Софии самым запоминающимся достижением был турнир «Magistrale di Roma» в 1989 году. Это событие является рекордом в истории шахмат по сравнению с любым другим открытым шахматным турниром из-за её рейтинга результативности более 2900.

Рекорд Софии Полгар смог побить Владимир Крамник на Олимпийских играх в 1992 году в возрасте 16 лет.

Большинство шахматных журналов по всему миру публиковали фото Софии Полгар на обложке с такими названиями, как «Разграбление Рима» или «Чудо в Риме». По прибытии в Рим Софии было всего четырнадцать лет, а рейтинг ниже 2300. Многие из её противников были уважаемыми гроссмейстерами, в три или четыре раза старше.

Первые две партии были против игроков с более низким рейтингом, а в третьем туре София встретилась с Семёном Палатником, сильным советским гроссмейстером. Он был первой «жертвой», за ним последовали гроссмейстеры Александр Чернин, Михай Суба и Юрий Разуваев.

Сергей Долматов «сохранил честь» в последнем туре, сыграв против Софии единственную ничью на турнире. Самое смешное, что она даже не осознавала, насколько хорошо у неё идут дела, до седьмого тура! София играла не думая о результате, или о том, кто сидит по другую сторону доски. Итоговый счёт был выдающимся — 8,5 из 9.

София Полгар на обложке шахматного журнала New In Chess

Самый высокий шахматный рейтинг Софии составлял 2540 — это выше порога 2500 для гроссмейстера. Подозревалось, что это политическое решение, а не отображение ее реальной силы игры в шахматы. Авторы изданий писали, что она «бездельница», если сравнивать с другими сёстрами Полгар.

Гроссмейстер среди женщин София Полгар

Насколько движок сильнее человека?

В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.

Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.

А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.

Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.

О самостоятельной работе

Самостоятельная работа должна отражаться в систематизированных за­писях учащегося. Разделы, на которые желательно разбить такой днев­ник (на каждый раздел может быть заведена особая тетрадь), будут та­кими:

  • Собственные турнирные и матчевые партии;
  • легкие партии, партии по переписке и прочий непла­новый материал;
  • исследовательская работа по партиям мастеров;
  • лекции, прослушанные в учебном коллективе;
  • вопросы теории дебюта;
  • теория и практика эндшпиля;
  • история;
  • творческие вопросы;
  • доклады и рефераты;
  • лич­ные мысли и заметки.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Собственные турнирные и мат­чевые партии.
Сюда заносятся с собственными комментариями все партии, сыгранные в очных соревнованиях, таблицы результатов и краткая оценка своей игры.

Легкие партии, партии по пере­писке и прочий неплановый материал.
Сюда записываются лишь некоторые легкие партии, представляющие осо­бый интерес. Отдельной главой долж­ны явиться партии по переписке с комментариями, составленными во время игры. В них включаются также предположения о характере пред­стоящей борьбы. В этот же раздел записываются партии, игранные по консультации и в сеансах одновремен­ной игры, анализ партий из конкурса примечаний, обнаруженные ошибки в комментариях, в задачах и этю­дах и т. д.

Исследовательская работа по партиям мастеров.
В течение года сле­дует разобрать 4 – 5 партий (это ни в какой мере не мешает разыгры­вать другие партии, рассмотрение которых не преследует исследователь­ских целей).

Лекции, прослушанные в учебном коллективе.
На самой лекции лишь кратко конспектируется основное ее содержание. Дома этот конспект расшифровывается и заносится в дневник.

Вопросы теории дебюта.
В основ­ ном содержание раздела посвящается собственным аналитическим исследованиям и критике дебютных руко­водств. Сюда же заносятся дебют­ные идеи, имеющие значение для переоценки отдельных вариантов.

Теория и практика эндшпиля.
И в этот раздел нет нужды включать книжный материал. Полезно записать и самостоятельно проработать лишь отдельные узловые позиции

Специ­альное внимание следует уделить пе­шечным окончаниям, и особенно ана­лизу подобных окончаний, случивших­ся в практике.

История.
Надо записывать в хро­нологическом порядке важные истори­ческие даты в области шахмат, например даты проведения Всероссий­ских турниров, выступлений Чигорина на международных соревнованиях, международных турниров в нашей стране. В раздел заносятся замет­ки по вопросам истории шахмат.

Творческие вопросы.
Все, что осо­бенно заинтересует автора дневника, должно найти себе место на страни­цах этой главы

Тут разместятся и красивые, идейно насыщенные компо­зиции, и содержательные партии, и от­рывки из них, даже отдельные по­зиции. Свои творческие удачи, а ино­гда и ошибки, полезно включить сюда же. Привожу пример комбина­ции, взволновавшей обоих молодых противников, после того как она бы­ла обнаружена (так как она не была осуществлена). Подобный творческий материал, конечно, явился бы интерес­ной страницей раздела.

В следующей части статьи Вам будет предложено пройти тестирование по всем параметрам шахматной игры.

Шахматные компьютеры появляются в теории.

Реальную историю компьютерных шахмат принято вести с 1951 года. Тогда произошло два события.

Английским математиком Аланом Тьюрингом был написан алгоритм, при помощи которого машина смогла бы играть в шахматы, но только в ее роли выступал сам изобретатель.

Программа из-за отсутствия доступа к компьютерам в работе ни разу не проверялась. Зато в истории сохранено название — «бумажная машина Тьюринга». Чтобы сделать ход, требовалось минимум полчаса.

Тогда же американский математик Клод Шеннон опубликовал первую статью о шахматном программировании. Ученый отмечал теоретическое существование в шахматах лучшего хода, а также практическую невозможность его нахождения.

Персона Дня – 23 ИЮЛЯ 2021

ЮДИТ ПОЛГАР

Полгар – знаменитая шахматная семья, три представительницы которой (сестры Жужа, Юдит и София) отлично известны в шахматном мире. Воспитанием детей занималась их мать Клара, учительница родом из Закарпатья, окончившая Ужгородский университет. Шахматным обучением дочерей по разработанной им уникальной системе руководил отец  Ласло Полгар, психолог и педагог.
Международным гроссмейстером среди женщин стала Жужа Полгар, международным мастером – София, но наибольших успехов добилась младшая из сестер – Юдит.  В 14 лет она стала чемпионкой мира среди мальчиков. Звание гроссмейстера Юдит  получила, когда ей было 15 лет, 4 месяца и 28 дней. На тот момент Юдит стала самым юным гроссмейстером в истории шахмат, на месяц превзойдя достижение самого Роберта Фишера. С самого начала своей шахматной карьеры она по настоянию отца  играла почти исключительно в мужских турнирах.
В этом она стала последовательницей первой чемпионки мира Веры Менчик. Но до Юдит никто из женщин не мог добиться таких  результатов в игре против мужчин. С 90-х годов она на равных играет с ведущими гроссмейстерами мира.
Уже в 1991 году Юдит стала чемпионкой Венгрии. Затем следуют победы в мужских турнирах – в Гастингсе (1992 год), Мадриде (1994), Хоговен-турнирах (1998, 2001 и 2003), Джакарте (2000). На крупном турнире в Вейк-ан-Зее в 2003 году она занимает второе место вслед за Вишванатаном Анандом. В «быстрых» шахматах Юдит – особенно опасный противник. В этой игре она обыгрывала и Анатолия Карпова, и Гарри Каспарова. В 2002 году она выступала за «сборную мира», которая в Москве играла со сборной России и добилась победы.
Юдит играет в агрессивные шахматы, тонко чувствует переломные моменты борьбы и не упускает возможности завладеть инициативой. «Она – убийца, и чувствует мат уже за 20 ходов», – заметил как-то английский гроссмейстер Найджел Шорт, который немало пострадал от атак Юдит. В активе Полгар – не только победы над ведущими гроссмейстерами, но и участие в чемпионатах мира среди мужчин, проходивших и по нокаут-, и по круговой системе, а также в претендентских матчах и Кубках мира. По совокупности результатов Юдит Полгар не имеет аналогов в шахматной истории.
После рождения двух детей и небольшого перерыва в карьере она вернулась в игру и выступала достаточно успешно, хотя и не не так часто, как хотелось бы ее многочисленным болельщикам. В 2014 году на Олимпиаде в Тромсе Юдит Полгар завоевала “серебро” в составе мужской сборной Венгрии и после этого заявила о своем уходе из большого спорта. К слову, это вторая серебряная медаль Полгар на мужских Олимпиадах, первую она получила в 2002 году в Бледе. Кроме того, у нее есть два олимпийских “золота”, завоеванных в составе женской сборной страны, – в 1988 и 1990 годах.
После завершения карьеры Юдит Полгар недолго оставалась без работы – ей предложили стать капитаном мужской сборной Венгрии. На командном чемпионате Европы 2015 года сборная Венгрии под началом Юдит Полгар завоевала бронзовые медали.

10 декабря 2018 года Юдит Полгар стала почетным вице-президентом Международной шахматной федерации. Автор нескольких шахматных книг, ведет колонку в журнале New in Chess.

Жизнь

Жужа Полгар на шахматной олимпиаде-2008 в Дрездене в качестве модератора пресс-конференций

Сьюзан Полгар уже очень рано научилась игре в шахматы и тренировалась вместе со своими младшими сестрами Зофией и Юдит под руководством их отца Ласло Полгара . В 1973 году, когда ей было четыре года, она выиграла чемпионат Будапешта среди девочек до 11 лет с 10-0 очками. В том же году написала свою первую шахматную задачу .

В национальном чемпионате Венгрии 1986 года, который выиграла Иван Фараго , она приняла участие в семнадцатилетнем возрасте, заняла второе место и стала первой женщиной, получившей место в зональном турнире .

В 1991 году она была награждена за звание Великого Мастера (GM) на Всемирной шахматной федерации ФИДЕ .

В 1993 году она проиграла в турнире претендентов против грузинского гроссмейстера Наны Иоселиани только после жеребьевки. Но с 1996 по 1999 год она была чемпионкой мира по шахматам . Она выиграла титул, победив Се Цзюнь со счетом 8,5: 4,5 . Похоже, она не защищала свой титул, потому что только что стала матерью и потребовала переноса сроков. Всемирная шахматная федерация ФИДЕ не приняла это требование и отобрала титул. В судебном процессе в Международном суде ей была присуждена компенсация в размере 25 000 долларов США .

Полгар руководит шахматной школой (Polgar Chess Center) в Нью-Йорке и в 2002 году основал Фонд Сьюзан Полгар , который занимается продвижением молодежных шахмат . С 2007 года она возглавляла Институт шахматного мастерства Сьюзан Полгар (S.P.I.C.E.) , который в 2012 году был переведен из Техасского технологического университета в Университет Вебстера . Опубликовала несколько учебников и видео по шахматам.

Жужа Полгар и Пауль Труонг, Шахматная Олимпиада 2008 в Дрездене

1 августа 2005 года она установила мировой рекорд по одновременным шахматам в Palm Beach Gardens . Она играла одновременно против 326 игроков и выиграла 309 игр за 16,5 часа при 3 поражениях и 14 ничьих . Рекорд с тех пор был побит Кириллом Георгиевым в феврале и Мортезой Махджуб в августе 2009 года , но она остается женщиной с наибольшим количеством одновременных ролей.

Полгар вышла замуж за Якоба Шутцмана в конце 1994 года, от него у них двое детей. После развода пары Полгар вышла замуж за Пола Труонга во второй раз с мая 2007 года .

В феврале 2015 года Полгар будет на четвертом месте в мировом рейтинге женщин. Тем не менее, она указана как неактивная, потому что она не играла в рейтинговую игру после Женской шахматной олимпиады 2004 года.

Эло развитие

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

В чем программа сильнее человека и в чем шансы гроссмейстера?

Шахматные компьютеры заметно опережают «белковых» оппонентов в тактических маневрах. Особенно опасным в их «руках» является ферзь. Поэтому гроссмейстеры стараются как можно быстрее разменять самую сильную фигуру.

Еще одной тактикой игры против машины являются долгосрочные маневры. Их программа может и не заметить в рамках глубины поиска. Так, Владимир Крамник победил DeepFritz при помощи долгосрочного продвижения проходной пешки, выгоды этого маневра компьютер обнаружил слишком поздно.

Также, все шахматные движки оснащены дебютными и эндшпильными базами, что делает игру против них невероятно трудной.

Крамник против компьютера

Почему шахматы?

По словам учёного Андерса Эрикссона и научного писателя Роберта Пула, которые рассказывают эту историю в своей увлекательной книге «Пик: Секреты новой науки знаний», Ласло был полностью уверен в своей программе обучения, но первоначально не мог определиться с направлением.

Языки — это был один из самых первых вариантов, но скольким языкам можно научить ребёнка? Так же в то время к математикам относились с огромным почётом. Если предположить, что у Ласло с Кларой родится дочь, Ласло докажет своё утверждение ещё более убедительно, потому что в то время не было женщин-математиков высшего уровня.

Супруги остановились на третьем варианте — шахматах. Шахматы всегда считались игрой для «мужского ума»: к шахматисткам относились как к игрокам второго сорта.

У женщин были свои собственные турниры и чемпионаты, потому что считалось, что было бы несправедливо выставлять их против мужчин: никогда ранее не было женщины-гроссмейстера. У Полгар родилась трое детей, все девочки, Ласло стремился всем доказать свою точку зрения.

Их первую дочь, родившуюся в апреле 1969 года, назвали Сьюзен (по-венгерски Жужанна), София последовала за ней в ноябре 1974 года, а затем Юдит в начале 1976 года.

Сёстры Полгар: Сьюзен (Жужа), Юдит и София

Полгар превратил свой дом в шахматный кокон — повсюду шахматные книги и фотографии гроссмейстеров.

Ласло и Клара обучали своих дочерей на дому, чтобы как можно больше времени уделять шахматам.

Начало партии за белых

Новичкам следует запомнить старую шахматную истину, которая гласит, что ни один дебют не сможет гарантировать победу. Многообразие стартовых вариантов определяет шансы на успех в миттельшпиле и эндшпиле

Знание большого количества дебютных комбинаций не означает, что шахматисту не требуется уделять внимание теоретическим основам эндшпиля. Задача тренеров — научить игроков использовать дебюты максимально эффективно

Классическим началом для новичков становится ход e2-e4. Его применение открывает возможность к реализации сценария Итальянской или Испанской партий, различие между которыми кроется в позиции слона белых после первого и второго ходов черных. Игроки с большим опытом могут воспользоваться агрессивными дебютными стратегиями и предложить соперникам Ферзевый гамбит. Путь к нему начинается с ходов 1.d4 и 2.c4.

История звания гроссмейстер

Впервые в истории шахмат термин «гроссмейстер» был употреблен при обращении к шахматисту из Великобритании Уильяму Льюису. Столичная английская газета Bella Life написала о Льюисе статью, где представила его публике именно как гроссмейстера. Номер газеты был выпущен в середине февраля 1838 года.

Но в то время звание не вошло в повсеместный обиход. Случай, когда оно прозвучало на публике после того выпуска газеты, произошел спустя 76 лет. В Санкт-Петербурге проводилось шахматное состязание среди лучших игроков страны. Император Николай II лично присутствовал на соревновании и объявил гроссмейстерами всю пятерку игроков, прошедших в финал. С тех пор это звание закреплялось за всеми игроками, которым хотя бы единожды удавалось одержать победу в более или менее крупном турнире.

Летом 1924 года в столице Франции учредили Международную шахматную федерацию — FIDE. Но организация не спешила наградить кого-то званием гроссмейстера целых 25 лет.

В России звание было введено намного раньше, чем в Европе — в 1927 году. Первым его получил чемпион СССР Борис Верлинский. На тот момент ему было 42 года. Его главное достижение, за которое его и отметили таким высоким званием, это победа над тогдашним чемпионом мира — Хосе-Раулем Капабланкой, с которым они сошлись на Первом Московском международном турнире.

Спустя четыре года после основания титула в Советском Союзе его упразднили. Но в 1935 ввели вновь. После этого гроссмейстером стал легендарный Михаил Ботвинник, который одержал победу на Втором Московском международном турнире. После Ботвинника титул гроссмейстера спустя два год получил Григорий Левенфиш. Основанием для получения звания стал поединок между двумя этими шахматистами, в котором была зафиксирована ничья.

В 1940 году был впервые утвержден официальный документ о шахматном звании гроссмейстер. В нем были прописаны все нормативы, которые предстояло выполнить, чтобы получить титул.

После этого в Советском Союзе этот титул присуждали всем, кто одерживал победу на Всесоюзных чемпионатах. Если же игрок становился гроссмейстером дважды и более, то ему присуждался международный статус. Он открывал дорогу на шахматные турниры в других странах. Шахматисты, не побеждавшие на чемпионатах СССР, не имели права выступать на международных состязаниях.

Оспаривать или подтверждать звание не требовалось — оно присуждалось на всю жизнь. Существовали лишь несколько исключительных ситуаций, после которых правительство СССР могло отозвать звание.

На сцену выходят нейронные сети

Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.

Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.

В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.

10 000 часов

Это лишь одна из многих увлекательных историй в одной известной книге. Шведский психолог Андерс Эрикссон провёл 30 лет, изучая гениев и лучших исполнителей-музыкантов, он известен как «Мистер 10000 часов».

Шведский психолог с мировым именем Андерс Эрикссон

Эрикссон исследователь, который выдвинул широко известную идею о том, что если вы практикуете что-то в течение десяти тысяч часов, вы можете стать экспертом в любой области.

Эрикссон обнаружил, что «пути, по которому Сьюзен, София, и Юдит пришли к шахматному мастерству, соответствует путям, по которому пошли все эксперты, чтобы стать экстраординарными». В частности, психологи обнаружили, что развитие происходит в четыре различных этапа: от первых проблесков интереса до экспертизы. Всё, что мы знаем о сёстрах Полгар, говорит о том, что они проходили похожие стадии.

«Гениальность — это становление с детства по желанию». – Артур Рембо

Детство сестёр Полгар было необычным и бросает вызов идее о том, что природа важнее воспитания.

Целеустремленная работа над шахматами – работа по плану

Целеустремленную работу над по­вышением своей шахматной культуры надо вести систематически.

Это зна­чит, что надо работать по плану, ко­торый приблизительно будет выгля­деть так:

  1. Практика (участие в соревновани­ях, сеансах одновременной игры, а также отдельные тренировочные и легкие партии; решение задач, этюдов и комбинационных позиций).
  2. Анализ (комментирование и раз­ бор собственных партий, исследование партий мастеров, разбор отдельных позиций, решение задач и этюдов).
  3. Теория (анализ теоретических окончаний, разбор дебютной борьбы в собственных и других партиях и критическое сравнение их с рекоменда­циями учебников и специальных мо­нографий, анализ отдельных дебют­ных позиций с критическим пользованием монографиями).
  4. История (ознакомление с историческими монографиями и статьями и исследовательская работа).
  5. Творческие вопросы (исследование комбинации, вопросы стиля).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий