Детский мат в шахматах за два хода
Для начала разберем самый быстрый мат на свете, который ставится черными из начальной позиции всего за два хода. В реальных партиях такой мат удается поставить редко: чтобы проиграть всего за два хода, белые должны совершить две грубые ошибки подряд в начале игры. Для того, чтобы не получить такой мат, достаточно знать основные принципы игры в дебюте:
выводить центральные пешки;
не двигать в начале партии пешки королевского фланга;
выводить в первую очередь легкие фигуры — коней и слонов;
делать рокировку.
Что получится, если нарушить некоторые из этих правил — сейчас узнаем.
Представим, что белые ошиблись уже на первом ходу — начали партию не с пешки е2 или d2, а сыграли 1. f2—f3. Это неудачный ход, так как ослабляется диагональ рядом с королем. Черные отвечают правильно — 1. …е7—е5!, занимая центр и открывая дорогу ферзю. Позиция белых еще не проиграна, но если они совершают еще одну ошибку и играют 2. g2—g4???, то черные могут поставить мат в один ход.
Вы могли догадаться, что в ответ на такое раскрытие короля черные поставят мат ходом 2. …Фd8—h4. Ферзь атакует короля по диагонали, и белые не могут даже закрыться от шаха, потому что их пешка g2 продвинулась вперед на g4 на прошлом ходу.
Чтобы не получить такой короткий мат, достаточно соблюдать правила развития фигур и выводить в начале партии центральные пешки, а не пешки f2, g2 и h2.
Стратегия
Структура пешки , конфигурация пешки на шахматной доске, в основном определяет стратегический вкус игры. В то время как другие фигуры обычно можно переместить в более выгодные позиции, если они временно плохо расположены, плохо расположенная пешка ограничена в своем движении и часто не может быть перемещена таким образом.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Заблокированные пешечные цепи во французской защите после 1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5
Поскольку пешки бьют по диагонали и могут быть заблокированы от движения прямо вперед, пешки противника могут оказаться заблокированными в диагональные из двух или более пешек каждого цвета, где каждый игрок контролирует поля одного цвета. На диаграмме черные и белые сцепили свои пешки “d” и “е”.
Здесь у белых долговременное преимущество. Белым будет легче, чем черным, найти хорошие поля для своих фигур, особенно с прицелом на . Черные, напротив, страдают от на c8, которому мешают черные пешки найти хорошее поле или помочь на королевском фланге. С другой стороны, центральные пешки белых несколько и уязвимы для атаки. Черные могут подорвать пешечную цепочку белых немедленным … c5 и, возможно, более поздним … f6.
Изолированная пешка
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
У черных изолированная пешка на d5.
Пешки на соседних рядах могут поддерживать друг друга в атаке и защите. Пешка, у которой нет дружественных пешек в соседних рядах, является изолированной пешкой . Поле перед изолированной пешкой может стать стойкой слабостью. Любая фигура, расположенная прямо перед ней, не только блокирует продвижение этой пешки, но и не может быть отогнана другими пешками.
На диаграмме у черных изолированная пешка на d5. Если убрать все фигуры, кроме королей и пешек, слабость этой пешки может оказаться фатальной для черных в эндшпиле . Однако в миттельшпиле у черных немного больше свободы передвижения, чем у белых, и они могут разменять изолированную пешку до того, как последует эндшпиль.
Пройденная пешка
От Fine & Benko
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые выигрывают, когда ходят обе стороны
Пешка, которая не может быть заблокирована или взята вражескими пешками при продвижении на переход, называется проходной . На диаграмме у белых защищенная проходная на c5, а у черных – внешняя проходная на h5. Поскольку в эндшпиле часто выигрывает игрок, который может первым продвинуть пешку, наличие проходной пешки в эндшпиле может иметь решающее значение, особенно защищенная проходная пешка (проходная, защищенная пешкой). В этом ключе пешечное большинство , большее количество пешек, принадлежащих одному игроку на одной стороне шахматной доски, является стратегически важным, поскольку его часто можно превратить в проходную.
Положение на диаграмме может показаться примерно равным, потому что у каждой стороны есть король и три пешки, а позиции королей примерно равны. По правде говоря, белые выигрывают в этом эндшпиле за счет защищенной проходной пешки, независимо от того, какой игрок ходит первым. Черный король не может находиться по обе стороны доски одновременно – для защиты изолированной пешки «h» и предотвращения продвижения пешки «c» в превращение. Таким образом, белые могут взять пешку h и затем выиграть партию ( : 56).
Сдвоенная пешка
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
У черных сдвоены пешки “c”.
После взятия пешкой у игрока может оказаться две пешки на одной , называемые сдвоенными пешками . Сдвоенные пешки существенно слабее, чем пешки, стоящие рядом, потому что они не могут защищать друг друга, их обычно нельзя одновременно защитить соседними пешками, а передняя пешка блокирует продвижение задней. На диаграмме черные играют в невыгодном стратегическом положении из-за сдвоенных пешек “c”.
Бывают ситуации, когда сдвоенные пешки дают некоторое преимущество, как правило, когда защита последовательных клеток вертикали пешками предотвращает вторжение фигур противника.
Сдвоенные и изолированные пешки обычно являются ощутимой слабостью. Одиночная фигура или пешка перед сдвоенными изолированными пешками блокирует их обоих и не может быть легко выбита. У игрока редко бывает три пешки в ряду, т. Е. Тройные пешки.
Неправильная ладья пешка
В шахматных эндшпилях со слоном может оказаться неправильной ладьей , в зависимости от цвета поля слона. Это приводит к тому, что некоторые позиции становятся ничьими , которые в противном случае были бы выигрышными.
История
Пешка берет свое начало в самой старой версии шахмат, чатуранге , а также присутствует во всех других значимых версиях игры. В чатуранге эта фигура двигалась прямо вперед, захватывая стороны (один квадрат по диагонали вперед влево или вправо).
В средневековых шахматах была предпринята попытка сделать фигуры более интересными, при этом пешке каждой вертикали давалось название занятия простого человека. На доске слева направо были следующие названия:
- Игрок и другие “подонки”, также посыльные (в крайнем левом файле это направление буквально зловещее )
- Городской стражник или полицейский (перед рыцарем, как они обучают городских стражей в реальной жизни)
- Трактирщик (епископ)
- Доктор (всегда пешка ферзя)
- Торговец / Менял (всегда перед королем, независимо от того, находится ли он слева или справа от ферзя, в зависимости от цвета фигур)
- Ткач / Клерк (перед епископом, для которого ткали или чеканили)
- Кузнец (перед рыцарем, как они ухаживают за лошадьми)
- Рабочий / Фермер (перед замком, в котором они работали)
Самый известный пример этого находится во второй книге, когда-либо напечатанной на английском языке, The Game and Playe of the Chesse . Якобы эта книга, напечатанная Уильямом Кэкстоном , рассматривалась как политический комментарий общества в такой же степени, как и шахматная книга.
Способность перемещать два пространства и связанная с этим способность захватывать на проходе были введены в Европе 15-го века (см. На проходе § ). Правило продвижения менялось в истории (см. ).
Этимология и словоупотребление
Иллюстрация Питера Ньюэлла . «Шахматные фигуры ходили, два и два!» ( «Зазеркалье» и «Что там нашла Алиса », Льюис Кэрролл , 1871 г.). Большинство главных героев представлены в виде шахматных фигур в истории на шахматную тему, а Алиса , главный герой, представлена в виде пешки.
Хотя происхождение названия большинства других шахматных фигур очевидно, этимология пешки довольно неясна. Оно образовано от старофранцузского слова paon , которое происходит от средневекового латинского термина «пехотинец» и родственно слову peon . В большинстве других языков слово, обозначающее пешку, аналогично происходит от слова paon , его латинского предка, или от другого слова, обозначающего пеший солдат . В некоторых языках пешка названа в честь термина, означающего «крестьянин» или «фермер», что отражает то, как низшие чины были мобилизованы в качестве пехотинцев в военное время: венгерский парашют , словенский кмет , немецкий бауэр , датский / норвежский / шведский бонде , латвийские бандиники . В ирландском языке иногда используется термин fichillín , уменьшительное от ficheall («шахматы»), хотя также используется термин «ceithearnach» («пехотинец»). На тайском языке пешка называется เบี้ย ( bîia ), что означает раковину каури или монету небольшой стоимости. По-турецки пешка называется piyon , позаимствованной из французского слова Pion в 19 веке.
Пешка часто означает «того, кем легко манипулировать» или «того, кого приносят в жертву ради большой цели». Поскольку пешка – самая слабая фигура, ее часто используют метафорически, чтобы указать на незначительность или полную несостоятельность; например, «Она всего лишь пешка в их игре».
Как защититься от детского мата?
Чтобы защититься от детского мата, достаточно совершить1 действие, которое будет нестандартным в данной ситуации. Любое смещение позиций приведет к тому, что поставить такой шах и мат так быстро не удастся.
Можно разобрать пример, когда вы все-таки допустили постановку ферзя на позицию h5. В этом случае просто переместите своего ферзя на позицию f6. Это позволит заблокировать следующие шаги противника. Да, данный способ не будет идеальным, и лучше даже не доводить до этой ситуации. Но из него можно выжать для себя быстрый положительный исход. Отталкиваясь от следующего хода, вам необходимо поставить слона на позицию c5, чтобы самому создать аналогичную ситуацию, которая может привести к ответному мату.
Если вы действуете от обороны, то всегда можно поставить и пешку на g6, чтобы атаковать белого ферзя. В любом случае, такие действия приведут к тому, что позиции соперника будут заметно слабее ваших и ему придется отступать. При этом, защита пешкой на g6 возможна только в случае, если с самого начала партии ваш конь стоит на позиции c6.
Есть и другие варианты защиты. Вы можете нестандартно сыграть на первом ходу. Не обязательно отвечать белой пешкой e2-e4, движением своей пешки. Всегда можно начать с других фигур. Вариативность шахмат достаточно высокая, чтобы при правильной защите сделать шахматную партию более интересной и разнообразной.
Так что такой ситуации очень легко избежать, если правильно анализировать позиции соперника и создаваемые им комбинации.
Обратите внимание на видеоурок, в котором мы разбираем эту разновидность постановки мата
использованная литература
Библиография
- Барден, Леонард (1980), Играйте лучше в шахматы с Леонардом Барденом , Octopus Books Limited, стр. 11, ISBN 0-7064-0967-1
- Брейс, Эдвард Р. (1977), Иллюстрированный словарь шахмат , издательство Hamlyn Publishing Group, стр. 213, ISBN 1-55521-394-4
- Эйве, Макс ; Хупер, Дэвид (1959), , Dover (перепечатка 1976 года), ISBN 0-486-23332-4
- Хорошо, Рувим ; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные концовки (1941) (пересмотренная редакция), Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) , «пешка», Oxford Companion to Chess (2-е изд.), Oxford University Press , стр. 294, ISBN 0-19-280049-3
Размещение и движение
В отличие от других фигур, пешки не могут двигаться назад. Обычно пешка движется вперед на одно поле, но при первом движении пешка имеет возможность продвинуться на два поля. Пешки не могут использовать начальное продвижение на два поля, чтобы перепрыгнуть занятое поле или взять. Любая фигура, стоящая непосредственно перед пешкой, другом или противником, блокирует ее продвижение. На второй диаграмме пешка c4 может перейти на c5; пешка на е2 может перейти либо на е3, либо на е4.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Первоначальное размещение пешек
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Пешка может перейти на поле прямо перед собой, если это поле не занято фигурой или другой пешкой. Пешка на своем начальном уровне имеет возможность переместить два поля за один ход.
Захват
В отличие от других фигур, пешка не захватывает в том же направлении, в котором движется. Пешка захватывает вперед по диагонали одно поле влево или вправо (см. Схему).
Еще одно необычное правило – захват en passant . Это может произойти после того, как пешка продвинется на два поля, используя свой первоначальный вариант двухшагового хода, и пройденное поле атаковано вражеской пешкой. Вражеская пешка имеет право взять ходовую пешку «попутно» – как если бы она продвинулась только на одно поле. Захватывающая пешка перемещается на поле, через которое прошла перемещенная пешка (см. Схему), а перемещенная пешка удаляется с доски. Возможность взятия сдвинутой пешки на проходе должна быть реализована на ходу сразу после двойного шага пешки, в противном случае она теряется до конца игры.
Пример обычного захвата
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Пешка может захватить ладью или коня, но не слона, который не позволяет пешке двигаться прямо вперед.
Пример на проходе
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Если предположить, что черная пешка только что переместилась с c7 на c5, белая пешка может взять ее на проходе, переместившись на c6.
En passant был добавлен в 15 веке, чтобы компенсировать недавно добавленное правило начального хода с двумя квадратами (Hooper & Whyld 1992: 124). Без прохода пешка на своем начальном поле могла безопасно обойти поле, контролируемое продвинутой пешкой противника. На проходе – единственный взятие в шахматах, в котором взятая фигура не заменяет взятую фигуру на том же поле.
Продвижение
Пешка , которая продвигает весь путь к противоположной стороне доски (первый ранг противостоящего игрока) будет повышен до другой части выбора этого игрока: ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Пешка немедленно (перед следующим ходом соперника) заменяется новой фигурой. Поскольку редко выбирается фигура, отличная от ферзя, превращение в ферзя часто называют «ферзем». Когда выбирается какая-то другая фигура, это называется недостаточным продвижением . Фигура, наиболее часто выбираемая для недооценки, – это конь , который обычно используется для выполнения мата или вилки для получения значительного материального преимущества. Недостаточное продвижение также используется в ситуациях, когда повышение до ферзя немедленно приводит к тупику . Выбор продвижения не ограничивается захваченными предметами; таким образом, теоретически игрок может иметь на доске одновременно до десяти коней, десяти слонов, десяти ладей или девяти ферзей. Хотя такая крайность почти никогда не встречается на практике, в 11-й партии матча на первенство мира 1927 года Хосе Рауль Капабланка и Александр Алехин с 65 по 66 ходы имели по две ферзя в игре. цвета, большинство стандартных шахматных наборов не имеют дополнительных фигур, поэтому физическая фигура, используемая для замены продвинутой пешки на доске, обычно является ранее взятой. В неформальных играх, когда правильная фигура недоступна, второй ферзь часто обозначается переворачиванием ранее взятой ладьи или размещением двух пешек на одном поле. Однако в турнирных играх это неприемлемо и может привести к решению арбитра, что перевернутая фигура на самом деле является ладьей.
Типичные пешечные структуры:
Пешечная Структура 1
Основные идеи за белых:
- Играйте Ne5, чтобы оказать давление на «d5» и разменять коней на «c6»
- Отвечая на bxc6 ходом b2-b3!, чтобы позже попытаться оказать давление на созданную слабость c6
- Белые в первую очередь стремятся занять чёрные поля и стараются разменять лёгкие фигуры. С другой стороны, они хотят сохранить больше тяжёлых фигур на доске.
Пешечная Структура 2
Эта структура может возникнуть в результате защиты Тараша, когда чёрные жертвуют пешку с5 для активной игры.
Белые должны знать некоторые важные идеи.
- Защита пешки с помощью a2-a3 и b2-b4
- Если чёрные играют Bf6+Ne4, белые должны ответить Bb2, Rc1 и b4-b5
- Если чёрные выбирают план с d5-d4, за которым следуют Be4 и Qd5, белые играют Bf4 (d2) и активируют коня с помощью b2-d3
- e2-e3 ВСЕГДА плохо, потому что чёрные отвечают на это ходом d4-d3 с активной игрой
Пешечная Структура 3
Изолированная пешка – одна из важнейших пешечных структур в шахматах. Вот основные идеи в этой структуре:
- Белые хотят разменять лёгкие фигуры, особенно чёрнопольных слонов
- Белые должны заблокировать пешку и контролировать поле d4
- Используя поля e5 и c5, белые могут попытаться спровоцировать новые слабости
- Чёрные планируют протолкнуть d5-d4 или создать контригру на королевском фланге или против пешки e2
Пешечная Структура 4
Так называемые Полу-висячие пешки.
- Цель белых в таких позициях – установить жёсткий контроль над d4 и c5, а также создать долгосрочное давление на эти пешки.
- Эндшпиль к выгоде белых. Белые стараются сохранить обоих коней на доске
- Пара слонов обычно не выгодно чёрным
- Единственная активная идея чёрных – атака на королевском фланге
Пешечная Структура 5
Эта структура очень модная в наши дни, так как Полу-Тарраш стал очень популярным в последние несколько лет.
Стратегия чёрных аналогична другим дебютам, таким как в защите Грюнфельда или Новоиндийской (вариант Петросяна): они отдают центр, чтобы быстро развить свои фигуры и оказать давление на центр белых.
Планы для белых:
- a4-a5 с последующим axb6, чтобы создать слабость
- d4-d5 – чтобы открыть линии в центре, активировать фигуры и создать опасную проходную пешку на d-линии
- Самая агрессивная идея – сыграть d4-d5 и встретить exd5 ходом e4-e5! У белых неприятная атака – белопольный слон открыт и есть идея Nd4-f5. Этот план обычно работает, когда конь чёрных на c6
- Очень часто h4-h5 поддерживает атаку белых на королевском фланге.
Планы на чёрных:
- Встреча а4-а5 ходом bxa5! и давление на пешки “е” и “d”
- Что касается d4-d5-прорыва, чёрные должны разместить ладьи на линии “c” и “e”. Таким образом, они готовы разыграть открытую позицию, которая может возникнуть после d4-d5. Адекватный способ предотвратить идеи, связанные с h4-h5, – это сыграть профилактическое h7-h6, чтобы защитить g5 и предотвратить некоторые жертвы на h7.
- В долгосрочной перспективе чёрные не должны забывать о своём большинстве на ферзевом фланге, которое является самым большим активом.
Пешечная Структура 6
Эта структура возникает из основной линии защиты Чигорина, в которой чёрные отказываются от пары слонов для быстрого развития и давления на центр белых.
- Белые хотят открыть позицию
- Общая идея – f3-f4, где мы встречаем exf4 ходом e3-e4, а затем забираем пешку f4 слоном
- Белые должны без колебаний пожертвовать пешку для быстрого развития
- Большинство эндшпилей к выгоде белых
Пешечная Структура 7
Эта структура характерна для контр-гамбита Альбина.
Обычно это преимущество у белых, поскольку наличие пешки на b5 даёт пространство и позволяет атаковать пешку c7. Кроме того, пешка а5 также является потенциальной слабостью.
- Нападение на слабости с7 и a5
- Продвижение большинства на королевском фланге
- Размещение слона на d4
- Почти все эндшпили в пользу белых